Функциональная грамотность на уроках музыки
Оценка 4.9

Функциональная грамотность на уроках музыки

Оценка 4.9
Раздаточные материалы
docx
музыка
5 кл—8 кл
20.06.2024
Функциональная грамотность на уроках музыки
Функциональная грамотность на уроках музыки Гаврилова.docx

Гаврилова Элеонора Иосифовна

Учитель музыки, педагог дополнительного образования

КГБОУ «Канский морской кадетский корпус», г. Канск, Красноярский край.

 

Методическая разработка

«Функциональная грамотность на уроках музыки»

1.      «Функциональная грамотность: содержание, способы формирования на уроках музыки»

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, рисованию.

Функционально грамотная личность – это человек ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (в частности, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений, умеющий отвечать за свои решения, способный нести ответственность за себя и своих близких, владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке, обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний, для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление, легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него, понимающий, что жизнь среди людей – это поиск постоянных компромиссов и необходимость искать общие решения, владеющий современными информационными технологиями).

Цель учителя - развить ребёнка:

   -развить мышление- из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое;

   -развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание, фантазию и воображение, пространственное восприятие;

   -развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику;

   -развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

Характеристиками уровневых показателей функциональной грамотности учащихся являются:

 1) целепологание:

- осознание учеником потребности и способности к самореализации;

- возникновение учебно-познавательного интереса; - владение приемами самостоятельной работы;

- осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков; 2) планирование:

- способность ориентироваться в условиях задачи;

- выделение алгоритма поиска необходимой информации;

 3) принятие решения:

- выбор оптимального варианта для решения поставленной задачи; - анализ планов деятельности;

4) выполнение:

- умение работать с текстом, рисунком, схемой и графиком;

 5) оценка результатов –

 проходит по критериям:

- не может быть допустимой, допустимая, высоко допустимая и наиболее эффективная.

Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются функциональная грамотность и более прочные, глубокие знания:

- работа в группах;

- проблемное обучение – создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешения;

- приём «выбор» (ученик иногда может выбрать себе домашнее задание по предмету, наметить количество примеров, задач, которые должен будет решить за урок и т.д.); - метод опорных схем (вид обобщения и «подсказки» для учеников, которым не всегда удаётся успешно освоить тему).

 В подготовке таких уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Какие стратегии обучения нужны для развития функциональной грамотности учащихся?

Каждому учителю сегодня необходимо научиться проектировать урок с использованием стратегий активного обучения. Активное обучение - это организация и ведение учебного процесса, направленная на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством комплексного использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.

Перспективным, в плане повышения уровня функциональной грамотности, является проектная

и исследовательская деятельность. Она позволяет эффективно развивать мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать творческие способности и творческую деятельность обучающихся.

 

2.      РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Основная задача, которая стоит перед учителем предмета области Искусство (музыка, изобразительное искусство) – создать условия для развития функциональной грамотности, создать такую образовательную среду, которая будет этому способствовать и, поможет овладению коммуникативной, информационной компетентностями. Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать их в процессе социальной адаптации.

Развитие функциональной грамотности школьников на уроках музыки будет эффективным, если внедрять компетентностный подход к обучению:

 - изменить методику преподавания, включить в урок различные творческие учебно-игровые и развивающие задания, использовать ИКТ; изменить формы организации занятий, шире применять групповые методы обучения, организовывать совместную музыкальную и творческую деятельность;

 - использовать различные средства активизации восприятия музыкальных произведений и формировать у учащихся потребности в самовыражении, рефлексии своей деятельности; рассматривать любую музыкальную деятельность как совместную творческую деятельность учащихся и учителя (субъектно-субъектная деятельность).

Использование ИКТ: аудио – видео хрестоматии, программы для караоке, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии и обучающие программы.

Изменения в методике:

1. Рассмотрение на уроке музыкальных произведений с определенной нравственно-эстетической идеей (верность, зло, добро).

2. Рассмотрение музыкальных произведений по принципу сходства и контраста.

3. Использование на уроке собственного накопленного учащимися музыкального опыта, создание проблемных ситуаций.

4. При рассмотрении музыкального произведения использовать художественные ассоциации и художественный контекст.

5. Использовать различные варианты исполнения музыкальных произведений, драматургию.

6. Использовать нестандартные формы проведения уроков: урок-сценарий, урок-путешествие, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография, урок в форме рондо, урок-вариация.

