Тренинг «Право на защиту от жестокого обращения».
Цель: предоставление возможности подумать о различных формах насилия и выработать правила ответственного и безопасного поведения.
Сегодня мы будем говорить о деликатной теме, для кого-то, может быть, она неприятна, для кого-то новая. Но мы должны об этом говорить, потому что с врагом легче бороться, когда его знаешь.
Мы живем с вами в сложное и жестокое время. Преступления среди подростков увеличиваются с каждым днем, формируются антиобщественные группировки, совершающие преступления. Слово преступление мы связываем со словом жестокое обращение и насилие. Когда мы слышим эти слова, возникает неприятное чувство внутри. Инстинктивно хочется отстраниться, забыть. Сегодня мы попытаемся научиться, как противостоять этому
Тренинг Право на защиту от жестокого обращения 9 класс.doc
Тренинг «Право на защиту от жестокого обращения»
(участники: учащиеся 8 классов)
Цель: предоставление возможности подумать о различных формах насилия и
выработать правила ответственного и безопасного поведения.
Ход занятия:
Учитель. Сегодня мы будем говорить о деликатной теме, для когото, может быть,
она неприятна, для когото новая. Но мы должны об этом говорить, потому что с
врагом легче бороться, когда его знаешь.
Мы живем с вами в сложное и жестокое время. Преступления среди подростков
увеличиваются с каждым днем, формируются антиобщественные группировки,
совершающие преступления. Слово преступление мы связываем со словом жестокое
обращение и насилие. Когда мы слышим эти слова, возникает неприятное чувство
внутри. Инстинктивно хочется отстраниться, забыть. Сегодня мы попытаемся
научиться, как противостоять этому. Для этого нужно дать определение каждому из
понятий:
2. Словесные ассоциации.
Выработка понятия «жестокое обращение», «насилие»….
Каждый участник записывает свои словесные ассоциации и определяет свое понятие
данного слова.
После того, как учащиеся выскажут свое мнение, учитель дает правильный ответ на
понятие
Жестокое обращение –
выражающееся в действиях и словах
стремление к причинению страданий, мучений,
Жестокое обращение с ребенком – физическое или психическое насилие над
ребенком,
способов воспитания (грубое,
пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми,
оскорбление или эксплуатация )
применение недопустимых
Насилие действие (или бездействие) наносящее ущерб физическому или
психическому здоровью, любая форма взаимоотношений направленная на
установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Насилие в отношении ребенка это все формы физического или эмоционального
жестокого обращения, сексуального насилия, беспризорности или уклонение от
родительских обязанностей, коммерческая или иная эксплуатация, причиняющая
настоящий или потенциальный вред детскому здоровью, выживанию, развитию или
достоинству в контексте ответственности, доверия или власти. 3. Информация о формах насилия, последствиях для жертвы и самого
агрессора, влияние жестокого обращения на других.
Насилие в отношении ребенка это все формы физического или
эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, беспризорности или
уклонение от родительских обязанностей, коммерческая или иная эксплуатация,
причиняющая настоящий или потенциальный вред детскому здоровью, выживанию,
развитию или достоинству в контексте ответственности, доверия или власти.
Конвенция о правах ребенка признает широкие масштабы насилия в отношении детей
и указывает, что дети имеют право на защиту от всех форм насилия. Под насилием
подразумевается похищение, детоубийство, убийство, традиционные практики,
причиняющие увечья, а также сексуальные, психические и физические
злоупотребления, включая физическое наказание в качестве «дисциплинарных мер» в
отношении
детей.
Конвенция о правах ребенка устанавливает, что насилие в отношении детей в
любой форме и в любом месте не имеет оправдания. В соответствии с Конвенцией
дети имеют право на физическую и личную неприкосновенность и защиту от «всех
форм физического или психологического насилия». Конвенция признает, что все
формы насилия вредны и могут оказать отрицательное воздействие на все стороны
жизни ребенка. Дети, подверженные насилию, чаще страдают от недостаточного
питания и болезней, хуже учатся в школе, у них пониженное самоуважение. В
соответствии с Конвенцией насилие в отношении детей является нарушением их
человеческих прав.
Насилие нарушает следующие права:
право каждого на равную защиту перед законом;
право не подвергаться жестокому обращению;
право на жизнь и физическую неприкосновенность;
право на наивысшие стандарты физического и психического здоровья.
