Музыкальные инструменты Камчатки
Камчатка - это край с богатой историей и культурой. На полуострове сформировалась уникальная музыкальная культура, которая сочетает в себе элементы традиционных народных песен и современного музыкального искусства.
Важнейшую роль в камчатской музыке играют традиционные инструменты. К ним относятся:
Варган - духовой инструмент, который изготавливается из кости или металла.
Бубен - ударный инструмент, который изготавливается из кожи и дерева.
Трещотка - ударный инструмент, который изготавливается из дерева и кости.
Скрипка - струнный инструмент, который был завезен на Камчатку в XVIII веке.
Гитара - струнный инструмент, который был завезен на Камчатку в XIX веке.
Традиционные инструменты Камчатки используются в исполнении народных песен, а также в современной музыке. Они являются неотъемлемой частью камчатской музыкальной культуры.


Варган — музыкальный инструмент из семейства язычковых. Известен под разными названиями: комус, хомуз, кубыз, дрымба.
Музыкальные инструменты в культуре славян и народов России.

Гудок - древнерусский смычковый инструмент, наиболее распространённый в XVII—XIX вв., среди скоморохов. Гудок (другое название – Смык) принадлежит к старинным струнным Русским народным музыкальным инструментам. Деревянный корпус гудка выдалбливался до придания ему овальной или грушевидной формы. Гриф гудка относительно короткий, без ладов и с прямой или изогнутой головкой. На грифе устанавливаются и закрепляются три струны. Струны на подставке гудка располагались в одной плоскости. В этом заключается отличие скрипки, на которой верхняя часть подставки представляет дугу. Из сообщений музыковедов XVIII-XIX вв. о способах игры на гудке известно, что наиболее распространенным был тот, при котором мелодия исполнялась на высоко выстроенной струне, а две другие струны по отношению к первой составляли квинту или кварту и звучали, постоянно сопровождая мелодию. Эти две струны на гудке играли роль бурдона, характерного также для волынки и колесной лиры. "Данное обстоятельство дает возможность высказать предположение о специфичности подобного бурдонного сопровождения для всей русской народной инструментальной музыки в целом". На плоской деке гудка проделано резонаторное отверстие. Длина этого музыкального инструмента не превышает одного метра. Его предельные размеры – 30 - 80 см. Дугообразная форма смычка у гудка по форме напоминает лук. Музыкант при игре на гудке касается смычком сразу всех струн. Однако, для извлечения основной мелодии используется только одна (первая) струна. Остальные две струны называются бурдонными и звучат они в одной тональности, не изменяя своего звучания. Постоянное, безостановочное гудение нижних струн является характерной особенностью гудка, да и всех остальных старинных щипковых музыкальных инструментов. Играя на гудке, музыкант старается удерживать свой музыкальный инструмент на колене, придавая ему вертикальное положение. Сегодня никто не может достоверно утверждать о точном времени возникновения гудка. Семиструнный лирообразный смычковый инструмент уцелел в Киевской Софии на фресках XI в. Найденный на Неревском раскопе гудок был сделан из еловой древесины. Целиком сохранился корпус с орнаментированной головкой, имеющий три колковых отверстия. Остальные части инструмента утрачены.