7. Использовать различные дидактические игры: «Мир звуков», «О чём рассказывает музыка», «Средства музыкальной выразительности», «Путешествие в музыкальные страны – Оперу, Балет, Симфонию, Концерт», «Интонация», «Музыкальные путешествия» и т.п.

8. Применение стратегий критического мышления для работы с текстами и рефлексии собственной деятельности.

Характеристики умений.

 1.Умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах;(переход от одной ситуации к другой, придерживаться инструкции, видеть проблему, обосновать действия, оформление в виде таблицы, диаграммы и прочее).

2. Умение одновременно удерживать несколько условий, в том числе, конфликтующих друг с другом;(3 уровня: 1- репродуктивный, 2-рефлексивный, 3- функциональный).

3. Умение выявлять закономерности в структурированных объектах; (делать выводы).

4. Умение осуществлять пробные действия при поиске решения проблемы; (проблемные ситуации на уроке).

5. Умение контролировать ход и результат решения проблемы (карта достижений – выбирать материал, который необходим для решения задачи; осознать и обозначить свой путь движения в предмете и делать предположения о дальнейших продвижениях).

Эти умения являются индикаторами функциональной грамотности и формируются за счет включения в урок заданий, направленных на формирование данных умений («Найди лишнее» или «Пятый лишний», логические цепочки, продолжить ряд, определи жанр музыкального произведения, загадки).

Использование элементов стратегий RWST ("Развитие критического мышления через чтение и письмо") и приемов педагогической техники по А. Гину: составление кластера, инсерт, заполнение таблицы «Знал. Узнал. Хочу знать», приема «Отсроченная отгадка», чтение с пометками на полях, составление синквейна, использование эссе, приема РАФТ, «Да-нетка» и другие, несомненно, помогают развитию функциональной грамотности. Особую роль необходимо отвести в этом перечне приемам смыслового чтения и технике активно-продуктивного чтения текстов на уроках музыки. Такие приемы оказывают влияние на формирование функциональной грамотности учащихся. При этом в арсенале учителя музыки обязательно должны быть технологические приёмы, которые используются в технике активно-продуктивного чтения:

- оценка текста;

- задай вопрос;

- кубик Блума;

- аналитик и другие.

Применительно к музыке рассматриваются виды грамотности и умения, используемые в практике работы средства формирования.

Вертикальное измерение грамотности представляется соответствующей шкалой, согласно которой респонденты оценивают уровень владения данным умением +1 – «Да, умею», –1 «Нет, не умею», 0 – «Затрудняюсь ответить».

 

Индикаторы функциональной грамотности

Умения (эмпирические показатели)

Средства формирования

Общая грамотность

Написать сочинение, реферат

Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз и подборе слов

Дидактические игры

 

Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз и подборе слов

Домашние задания

Компьютерная

Искать информацию в сети интернет

 

Проекты, домашние задания по объяснению терминологии

Пользоваться электронной почтой

 

Отправка результатов работы учителю, дистанционные конкурсы

Создавать и распечатывать тексты

Выполнение заданий с персонального сайта, проекты, рефераты, сообщения

 

Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий. Использовать информацию в интернете

Проекты, рефераты, сообщение

Коммуникативная

Работать в группе, команде

Групповые формы работы, групповые проекты

Не поддаваться колебаниям своего настроения

Рефлексия в течение урока

Организовывать работу группы

Командные игры, задания

Приспосабливаться к новым условиям и требованиям

 

На начальном этапе обучения главное - развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение, что является началом развития основ функциональной грамотности. Вот примеры некоторых заданий, которые я использую на своих уроках:

1.           Задания на развитие анализа и синтеза:

Нота «Соль» звучит выше ноты «Ми», а нота «До» звучит ниже ноты «Ми». Составь схему и ответь на вопрос: какая нота звучит выше «Соль» или «До».

 

 

 


2.      Задания, направленные на формирование умения классифицировать:

Объясни, почему каждый предмет может быть лишним

preview_bubien             Труба_509120b5276d2-p  _____________Sta_4dd51cc7cb68e

     3.   Задания, направленные на развитие систематизации:

Перепутанные слова. Из данных слов составь строчку из песни

Хмурый от светлей улыбки день, в небе от проснется радуга улыбки

Холодно елочке зимой маленькой, мы лесу из домой елочку взяли

Учитель в ходе учебного процесса должен суметь мобилизовать у ребенка индивидуальные, интеллектуальные ресурсы, включая знания по предметным областям. И начинать надо с того, чтобы помочь ребенку увидеть в своем окружении доступную близкую цель по самосовершенствованию, которая принесет ему радость.

