Тренинг. В профессию первые шаги.
Оценка 4.9

Тренинг. В профессию первые шаги.

Оценка 4.9
Занимательные материалы +1
docx
социальная работа
7 кл
13.03.2023
Тренинг. В профессию первые шаги.
первые шаги в профессию. Первая специализация.
Тренинг. В профессию первые шаги.docx

 

Тренинг «В профессию первые шаги»

 

Цели:

-   расширить у учащихся знания о мире профессий или актуализировать уже имеющиеся знания;

-   на ассоциативном, образном уровне научить учащихся соотносить человека (в том числе, самого себя) с профессиями и, таким образом, повысить их готовность различать профессиональные стереотипы;

-   осознать специфические моменты профессиональной деятельности.

Задачи:

-   создать позитивную эмоциональную установку на доверительное общение;

-   повысить уровень ориентации в мире профессионального труда;

-   выработать умения соотнести качества работника с требованиями профессии;

-   развитие навыков рефлексии.

Ожидаемый результат: осознание учащимися необходимости соотнесения своих возможностей с требованиями предполагаемой профессии.

Материально-дидактическое обеспечение занятия: стулья, магнитная доска, магниты, ватман, маркеры, запись с релаксационной музыкой, компьютер, экран, мультимедийный проектор.

Форма проведения: профориентационное занятие с элементами тренинга, основой которого является игровая технология.

Форма работы: групповая.

Возрастная категория: учащиеся 9 класса. Продолжительность занятия: 40 мин (блочное).

 

План занятия:

 

1.Вступительное слово 

Здравствуйте, дорогие ребята, мне очень приятно видеть вас всех на нашем занятии!  Самоопределение в жизни – это очень ответственный выбор, который может существенно повлиять на дальнейший жизненный путь каждого из вас.

Я считаю, что выбор профессии – это один из самых важных шагов, который делает каждый человек. От того, каким он будет – это первый шаг – зависит многое.

 Существует множество  разнообразных профессий и специальностей. Возможно не обычных для нашего региона, но востребованных в стране и мире.

Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, оперной певицей, а тем более – скульптором или дворником. Основная масса  нынешних выпускников скорее всего выберет более обыденную профессию. 

Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.

Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.

Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.

Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу? 

1.   Востребованность на рынке труда.

2.   Доходность.

3.   Требования к  физическим способностям, здоровью (космонавт, водолаз).

4.   Нервно-эмоциональная напряженность (милиционер, учитель, МЧС, шахтер). 

5.   Образованность (врач, учитель, психолог, ученый).

6.   Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).

7.   Положительное влияние на семейную жизнь.

8.   Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).

9.   Возможность карьерного роста (важно или не важно).

В нашем регионе большую роль играет пункт: ―востребованность на рынке труда‖. Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии. Сегодня мы с вами проведѐм тренинг «Шаг в профессию» Напоминаю правила поведения в тренинговой группе.

-   активность,

-   право на отказ,

-   конфиденциальность,

-   «здесь и сейчас»,

-   взаимопомощь и взаимовыручка.

 

К перечисленным правилам желающие учащиеся могут добавить свои правила.

 

Слово  социального- педагога: Проблема выбора профессии стара как мир. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе и усиливает удовлетворенность жизнью. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. Выбор профессии только тогда будет верным, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествует большая кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий. Первое упражнение- это «Профессия на букву…».

 

1. Упражнение «Профессия на букву…».

 

Цель: расширить знания учащихся о мире профессий.

 

Педагог-психолог: Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру – «Города». Только вместо городов мы будем называть профессии, т. е. первый участник называет какую-нибудь профессию, следующий участник называет профессию, начинающуюся на букву, на которую закончилась предыдущая профессия и т. д.

 

Обсуждение:

-   Какие трудности вы испытали подбирая профессию на заданную букву?

-   Какую новую профессию вы узнали?

 

Слово социального-педагога: В 17 в.   было всего 200 профессий. Теперь только в промышленности и строительстве насчитывается 3 тыс. А ведь это не считая сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания. Специалисты утверждают, что сейчас в мире существует более 40 тыс. различных профессий и специальностей. Мир профессий многообразен.

 

 2. Упражнение «Угадай профессию».

 

Цель: развить умения соотносить личностные качества с требованиями различных профессий.

 

Педагог-психолог: угадайте загаданную профессию.

 

Примеры синквейнов:

1.                 Считающий, ответственный. Учитывает, осваивает, исполняет. Сохраняет средства для предприятия. (Экономист-бухгалтер).

2.                 Многогранный, экстравагантный. Творит, украшает, создает. Всегда неповторимый результат труда. (Дизайнер-художник).

3.                 Разбирающийся, предприимчивый. Чертит, конструирует, внедряет. Может обслуживать технику и руководить. (Механик-инженер).

 

4.                 Изысканный, творческий. Одаривает, волнуется, развивается. Часто предстает в разных образах. (Актер).

5.                 Бдительный, бесстрашный. Контактирует, организовывает, отвечает. Награждают, присваивая внеочередное звание. (Полицейский).

 

Обсуждение:

- Какие трудности возникли во время работы? - Чему вы научились, выполняя данное упражнение?

 

Слово социальног- педагога: Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и характеристиками будущей работы. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженераконструктора. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества», например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, и где ты добьешься наибольшего успеха.

