Тренинг для учащихся. Профессиональная проба "Диалог"

  • Мероприятия
  • Работа в классе
  • doc
  • 27.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Информирование уч-ся о профессионально-важных качествах специалиста профессий типа «Человек-Человек» в деле построения диалога. - Развитие коммуникативной и социальной компетентности учащихся профильных классов. - Развитие навыков профессионального самоанализа у уч-ся Активизация размышления учащихся над проблемами профессионального выбора, а также – для провоцирования разговоров и индивидуальных профориентационных консультаций.
Иконка файла материала Профессиональная проба Диалог.doc
Профессиональная проба   «Диалог»   Разработчик мероприятия:                                                                                    Першинова Варвара Васильевна., педагог­психолог ГБОУ СОШ № 164 г. Санкт­ Петербург.  Аудитория:  учащиеся  9 класса                                                                    Общее время проведения: 60 мин                                                                  Участники: педагог – психолог, классные руководители, учащиеся. Применение ТСО: DVD­проигрыватель с монитором (или ПК, интерактивная доска) Цель:  Приобретение опыта в деле  межличностной коммуникации в профессиях  типа «Ч­Ч»                                                                                                                      Задачи: 1. Информационная                                                                                                        Информирование уч­ся о профессионально­важных качествах специалиста  профессий типа «Человек­Человек» в деле построения диалога  2.  Развивающая  ­ Развитие коммуникативной и социальной компетентности учащихся    профильных классов. ­ Развитие навыков профессионального самоанализа у уч­ся  3.   Стимулирующая Активизация размышления учащихся над проблемами профессионального  выбора, а также – для провоцирования разговоров и индивидуальных  профориентационных консультаций  Содержание 1   Мини тренинг  (методом «мозгового штурма») «Профессия» 1) Тип и класс профессий  2) Требования профессии к работнику (профессионально­важные качества,  способности)  13) Профессиональные умения, навыки  4) Требования к подготовке специалиста, образование  2. Профессиональная проба                                                                                           2.1  Подробное описание                                                                                             2.2 Рефлексия  Приобретенный опыт, выводы     3.  Просмотр видеофильма (на 20 минут) Владимир Соловьёв:    «Влияние и  воздействие в публичной жизни». 4. Домашнее задание для уч­ся 1)   Составить   профессиограмму   для   профессий   типа   «Ч­Ч»,   в   деятельности которых  широко используется межличностная и публичная коммуникация  2) Провести самостоятельное тематическое интервью (тема – по собственному выбору) и представить его интересное описание                                                      Формы представления домашнего задания • Слайд­шоу • На листах формата А­4 • Видеоролик  (10­15 мин) Ход мероприятия Ведущий рассказывает детям о роли коммуникации в профессях типа «человек­ человек»: как важно иметь навыки общения, умения вести диалог. Мини тренинг  (методом «мозгового штурма»)    Вопрос учащимся: назовите профессии типа «Человек­человек» Корреспондент,   менеджер   по   подбору   кадров,   психолог,   социолог,     педагог, журналист,   юрист,   журналист,   политик,   педагог,   инспектор   по   делам несовершеннолетних  и т.п.   Тип и класс профессии: 1. по классификации Е.А.Климова:   Человек – Человек   22.  Типы личности по систематизации Холланда (Голланда):   реалистический   социальный  Класс:   творческий (эвристический)  Место работы:                                                                                                        Кадровые  агентства   и  отделы   кадров  предприятий,  СМИ,  педагогические   и социальные учреждения, суды  и т. д.  Данные профессии позволяют:  встречаться и общаться с интересными людьми  чувствовать свою необходимость и полезность  развивать коммуникативную и социальную компетентность Какие   требования   предъявляет   данная   профессия   к   работнику (профессионально­важные качества, способности)  Коммуникабельность  Умение разбираться в людях (психологические и знания и навыки).  