Тренинги по актерскому мастерству
Оценка 4.9

Тренинги по актерскому мастерству

Оценка 4.9
Мероприятия
rtf
администрации
9 кл
05.11.2017
Тренинги по актерскому мастерству
Что важно еще для педагога в этом упражнении? Первое и самое главное: вы должны быть сами энергетичны. Вы должны сами уметь мгновенно выплескивать энергию в виде хлопка на свою группу. А иначе ЧТО дети будут ловить? Второе – это ваша фантазия. Не бойтесь фантазировать. Чтобы упражнение не наскучило, можно ловить не только хлопок, но и воображаемую конфету, пулю, золотое колечко, монетку и т.д. (все это зависит от возраста и состава группы). Можно даже устроить конкурс по ловле крокодилов. Важно, чтобы ваша фантазия зажгла воображение детей. (Заметьте, кстати, мы говорили, что данное упражнение направлено на развитие внимания, а сами добавили и работу с воображением).Что важно еще для педагога в этом упражнении? Первое и самое главное: вы должны быть сами энергетичны. Вы должны сами уметь мгновенно выплескивать энергию в виде хлопка на свою группу. А иначе ЧТО дети будут ловить? Второе – это ваша фантазия. Не бойтесь фантазировать. Чтобы упражнение не наскучило, можно ловить не только хлопок, но и воображаемую конфету, пулю, золотое колечко, монетку и т.д. (все это зависит от возраста и состава группы). Можно даже устроить конкурс по ловле крокодилов. Важно, чтобы ваша фантазия зажгла воображение детей. (Заметьте, кстати, мы говорили, что данное упражнение направлено на развитие внимания, а сами добавили и работу с воображением).
тренинги по актерс мастерству.rtf
От абстракции – к человеку Основы театрального тренинга для детей «Поймать хлопок» Вы хлопаете в ладоши и даете задание поймать этот хлопок. Именно поймать. Не хлопнуть вслед за вами, а поймать на лету, как бабочку, как муху, как мячик. Как будто при хлопке из ваших рук вылетает шарик или конфетка. Поначалу ответный хлопок группы будет разрозненным, хлопки детей рассыплются, как горох, и «бабочка» улетит. Терпеливо добивайтесь единого слитного хлопка. Группа должна поймать ваш хлопок, как один человек. Затем добейтесь того, чтобы ваш хлопок ловился мгновенно, чтобы между «вылетевшей» и «пойманной» «бабочкой» не прошло и мгновения. Крайне важен именно действенный и целенаправленный характер этого упражнения – поймать. Добейтесь подлинности, действенности и устойчивости внимания у всей группы. Что важно еще для педагога в этом упражнении? Первое и самое главное: вы должны быть сами энергетичны. Вы должны сами уметь мгновенно выплескивать энергию в виде хлопка на свою группу. А иначе ЧТО дети будут ловить? Второе – это ваша фантазия. Не бойтесь фантазировать. Чтобы упражнение не наскучило, можно ловить не только хлопок, но и воображаемую конфету, пулю, золотое колечко, монетку и т.д. (все это зависит от возраста и состава группы). Можно даже устроить конкурс по ловле крокодилов. Важно, чтобы ваша фантазия зажгла воображение детей. (Заметьте, кстати, мы говорили, что данное упражнение направлено на развитие внимания, а сами добавили и работу с воображением). Далее упражнение можно усложнять. Допустим, несколько раз кряду хлопнуть, а потом провести ладоши друг мимо друга без хлопка. Если группа хлопок поймала, значит, еще недостаточно внимательна. Или – сделать несколько хлопков в высоком ритме, а затем – резкую паузу. Если группа не поддалась инерции, значит, она подлинно внимательна. Другое усложнение – повернуть ребят спиной к вам и ловить хлопок только по звуку. Если группа ловит ваш хлопок мгновенно и как один человек, если ее внимание достаточно устойчиво, переходите к следующему упражнению. «Невидимая нить» Предложите детям представить, что между вами и каждым из них, от груди к груди, протянута и прикреплена «ниточка», что вы связаны с каждым ребенком невидимой нитью. Эта связывающая нить не должна ни порваться, ни провиснуть при всех ваших дальнейших движениях, расстояние от груди до груди всегда должно оставаться неизменным. При этом условии начинайте