Тренинг проводится с целью сплочения коллектива и повышение самооценки детей младшего школьного возрастаю
В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач.
Занятие на сплочение классного коллектива
Крупчинова О.В., педагогпсихолог
Разделы: Школьная психологическая
служба
Цель: Сплочение коллектива и повышение самооценки детей.
Актуальность: В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без
поддержки будут достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый,
но цель коллектива останется на нулевом уровне.
– Здравствуйте. Мы сегодня проведем для вас тренинг на сплочение. Цель нашего
тренинга – это сплочение нашего коллектива. Сплочение – это возможность для
коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь
как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, нужно уметь
услышать и помочь, когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже
без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
Ход занятия
Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите
руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы
сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге
есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все
участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.
Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он
попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый
попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось
справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и
предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали
это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания
вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе.
Начинаем.
Упражнение "Строй". Вы можете легко и быстро построиться по росту.
А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до
самого темного: А теперь по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты
по цвету глаз, по дате рождения и др.).
Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного поиграть, станьте по парамУпражнение «Слепой и поводырь»
Это очень хорошее упражнение для создания в группе атмосферы взаимного
доверия.
Инструкция. Разбейтесь на пары. Тот, кто стоит слева, закрывает глаза
— он будет «слепым». Второй партнер станет «поводырем». Поводырь
берет слепого за руку и медленно ведет его через комнату. У поводыря
необычная задача — он отвечает не только за себя самого, но и за
партнера, он должен настроиться на это новое состояние. Выберите себе
темп таким образом, чтобы слепой начал чувствовать себя все увереннее.
Пожалуйста, не разговаривайте друг с другом, используйте другие
способы общения (2–3 мин).
Поменяйтесь ролями.
По окончании — обсуждение: не было ли участникам страшно, уверенно
ли они себя чувствовали, насколько они могли доверять друг другу,
насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого.
(на слайде правило помогать друг другу
) 1
Садитесь на места
Ребята, как вы считаете, сколько у человека может быть настоящих
друзей? (ответы детей)
На самом деле люди, которые говорят, что имеют много друзей, в трудной
ситуации оставались либо с самим собой, либо с близкими
родственниками. А люди, которые утверждают, что друзей у них мало (12
человека) всегда находят у них поддержку и понимание. Таким образом,
можно сказать, что настоящих друзей всегда не так много. Но у любого
человека обязательно должны быть не только друзья, но и приятели.
Упражнение «Без маски»
Вы знаете, что в дружбе очень важна честность. А знаете ли вы, что
честным быть очень непросто? Часто хочется быть лучше, чем мы есть на
самом деле. Вот в честности мы сейчас поупражняемся.
Каждый участник получает карточку, на которой написана фраза, не
имеющая окончания. Без всякой предварительной подготовки надо
продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним.
После того, когда все высказались, обобщить – честность в дружбе играет
большую, если мы не будем честными, потеряем своих друзей, они просто
отвернутся от нас. Все становятся в круг
Упражнение «Связующая нить»
Ребята, вы когданибудь слышали выражение – быть связанными с кемто?
Что это значит? Давайте мы с вами попробуем почувствовать, что это
значит? Участники встают в круг. Первый участник, держа в руках клубок,
представляется и передает клубок следующему участнику. Каждый
участник должен назвать свое имя и свое увлечение, обмотать нитью свою
руку и передать клубок. И так по кругу. Когда клубок возвращается к
первому участнику, все оказываются «связаны» одной нитью. Ребята,
попробуйте отойти назад. Что произошло? (ответы детей: «Ниточка
натянулась»). Получается вы одно целое. Вы видите, как нас объединяет
эта нить? А что еще, кроме нити, объединяет вас? (ответы детей: «мы
учимся в одном классе, сидим за одной партой…») (на слайде правило
дружбы – сплоченность
)3
Ребята, а что означает слово «сотрудничать». (ответы детей: «чтобы
вместе делать сложное дело, которое одному не под силу»)
А теперь мы с вами попробуем почувствовать на себе, что значит
сотрудничать. Взять карандаши, выйти к доске и объединиться в пары.
Упражнение «камешки»
Вы должны постараться удержать камешки пальцами, стоя друг напротив
друга.
Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на
пары, располагаются напротив друг друга на расстоянии 70 см и пытаются
удержать два камешка, прижав их концы подушечками указательных
пальцев. Дается задание: не выпуская камешки, двигать руками вверх
вниз, впередназад.
После подготовительного задания группа встает в свободный круг
(расстояние между соседями 5060 см). Соседи должны зажать камешки
между подушечками указательных пальцев. Группа, не отпуская камешки,
синхронно выполняет движения.
поднять руки, опустить их;
сделать шаг вперед, два шага назад, шаг вперед;
наклониться вперед, назад, выпрямиться;
присесть, встать. Трудно ли было выполнять задание? Почему?
Какие действия должен был выполнять каждый участник, чтобы камешки
не падали (на слайде сотрудничество
СИТУАЦИЯ
1й ученик. В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная
передача по телевизору, мне звонит Олег (лучше называть вымышленные имена,
не встречающиеся в классе) и просит помочь ему разобраться с заданием по
геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее
посмотреть. Но я не мог поступить иначе, ведь Олег мой друг! И вместо
телевизора я просидел за книгой вместе с другом. Но я видел, насколько Олег
был признателен мне. Я думаю, что если бы мы поменялись местами, то есть не
ему, а мне была нужна его помощь, то он тоже не задумываясь помог бы мне. А
как бы вы поступили на моем месте?
«Психологическая загадка».
По описанию детям необходимо догадаться, какое качество характера человека
загадал ведущий:
«Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». (Миролюбивый).
«Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» (Ответственный).
«Человек, любящий трудиться» (Трудолюбивый).
«Человек, который знает свои недостатки» (Самокритичный).
«Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый)
Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию
Участники тренинга расположены по кругу.
Психолог. Сегодня на нашем тренинге мы поговорим о нашем классе, о взаимоотношениях
друг с другом. Сначала установим правила тренинговой работы. Участники высказывают
свои правила. Затем показывается слайд презентации, где расписаны правила. Работу
начнем с упражнения, которое называется «Мы с тобой похожи тем…»
упражнение. «Мы похожи с тобой тем…»
Участники делятся на две группы. Одна группа образует внутренний круг, другая– внешний.
Все стоят лицом друг к другу. Каждый участник внешнего круга говорит своему напарнику:
«Мы с тобой похожи…», после чего стоящие во внутреннем кругу отвечают «Мы с тобой
отличаемся тем…» затем делают шаг к новому партнеру. Процедура повторяется до тех пор,
пока все не дойдут до своего первого партнера.
Рефлексия – чем же вы похожи друг на друга и чем отличаемся?упражнение. «Салфетка»
Каждому дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог дает команды:
Оторвать правый угол, затем нижний левый ит.д. Затем салфетка разворачивается. Нужно
постараться найти одинаковые салфетки. Их нет. Подвести детей к мысли, что все мы
разные и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.
упражнение «Модель идеального класса», «Модель реальной группы»
Беседа
– Все вы учитесь в одном классе много лет, некоторые вместе учатся с первого класса. В
анкете (Приложение) я задала вам вопросы. Одним из них было оценить психологический
климат.
В результате ваша средняя оценка – 4 Самая отрицательная оценка – 8. Чем меньше
оценка, тем лучшая психологическая обстановка в классе.
Вы понимаете друг друга, стараетесь помочь товарищу?
Зачем ходят в школу? Вопервых получать знания, вовторых, пообщаться. Это главные
причины. Может так получиться, что изза того, что не складываются отношения с
одноклассниками, не хочется идти в школу. Давайте поговорим о том, какими качествами
должна обладать группа, чтобы каждый чувствовал себя хорошо. Нужно назвать черты,
благодаря которым в группе всем хорошо. На ватмане нарисован круг, разделенный на 16
частей. Психолог подписывает каждый радиус с внешней стороны круга качества,
необходимые для успешного сотрудничества, взаимодействия в классе, комментирует и
уточняет представление подростков о том или ином качестве. В числе названных могут быть
следующие: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать,
принятие, эмпатия, альтруизм, уважение, доброжелательность, юмор, свобода
высказывания, тактичность, сплоченность и т.д. Каждый радиус окружности ведущий делит
на 10 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается
каждая черта.
Далее ведущий называет качество и группа решает, на сколько баллов оно проявляется в
классе. После этого соединяются все точки, в результате чего получается «паутина» Чем
ближе она к центру, тем каждому в группе трудней. Чем ближе паутина к краям окружности,
тем лучше группа и тем комфортнее каждому.
Дальнейшая работа строится на обсуждении, как улучшить атмосферу класса, какие
качества группе надо развивать, какой вклад может внести каждый в улучшение климата
группы. Ведущий подводит к тому, чтобы оставаясь собой, каждый работал над своими
недостатками. «Мы не можем изменить группу, не изменяя себя».
упражнение «Понятия»
Класс делится на 4 группы. Каждый из первых четыре человек сидящих в кругу говорят,
какое качество он ценит в людях, человеке. Затем класс делится по порядку
На листах формат А3 написаны слова Взаимопомощь, Дружба, Конфликт, Равенство.
Каждой команде дается по листу ватмана и маркеры. Каждой команде предлагается:
1. Нарисовать эмблему, символ
2. Написать понятие этого слова
3. Девиз, лозунг к этому слову
4. Плюсы и минусы этого понятияЛисты передаются по кругу. В конце лист возвращается первоначальной команде и
участники делают презентацию своего понятия, высказываются с чем согласны и с чем не
согласны при добавлении другими командами.
упражнение «Пожелания»
Участникам раздаются листочки с именами одноклассников. Каждый должен написать
пожелания тому, кто указан на листочке. Затем пожелания даются тому, кому они
предназначены. Пожелания должны быть доброжелательными, позитивными.
Рефлексия занятиятренинга
– Кому, что понравилось, что не понравилось?
– Какие выводы сделали для себя. (Высказывания каждого участника.)
Ритуал прощания «Подсолнух»
Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы
дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.
Презентация
Приложение
Анкета
1. Самочуствие в классе:
А) мне здесь хорошо, чувствую себя в кругу друзей;
Б) есть отдельные друзья и товарищи;
В) скорее всего я здесь одинок.
2. Отношение к классу
А) Дорожу классом;
Б) не задумывался о значении класса в моей жизни;
В) хотел бы перейти в другой класс.
3. Психологическая атмосфера в классе
Дружелюбие
1 2 3 4 5 6 7
8
Враждебность
Согласие
1 2 3 4 5 6 7 8 Несогласие
Удовлетворенность
1 2 3 4 5 6 7 8 Неудовлетворенность
Увлеченность
1 2 3 4 5 6 7 8 Равнодушие
Продуктивность
1 2 3 4 5 6 7 8 Непродуктивность
Теплота
Сотрудничество
1 2 3 4 5 6 7 8 Холодность
1 2 3 4 5 6 7 8 Отсутствие
сотрудничества
Взаимная поддержка 1 2 3 4 5 6 7 8 Недоброжелательность
Занимательность
1 2 3 4 5 6 7 8 Скука
Безразличие
1 2 3 4 5 6 7 8 Сочуствие