Кугиклы (кувиклы) — духовой деревянный музыкальный инструмент, русская многоствольная флейта разновидность флейты Пана. О кугиклах писал Дмитрюков в журнале "Московский телеграф" в 1831 году. На протяжении XIX в. в литературе время от времени встречается свидетельства об игре на кугиклах, особенно на территории Курской губернии. Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша). Годились для этой цели и другие растения — зонтичные травы с их трубчатыми стеблями или кустарники с мягкой сердцевиной, например, бузина. Хорош для всех вообще свистящих инструментов бамбук, а в наше время пластмассовые, эбонитовые и даже металлические трубки, дном служил узел ствола.
Комплект кугикл обычно состоит из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм) так же длина зависит от материала трубочек. Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Верхние, открытые концы инструмента располагаются на одной линии. Поднося их ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки. Подстройка трубок производится по вышеописанному принципу: удлиняя ствол или высверливая его стенки, мы увеличиваем его объем и, следовательно, понижаем звук. Укорачивая ствол — повышаем. В народной практике редко прибегают к обрезыванию трубок, потому что ошибки в этом случае непоправимы. Для того, чтобы укорачивать звучащий столб воздуха, можно положить на дно трубки камешек, засыпать в нее песок или залить расплавленный воск. Все это в случае надобности можно быстро извлечь обратно, добавлять и убавлять более мелкими дозами. Еще лучше нижние концы трубок затыкать пробками. Передвигая пробки вверх или вниз, можно более точно регулировать строй и даже в случае надобности изменять его. В русских кугиклах каждая дудочка имеет своё название. В Курской области дудочки, начиная от большой, называются «гудень», «подгудень», «средняя», «пятушка» и самая маленькая «пятушка», в других областях названия могут отличаться. Такие названия позволяют исполнителям в процессе игры обмениваться репликами, подсказывающими как нужно играть.
Комплект из пяти дудочек в руках одного исполнителя называется «парой». В прошлом, на кугиклах играли исключительно женщины, и преимущественно ансамблем. Ансамблевая игра на кугиклах — сложное и своеобразное искусство. Одиночная игра, по мнению самих исполнительниц, не представляет ценности, хотя и практикуется.
Играющие на «паре» должны уметь дуть в дудочки и издавать голосом отдельные звуки исполняемой пьесы. Репертуар ансамблей ограничивался обычно плясовыми наигрышами. При этом отдельные кугикальницы не только дуют в дудочки, но в определенные промежутки делают своеобразные выкрики («споукания») или прихлопывают в ладоши, притопывают, присвистывают, «ихают». Хороши кугиклы в соединении с другими народными инструментами.

Свирель – русский духовой музыкальный инструмент. Свирель изготавливают из дерева, тростника или металла. В качестве древесины чаще всего используют орешник, клён, крушину, ясень или черёмуху. Сердцевина удаляется тонкой палочкой или выжигается с помощью раскаленной проволоки. В результате получается дудка, один конец которой отрезают наискось. Рядом с ним отщепляется тоненький язычок. Игровые отверстия проделывают сбоку. У классической свирели таких отверстий шесть. У русских народов традиции игры на свирели имеют возраст несколько сотен лет. В середине прошлого века на раскопках Древнего Новгорода нашли две свирели. Одна из них, длиной 22,5 см, имеет 4 игровых отверстия и относится к концу XI века. Длина другой – 19 см, у нее 3 игровых отверстия и относится она к началу XV века. Для корпуса свирели лучше всего подобрать уже готовую эбонитовую или металлическую трубку или изготовить ее из дерева, камыша, бамбука. Чем больше размеры трубки, тем ниже будет строй инструмента, и наоборот. Самым ответственным моментом является изготовление звукоизвлекающего, свистящего устройства. Оно представляет собой пробку (пыж) со скошенной щелью, в которую вдувается воздух. На расстоянии, равном длине пыжа, в стволе свирели делается небольшой прямоугольный вырез, так же скошенный в сторону нижнего конца трубки. Острый край среза должен находиться напротив узкой части щели пыжа. Струя воздуха, врываясь при вдувании из щели, попадает на острый выступ и, разбиваясь о него, издает свист. Получается обыкновенный свисток. Этот свисток колеблет своим звуком столб воздуха в трубке, который при помощи отверстий на стволе исполнитель может то укорачивать, то снова удлинять. Следующий ответственный этап работы — прорезывание или прожигание отверстий и их подстройка. Можно отчасти воспользоваться рисунком, где указаны места положения отверстий, и в последствии довести их до необходимого строя опытным путем, так как указанные на рисунке размеры приблизительны и не могут соответствовать многим непредвиденным особенностям той или иной модели (материал, его плотность и толщина и т. д.).
Подстройка инструмента осуществляется так. Если закрыть все отверстия, то при слабом вдувании должен получиться звук ре 1-й октавы; при более интенсивном, называемом передуванием, — ре 2-й октавы. Если любое из этих ре ниже (проверяем по хорошо настроенному баяну или фортепиано), следует укоротить трубку на 1—-2 мм. Если выше, то в нижнюю часть трубки вставляется кольцо из дерева, металла или картона толщиной 1—2 мм. Если звук, образованный закрытием отверстий, вообще далек от искомого, но вполне чисто интонирует какой-либо другой, рядом лежащий, например до или ми-бемоль, имеет смысл оставить данный инструмент в получившемся строе. Народные мастера не знали точной разметки пальцевых отверстий и делали это весьма приблизительно. При исполнении они различными способами, которые, кстати, следует иметь ввиду (сила дутья, неполное закрывание отверстий), добивались необходимой чистоты строя.