осторожные передвижения вперед – назад, влево – вправо. При этом не забывайте «хлопок». Чередуйте передвижения и хлопки. «Ниточка» – это усложнение предыдущего упражнения, а не его замена. Постепенно делайте свои перемещения все более и более резкими и сложными, но в любом случае расстояние между вами и каждым из участников должно оставаться неизменным. Это усложнение позволяет активизировать внимание детей и перевести его на все тело. В этом случае ребенок внимателен всем телом и, что особенно важно, находится во взаимосвязи, взаимодействии с вами. Чередуя и совмещая хлопки и передвижения, старайтесь довести их до максимально высокого ритма и стремительной динамики. Пусть дети бегают вслед за вами по всей площадке, старясь сохранить натянутую между вами «нить». В идеале группа должна передвигаться, как один человек, четко реагируя на паузы и динамику, при этом еще и ловя ваш хлопок. Вот это – тот уровень внимания, который необходим на сцене. Он выше необходимого в жизни и этим ценен. Включайте фантазию и здесь: придумывайте самые невероятные перемещения в пространстве. Двигайтесь по диагонали, описывайте треугольники, круги и пятиконечные звезды. Но не ждите, что у детей все получится с первого раза. Подогревайте интерес детей к упражнению. Придумайте свои ходы. Я, например, начиная работать с детской группой (и не только с детской), объявляю, что человек я по природе подлый и люблю мучить детей. Каждое усложнение упражнений я подаю, как очередную подлую придумку. И хотя ребята понимают, что это шутка, тем не менее, в них просыпается азарт, они хотят доказать, что справятся с моими уловками. Когда и этот уровень сложности освоен, переходим к самому трудному упражнению из этой серии. «Много ниточек, или Большое зеркало» Предложите детям представить, что не только корпус, но и все ваше тело связано с ними невидимыми нитями, что дети становятся как бы вашим отражением в зеркале. Все движения головы, рук, ног, корпуса одномоментно воспроизводятся в этом «зеркале» без отставания. Начинайте движения очень медленно и плавно, допустим, с правой руки. Затем усложняйте: одна рука идет вверх, другая – в сторону. Поднимается нога, а руки тянутся вверх и т.д. Возможностей – несть числа. Если чувствуете, что внимание ослабело, восстановите его «хлопком». Доведите такое «зеркало» до максимальной сложности и разнообразия. Параллельно вы получаете возможность совершенно незаметно, в игровой форме, размять и разогреть все группы мышц у ребенка для дальнейших упражнений. Принимайте самые невероятные, «закрученные» позы, пусть на занятиях звучит смех, пусть всегда будет радостная творческая атмосфера. Не бойтесь выглядеть нелепым – ведь мы играем. И тогда у детей исчезнет страх – главный враг свободного развития личности. И последнее усложнение для данного цикла. При слове «коса» педагог приседает и делает замах рукой по ногам участников – группа подпрыгивает. При слове «камень» – проводит рукой над головами участников – группа приседает. Не забывайте, что в конечном итоге группа должна бегать за вами, как привязанная, ловить хлопок, реагировать на косу и камень, и все это почти одновременно. Все эти упражнения разминают тело и собирают внимание. Это очень хороший цикл для начала занятия. В начале пути необходимо не жалеть на них времени. Потом, когда вы увидите, что ваши дети быстро включаются и легко проходят все этапы, не стоит убирать этот цикл из занятий совсем. Просто освободившееся время мы отдадим другим упражнениям. И напротив, если вы видите, что у вашей группы рассеялось внимание во время занятий или во время репетиции, не поленитесь, соберите внимание – и им, и вам сразу станет легче работать. Следующее упражнение направлено на освобождение мышц и на умение тратить, отдавать окружающему миру энергию. «Взрыв» Исходное положение «в точке», то есть на коленях, руки обнимают колени, а голова максимально опущена – замкнутое, закрытое положение тела. Это может быть икринка, яйцо, зерно – в зависимости от того, что мы хотим получить в итоге. В данном случае это зародыш новой звезды или даже Вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку. Нужно максимально выбросить из себя в окружающий мир энергию, чтобы каждая наша клеточка, каждый участок тела излучал в момент взрыва энергию. То есть в момент броска, «взрыва» нужно быть максимально активным. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше. Взрыв должен быть мгновенным. Это реакция – ответ тела на хлопок. Как будто хлопок – это детонатор, а тело – мина. Между хлопком и взрывом не должно быть ни секунды паузы. Акцентируйте внимание детей на том, чтобы они не думали, какую позу примет их тело. Пусть поза рождается спонтанно, подсознательно. Они не должны успевать ее придумать. Неожиданный хлопок – и жесткое требование мгновенного взрыва. Можно сказать, что это упражнение лишь перенесенное на тело упражнение «Поймай хлопок». Далее следует расслабление. Ученики, постепенно расслабляя части тела, сворачиваются в исходную «точку» на счет: 1 (кисти рук), 2 (руки до локтей), 3 (плечи), 4 (голова), 5 (до пояса), 6 («точка»). При расслаблении тела каждая освобождающаяся часть его должна быть чужой, как будто отрезаются нити, тянущие их вверх, и полностью расслаблена. Очень важно следить и проверять, чтобы у ребят действительно происходило расслабление. Можно подойти, аккуратно помочь. Самые большие проблемы (по опыту) – с расслаблением головы и поясницы. Важно, чтобы и в точке тело было расслабленным; расслабленным, но внимательным. Все напряжение сосредотачивается в солнечном сплетении: именно там мы копим энергию для взрыва. Подскажите ребятам, чтобы представляли там сияющий желтый шарик (для маленьких – солнышко). Увеличивайте скорость хлопков и счета. Для усиления внимания можете чередовать счет с хлопками или менять его. Следующее усложнение данного упражнения. Выполняется, как предыдущее упражнение, только взрыв будет без расслабления, а из хлопка в хлопок тело должно переходить из взрыва во взрыв. Между хлопком и взрывом не должно быть и секунды паузы. Тело принимает различные спонтанные позы. Каждый взрыв максимально активен. Позы должны рождаться спонтанно, группа не должна успеть придумать позу. Для начала договоритесь с группой, сколько хлопков будет в серии, чтобы ребята распределяли силы (но не позволяйте взрываться формально, вполсилы). Потом увеличивайте количество взрывов в серии, а затем делайте нужное количество, не обговаривая заранее. Еще необходимо обратить внимание, чтобы каждый взрыв был именно взрывом, а не перемещением в заранее придуманную позу. Не давайте ребенку врать, иначе это произойдет и на сцене. Дальше мы используем упражнение, а скорее, целую связку упражнений: и на внимание, и на воображение, и на общение. «Суета» Мы занимаем собой, своими телами пространство класса или зала, постоянно перемещаясь. Важно следить за тем, чтобы нигде не возникало пустот. Пространство можно занимать с разной скоростью: на первой – максимально медленно, на десятой – предельно быстро. Все остальное – промежуточные стадии. Скорости «переключает» педагог, объявляя: третья, седьмая, пятая и т.д. Сколько объектов внимания здесь задействовано? Правильно – много. Внимание к педагогу, который подает команды, внимание к своим партнерам, не к одному, а ко всем. А еще? Внимание к пространству, в котором движешься. Педагог помогает обращать внимание на пространство, указывая образующиеся дыры. Время от времени можно командой «Стоп!» останавливать «Суету» и смотреть образовавшиеся дыры и скопления. Попробуйте задать вопрос, как, не сходя с места, можно исправить ситуацию. Правильно – лечь, вытянуть руку, изогнуться в направлении дыры. Пусть учатся думать телом. Теперь по команде «Стоп!» ребята должны исправлять ошибки, не сходя с места. С помощью подручного материала – скамеек, стульев – можно уменьшать пространство до минимума, заставляя внимательнее и бережнее относиться друг к другу (ведь еще одно правило – нельзя сталкиваться). Затем пространство можно раздвинуть снова. Цель: научить быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию. Кроме того, это вносит в упражнение разнообразие. Для этих же целей мы можем менять в этом упражнении количество участников. Раз, два, три, четыре, пять, и вот уже пятерых ребят я вытащил с площадки. Остальные должны заметить изменения в пространстве и перестроиться. Раз, и я всех вместе вернул на площадку. «Суета в образах» Затем упражнение усложняется. Педагог предлагает занимать пространство, превращаясь в невероятные вещи, например, в букву «зю», в «кукарямбу» или во что-то еще. Это очень важное упражнение, и на нем хотелось бы особо остановить внимание. Здесь, в этом упражнении, много возможностей как для педагога, так и для детей, но много и «подводных камней». Первый: скажите нам, как, и мы сделаем. Если педагог начинает: «Заполняем пространство хрюзликами», – то точно найдется хотя бы один (в лучшем случае) ребенок, который спросит, кто такие хрюзлики. Придется останавливаться и объяснять, что это неизвестные науке существа и ребятам придется в них перевоплотиться, причем мгновенно и по команде. Очень помогает в таких случаях вопрос ко всей группе: кто же такие хрюзлики? Как выглядят? Что едят? Где живут? Как двигаются? Какой у них характер? И т.д. Можно даже допустить спор. Главное, чтобы потом ребята поняли, что хрюзлики у каждого свои и что каждый хрюзлик правильный. А вот вам домашнее задание: кто такие грумзавчики и щавыхии? А если предположить, что вы собираетесь в скором времени поставить сказки Туве Янссон, можете потребовать объяснения, кто такие хатифнатты, хемули, гафсы, летучие грызуны- невидимки и прочие лохматые предки. Я не издеваюсь, таких вот грумзавчиков и хатифнаттов вам на каждом занятии штук по пять- десять придумывать придется. Двинемся дальше и наткнемся на второй «подводный камень»: формы и штампы. Попробуйте дать задание заполнить пространство буквой «ха». А теперь посчитайте, сколько вытянутых в стороны и вверх рук вы видите, хотите, помогу? Число учеников, умноженное на два. У вас получилось меньше? Ах, Машенька просто остановилась совсем, не поняла, что от нее хотят. Успокойтесь, это нормальная картина. Для начала. А вот теперь неплохо бы остановить всех и объяснить, что вы знаете, как выглядит буква «ха», и даже как буква «ю» выглядит, – знаете. А вот какая она на самом деле буква «ха»? Что у нее внутри за мысли, нет ли там планов мирового господства? А, может, она просто смеется над всеми проходящими мимо? А как смеется? Вслух, громогласно и добродушно или злобно хихикая в кулачок? Здесь, а скорее, даже раньше, вас может настигнуть вопрос, с какой скоростью заполнять пространство тем или иным образом. У каждого образ свой? У одного диван еле-еле ползет, может, он вообще диван- убийца, сожрал человека и теперь мучительно переваривает. А у другого – ишь, какой прыткий, еще чуть-чуть – и к журавлиному клину пристанет. Вот вам и ответ. И еще. Не забывайте, что упражнение это сложное, двойное: надо и образ держать, и пространство заполнять. А вот еще один «подводный камень», на который может наскочить уже педагог. Поначалу столько приходится направлять, объяснять, подсказывать, что может потеряться ориентир: мы-то шли, подталкивали и направляли к свободному фантазийному творчеству. И единственный критерий данного упражнения – свободное, незаштампованное, фантазийное, всякий раз новое творчество. А можно вот так? МОЖНО! А так? МОЖНО! Можно! – является главным девизом педагога. И важно, подсказывая и направляя, не переступить за черту, где вам захочется решать, как можно, а как нельзя. Петрова, почему твой дневник заполняет пространство так радостно и вприпрыжку? Я же сказал, заполняем пространство дневником, полным двоек, возвращающимся домой. А дневник Петровой радуется, возвращаясь домой с двойками, у него жутко разгильдяйский характер, он юн и беспечен, как сама Петрова, и вообще, «он, мятежный, ищет бури, как