Взаимосвязь музыки и литературы
Взаимосвязь музыки и литературы - одна из самых обширных, сложных и интересных тем в музыкальном искусстве. Границы этих видов искусства не являются замкнутыми. Литература находит своё продолжение и завершение в музыке и наоборот. Писатель-поэт помогает понять глубину и выразительность музыки, а музыкант-композитор способствует более яркому раскрытию образов поэзии и прозы.
Анализируя произведения на уроках музыки, мы приходим к интересным выводам о взаимодействии поэтического слова и его воплощения в произведениях различных музыкальных жанров.
Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению и многим другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Среди жанров существующих как в музыке, так и в литературе можно выделить былину, балладу, элегию, романс, оду, гимн.
Понимание взаимопроникновения музыки и слова начинаются с малых лет через песни. Именно в песнях дано сочетание музыки и речи. Это делает вокальные произведения наиболее понятными, доступными.
Единым стержнем этих искусств является интонация.
Существует несколько видов пения, с помощью которых развиваются способности детей. Основным средством овладения языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Действительно, пение может быть, в известной степени, развлечением.
Повтор важен и для заучивания песен наизусть. Заучивание куплетов из песен в большей степени облегчает задачу составления фраз и предложений и учит грамотно строить свою речь.
Песни обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ученика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.