Жалейка — старинный русский народный духовой деревянный язычковый музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента. В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная (двухствольчатая). Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука. Звукоряд жалейки диатонический. В зависимости от размеров жалейки могут быть разных строев, что очень важно в ансамблевой и оркестровой игре на них. Диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Перед игрой пищик необходимо каждый раз размачивать слюной, иначе он звучать будет плохо, сипло. Дуть в жалейку нужно с некоторым усилием. Чем больше это усилие, тем выше может подниматься ее строй. Использовалась жалейка как пастушеский инструмент, играли на ней наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем. А в 18 веке игра на жалейке входила в поминальный обряд, который называли «жалениями». Двойная (двухствольчатая) жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей. Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные — в южных. В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться брёлками. Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий. Сейчас жалейку можно увидеть, только в оркестрах русских народных инструментов, а в 1900 году В. В. Андреев впервые ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд.

Рожок — духовой деревянный музыкальный инструмент. Часто рожок берет свое название от той местности, где он был произведен и приобрел самую высокую популярность. Имеет разные названия: русский, пастушеский, песенный, владимирский. Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII века в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри. В них рожок предстаёт как широко распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое». Звук рожка, по словам Штелина очень сильный и пронзительный, используется пастухами не только в работе, но и «в кабаках для веселения», и «в лодке для сопровождения пения гребцов».
Впервые подробно рожок исследован Н. Приваловым, затем продолжили изучение традиций Б. Смирнов, К. Бромлей.
Упоминание ансамблевой игры на рожках относится к XVII веку, что позволяет возводить традицию рожечной игры к более раннему времени. Не исключено, что название «рожок» закрепилось за инструментом в более позднее время, и что в ранних письменных источниках он скрыт под названием «труба».
В хоре Н. В. Кондратьева было 12 рожечников. Он делил их на три группы. Одна исполняла высокие подголоски, другая — основную мелодию в среднем регистре. Нижние подголоски игрались на басовых рожках.
Исполнители в хоре рожечников были простые пастухи, незнающие музыкальную грамоту, потому каждый из музыкантов должен был быть ещё и композитором, уметь разрабатывать данную ему тему не выходя из пределов общего ансамбля.
Этот хор совершил многочисленные поездки по различным городам России и с большим успехом выступал на Международной выставке в Париже в 1884 году.
Во второй половине XIX — начале ХХ века ансамблевая игра на рожках получила широкое распространение, особенно в бывших Владимирской и Тверской губерниях.
В наше время ансамблевая и сольная игра на рожках частично практикуется, особенно во Владимирской и отчасти в Костромской областях. Кроме того рожки иногда вводятся в состав оркестров русских народных инструментов.
Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. Принадлежит к семейству так называемых амбушюрных инструментов, то есть тех, звук которых образуется от вибрации самих губ, сложенных особым образом. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Мундштук вырезают в форме мелкой чашечки, а нижний конец ствола — в виде конического раструба. Общая длина рожка колеблется от 32 до 83 см. Толщиной он с узкого конца — в большой палец, а в раструбе — с донышко бутылки. Дырок пять сверх и одна снизу. Кое-где вокруг разными украшениями опоясаны или зубчики вырезаны
Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки. В прошлом их выделывали тем же способом, что и пастушеские рога, то есть из двух половин, скрепленных берестой. В настоящее время их вытачивают на токарном станке. Звук у рожка сильный, но мягкий и всегда приковывал внимание и слух человека, служил своеобразным сигналом для своих родичей о нападении какого-нибудь лиха. Диапазон рожка немного больше октавы. Извлечение звука на рожке довольно трудное. Кроме подачи сигналов, рожок мог служить для воспроизведения песенных и танцевальных мелодий.

Сурна – древний русский народный язычковый духовой музыкальный инструмент. Близка к закавказскому духовому инструменту зурне по названию, по устройству и по звучанию.
Образец сурны, сохранившийся до настоящего времени, представляет из себя деревянную трубку длиной около 270 миллиметров с продольным цилиндрическим каналом.
Вдоль трубки расположено пять игровых отверстий.
На противоположных концах трубки находится два раструба: верхний (малый), выполняющий функции мундштука; нижний (колоколообразный).
В продольный канал верхнего (малого) раструба вставлен специальный пищик с надрезным одинарным язычком.
Диаметр малого раструба составляет около 35 мм, диаметр колоколообразного (нижнего) раструба составляет примерно 65-70 мм.
Диатонический звукоряд сурны имеет диапазон малой сексты.
Звук сурны очень пронзительный и сильный, резкий и гнусавый. Употреблялась она либо скоморохами в их буйных, удалых плясках, либо в военном обиходе, вплоть до царствования Петра I, заменившего в военных оркестрах все национальные инструменты западными, медными. Постепенно сурна почти вышла из употребления, может быть отчасти потому, что постоянно упоминалась в царских и церковных указах в числе запрещенных, и народ вынужден был заменить ее другими инструментами, подобными ей, но с другими названиями.
Сурна, иногда называвшаяся сурьмой или суренкой, делалась обычно из каргача (южная порода дерева, очень плотного и крепкого). Этот инструмент регулярно упоминается в письменных исторических памятниках, начиная с XIII века, но никаких достоверных описаний, рисунков и тем более подлинных экземпляров его не сохранилось.
Согласно дошедших до нас летописей, сурна прекрасно гармонировала с накрами, трубой и бубном. Довольно часто звуки сурны можно было услышать во время проведения свадебного обряда.
Однако, основным применением сурны по праву следует считать ее использование в ратном деле.
В седой древности, сурна, сопровождаемая звучанием ударных инструментов, поднимала боевой дух Русского воинства и обращала в бегство толпы инородцев-захватчиков.
Последние несколько столетий о сурне несправедливо забыли, однако, в начале ХХ века, она вновь начала входить в военный быт.
Особое внимание сурне уделялось в Терском казачестве.

Калюка — духовой деревянный музыкальный инструмент — древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий.
Для изготовления калюки используют высохшие стебли зонтичных растений — борщевик, пастушья дудка и другие. Размеры инструмента различны. Они могут быть длиной от 300 до 800 мм и зависят от роста играющего на инструменте. Диаметр трубок от 15 до 25 мм. Длина считается достаточной, если ладонью руки или пальцами можно закрывать нижнее отверстие на дудке. Ствол имеет прямую или коническую форму в зависимости от естественного строения самого растения.
Его наиболее прочная нижняя часть считается верхом дудки. На ней делают косой срез под утлом 45 градусов. На внутренней поверхности зачищают шероховатости. От края верхнего среза на лицевой стороне на небольшом расстоянии делается косо срезанная прорезь — «свисток». От правильного расположения места прорези зависит качество звука. Рассекаясь об острую кромку среза, струя воздуха рождает звук. Иногда он получается недостаточно громким, с шипящим призвуком. В этом случае нужно увеличить прорезь до размера, при котором получается чистое звучание. Так как в инструменте отсутствует пробка (пыж), подача воздуха регулируется самим играющим с помощью нижней губы и языка.
Звук на дудке извлекается следующим образом:
• струю воздуха направляют в ствол инструмента на острый край среза;
• одновременно открывают или закрывают нижнее отверстие подушечками пальцев или ладонью руки.
«Калюка» — инструмент, который иначе можно назвать обертоновой флейтой. Призвуки, входящие в основной музыкальный звук, звучат выше основного тона. Обертоны образуются за счет колебаний воздушного столба. Усиливая или ослабляя струю воздуха, можно изменять звук, делая его колоритным и неповторимым. При ритмической смене положения пальцев на нижнем отверстии и силы вдуваемой струи воздуха можно извлекать сразу несколько обертонов.
Играли на дудке в основном мужчины при возвращении с сенокоса, во время отдыха и праздников. Музыка сопровождала частушки и пояски. Детей учили игре с малого возраста, делая им дудки «по руке», т. е. по росту играющего.
Роль свистка или пищика выполняет язык. Высота звука достигается за счет передува. Для изменения звука также используется нижнее отверстие трубки, которое зажимается пальцем либо открывается. Звуки калюки строятся по натуральному звукоряду, недостающие ноты исполнители иногда допевают сами, имитируя голосом резкий и сиплый звук инструмента. Калюка — не мелодический, а скорее ритмический инструмент, с ее помощью музыканты усиливают ритм песни или танца.