будто в бурях есть покой». Так что МОЖНО! и НУЖНО! Пусть творит в радость! Помочь же развить свою творческую фантазию Машеньке и другим вы можете, задавая широченный диапазон образов. Буквы и звуки, междометия, явления природы, вкусы и запахи, цвета и цветы, тюбик с зубной пастой и воздушный шарик, обувные гвоздики и космические ракеты, милицейский свисток и свет маяка, рогатка и полосатый коврик и, конечно же, хрюзлики, тымслики и пухогары и все, что родит ваша фантазия. И здесь есть несколько приемов, помогающих вам. Работайте на контрастах. Дали цвет – следующий образ пусть будет звуком; дали легкое перышко – дальше тяжелый диван. Была морковка, смертельно боящаяся зайцев, – стала храбрая морковь, не боящаяся «вааще» никого. И наоборот, работайте на тонких гранях, на нюансах. Заполняли пространство воздушным шариком, а теперь давайте синим воздушным шариком, а теперь – зеленым, а теперь – зеленым с надписью: «Здравствуй, школа!» Когда ребята почувствуют себя в упражнении более-менее уверенно, добавляйте иногда детализацию, например, заполняем пространство звуком милицейского свистка, но не простым. Представьте сначала: милиционер на темной улице видит хулигана, свистит и во время свистка понимает, что хулиганов шестеро. Подкидывайте им предлагаемые обстоятельства. И еще один очень важный момент. Начинать это упражнение лучше в высоком темпе смены образов. Пошли одним, другим, третьим. А попробуйте-ка оставить какой-нибудь образ и посмотреть, что получится. Большинству секунд через десять-пятнадцать надоест свой собственный образ, потому что нет развития. А когда есть развитие, когда не надоедает? Когда я стремлюсь к какой-нибудь цели, хочу достичь чего-то, и пока я стремлюсь, я занят делом, я действую. Или цель достигнута (или не достигнута, но мир вокруг меня поменялся), и у меня уже другая цель, к которой я стремлюсь – действую. Так вот наши подначки постепенно (не думайте, что это произойдет быстро) должны приводить ребят к вопросу: кто же такие хрюзлики? Чего хотят? К чему стремятся? Что делают? (А чего хочет тюбик с зубной пастой и к чему стремится крик «Йо-хоу!»?) Следующее вариация упражнения «Суета» – объединение с партнером. Педагог командует: «Молекула-2». Значит, все должны мгновенно разбиться по парам и замереть. В пару берутся партнеры, оказавшиеся ближе всего. Партнеры крепко держат друг друга. Команда: «Молекула- 3» – друг друга держат трое, «Молекула-4” – четверо и т.д. Не важно, если повторяются партнеры, объединенные в одну молекулу. Важно, чтобы они объединялись по принципу: кто оказался ближе в данную секунду. Когда задание завершится, можно снова уходить в «Суету», а затем снова объединяться в «молекулы». Это поддерживает внимание и общий тонус. Для начала группа может делиться на команды под счет, но со временем счет сокращается, и задание выполняется по хлопку мгновенно. Все можно и нужно превращать в увлекательную игру. Например, те, кто успел собраться в молекулу, подрыгивают от радости, а кто не успел, садятся на пол и стучат по нему кулаками от горя. Кроме прочего, это упражнение, если выполняется честно, объединяет коллектив. Ведь неизвестно, кому с кем доведется работать на сцене. Плюс ко всему, для педагога это способ разбивать коллектив на малые творческие группы случайным образом. Самый оптимальный способ работы с этим циклом упражнений – смена видов деятельности. Заполнили пространство на скоростях, перешли к образам, быстренько собрали несколько «молекул», походили на скоростях, вернулись к образам и т.