На этапе активизации мыслительной деятельности можно использовать такие виды работ, как:

1.      Установи общие признаки или различия (между инструментами, жанрами музыки).

  2.  Найди лишнее слово: а) баян, аккордеон, гармонь, фортепиано; б) симфония, песня, пьеса, соната.

     3. Соотнести: - с именем композитора:

а) портрет,

б) фрагмент его биографии,

в) фрагмент истории создания произведения,

г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального.

    4. Продолжить ряд:

а) органист, трубач ... (профессии музыкантов - исполнителей).

б) виолончель, гусли... (струнные, без деления на струнные и струнные смычковые)

в) Моцарт, Чайковский... (фамилии композиторов

    5. Сгруппировать:

Мануалы, контрабас, трубач, флейта, кафедра, кларнет, хор, барабан, домра, фасад, трубы, органист, оркестр, ложки, песня, соната. (Признаки определяет учитель, в дальнейшем сами ученики).

   6. Пояснить логическую пару слов:

а) гармонь - баян ("родственники"), гармонь - балалайка (русские народные инструменты),

б) песня - куплет (часть песни), песня - хор (хоровое исполнение песни)

в) дирижер - оркестр (руководитель)

   7. Ассоциации. Назвать (записать) 5 - 6 слов.

Орган: … (трубы, день рождения, Бах, полифония,

кафедра, " король " инструментов).

Песня: (соло, хор, оркестр, характер, концерт, ансамбль).

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», работа над деформированным  текстом,  написание  синквейнов,  аннотаций,  мечталок-сочинялок,  ролевая  игра позволят нам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

 

1.           Развитие ЧГ на уроках музыки.

Современная система образования в России направлена на формирование функциональной грамотности обучающихся. Это необходимо для того, чтобы соответствовать международным стандартам, в которых функциональная грамотность выступает центральным понятием. Основные компоненты функциональной грамотности:

1.Математическая грамотность

2.Читательская грамотность

3.Естественно-научная грамотность

4.Финансовая грамотность

5.Глобальные компетенции

6.Креативное мышление

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том числе и для достижения своих целей, расширения знаний и возможностей, становится значимым результатом функциональной грамотности. Обучение работе с информацией направлено на формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации для решения практических учебных, в том числе жизненных задач.

В связи с включением визуальных изображений тексты можно разделить на сплошные (без таких изображений), несплошные (включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом). Вместе с тем визуальные изображения могут быть предложены для анализа как источник информации и отдельно, самостоятельно. Примерами сплошных текстов являются:

1) описание (художественное и техническое);

2) повествование (рассказ, репортаж);

   3) объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); 4) аргументация (комментарий, обоснование);

  5) инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы).

 Несплошные тексты включают:

 1) графики;

2) диаграммы;

3) таблицы;

4) карты, схемы;

 5) рисунки, фотографии;

6) формы (анкеты и др.);

7) информационные листы и объявления.

 В процессе работы с текстом учащиеся приобретают читательские умения-находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать информацию, понимать смысловую структуру текста, соотносить визуальное изображение с вербальным текстом, формулировать выводы, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, высказывать и обосновывать собственную точку зрения, использовать информацию из текста для решения практической задачи.

Учащимся предлагается изучить данную печатную продукцию и поставить перед ними ряд задач / проблем:

а) задание с дополнением (обучаемый дополняет содержание предложения

или фразы своей информацией – два-три слова / фразы);

б) задание в виде свободного изложения.

Вопросы и задания, развивающие читательскую грамотность на уроках искусства

Работа с текстом «Иван Сусанин»

Прочитайте текст. Вставьте на месте пропусков нужные слова. Разделите текст на части, озаглавьте каждую часть.  Озаглавьте весь текст.

Театр оперы и балета — знакомое сочетание слов. В ….. действующие лица поют, а в …... танцуют.

Однако есть балеты, в которых поет хор, и оперы, в которых много танцевальных сцен, как, например, в опере М. Глинки «Иван Сусанин». «…Слышишь, - писал Н.В. Гоголь, - где говорит русский и где поляк: у одного дышит раздольный мотив русской песни, у другого — опрометчивый мотив польской мазурки».

Полонез и мазурка становятся символами воинственного начала. II действие оперы переносит нас на бал в старинный замок польского короля. В торжественном полонезе проходят пары. К звукам оркестра присоединяются голоса пирующих.