Било – от древнерусского, древнейший ударный сигнальный самозвучащий инструмент, изготовленный из дерева, камня или металла. Инструмент был назван «било» по корню слова «бить». Звук извлекается посредством удара палкой или специальным молотком по поверхности инструмента. Производимый звук служил сигналом для оповещения жителей населённого пункта о каком-либо событии: пожаре, нападении врага, смерти одного из жителей, для сбора жителей поселения с целью решения различных повседневных задач и т. п. Все била, и деревянные и металлические, относятся к категории ударных музыкальных инструментов с самозвучащим телом и не имеют принципиальных различий в принципе и технике звона.
Деревянные била представляют собой деревянную доску (древо) различной формы и размеров из клена, ясеня, бука или берёзы, которые дают разные звуки, в зависимости от силы удара палкой и толщины дерева, а металлические била, известные с VI века в виде металлической доски (малое било), изготавливали из железа, меди, чугуна, колокольной бронзы. Так же упоминаются каменные била . По размеру различали великое и малое било - «великое» (самые большие, праздничные, также называются «тяжкая»), и малое било или билцо. Великое вешали на башне или на столбах, а малое носили в руке. Звон в била - древняя традиция на Руси. Наиболее ранними письменными древнерусскими источниками, в которых встречаются упоминания о билах, являются летописные известия XI - XV веков. Било не являлось уникальным для Древней Руси, оно существовало и существует по сей день в самых разных странах.
Малое било (клепало) иногда делали в виде коромысла, дуги, которая символизировала небесный свод и имела голос звучащего неба - грома небесного.
«Ударение» как в древо, так и в малое било совершалось посредством четких ритмичных ударов колотушки — молотка о край доски.

Гусачок (гусек) — необычный старинный русский народный шумовой ударный музыкальный инструмент.
Происхождение гусачка веьма туманно и неоднозначно. Возможно, на нём играли ещё скоморохи, однако в современных экземплярах глиняная крынка (или «глечик») заменяется на такой же формы модель из папье-маше.
У гусачка есть близкие родственники в разных странах мира. Скажем прямо, все родственники очень похожи друг на друга. На Украине — это бугай, на острове Майорка — чимбомба, а в солнечной Бразилии — куика. По сути все эти инструменты представляют собой разных размеров барабаны, звук из которых извлекается путем трения.
Конструкция гусачка весьма оригинальна и проста: на горлышко глиняной крынки натягивается вымоченная в воде кожа (бычий пузырь), которую закрепляют прочной суровой нитью. Когда кожа высохнет и натянется, в кожаной мембране острым ножом прорезают небольшое круглое отверстие, а в днище керамической крынки сверлом проделывают примерно такое же по диаметру круглое отверстие — дополнительное резонаторное.
Теперь, для того чтобы гусачок запел, необходима круглая деревянная палочка и канифоль. Канифолью натирают края отверстия кожаной мембраны и бока деревянной палочки. При соприкосновении наканифоленной палочки с краями кожаной мембраны получается звук, очень похожий на крик гуся.

Колотушка – очень древний русский народный ударный музыкальный инструмент.
Сначала, он был предназначен для охранников и сторожей, которые ходили по ночным улицам городов и деревень, постукивая колотушкой через определенные промежутки времени.
Эти звуки отпугивали ночных разбойников и воров, а простым людям служили сигналом, что вокруг все в порядке. Как самобытный ударный инструмент колотушка применялась во время празднеств в сочетании с другими музыкальными инструментами.
Со временем, этот музыкальный инструмент прочно закрепился в русских народных ансамблях и в качестве ударного инструмента в настоящее время используется оркестрами русских народных инструментов.
Редкий праздник обходился без мерного звучания колотушки.
Получалось, что колотушка отбивает музыкальный ритм мелодии. Это служило большим плюсом для выдержки основного ритма в песне.
Колотушка выглядит, как некий деревянный каркас-коробочка или какое-либо подобие простого барабана, обтянутого кожей. Широкие «ударные» стороны покрыты упругой фанерой, от этого извлекаемые звуки становятся резче и звонче!
На верхний конец колотушки, как правило, привязывался небольшой деревянный шарик или кусочек дерева. В прорези с боковых сторон колотушки вставляются проволочные стержни. На них закрепляются бубенцы или колокольчики, дополняя тембровую окраску колотушки.
Раскачивающие движения колотушки, заставляли шарик раскручиваться и ударяться о поверхность каркаса или мембраны.
При этом слышались четкие, стучащие звуки.

