ТРЕНИНГ ПОВЫШЕНИЯ САМООЦЕНКИ
Цель: повышение самооценки старшеклассников.
Задачи: Установление связи между самооценкой и лидерскими качествами, мотивация на повышение самооценки технологии повышения самооценки.
Упражнение «Четыре стихии»
Эту разминку можно проводить как в первый тренинговый день, когда участники еще плохо знают друг друга, так и в последующие.
Ведущий кидает мячик любому участнику и дает одну из четырех команд: земля, воздух, вода или огонь. При команде «земля» участник, которому брошен мяч, должен назвать любое животное; при команде «воздух» — птицу; при команде «вода» — рыбу; при команде «огонь» — нужно успеть три раза хлопнуть в ладоши. Далее мяч кидается следующему участнику. Повторять слова, которые уже были названы, нельзя. Участник, который ошибся или замешкался, выбывает из игры. В итоге остаются самые внимательные и находчивые.
Упражнение «Бинго»
Цель: продолжить знакомство подростков, создать позитивную атмосферу.
Ведущий предлагает детям взять лист бумаги А4, руками «вырезать» фигурку «Бинго», разрисовать фломастерами и на обратной стороне написать:
- на голове - твоя заветная мечта;
- на правой руке - твоя черта характера;
- на левой руке - черта характера, которую ты хочешь сформировать;
- на правой ноге - любимое место отдыха;
- на левой ноге - любимое блюдо;
- на туловище - как ты хочешь, чтобы тебя называли сверстники.
После того, как дети выполнили задание, ведущий просит всех встать, двигаясь по комнате, подойти друг к другу, найти и записать на соответствующих частях «Бинго» имена тех, с кем у них совпала одна или несколько позиций. После этого участники возвращаются в круг.
Упражнение «Интонация»
Цель: коррекция замкнутости.
На маленьких клочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции. Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают, с какой интонацией была произнесена фраза.
«Автопортрет»
Сначала ведущий просит группу представить, что все они — известные художники и их пригласили участвовать в престижной выставке. Выставка не совсем обычная — на ней выставляются только автопортреты художников. Далее участники в течение 10—15 минут должны нарисовать автопортрет, причем сделать это в любой технике и с помощью любых выразительных средств. Важно соблюдать одно условие: работать нужно самостоятельно и не показывать свои творения другим участникам. Когда автопортреты готовы, тренер собирает их и дает новую инструкцию. Теперь участникам нужно представить, что все они — известные эксперты и им нужно установить авторство художественных работ. Ведущий раздает автопортреты, стараясь, чтобы они не попали к своим авторам. В течение нескольких минут участники рассматривают рисунки и пишут на них имя предполагаемого автора. Далее каждый презентует автопортрет, который ему достался, и объясняет свой выбор предполагаемого автора. Ни предполагаемый автор, ни настоящий автор никак не подтверждают и не опровергают правильность догадок эксперта. Только когда все работы рассмотрены, ведущий предлагает участникам показать, где чья работа. Это упражнение может быть очень интересным, если участники не будут ориентироваться только на внешний вид, а будут стремиться передать в автопортрете свои эмоции, переживания, личностные особенности.
Упражнение «А ну-ка все вместе!»
Один участник выходит за дверь. Остальные выбирают несколько строк из всем известного стихотворения или песни и распределяют между собой слова. Каждому участнику должно достаться по одному слову. Для упрощения игры слова можно распределять по кругу — каждый по порядку произносит одно слово из песни (стихотворения); если кому-то не хватило слов, строка повторяется еще раз. После этого водящий участник заходит в комнату. По команде тренера все хором произносят доставшиеся им слова, а участник-вода должен догадаться, что за песню или стихотворение они загадали. Если ему не удается это сделать с первого раза, тренер предлагает всем повторить слова еще раз и снова дает команду.
Упражнение «Я люблю себя, даже когда...»
Цель: выполняя это упражнение, участники поймут, что необходимо хорошо
относиться к себе при любых обстоятельствах, разграничивая два аспекта: самих себя и действия, которые они совершают. Это упражнение даёт возможность участникам признать то, что им в себе не нравится. Затем они определят, что их не устраивает и найдут способ принять себя такими, какие они есть.
Необходимые материалы: листы бумаги (А4), цветные маркеры или карандаши.
Процесс:
Предложите участникам нарисовать в центре листа (А4) самого себя.