д. Через некоторое время можно добавить следующие непростые упражнения, начинающиеся также с «Суеты». Добавляйте их постепенно и не надейтесь на быстрый успех. «Король» Группа двигается по заданию предыдущего упражнения. Педагог выбирает одного из участников и, быстро объявив его «королем», хлопает. «Король» принимает любую позу (желательно взрывом) и замирает в том месте, где его остановили. Важно приучить ребят к тому, что чем ярче, эмоциональнее и необычнее поза «короля», тем легче действовать «свите». Остальные действуют от него: по хлопку останавливаются на местах и на счет: «Раз, два, три» находят «короля», оценивают характер позы и замирают в том положении, которое соответствовало бы королевской свите. Например, «король» явно зол, большинство подданных, скорее всего, испуганы. Но ведь и испуганы все могут быть по-разному. Один от испуга вжался в землю, другой застыл, раскинув руки и широко открыв рот, а третий стремится убежать. Да и не все, должно быть, напуганы. Кто-то и смеется над злостью короля. Желательно, чтобы позы участников не повторяли друг друга. Пространство должно остаться полностью заполненным. «Декорация» Участники двигаются, как в упражнении «Суета». Педагог задает тему. («Москва утром», «Пустыня перед дождем» и т.д.) Хлопок. На счет: «Раз, два, три» ребята из своих тел строят декорации к предложенной теме, не сходя с тех мест, где их застал хлопок. Декорация должна соответствовать названию (передавать атмосферу), все пространство должно быть заполнено. Здесь также надо не бояться хулиганить ни детям, ни педагогу. Я, например, обожаю темы про пингвинов. «Пингвины на Монмартре» или «Пингвины пробуют суши в Якитории». Эти упражнения учат также определять свое положение в пространстве сценической площадки, регулировать свое положение относительно центральной фигуры, находить свое место в общей композиции. Вот еще одно упражнение на развитие воображения. Его можно применять в разных частях тренинга, например, как разгрузку от физически затратных упражнений. «Переход» Нужно пройти «по тонкому льду» из конца в конец класса, от одной стены до другой. Потом нужно так же пойти по «вспаханной земле», «босиком по гравию», «по холодненькой траве с росой», «по углям», «по колено в снегу». Меняя предлагаемые обстоятельства, мы меняем логику поведения будущих артистов. Их основная задача – поверить и подлинно действовать в вымысле. С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Важно начинать именно с ног, потому что они наименее выразительны у современного человека, атрофированы как инструмент творчества. Упражнение выполняется в сфере воображения, как и все остальные, но, прежде всего, мы обращаем внимание на ощущения и действия ног. Замечу, что из этого упражнения можно придумать целое путешествие, допустим, путешествие Красной шапочки к своей бабушке. Ну что ж, мы работали дружным коллективом, но очень многое на сцене зависит от общения с партнером. Пора переходить к упражнениям непосредственно на общение (хотя это совсем не значит, что они не будут развивать воображение, внимание). Пользуясь «Суетой», разбиваем группу на пары. «Диалог ногами» Нужно передать и получить информацию, что-то сказать и получить ответ, «разговаривая» ногами. Ноги в данном случае – это голос и язык актера. Невероятность этого задания и позволяет людям совершенно свободно осуществить себя в общении. Наш язык, к сожалению, привык скрывать подлинные чувства и мысли. «Разговаривая» ногами, это сделать сложнее. Участники упражнения могут попытаться выяснить у педагога, как именно нужно «разговаривать» ногами. В этом случае следует объяснить им, что это совершенно не важно: как придумают, так и будет правильно. Важно начать действовать и искать. Может быть, кто- то из ваших учеников начнет топать ногами, создавая ритмический рисунок. Кто-то ляжет на пол и начнет выписывать ногами в воздухе невообразимые кренделя. А кто-то будет передавать друг другу информацию через касания больших пальцев. Возможно все что угодно. Не подсказывайте детям своих идей и не останавливайте их фантазии. «Написать ногами коллективное письмо» Пользуясь «Суетой», разбиваемся на группы по 4–5 человек. Вся группа «пишет» другой группе «письмо». Первый «пишет» первую «фразу». Второй должен его понять и развернуть его мысль. И так каждый следующий. Другая группа может так же «написать» ответ. В этом упражнении происходит передача единого действия внутри актерской группы, то есть рождается актерский ансамбль. «Диалог шеей» Так же, как и ногами, нужно затеять диалог шеей, потому что это одна из самых зажатых частей тела. Задача заключается в том, чтобы действовать шеей и понимать шею, а не глаза. Далее могут разрабатываться любые комбинации: разговор плечами, локтями, коленями. А в заключение – диалог спинами. «Импульс» Группа разбивается на пары. Один будет посылать импульс, другой – принимать. Посылающий импульс дотрагивается пальцем до принимающего в различные части тела, передавая импульс. Принимающий импульс начинает уходить от него именно той частью тела, которая получила импульс. Он уходит до того момента, пока другая часть тела не получит импульс, а та, в свою очередь, уходит до момента следующего импульса и т.д. Необходимо следить за тем, чтобы ребята точно уходили именно той частью тела, куда пришелся импульс (рука: плечо, локоть или запястье и т.д.). Возможно, вам понадобится немного вспомнить физику и анатомию, хотя в данном случае их вполне заменит здравый смысл. Но при этом смотрите, чтобы участники упражнения ориентировались не на логику, а на ощущение, на внимание к партнеру, дающему импульс. С течением времени пусть ребята задействуют все тело партнера, передают импульс в самые неожиданные места, при этом увеличивая скорость подачи импульсов. Для повышения ответственности в отношении к партнеру всегда меняйте в таких упражнениях роли внутри пары. «Скульптор лепит звук» В этом упражнении один ученик – «скульптор», а другой – «глина», то есть достаточно пластичный материал, который легко принимает формы, заданные «скульптором», и способен фиксировать их. То есть, повинуясь воле «скульптора», который бережно и аккуратно (желательно только указательными пальцами или самыми кончиками пальцев) воплощает из тела партнера свой замысел, «глина» фиксирует дискретно каждое движение. Скульптор поднял руку – она замерла, отодвинул в сторону мизинчик – он зафиксировался. В данном случае на счет «раз» или по хлопку «глина» издает любой звук. Этот звук и есть название будущей скульптуры. «Скульптор» лепит этот звук, «глина» – хранит приданную ей форму до того момента, пока «скульптор» не останется удовлетворен гармонией своего произведения. Воплощение замысла надо доводить до идеала. Упражнение совершается в полнейшей тишине. У «глины» глаза закрыты – она должна изнутри познавать замысел «скульптора». Затем, после хлопка ведущего, «глина» в образе вылепленного звука оживает. «Скульптор» становится зрителем и наблюдает, как живет его создание. Через некоторое время они меняются ролями. Чем нереальнее получаются «скульптуры», тем в данном случае лучше, тем легче приблизиться к творчеству. Никаких страхов, никаких запретов, никаких оглядок на реальность. Впоследствии можно лепить все, что угодно, постепенно переходя от самого нереального к реальному. В этом – методический принцип данного тренинга. Рекомендуем такую методическую последовательность: нереальные механизмы (допустим, «мозгопромыватель», «очковтиратель» и т. д.); затем реальные механизмы – от простого к сложному: от мышеловки и мясорубки до кухонного комбайна и современной системы ПВО. Механизмы могут звучать, а могут не звучать, в зависимости от их особенностей. Естественно, все механизмы действуют, выполняют свою функцию, а это уже логика действий, это уже путь к роли и к перевоплощению. Заканчивать этот фрагмент методики желательно к концу года занятий тем, что по хлопку педагога на счет «раз» ребята превращаются в прищепку, дым от костра, экскаватор и подводную лодку, катамаран и яхту, самокат и мотоцикл. Мобильность перевоплощений должна стать привычной, легкой, радостной. Они должны уметь играть все, и это не должно составлять им никакого труда. Но до достижения такой мобильности – год регулярных кропотливых занятий. И еще одна серия комплексных упражнений. «Картины – пристройки» По заданию упражнения «Суета» разделите группы на команды, лучше две. Далее педагог предлагает участникам музыкальные отрывки, и команды, пристраиваясь по одному, строят пространственные картины, передающие атмосферу музыкального отрывка. Первый участник, выходящий на площадку, становится «камертоном» картины, так как второй пристраивается к первому, третий – к этой паре и т.