Пыжатка - одноствольная флейта, относящаяся к группе свистковых. Это традиционный инструмент Курской области. Местное, диалектное название обусловлено ее конструкцией: в верхнюю часть трубки вставляется деревянная пробочка, имеющая небольшой срез, так называемый «пыж». Образовавшийся канал (щель) для воздуха направлен на заостренный край отверстия, проделанного в стенке трубки. При рассечении струи воздуха об острый край стенки ствола возникает звучание. Вероятно, отсюда и название инструмента — пыжатка.
«Пыжатка», «пажатка», «пужат-ка» — такие названия существуют в разных районах Курской области. В других областях одноствольная флейта имеет свои названия: «пикла» (Брянская обл.), «травьянка» (Белгородская обл.), «дудка» (Смоленская обл.). Вторая отличительная особенность -это длина ее ствола от 40 до 70 см.
Инструмент состоит как бы из трех составных частей. Их местные названия: верхняя — «пыж», средняя — «голоса» с пальцевыми отверстиями, нижняя — «гудень». Слово «гудень» применительно к пыжатке имеет несколько различных значений: это третья часть от нижнего отверстия до конца трубки, или звук при всех закрытых отверстиях — «большой гудень», или звук при трех верхних закрытых отверстиях — «малый гудень».
Звуки делились на «гудавые» и нотные голоса. Так народные исполнители называли звуки на инструменте. У голосового свистка вокруг трубки музыканты наматывают нитки в 20-25 рядов и смачивают воском. По их словам, звук «без ниток будет свистеть, а не тарахтеть». Рассекаясь о нитки, струя воздуха приобретает характерные шипящие и приглушенные звуки.
Назначение ниток, воска, губы — направить струю воздуха так, чтобы она равномерно и Пропорционально распределялась между стволом и язычковым отверстием. Вместо воска для закрепления ниток можно использовать любой нитролак. Как уже говорилось, пыжатку отличает длина ствола инструмента — от 40 до 70 см при диаметре от 15 до 25 мм. Выточить трубку большой длины и просверлить внутреннее отверстие можно только на токарном станке. Можно сделать ее из двух трубок (двухсоставной).

Накры (русские) — древний русский ударный сдвоенный музыкальный инструмент, прообраз современных литавр.
Накры были небольшого размера и имели глиняный (керамический) или медный корпус котлообразной формы.
Поверх этого корпуса, при помощи крепких веревок, натягивалась кожаная мембрана, по которой наносились удары специальными, увесистыми и толстыми, деревянными палочками.
Глубина инструмента была немного больше, чем его диаметр.
В прежние времена, накры, совместно с некоторыми другими ударными и духовыми инструментами, использовались, в качестве военного музыкального инструмента, приводящего противника в паническое замешательство и беспорядочное бегство.
Основная функция военных ударных инструментов – ритмическое сопровождение войска.
Крепление накр осуществлялось методами:
• перекидывания через седло боевого коня;
• крепления к поясному ремню;
• крепления к спине впереди идущего человека.
Иногда, накры крепились на земле, что привело к постепенному увеличению размеров и превращению в современные литавры.
Позже, накры начали появляться в средневековых оркестрах.
Музыкант, играющий на средневековых накрах, — так называемый «придворный накрачей», существовал в России еще в XVIII веке.
Точные сведения об устройстве древнерусских накр сегодня отсутствуют.
В конце XX века Русские музыканты и исследователи не раз предпринимали попытки возрождения (реконструирования) накр, но практических результатов так и не удалось достигнуть.