 

3. Упражнение «Цепочка профессий».

 

Цель: развить умение выделять общее в различных видах трудовой деятельности; показать участникам группы, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, так как очень часто то, что они ищут только в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.

 

 Социальный- педагог: Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, учитель, следующий назовет профессию, в чем-то близкую учителю, например артист. Следующий ученик называет профессию, близкую к артисту и т. д. По ходу игры педагогпсихолог задает уточняющие вопросы, типа: ―В чем же сходство вашей профессии с только что названной?‖. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.

 

Обсуждение:

-   Легко или трудно было подбирать профессию к ранее заданной?

-   Удивил ли вас выбор одноклассников?

 

Слово  социального- педагога: Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что вы ищите в одной профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях.

 

4. Энергизатор «Встаньте те, кто.».

 

Цель: снять напряженность и усталость.

 

Педагог-психолог стоит в центре круга и просит поменяться местами тех кто:

 

  Кто хочет работать в СТ районе?

  Кто хочет получать много денег?

  Кто хочет работать в школе?

  Кто хочет получить высшее образование?

  Кто интересуется машинами?

  Кто не хочет идти работать?

  Кто выбирает профессию как у родителей?

  Кто еще не выбрал профессию?

  Кто хочет стать известным?

 

5. Упражнение «Кто есть кто?».

 

Цель: соотнести образ участника тренинга с требованиями различных профессий.

 

 Социальный педагог называет профессию, каждый в течение нескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому эта профессия подойдет в наибольшей степени. Далее педагог-психолог хлопает в ладоши и все по команде должны показать рукой на выбранного человека. Показав рукой на товарища, все замирают, а ведущий подсчитывает, сколько рук показывает на каждого человека, т. е. чей образ, по мнению игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии (учитель, экономист, зоотехник, врач, эколог, автомеханик, водитель, летчик, руководитель предприятия).

 

Обсуждение:

- Какие чувства возникли во время выполнения упражнения? - Легко ли было соотнести профессию с конкретным человеком?

 

6. Творческое задание «Составление синквейна».

 

Цель: осознать особенности профессий, развить навыки конструктивного взаимодействия в малой группе, активизировать творческий потенциал.

 

 Социальный педагог: Синквейн – это стихотворение из 5 строк. Сейчас мы рассчитаемся на 1-й, 2-й, 3-й и разделимся на три группы. Для работы в команде мы приготовили вам все необходимые материалы. Каждая команда выберет себе понравившуюся профессию и составит синквейн. Вам необходимо отразить в вашей совместной работе особенности профессиональной деятельности людей данной сферы, профессионально важные качества (правила составления синквейна я вам приготовила). По окончанию каждая команда презентует нам свой синквейн, а остальные участники попытаются угадать профессию.

 

Обсуждение:

 

-   Что вам было легко, что трудно в выполнении задания?

-   Определите наиболее активных участников выполнения задания, легко или трудно было определить лидера команды?

 

Слово педагога-психолога: наше занятие я хочу завершить высказыванием Г. К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь».

8.Тест: согласны ли вы с утверждениями?  

           Предлагаю выполнить небольшой тест, вопросы которого перед вами, если вы согласны с утверждениями, то ваш ответ будет «да» и вы, если не согласны, то «нет». 

1.     Профессия выбирается раз и навсегда.

2.     Выбирать профессию надо «за компанию»

3.     Выбирать профессию по признаку престижности

4.      Профессия предназначена человеку от рождения.

5.     Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами».

6.     По названию вуза можно судить о том, кого он готовит.

7.     Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.

8.     Профессию следует выбирать, уже став взрослым.

9.     Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.

. На самом деле, все девять утверждений относятся к заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию.

 

 

9. Подведение итогов. Рефлексия занятия.

 

Цель: подведение итогов занятия. (Это упражнение позволяет психологу взглянуть на занятие глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

 

 Социальны-педагог:

 

-   Какие чувства вы испытываете сейчас?

-   Какие упражнения тренинга вам больше всего понравились?

-   Самое важное открытие, которое вы сделали на этом занятии? - С каким цветом ассоциируется занятие? (зелѐный, жѐлтый, красный)

 

 

Встать в круг. Педагог-психолог вытягивает правую руку ладонью вверх, учащиеся кладут поочередно свои правые руки в руку педагога-психолога, называя привлекательную, на их взгляд профессию. В завершении делается салют из рук.

 

 

 

 

 

 

 


 

Тренинг «В профессию первые шаги»

Тренинг «В профессию первые шаги»

Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, оперной певицей, а тем более – скульптором или дворником

Вряд ли кто из вас мечтает стать космонавтом, разведчиком, оперной певицей, а тем более – скульптором или дворником

К перечисленным правилам желающие учащиеся могут добавить свои правила

К перечисленным правилам желающие учащиеся могут добавить свои правила

Считающий, ответственный. Учитывает, осваивает, исполняет

Считающий, ответственный. Учитывает, осваивает, исполняет

Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа

Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа

Обсуждение: - Какие чувства возникли во время выполнения упражнения? -

Обсуждение: - Какие чувства возникли во время выполнения упражнения? -

Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами»

Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2023
Посмотрите также: