Тренинг на сплочение детского коллектива

  • Мероприятия
  • doc
  • 08.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тренинг проводится с целью сплочения коллектива и повышение самооценки детей младшего школьного возрастаю В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач.
Иконка файла материала публикация Занятие.doc
Занятие на сплочение классного коллектива Крупчинова О.В., педагог­психолог Разделы: Школьная психологическая       служба Цель: Сплочение коллектива и повышение самооценки детей. Актуальность:  В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без  поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый,  но цель коллектива останется на нулевом уровне. – Здравствуйте. Мы сегодня проведем для вас тренинг на сплочение. Цель нашего тренинга – это сплочение нашего  коллектива. Сплочение – это возможность для  коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, нужно уметь  услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже  без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед. Ход занятия Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите  руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы  сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все  участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все. Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он  попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый  попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось  справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и  предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали  это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания  вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья". Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе.  Начинаем.  Упражнение "Строй". Вы можете легко и быстро построиться по росту.  А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до  самого темного: А теперь ­ по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты ­ по цвету глаз, по дате рождения и др.).  Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть, станьте по парамУпражнение «Слепой и поводырь» Это очень хорошее упражнение для создания в группе атмосферы взаимного  доверия.  Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот, кто стоит слева, закрывает глаза  — он будет «слепым». Второй партнер станет «поводырем». Поводырь  берет слепого за руку и медленно ведет его через комнату. У поводыря  необычная задача — он отвечает не только за себя самого, но и за  партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе  темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя все увереннее.  Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, используйте другие  способы общения (2–3 мин). Поменяйтесь ролями. По окончании — обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно  ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу,  насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого. (на слайде правило помогать друг другу  ) ­1     Садитесь на места  Ребята, как вы считаете, сколько у человека может быть настоящих  друзей? (ответы детей)  На самом деле люди, которые говорят, что имеют много друзей, в трудной  ситуации оставались либо с самим собой, либо с близкими  родственниками. А люди, которые утверждают, что друзей у них мало (1­2 человека) всегда находят у них поддержку и понимание. Таким образом,  можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого  человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.  Упражнение «Без маски»  Вы знаете, что в дружбе очень важна честность. А знаете ли вы, что  честным быть очень непросто? Часто хочется быть лучше, чем мы есть на  самом деле. Вот в честности мы сейчас поупражняемся.  Каждый участник получает карточку, на которой написана фраза, не  имеющая окончания. Без всякой предварительной подготовки надо  продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним.  После того, когда все высказались, обобщить – честность в дружбе играет  большую, если мы не будем честными, потеряем своих друзей, они просто  отвернутся от нас. Все становятся в круг  Упражнение «Связующая нить»  Ребята, вы когда­нибудь слышали выражение – быть связанными с кем­то?  Что это значит? Давайте мы с вами попробуем почувствовать, что это  значит? Участники встают в круг. Первый участник, держа в руках клубок, представляется и передает клубок следующему участнику. Каждый  участник должен назвать свое имя и свое увлечение, обмотать нитью свою  руку и передать клубок. И так по кругу. Когда клубок возвращается к  первому участнику, все оказываются «связаны» одной нитью. Ребята,  попробуйте отойти назад. Что произошло? (ответы детей: «Ниточка  натянулась»). Получается вы одно целое. Вы видите, как нас объединяет  эта нить? А что еще, кроме нити, объединяет вас? (ответы детей: «мы  учимся в одном классе, сидим за одной партой…») (на слайде правило  дружбы – сплоченность  )­3    Ребята, а что означает слово «сотрудничать». (ответы детей: «чтобы  вместе делать сложное дело, которое одному не под силу»)  А теперь мы с вами попробуем почувствовать на себе, что значит  сотрудничать. Взять карандаши, выйти к доске и объединиться в пары.  Упражнение «камешки»  Вы должны постараться удержать камешки пальцами, стоя друг напротив  друга.  Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на  пары, располагаются напротив друг друга на расстоянии 70 см и пытаются  удержать два камешка, прижав их концы подушечками указательных  пальцев. Дается задание: не выпуская камешки, двигать руками вверх­ вниз, вперед­назад.  После подготовительного задания группа встает в свободный круг  (расстояние между соседями 50­60 см). Соседи должны зажать камешки  между подушечками указательных пальцев. Группа, не отпуская камешки,  синхронно выполняет движения.     ­ поднять руки, опустить их; ­ сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед; ­ наклониться вперед, назад, выпрямиться; ­ присесть, встать. Трудно ли было выполнять задание? Почему?  