Приобретение навыков смыслового чтения, знаково-символическое действие.

1.      История создания флейты

Вставьте пропущенные слова: А – флейта Б – свирель В – Пан Г – тростник Д – Сиринкс.

Древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников (1) полюбил прекрасную нимфу (2). Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти ее, и тот превратил её в (3). Пан сделал из него (4), которую стали называть (5).

Выберите правильный ответ

1)1А 2Б 3В 4Г 5Д             2) 1В 2Д 3Г 4Б 5А                                3) 1Б 2В 3Г 4А 5Д

2.     Задание «Музыкальные облака»

Внимательно рассмотрите предложенные облака слов. Каждое облако слов представляет собой понятие одного музыкального термина. Догадайтесь, о каком термине идет речь, а также приведите составленное вами из облака определение для каждого термина.

 

https://files.1urok.ru/images/54bfe6befec4cba5e88b6c80bfe6f534c7a62149.jpg

3.     Задание «Музыкальные профессии»

                       https://files.1urok.ru/images/cf15507aaf678627f4a1d4fe4ef36b110aa5c6a3.jpg                     https://files.1urok.ru/images/ed78564b8ab2bda1f9bc38d2b586f745991e8e86.png

                                 Исполнители музыки                                                              Создатели музыки

Барабанщик, аранжировщик, органист, композитор, певец, музыкальный редактор, скрипач, флейтист.

 

4.       «Музыкальная терапия»

Как лучше всего назвать этот текст?

A. Воздействие музыки на человека и его здоровье.

B. Лечебные музыкальные терапии из Европы.

C. О композиторах и их проблемах со здоровьем.

D. Неожиданные преимущества современной музыки.

Музыковед из Берлина профессор Кристофер Рюгер разработал оригинальную методику музыкотерапии, основанную на подборе различных музыкальных произведений в зависимости от характера психологических проблем. Самая необыкновенная музыка у Моцарта: это своего рода музыкальный феномен, который ученые назвали «эффект Моцарта». По мнению ученых, музыка этого композитора способствует развитию умственных способностей у детей. «Картинки с выставки» Мусоргского умиротворят в гневе. От раздражительности и неврозов помогает музыка Чайковского. От мигрени врачи предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Американец в Париже» Гершвина. Поднимает настроение, избавляет от депрессии джаз, блюз, соул, регги.

 

5.      Шестиугольное обучение. Составление гексов.

Основные задачи педагога-музыканта – воспитать у обучающихся любовь и интерес к музыкальному искусству, развить художественный вкус, создать условия для овладения обучающимися музыкальными знаниями, умениями и навыками. Одним из действенных способов реализации поставленных задач является использование в педагогическом процессе активных, интерактивных и инновационных форм и методов обучения, где акцент ставится на самостоятельной учебной деятельности обучающихся, что способствует более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит и его эффективности.

Технология шестиугольного обучения позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы обучающихся, предоставляет возможность ученикам проявить самостоятельность, ощутить свою значимость в процессе обучения, в котором активность преподавателя зачастую уступает место активности обучающихся. Процесс реализации данной технологии включает в себя многоуровневую и разностороннюю коммуникацию всех участников образовательного процесса, возможность личного включения каждого обучающегося в обсуждение.

Применение технологии шестиугольного обучения на уроках музыки позволяет не только повысить уровень знаний обучающихся, но и способствует повышению мотивации к изучению музыкального искусства, развитию умения излагать свои мысли, умения рефлексировать, пробуждению исследовательской и творческой активности.

Варианты использования технологии шестиугольного обучения.

 Тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет».        

Обучающиеся выделяют наиболее важные или интересные факты в каждой из категорий и готовы объяснить свой выбор всему классу.

Тема: «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет».

Набор № 1.

- шестиугольник с надписью «Балет»;

- шесть шестиугольников с вопросами;

- шесть пустых шестиугольников.

что такое кордебалет
когда появился 
   балет
                                создатели
кто создаёт
балет
что такое либретто
 


определение                                                                                                                                                                                                                                      что такое

                                                                                                                                                                                                          пантомима

                                                                                                                                          

 


                                                                                                                                                    Балет

 

 


                                                                                      

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, обсуждают в группах, работают с учебником, в пустые гексы вписывают ответы. Работу защищают перед классом.

Набор №2    

- шестиугольник с надписью «Балет»;

- шесть пустых шестиугольников.

