Особенности романса
Форма
Строфическая. Необязательны периоды с чётным количеством тактов, характерные для песни (допускаются расширения, переходы от одной строфы к другой).
Рефрен (припев) чаще всего отсутствует (хотя бывают и исключения, например, романс с припевом «Старый капрал» А. С. Даргомыжского).
В романсах академических композиторов (например, С. В. Рахманинова) инструментальное сопровождение может быть равноправным по значению с вокальной партией.
Мелодия
Мелодия теснее связана со стихом. Отражает не только общий характер текста и поэтическую структуру, но и отдельные образы.
Вокальная партия должна иметь ясное и рельефное мелодическое очертание и отличаться певучестью.
В романсе следует обращать внимание больше на передачу общего настроения текста, чем на подробную иллюстрацию его деталей.
Аккомпанемент дополняет вокальную партию, служит гармонической и ритмической опорой солисту.
В романсах XIX–XX веков аккомпанемент часто выполняет новые выразительные функции: «договаривает» невысказанное солистом, подчёркивает и углубляет психологическое и драматическое содержание музыки, создаёт иллюстративный и изобразительный фон.
Значение имеют вступления к романсу — здесь развитие авторской идеи, образного содержания или характеристика главных героев начинается буквально с первой ноты.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.