Виды насилия
1. Физическое насилие – умышленное причинение вреда здоровью путем
применения физической силы и причинения физической боли.
2. Психологическое насилие – умышленное воздействие на психику человека,
унижение чести и достоинства посредством угроз, оскорблений, шантажа или
принуждение (понуждение) к совершению правонарушений или деяний,
представляющих опасность для жизни или здоровья, а также ведущих к нарушению
психического, физического и личностного развития.
3. Сексуальное насилие – умышленное противоправное действие, посягающее на
половую неприкосновенность или половую свободу человека, а также действия
сексуального характера по отношению к несовершеннолетним. 4. Экономическое насилие – умышленное лишение человека жилья, пищи, одежды,
имущества, средств, на которые он имеет предусмотренное законом право, что может
вызвать нарушение физического и (или) психического здоровья.
5. Эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих ее
действий; контроль над распорядком дня жертвы и т.п.
4. Ребятам предлагается заполнить таблицу, определяя степень
насильственности утверждения и относя его к определенной графе
Перед тем, как участники приступят к выполнению, необходимо разграничить
эти понятия и договориться, что
входит в понятие каждого термина
).
Грубость – проявление по отношению к другим черствости и неуважения, суровость,
дерзость.
Жестокость – проявление безжалостности и бесчеловечности, отсутствие сожаления
и сочувствия;
Насилие применение различных форм принуждения в отношении других людей для
оказания влияния или уничтожения.
Для выполнения этого занятия можно разделить ребят на 4 группы (и
тогда каждая группа будет выбирать предложенные варианты к определенному
термину).
Можно предложить каждой группе заполнить всю таблицу.
«Жестокость»
Драка
Использование животных
для медицинских опытов
«Насилие»
Избиение
Контроль над
распорядком дня
«Грубость»
Оскорбление
Не ответить на
приветствие
Осмеяние ребенка
Принудительный труд
Издевательство
давление
притеснение
явки с повинной
Не впускают в клуб изза
одежды
Громко окликнуть на
улице
Оставление вопроса без
ответа
Музыка на всю громкость
в позднее время
Предлагаемые утверждения:
Драка
Не ответить на приветствие
Не впускают в клуб изза одежды Принудительный труд
Оставление вопроса без ответа
Музыка на всю громкость в позднее время
Оскорбление
Явки с повинной
Контроль над распорядком дня
Использование животных для медицинских опытов
Осмеяние ребенка
Издевательство
Избиение
Пьяный за рулем
Принуждение к употреблению наркотиков
Порча сиденья в общественном транспорте
Отсутствие электричества или воды
Обмен мнениями:
Какие трудности возникли при определении степени насильственности
утверждений?
Какие утверждения произвели самые cильные впечатления?
Почему одни и те же утверждения вы отнесли к нескольким группам?
Как вы считаете, каковы причины проявления жестокого обращения?
Кто может выступать в роли инициатора жестокого обращения по отношению к
детям? (Важно! называть не только взрослых людей – учителей, родителей,
соседей и так далее но и осознавать, что инициатором может быть любой
ребенок, в том числе и ктото из них. Поэтому, если группа не предлагает такие
варианты, то можно используя примеры, натолкнуть их на данные
высказывания. Важно! ни в коем случае нельзя переходить на личности).
5. Определение степени опасности ситуации
Участникам предлагается разделиться на группы и выдается по карточке с
определенными ситуациями.
Их задача определить: опасна данная ситуация или безопасна. Каждая группа
должна аргументировать свой ответ.
Предлагаемые ситуации:
К девушке подходит приятный мужчина и предлагает помочь донести тяжелые
сумки...
Приятели приглашают молодого человека на вечеринку на свою дачу...
Пятилетний мальчик плачет и просит шестнадцатилетнюю девушку помочь ему
открыть дверь...
Пожилого мужчину, который идет по темной улице, преследует незнакомый
человек...
В подъезде вместе с девушкой в лифт зашел незнакомый мужчина...
Приятель, с которым девушка недавно познакомилась, предлагает ей высокооплачиваемую работу за границей...
Девушка едет в электричке, и в ее пустой вагон заходит мужчина…
Бабушка просит двух девушек помочь донести сумки до квартиры...
Обсуждение:
Как определить, является ли ситуация, в которую вы попали, опасной для вас?
