Тренинг «Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек»
Цели:
создание условий для формирования коммуникативных компетентностей посредством: освоения тренинговых технологий, групповой дискуссии, выработки оценочных умений аргументации и адекватной самооценки; развитие гибкости ума и способности к нестандартным решениям; обобщение знаний о последствиях употребления табака и алкоголя;воспитание психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами.
Использованы педагогические и воспитательные технологии:
· информационно-коммуникационные технологии;
· личностно – ориентированная технология;
· игровые технологии;
· проблемное обучение;
· технология саморазвития;
· здоровьесберегающая технология.
Техническое обеспечение:
· раздаточный материал;
· Карточки обратной связи 3 цветов: зеленого, желтого и красного (по количеству участников);
· компьютерный класс;
· мультимедиапроектор;
· карточки с разрезанными частями пословиц и поговорок
Эпиграф:
«Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра»
Конфуций
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте!
Когда люди, приветствуя друг друга, говорят: «Здравствуйте!», какой они вкладывают смысл? - Желают здоровья всем и каждому!
Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Духовное здоровье – это здоровье нашего разума, а физическое – здоровье нашего тела. Составляющие здоровья должны гармонично развиваться. Здоровье человека – бесценный дар природы. Разрушить здоровье можно, а купить нельзя. Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни, в который входят элементы: двигательная активность; рациональное питание; соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; психическая и эмоциональная устойчивость; отказ от вредных привычек. Об этом мы сегодня будем говорить на тренинге.
Приведем статистику:
В настоящее время курение и употребление алкоголя глубоко вошло в быт многих людей, стало повседневным явлением. В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. По данным ВОЗ - 3 миллиона человек в год убивает табак в настоящее время, а в 2020 году от курения погибнут около 10 миллионов человек в возрасте от 30 до 40 лет. Алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней. Продолжительность жизни курильщика сокращается на 10 лет в среднем, а алкоголика – на 15. Поэтому, остается актуальной проблема отказа от вредных привычек. К тому же еще одна проблема: по статистке к окончанию школы среди выпускников практически нет здоровых детей. Задумайтесь об этом!
Сообщения «Из истории табака», «Из истории алкоголя».
Из истории табака.(проектор,файлы)
До XVI века в Европе не знали о табаке. Моряки из Испании - спутники Христофора Колумба привезли его из Америки (12 октября 1492 г). Ритуал курения имел у индейцев символический смысл. Противники садились в кружок, вождь раскуривал трубку и передавал ее соседу. Тот после одной - двух затяжек передавал трубку своему соседу, а он своему. И так по кругу шла «трубка мира».
Несмотря на широкое распространение табака в Европе, курение через некоторое время было запрещено в разных странах. В Сант-Яго в 1692 г. за курение были замурованы в стены 5 монахов. В Турции курение рассматривалось как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя, а после пожара состоялись массовые казни курильщиков. В Персии запрещали курение под страхом лишения губ и носа, а торговцев табака было приказано сжечь на костре.
Табак в России. В Россию табак был завезен через Архангельск, еще при Иване Грозном. При царе Михаиле Федоровиче - первом царе династии Романовых - за употребление «зелья табачища» рвали ноздри, били плетьми и ссылали в Сибирь, однако курильщики не переводились. В 16 – 17 веке Москва была деревянная, и из-за частых пожаров курение запретили. Во времена Петра I, внука Михаила Федоровича, курение даже поощрялось. Много сделавший прогрессивного, в данном случае он оказал жителям России плохую услугу.
Из истории алкоголя. (проектор,ролик)
А сейчас послушайте притчу: “Говорят, чтобы уберечь первую виноградную лозу от высыхания, Вакх (бог виноделия) вначале вложил ее в птичью косточку. Но веточка стала расти на глазах. И тогда юноша нашел львиную косточку, которая вместила растение с птичьей косточкой. Но веточка продолжала расти. И тут Вакх увидел на обочине кость осла. Затем, когда вино было готово, Вакх стал щедро угощать им людей. И произошло странное событие: когда гости выпивали по одному бокалу, они веселились и пели, как птички; еще по бокалу – становились сильными и бесстрашными, как львы; но если выпивали больше – превращались в тупых упрямых ослов”.