Порядочность.   Нравственность.   Наблюдательность.   Хорошая интуиция.   Решительность.   Умение прогнозировать ситуации (в т. ч. коммуникативная компетентность).   Справедливость.   Инициативность.   Энергичность.   Требовательность к себе и другим людям.   Эрудированность.   Интеллигентность 3Профессиональные навыки    Избирательность и устойчивость внимания.   Умение быстро переключать внимание на другой объект.   Развитое аналитическое мышление.   Развитое образное и логическое мышление.   Умение грамотно выражать свои мысли.   Умение слушать людей.   Способность   правильно   определить   тематику   интервью   и   задавать   верные вопросы  Хорошее развитие образной, словесно­логической памяти.  Умение работать с современными техническими средствами, необходимыми в проф. работе   Способность быстро принимать решения в зависимости от ситуации.  Требования к образованию   Среднее специальное.   Высшее образование.  Просмотр учебного видеофильма «Влияние   и   воздействие   в   публичной   жизни».   Тема фильма   –   правила   проведения   интервью.   Известный телеведущий Владимир Соловьёв (его авторские ток­ шоу «К барьеру», «Соловьиные трели» и др.) делится своим   опытом   в   профессиональной   области,   дает рекомендации будущим специалистам.  Игра «Блиц­интервью»  Ребята   распределяются   на   пары   и   выбирают   роли:   один   –   журналист,   берущий интервью   у   другого.   Каждая   пара   получает   от   ведущего   карточку   с   названием источника   СМИ   (газета,   телепередача,   общественная   организация).   За   10   минут 4«корреспондент» проводит интервью в паре со своим собеседником. После этого он представляет классу репортаж с рассказом о своём интервью.  посмотрели фильм о правилах проведения интервью  Рефлексия  Сравнили представленные каждой парой уч­ся, интервью В результате такого сравнения и голосования по выбору лучшего интервью, ребята определили  ошибки, которые  могут помешать в данной работе, а также нашли и назвали   те   необходимые   навыки,   без   которых   невозможно   успешное   построение диалога. Лучший репортаж определили – голосуя всем классом. Победившая   пара   была   награждена   брошюрой   (школьный   «самиздат»)   с психологическими рекомендациями по проведению диалогов. Подведение итогов   («обратная связь» с уч­ся) Выяснение степени удовлетворенности учащихся проведенной работой (Понравилось или   нет,   что   было   наиболее   интересным   и   полезным,   что   хотелось   бы   еще рассмотреть в данной тематике) Приобретенный опыт, выводы:  Пробуя себя в роли корреспондента, берущего интервью, участники на собственном опыте проверили свои способности к данной работе, а именно: – умение определить тематику интервью – – – – – – составить список вопросов для диалога    провести сам диалог и зафиксировать ответы собеседника представить рассказ об интервью аудитории  сравнить своё интервью с другими обсудить достоинства и ошибки при построении диалога выработать несколько правил проведения интервью.      5В результате такого сравнения и голосования по выбору лучшего интервью, ребята определили ошибки, которые могут помешать в данной работе, а так же нашли и назвали   те   необходимые   навыки,   без   которых   невозможно   успешное   построение диалога. Благодаря   этой   работе   учащиеся   лучше   поняли   профессии,   связанные   с межличностной коммуникацией, узнали правила  и ошибки при проведении диалога, беседы, интервью.  Вывод:  Проведение межличностной коммуникации – дело не такое простое. Оно требует специальных   знаний,   умений.   Кроме   того,   специалисту   необходимо   развивать   и совершенствовать в себе эмпатию, толерантность и гибкость в общении.  Используемые информационные ресурсы: 1. http://letopisi.ru/index.php/Категория:Проект_Первые_шаги 2. Климов Е.А. ". Психология профессионального самоопределения. Уч. пос." : ­ М. Академия, 2004 3. Климов Е.А "Общая психология" ­ М: Юнити, 2001 4. Е. А. Климов "Образ мира в разнотипных профессиях",­ М: МГУ, 1995 5. Пузиков В Г «Технология ведения тренинга»­ С­Пб. Речь, 2005 6