Какие действия должен был выполнять каждый участник, чтобы камешки  не падали (на слайде сотрудничество СИТУАЦИЯ 1­й ученик. В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная  передача по телевизору, мне звонит Олег (лучше называть вымышленные имена,  не встречающиеся в классе) и просит помочь ему разобраться с заданием по  геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее  посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег ­ мой друг! И вместо  телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег  был признателен мне. Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не  ему, а мне была нужна его помощь, то он тоже не задумываясь помог бы мне. А  как бы вы поступили на моем месте? «Психологическая загадка». По описанию детям необходимо догадаться, какое качество характера человека  загадал ведущий:  «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (Миролюбивый).  «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный).  «Человек, любящий трудиться» (Трудолюбивый).  «Человек, который знает свои недостатки» (Самокритичный).  «Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый) Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию Участники тренинга расположены по кругу. Психолог. Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях  друг с другом. Сначала установим правила тренинговой работы. Участники высказывают  свои правила. Затем показывается слайд презентации, где расписаны правила. Работу  начнем с упражнения, которое называется «Мы с тобой похожи тем…»  упражнение. «Мы похожи с тобой тем…» Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний.  Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику:  «Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу  отвечают «Мы с тобой  отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор,  пока все не дойдут до своего первого партнера. Рефлексия – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаемся?упражнение. «Салфетка» Каждому дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог  дает команды:  Оторвать правый угол, затем нижний левый ит.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно  постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что все мы  разные и салфетки разные, но мы все живем в мире  и согласии.  упражнение «Модель идеального класса», «Модель реальной группы» Беседа – Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса. В  анкете (Приложение) я задала вам вопросы. Одним из них было оценить психологический  климат. В результате ваша средняя оценка – 4  Самая отрицательная оценка – 8. Чем меньше  оценка, тем лучшая психологическая обстановка в классе.  Вы понимаете друг друга, стараетесь помочь товарищу?  Зачем ходят в школу? Во­первых получать знания, во­вторых, пообщаться. Это главные  причины. Может так получиться, что из­за того, что не складываются отношения с  одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами  должна обладать группа, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать черты,  благодаря которым в группе всем хорошо. На ватмане нарисован круг, разделенный на 16  частей. Психолог подписывает каждый радиус с внешней стороны круга качества,  необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе, комментирует и  уточняет представление подростков о том или ином качестве. В числе названных могут быть  следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать,  принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода  высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. Каждый радиус окружности ведущий делит  на 10 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается  каждая черта. Далее ведущий называет качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в  классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» Чем  ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности, тем лучше группа и тем комфортнее каждому. Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу класса, какие  качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата  группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими  недостатками. «Мы не можем изменить группу, не изменяя себя». упражнение «Понятия» Класс делится на 4 группы. Каждый из первых четыре человек сидящих в кругу говорят,  какое качество он ценит в людях, человеке. Затем класс делится по порядку На листах формат А3 написаны слова Взаимопомощь, Дружба, Конфликт, Равенство. Каждой команде дается по листу ватмана и маркеры. Каждой команде предлагается: 1. Нарисовать эмблему, символ 2. Написать понятие этого слова 3. Девиз, лозунг к этому слову 4. Плюсы и минусы этого понятияЛисты передаются по кругу. В конце лист возвращается первоначальной команде и  участники делают презентацию своего понятия, высказываются с чем согласны и с чем не  согласны при добавлении другими командами.  упражнение «Пожелания» Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать  пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они  предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными. Рефлексия занятия­тренинга – Кому, что понравилось, что не понравилось? – Какие  выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.) Ритуал прощания «Подсолнух» Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы  дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству. Презентация Приложение Анкета 1. Самочуствие в классе: А) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей; Б) есть отдельные друзья и товарищи; В) скорее всего я здесь одинок. 2. Отношение к классу А) Дорожу классом; Б) не задумывался о значении класса в моей жизни; В) хотел бы перейти в другой класс. 3. Психологическая атмосфера в классе Дружелюбие   1  2  3  4  5  6  7  8 Враждебность Согласие 1  2  3  4  5  6  7  8 Несогласие Удовлетворенность 1  2  3  4  5  6  7  8 Неудовлетворенность Увлеченность 1  2  3  4  5  6  7  8 Равнодушие Продуктивность 1  2  3  4  5  6  7  8 Непродуктивность Теплота Сотрудничество 1  2  3  4  5  6  7  8 Холодность 1  2  3  4  5  6  7  8 Отсутствие  сотрудничества Взаимная поддержка 1  2  3  4  5  6  7  8 Недоброжелательность Занимательность 1  2  3  4  5  6  7  8 Скука Безразличие 1  2  3  4  5  6  7  8 Сочуствие