Еще в древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков из молока, меда, сока плодов. И не сразу заметили, что на следующий день приходит разбитость, головная боль, дурное настроение. Поэтому с пьянством боролись практически во все времена. В Древней Индии уличенных в пьянстве заставляли пить из раскаленного металлического сосуда горячее вино или кипяток до наступления смерти. Каждый римлянин, заставший жену в пьяном виде, имел право убить ее. В Голландии женщин-алкоголичек три раза погружали в воду. Русь была одной из трезвых держав в истории. При Петре 1 были изданы законы, согласно которым опьянение отягощало вину. При Екатерине II пьяниц наказывали розгами. В 1917 году в Красной армии пьянство карается расстрелом. В 1941 году война возвращает людей к трезвости. В 1964, 1982 годах появляется понятие алкогольной эпидемии, алкоголь стал опасен из-за вырождения нации в России.
Ведущий: Давно известно, что курить и пить вредно. Но почему люди все равно употребляют табак и алкоголь? Что привлекает подростков и взрослых в курении сигарет и употреблении алкоголя, особенно пива?
Каковы причины (мотивы) и последствия вредных привычек?
Как предостеречь от вредных соблазнов? Какие меры вы можете предложить для предотвращения этих заболеваний?
На эти вопросы попытайтесь ответить в группах. Работа в группах по направлениям:
· причины курения;
· последствия курения;
· меры для предупреждения курения;
· причины употребления алкоголя, пива;
· последствия употребления алкоголя, пива;
· меры для предупреждения употребления алкоголя, пива.
Работаем 5 минут.
Примерные ответы обучающихся:
Причины (мотивы) употребления табака и алкоголя:
- любопытство,
- желание быть принятым в группе “взрослых сверстников”,
- быть “крутым”; “легкое” общение,
- заниженная самооценка,
- неумение отдыхать без допинга,
- неумение отказать,
- просто так,
- удовольствие,
- развлечение,
- пример друзей и взрослых,
- наличие свободных денег;
- влияние кино, телевидения, рекламы;
-баловство,
-от нечего делать,
- уйти от проблем.
Наиболее характерные последствия табакокурения:
· Воспаление носоглотки и гортани. Хронический бронхит.
· Раковые заболевания легких, гортани.
· Хронический гастрит, язвы в желудке и кишечнике.
· Спазм артерий, облитерирующий эндоартрит, инфаркт, инсульт, мигрень.
· Угнетение нервной системы. Память и внимание ослабевают, работоспособность понижается. Раздражительность, агрессивность.
· Нарушаются вкусовые ощущения, обоняние.
· Понижается острота слуха.
· Иногда возникает потеря зрения, нарушается цветоощущение.
· “Синдром хронической усталости”.
Последствия употребления алкоголя:
· Психические и неврологические расстройства (повышенная утомляемость, рассеянность, раздражённое настроение, увеличение агрессивности).
· Гибель клеток головного мозга, снижение памяти.
· Сердечно - сосудистые заболевания, инфаркт.
· Заболевания желудочно-кишечного тракта – гепатит, цирроз, гастрит, холецистит.
· “Синдром хронической усталости”.
· Снижение иммунитета.
· Раннее старение (особенно девушек).
· Ухудшение работы желез внутренней секреции.
Ведущий: А сейчас разделимся на две команды (можно по рядам). Нам нужно выбрать жюри, которое будет оценивать работу команд. Предлагаю это сделать гостям урока. Даю 1 минуту на обдумывание названия команд. Приступаем к работе.
Итак, первый конкурс пословиц.
В каждой шутке есть доля правды – так гласит народная мудрость. Группам предлагается составить по 10 пословиц; начало каждой из них написано на одном листе, конец – на другом. За каждый правильный ответ – 1 балл. Работаем 5 минут.
Пословицы:
· Хмель шумит, | а ум молчит.
· Дали вина, | так и стал без ума.
· Пьяному море по колено, | а лужи по уши.
· И худой квас лучше | хорошей водки.
· Кто вино любит, | тот сам себя губит.
Проверка правильности ответов, фиксация количества баллов.
Ведущий:Подведем итоги нашего тренинга:
Мы с вами выяснили, что лучший способ борьбы с вредными соблазнами – никогда не брать в рот сигарету, не употреблять алкогольные напитки, не пробовать психоактивные и наркотические вещества. Или немедленно последовать примеру людей, бросивших и отказавшихся от вредных привычек. Как сказал великий китайский мудрец Лао То: «Тот, кто может победить другого – силен, тот, кто может победить самого себя – поистине могуществен!».
Любая положительная деятельность может быть толчком к отказу от вредных привычек.
Для того, чтобы быть здоровым, счастливым и веселым, лучше заниматься любимым делом: тренировать свое тело, петь, рисовать, вышивать, слушать пение птиц, ходить в походы, на концерты, посещать театры, читать книги, дружить...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.