Почему ситуации, которые определены ими как «безопасные» или как
«спорные», могут оказаться опасными. Разберите, как вести себя в подобных
ситуациях, чтобы избежать риска.
Существует мнение, что люди, как взрослые, так и дети, часто провоцируют
насилие, а значит, заслуживают его. Согласны ли вы с этим? Почему?
В конце можно сказать, что все приведенные ситуации являются опасными.
Эти истории происходили в реальной жизни. И в каждой из них люди (взрослые,
дети, подростки) подвергались насилию: физическому, сексуальному,
психологическому.
6. Упражнение «Инструкция безопасного поведения»
Каждой группе нежно записать свои правила безопасного поведения. обсудить свои
варианты и разработают единый документ, выдать групповой вариант инструкции.
Придумать название своему своду правил безопасного поведения».
Для этого нужно навсегда усвоить "Правило четырёх "не":
Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.
Не заходи ними в лифт и подъезд.
Не садись в машину к незнакомцам.
Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
7. Упражнение «Нарисуй социальный плакат»
Учащимся предлагается нарисовать предупреждающий плакат на тему социально
опасной ситуации.
8. Рефлексия.
Обратиться к своему первоначальному варианту понятия «насилие» и
сравнить, изменилось ли чтолибо в представлении данного понятия после участия в
занятии. После этого суммировать ответы детей и дать определение «жестокое
обращение».
Упражнение «Чему я научился»
Инструкция: Напишите все то, что вам запомнилось больше всего, что было самым
интересным и чему вы научились
Упражнение «Хочу тебе пожелать» Инструкция: Пусть каждый напишет свое пожелание участнику группы на листочке
и подарит ему на память
Упражнение «Все звезды»
Инструкция: Закройте глаза. Вспомните какоенибудь событие вашей жизни, когда
вы чувствовали себя звездой. Что это были за события? Какие чувства вас
переполняли? Кто был рядом с вами? Говорили ли они приятные для вас вещи? Что
именно? Потихоньку откройте глаза. У всех было что вспомнить?
Теперь на листочках вы нарисуете те моменты из жизни, когда вы чувствовали
себя победителями, переживали успех. Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания.
Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление,
Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания.
Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление,
Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания.
Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление,
Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания.
Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление,
Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания.
Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление,
Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания. Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление,
Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания.
Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление,
Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания.
Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление,
Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания.
Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление,
Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания.
Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление,
Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания.
Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление,
Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания.
Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление, Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания.
Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление,
Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания.
Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление,
Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания.
Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление,
Синонимы к слову насилие давление, принуждение, принудительные
меры, деспотизм, тирания.
Синонимы к слову жестокость безжалостность, беспощадность,
бессердечность, бесчеловечность, ожесточение, озлобление, Ведущий 1. Работа с
Учащимся надо найти виды бытового насилия и озвучить их.
Законом «О профилактике бытового насилия». (Слайды 1822)
Работа с учащимися. Для определения видов бытового насилия, на интерактивной доске нарисованы
треугольники которые, означают определенный вид бытового насилия. Каждая группа получает ярлычок
с описанием одного из видов. Свободно общаясь друг с другом в течение 5 минут, участники должны
соотнести эти виды. (Флипчарт 1)
Тексты к ярлычкам:
унижение чести и достоинства посредством угроз, оскорблений, шантажа или принуждение
обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
принижение его успехов, унижение его достоинства;
отвержение ребенка;
совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
похищение ребенка;
сексуальная эксплуатация (порнографические фотографии с детьми);
проституция.
право на защиту личной и семейной жизни
лишение человека жилья, пищи, одежды, имущества, средств
умышленное причинение вреда здоровью путем применения физической силы и причинения
физической боли.
отсутствие заботы о детях
брошенный, без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;
избиение ребенка.
умышленное воздействие на психику человека
. Субъекты профилактики бытового насилия. Работа детей с документами. (Слайд
Ведущий 2. III
30). Учащимся надо найти соответствующие статьи и озвучить их.
Статья 6. Компетенция Правительства Республики Казахстан
Правительство Республики Казахстан:
1) разрабатывает основные направления государственной политики в области профилактики бытового
насилия;
2) утверждает программные документы в области профилактики бытового насилия;
3) обеспечивает взаимодействие субъектов профилактики бытового насилия и координацию их
деятельности;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией, законами Республики Казахстан и
актами Президента Республики Казахстан.