Цимбалы — струнный ударный музыкальный инструмент. Корпус их имеет плоскую, трапециевидную форму с натянутыми струнами. Звук на цимбалах добывается деревянными палочками.
Прародители цимбал были известны уже около шести тысяч лет назад. А первые изображения простых ударных хордофонов (скорее, теоретически напоминающих нынешние цимбалы) сохранились на древнем шумерском памятнике-осколке вазы конца IV начала III тысячелетия до н. э., на которой запечатлено шествие музыкантов с пяти-, семиструнными инструментами. «Лежачая арфа» (так назвала этот инструмент исследователь инструментария Средней Азии Т. Вызго).
Как отмечает исследователь И. Забелин, при дворах русских князей цимбалы появились в конце XV в. вместе с другими иноземными инструментами. Так, в 1586 г, царский двор Москвы принял от английской королевы Елизаветы музыкальные инструменты. Царица Ирина Федоровна была поражена подаренными ей цимбалами, украшенными золотом и финифтью. Среди музыкантов Потешной палаты при царе Михаиле Федоровиче в 1614 г. упоминаются цимбалисты Томило Бесов (1613-1614), Милентий Степанов (1626-1632), Андрей Андреев (1631). По сведениям Н. Костомарова: «… во дворце были веселые гусельники, скрипичники, домрачеи, цимбальники, органисты.
Техники игры на цимбалах:
Удар - одинарное воздействие молотка подразделяется на два основных вида — весовой (всей рукой) и кистевой (кистью).
Тремоло — быстрое многократное повторение одного или двух звуков путем чередования ударов молоточков.
Пиццикато ногтем предполагает: 1. щипок одной струны (встречается часто, звук при этом получается средней громкости); 2. щипок хора струн (звук извлекается более яркий, насыщенный).
Флажолет — прием звукоизвлечения, который наиболее активно стал применяться на цимбалах в последние годы.
Реконструкция цимбал
Впервые, в 1920-е годы цимбалы народной традиции были реконструированы Д. Захаром и К. Сушкевичем в соответствие с нормами концертно-сценического исполнительства.

Колесная лира - это струнный инструмент с деревянным корпусом, напоминающим по форме гитару или скрипку. Внутри корпуса через деку закрепляется натертое смолой или канифолью колесо. При вращении рукоятки выступающее наружу колесо соприкасается со струнами и заставляет их звучать. Число струн различно. Средняя - мелодическая, правая и левая струны - бурдонные, аккомпанирующие. Они настраиваются в квинту или кварту. Струна пропущена через коробку с механизмом, регулирующим высоту звука, и зажата клавишами, находящимися внутри. Струны опираются на колесо, которое вращается рукояткой. Поверхность колеса натирается канифолью. Колесо соприкасается со струнами, скользит по ним и извлекает долгие непрерывные звуки. На лире играли в основном бродячие нищие - слепые "лирники", сопровождавшие аккомпанементом пение духовных стихов. Перед игрой исполнитель набрасывает себе на плечи ремень, прикрепленный к корпусу, кладет инструмент на колени, колковой коробкой влево и с наклоном от себя, чтобы свободные клавиши под собственной тяжестью отпадали от струны. Правой рукой он равномерно, но не быстро, вращает за рукоятку колесо, а пальцами левой руки нажимает на клавиши. Характер исполнения на лире сходен с игрой на волынке и гудке, у всех трех наличествуют непрерывно звучащие бурдоны. Качество звука в большой степени зависит от фрикционного колеса: оно должно иметь точную центровку, ровную гладкую поверхность и хорошую смазку смолой, иначе звуки станут «плыть» и «подвывать». Во время игры инструмент кладут на колени головкой влево и с наклоном, благодаря чему клавиши под действием собственной тяжести порожками отпадают от струн. Чтобы инструмент легче было держать, музыкант накидывает на шею ремень, прикрепленный к корпусу лиры. Вращая колесо правой рукой, он пальцами левой руки нажимает на клавиши. Лира звучит сильно, но несколько гнусаво и жужжаще.
При игре сидя инструмент держат на коленях, при игре стоя — подвешивают на ремне через плечо, шейкой влево и с наклоном, чтобы клавиши под действием собственной тяжести выступами отходили от мелодической струны. Вращая правой рукой колесо и нажимая пальцами левой на клавиши, исполняют мелодию; бурдонные струны звучат непрерывно (если они не отключены). Звук лиры жужжащий, гнусавый. Качество его в большой степени зависит от колеса: оно должно иметь точную центровку, совершенно гладкий и хорошо натертый смолой (канифолью) обод. Звукоряд лиры диатонический, объем его около двух октав. Письменные сведения о существовании в России колесной лиры относятся к XVII в. (Сказания современников о Дм. Самозванце). Возможно, она была занесена сюда с Украины. Вскоре лира получила довольно широкое распространение в народной среде, а также в придворном и боярском музыкальном быту. Лирой пользовались главным образом бродячие музыканты-певцы. В настоящее время лира встречается редко.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.