Затем дайте следующие инструкции:
а) Рядом со своим рисунком маркером или карандашом напишите одну вещь, которая вам нравится в себе, то чем вы гордитесь. Речь может идти о чём угодно: о внешности, личных качествах и т.д.
б) Теперь переверните лист. На обратной стороне напишите одну вещь, которая вас не устраивает.
в) Переверните лист обратно. Напишите ещё одну вещь, которая вам нравится в себе(используйте любимый цвет). Затем переверните лист и напишите вторую вещь, которая вам не нравится в себе (используя нелюбимый цвет).
г) Продолжайте
писать то, что вам нравится в себе на стороне с
рисунком и то, что вам не нравится в обратной стороне, используя
соответствующие маркеры для каждого пункта.
д) После того, как вы написали всё плохое о себе, о чём только могли подумать, прочитайте это и затем напишите над этими словами: «Я люблю себя, даже когда ...».
е) Признайте, что вы привлекательны даже с учётом того, что вам в себе не нравится. Недостатки касаются ваших действий, а не вас как человека. Помните, что при любых обстоятельствах вы достойны быть любимыми.
Попросите участников вернуться в одну группу Пусть они покажут свои рисунки всем и объяснят, что им нравится в себе, а что нет.
Когда все закончат, вы можете попросить их повесить свои рисунки на стену так, чтобы всем была видна только «положительная» сторона. Можно предложить им взять рисунки домой и повесить там.
Упражнение «Грамота»
Цель: повышать самооценку ребенка. Ведущий раздает каждому участнику лист бумаги А4 и предлагает написать похвальную грамоту себе, указать, за что он ее получает. Каждый участник зачитывает свои наработки.
Обсуждение:
- Трудно было писать грамоту себе?
- Если так, то почему?
- Понравилось ли вам это упражнение?
Упражнение «Все мы - разные»
Цель: осознание своей индивидуальности, неповторимости.
Ведущий зачитывает записанный на доске эпиграф: «Люди, как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то теплая» (Л. Толстой). Ведущий. Действительно, все мы разные. Но что-то особенное выделяет нас среди других. Что?
Назовите и напишите на лепестке цветочка свою особую неповторимую черту, прикрепив ее к серединке цветка. А теперь посмотрите, какой у нас прекрасный цветок. Он один, а нас много.
Упражнение «Все равно ты молодец»
Цель: поднять самооценку подростка, снять психоэмоциональное напряжение.
Ведущий предлагает школьникам объединиться в группы по двое, по признаку «день» и «ночь». Один человек говорит о своем недостатке, а другой отвечает: «Ну и что, все равно ты молодец, потому что ...».
Обсуждение:
- Какие ощущения вызвало упражнение?
«АПЛОДИСМЕНТЫ»
Участники сидят или стоят в кругу. По желанию один из участников выходит в центр круга, а остальные начинают ему бурно аплодировать. Аплодисменты продолжаются столько, сколько этого захочется стоящему в центре круга. Когда он решает, что ему достаточно внимания, он благодарит группу (тем способом, который выберет он сам, — говорит «спасибо», кланяется, делает реверанс, пожимает каждому руку и т. д.) и возвращается в круг. После этого место в центре круга занимает следующий участник. Процедура продолжается до тех пор, пока есть желающие выйти в круг. В хорошо работающей группе обычно каждому хочется получить свою порцию почитания в кругу. Однако может случиться, что кто-то окажется слишком стеснительным. В такой ситуации тренеру стоит предложить этому участнику все же выйти в центр круга за аплодисментами; вполне возможно, что мягкого приглашения от тренера будет достаточно, чтобы человек на это решился. Если и это не сработает, можно предложить группе наградить этого человека «специальной» овацией: участник остается на своем месте в окружности, а находящиеся рядом с ним члены группы просто разворачиваются к нему. Если смущающихся участников двое, можно предложить им выйти в круг вместе. (Если это упражнение становится частью ритуала завершения каждого очередного дня, тренеру его ход может предоставить дополнительную диагностическую информацию. Как реагирует группа на отказ участника выходить в центр круга: не обращает внимания или поощряет занять это место? Меняется ли последовательность выхода участников в круг? Меняется ли продолжительность овации для одного и того же человека в разные дни? А общая продолжительность овации? Ответы на эти и другие вопросы могут оказаться полезными для тренера, анализирующего структуру взаимоотношений в группе, атмосферу к концу занятия, индивидуальную динамику членов группы и т. д.)
Обратная связь.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.