Статья 9. Компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:
1) взаимодействуют с субъектами профилактики бытового насилия по вопросам профилактики бытового
насилия среди несовершеннолетних;
4) совместно с организациями по оказанию помощи организуют и проводят мероприятия по
профилактике бытового насилия и реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от бытового
насилия.
Ведущий 1(ролик 6): В Казахстане стартовала всемирная кампания «16 дней против насилия в
отношении женщин». Были обсуждены самые насущные проблемы нарушения прав лучшей половины
человечества в бытовых и иных условиях.
Бытовое насилие в семье является одной из причин, способствующих вовлечению женщин и детей
в сексуальную эксплуатацию и рабство. Как уже отмечалось, в целях искоренения насилия в отношении женщин, детей, престарелых и
инвалидов, в Казахстане принят Закон РК «О противодействии бытовому насилию», который
предусматривает создание специальных организаций, осуществляющих прием потерпевших,
предоставляющих необходимую психологическую, педагогическую, медицинскую, юридическую помощь
потерпевшим и др., что соответствует пункту 16 Заключительных рекомендаций Комитета ООН по
ликвидации дискриминации в отношении женщин.
В настоящее время, согласно данным, представленным в статистическом сборнике Агентства РК
по статистике «Женщины и мужчины Казахстана» (Астана, 2009 год), в Казахстане, за исключением
ЗападноКазахстанской, Жамбылской, Кызылординской и Мангистауской областей, функционируют 20
кризисных центров по борьбе с насилием в отношении женщин. В 2008 году в названные организации
поступило 21 679 звонков о фактах насилия, в том числе физического – 6 165, психологического – 5 539,
экономического – 1 251, сексуального – 556, по вопросам трафика женщин – 906, по другим вопросам –
7 262. Представленные данные свидетельствуют о том, что в основном жертвами насилия становятся
женщины до 40 лет. В разрезе занятости женщин в обозначенном году среди работающих женщин
подвержено насилию 9 055, среди не работающих – 7 223, учащихся – 2 251, пенсионеров – 84. (Слайд
32)
Каждой группе поручается в тайне от других подготовить презентацию одного из прав человека
по Конституции РК, Конвенцию о правах ребенка. По жребию участники получают номер статьи,
которую следует отразить в анкете и нарисовать на плакате. Причем. Статья не должна называться.
Остальные участники должны угадать статью. Кроме плаката участники группы могут показать
пантомиму или разыграть сценку. Чем наиболее творчески представлена статья, тем выше оценка работы
группы.
Материалы для работы в группе: текст Конституции РК, Конвенцию о правах ребенка, чистый
лист бумаги для плаката, фломастеры, клей, бланк анкеты «Каталог прав человека».
1 группа «Закон о правах ребенка РК» – Статья 49
При осуществлении родительских прав родители и другие законные представители не вправе причинять
вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Способы воспитания
ребенка должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство
обращение, оскорбление или эксплуатацию ребенка.
2 группа «Конвенция о правах ребенка» – Статья 19
1. Государстваучастники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные
и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического
насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого
обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных
опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
З группа «Конституция РК» – Стать 17
1. Достоинство человека неприкосновенно.
2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое
достоинство обращению или наказанию.
4 группа «Конституция РК» – Статья 27
1. Брак и семья материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.
2. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей.
3. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителей.
Тренинг: "Право на защиту от жестокого обращения"
Тренинг: "Право на защиту от жестокого обращения"
Тренинг: "Право на защиту от жестокого обращения"
Тренинг: "Право на защиту от жестокого обращения"
Тренинг: "Право на защиту от жестокого обращения"
Тренинг: "Право на защиту от жестокого обращения"
Тренинг: "Право на защиту от жестокого обращения"
Тренинг: "Право на защиту от жестокого обращения"
Тренинг: "Право на защиту от жестокого обращения"
Тренинг: "Право на защиту от жестокого обращения"
Тренинг: "Право на защиту от жестокого обращения"
Тренинг: "Право на защиту от жестокого обращения"
Тренинг: "Право на защиту от жестокого обращения"
Тренинг: "Право на защиту от жестокого обращения"
Тренинг: "Право на защиту от жестокого обращения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.