                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                    Балет

 

Обучающимся даются пустые шестиугольники, придумывают   вопросы о балете, предлагают  ответить на них другой группе

 

Тема «Хоровая музыка»                                        Составить по гексу короткий рассказ

Набор №1.

- два шестиугольника с названиями;

- тринадцать  шестиугольников с характеристикой;

Обучающиеся распределяют гексы:

1 группа складывает «Народная хоровая музыка»

2 группа «Хоровая музыка в храме»

Составляют короткий рассказ и выступают

Народная хоровая музыка Хоровая музыка в храме
Особое возвышенное состояние при слушании церковного хора
Озарены светом высокой веры, музыка устремлена ввысь Произросла из жизни,Темы и образы рассказывают о характере людей и местах где они жили
Мир особых музыкальных образов
Молитва «Отче наш»
Отличают особая мощь и слаженность звучания,Образ Святой Руси связывался с храмом, колокольным звоном, с церковным пением
Р.н.п. «Есть на Волге утёс»
Исполняется широко, мужественно
В ней отражается широта и величие русской реки Волги, её природы и суровой истории
Церковная музыка всегда оказывала огромное влияние на творчество русских композиторов
Во время церковных служб в храме звучат молитвы
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Набор 2

Задача: знакомство с эпизодом оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова- «Вхождение в невидимый град»

- один шестиугольник: Ф.И.О композитора

- один шестиугольник: название оперы

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»«Вхождение в невидимый град»

- один шестиугольник: название эпизода

- шестнадцать шестиугольников: словосочетания из текста

погружении его под воды озера Светлояр,древние сказания,В музыке оперы,В основе её лежат,от нашествия татар,О чудесном спасении града Китежа,Один из ярких эпизодов оперы,в котором слышится,звон колоколов церквей невидимого города,интонации церковных песнопений,слышны интонации церковных песнопений,Н. А. Римский-Корсаков,молитв,«Вхождение в невидимый град»

,Один из ярких эпизодов оперы,отражённого в озере,Слышен перезвон церковных колоколов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учебный материал (словосочетания из текста учебника) вписан в шестиугольники, Обучающиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники.

 

Тема: «Тонкая палитра оттенков»     

Предложить ученикам (или попросить их найти самостоятельно) несколько ключевых смысловых отрывков (письменных или визуальных) с заданием: добавить к каждому утверждению или иллюстрации цепочку категорий и понятий, которые они вспомнят или узнают при изучении темы.

 

Набор №1.

по

- шесть шестиугольников с обозначениями динамических оттенков;

- шесть пустых шестиугольников.

- один шестиугольник (Динамика)

- один шестиугольник (определение динамики)

 для каждой группы

Ученики делятся на две группы, получают гексы,.

Первая группа - шестиугольники необходимо разложить от самого тихого до самого громкого, в пустые шестиугольники вписать, что обозначает тот или иной знак (очень тихо, тихо, не слишком тихо, менее громко, чем форте, громко, очень громко)

ppp.

Динамика mf Одно из самых ярких выразительных средств музыки
mp
f
ff
 

 

 

 

 


Вторая группа – в шестиугольники записаны обозначение знаков (очень тихо, тихо, не слишком тихо, менее громко, чем форте, громко, очень громко) их необходимо разложить, в пустые шестиугольники вписать знаки (p, pp, f, ff, mf, mp)

громко,тихо,Очень тихо
Динамика Одно из самых ярких выразительных средств музыки
Менее громко, чем форте
Очень громко
Не слишком громко
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж.

Цель: формирование понимания роли динамических оттенков,  формирование умения различать динамические оттенки.

- шесть шестиугольников с изображением;

- один шестиугольник с надписью: «Динамика – это…»;

- шесть пустых шестиугольников.

Учащиеся получают шестиугольники с изображением

Ученики должны в пустой шестиугольник вписать знаки (p, pp, f, ff, mf, mp)

 Выложить изображения, обсудить, какой у каждого из них знак динамического оттенка. Ответы записать в пустые шестиугольники, распределить по изображениям, выполняют в парах, группах при закреплении изученного материала.

 

Динамика -это
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Урок музыки «Память жанра» (фрагмент урока – приём шестиугольного обучения ( составление гексов).
          ФИО: Гаврилова Элеонора Иосифовна

Место работы; КГБОУ «Канский морской кадетский корпус»

Должность: учитель, педагог дополнительного образования.

Предмет: музыка, хор, вокал.

Класс: 7

Тема и номер урока в теме: №13

Базовый учебник: Искусство. Музыка. 7 класс, Т. И. Науменко, В. В. Алеев

Актуализация знаний и умений

Вспомним, какие виды музыкальных образов могут звучать в музыке? Какие произведения мы слушали?

(по желанию обучающиеся создают 2 группы из трёх человек и работают с гексами.

Набор гексов для первой группы:

-1 шестиугольник (Музыкальный образ)

-3 шестиугольника пустых

Набор гексов для второй группы:

-3 шестиугольника («Лесной царь» Ф. Шуберт, «Прелюдия» С. Рахманинов, «Океан-море синее» Н. Римский-Корсаков)

- 3 шестиугольника (лирический, эпический, драматический)

Первая группа.

Обучающиеся записывают в пустые гексы (лирический, эпический, драматический).

Музыкальный образ
 

 

 

 


Вторая группа.

К трём шестиугольникам (лирический, эпический, драматический), обучающиеся прикладывают шестиугольники («Лесной царь» Ф. Шуберт, «Прелюдия» С. Рахманинов, «Океан-море синее» Н. Римский-Корсаков).

лирический
эпический
«Океан-море синее» Н. Римский-Корсаков
«Прелюдия» С. Рахманинов
драматический
«Лесной царь» Ф. Шуберт
 

 

 

 

 

 

 

 


Остальные (по желанию) зачитывают стихотворения или демонстрируют рисунки, в которых воплощён эпический, драматический или лирический образ.

Оцениваю работы.

 

 

 

 

 

 

Закрепление знаний и способов действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовываю работу в группах.

1 группа – составляет синквейн «Полонез»

2 группа – работает с гексами «Память жанра»

вызыватьУчебный материал (словосочетания из текста учебника) вписан в шестиугольники, Обучающиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники.

ассоциативный,Память жанра,накоплен,опыт,у слушателя,определённые,представления
вызывающий,и,образы
В жанрах
огромный
и образы
представления
в памяти
Музыка способна
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Гаврилова Элеонора Иосифовна

Гаврилова Элеонора Иосифовна

Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т

Использование нестандартных форм и методов – одно из важных средств обучения, т

ИКТ; изменить формы организации занятий, шире применять групповые методы обучения, организовывать совместную музыкальную и творческую деятельность; - использовать различные средства активизации восприятия музыкальных произведений и…

ИКТ; изменить формы организации занятий, шире применять групповые методы обучения, организовывать совместную музыкальную и творческую деятельность; - использовать различные средства активизации восприятия музыкальных произведений и…

РАФТ, «Да-нетка» и другие, несомненно, помогают развитию функциональной грамотности

РАФТ, «Да-нетка» и другие, несомненно, помогают развитию функциональной грамотности

Коммуникативная Работать в группе, команде

Коммуникативная Работать в группе, команде

Соотнести : - с именем композитора: а) портрет, б) фрагмент его биографии, в) фрагмент истории создания произведения, г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального

Соотнести : - с именем композитора: а) портрет, б) фрагмент его биографии, в) фрагмент истории создания произведения, г) фрагмент литературного произведения, положенного в основу музыкального

Финансовая грамотность 5.Глобальные компетенции 6

Финансовая грамотность 5.Глобальные компетенции 6

Вопросы и задания, развивающие читательскую грамотность на уроках искусства

Вопросы и задания, развивающие читательскую грамотность на уроках искусства

Задание «Музыкальные профессии»

Задание «Музыкальные профессии»

Музыковед из Берлина профессор

Музыковед из Берлина профессор

Балет

Балет

Набор 2 Задача: знакомство с эпизодом оперы «Сказание о невидимом граде

Набор 2 Задача: знакомство с эпизодом оперы «Сказание о невидимом граде

Учебный материал (словосочетания из текста учебника) вписан в шестиугольники,

Учебный материал (словосочетания из текста учебника) вписан в шестиугольники,

Первая группа - шестиугольники необходимо разложить от самого тихого до самого громкого, в пустые шестиугольники вписать, что обозначает тот или иной знак (очень тихо, тихо,…

Первая группа - шестиугольники необходимо разложить от самого тихого до самого громкого, в пустые шестиугольники вписать, что обозначает тот или иной знак (очень тихо, тихо,…

Выложить изображения, обсудить, какой у каждого из них знак динамического оттенка

Выложить изображения, обсудить, какой у каждого из них знак динамического оттенка

Актуализация знаний и умений

Актуализация знаний и умений

Закрепление знаний и способов действий

Закрепление знаний и способов действий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2024