д. Каждый, кто принимает участие в картине, должен оценить ее уже сложившийся вид, прежде чем найти свое место. Последний участник также играет важную роль. Его задача – оценить пространственную композицию картины и попытаться ее исправить, вписавшись при этом в замысел. Команды выполняют это задание по очереди: одна строит картину, а другая наблюдает. Потом педагог и другая команда оценивают получившуюся картину. Здесь для педагога важно понимать основы композиции и уметь донести это до детей того возраста, с которым он работает. Но первый критерий, по которому оценивается картина, – сумели ли передать атмосферу. Поскольку ребята в этом упражнении начинают оценивать друг друга, важно «держать руку на пульсе». Никаких уводов от вопроса в сторону, никаких оскорбительных интонаций и выражений типа «да ваще фигню какую-то слепили» – все это должно немедленно пресекаться вопросом: сумели ли передать атмосферу, да или нет. Далее вопрос: насколько цельной, гармоничной и завершенной получилась композиция. Учите ребят на примерах этого упражнения оценивать композицию: открытая или закрытая, симметричная или несимметричная, плотная или разреженная; где центры притяжения внимания, где линии внимания в композиции, куда они ведут и т.д., учите на примерах картин пристроек работать на сцене с планами. Вот третий вышедший на площадку загородил первых двух, и в результате весь центр картины исчез из поля нашего зрения. Чья ошибка? Его. Те двое не виноваты. По правилам, заняв свое место, они не имеют права шелохнуться. А если бы этот третий разлегся впереди в развязной позе, – какой чудесный акцент придало бы это всей картине! И второй вариант данного упражнения. Такие картины можно строить без музыки, давая участникам только названия картины (как в упражнении «Декорации»). Только если в упражнении «Декорации» мы старались давать конкретные названия, то в данном упражнении мы можем использовать и абстрактные понятия. Главное – четко отслеживать штампы, присущие, к сожалению, большему количеству современной масс-медийной молодежи, и пресекать их на корню. От тренинга – к спектаклю, или Первый драматургический материал Будем считать, что мы уже вполне долго занимаемся тренингом и наш коллектив готов к постановкам. Мало того, он весь горит и рвется в бой. Тем не менее, первые постановочные опыты у нас будут тренинговыми, то есть учебными и почти что импровизационными, да еще, поверьте мне, на непростом материале. Зато потом как легко вашим актерам будет выходить на сцену! Итак (тут барабанная дробь), номер первый! «Поваренная книга» Из этой книги, самой настоящей, открывая ее наугад, выбирается рецепт приготовления какого-то блюда. Допустим, засолка огурцов. В этом рецепте «действуют» Огурцы, Вода, Соль, Чеснок, Укроп и другие ингредиенты, а также Банка, Крышка, Кастрюля, в которой банка пастеризуется, и т.п. Повара и других людей играть запрещено. К тому моменту все это ребята уже могут воплотить. Рецепт же дает им логику действий, последовательность совершаемых событий: сначала огурцы моют, затем заливают кипятком и т.д. Получается целая пьеса, в которой Обыкновенный Огурец в результате целого ряда крупных событий (ничего себе – ошпарили кипятком, а потом еще и солью посыпали!), в результате целого сюжета становится Соленым Огурцом. Пусть это и будет первым спектаклем, созданным самими ребятами. Пусть это будет их первый шаг к будущей пьесе. Они сами решают, кто из них играет какого героя, сами придумывают, как именно они будут действовать. Текст рецепта разбирается детьми самостоятельно в самом начале работы. Затем он может прозвучать перед показом этюда. Хотя может и не прозвучать – на усмотрение педагога. В ходе исполнения этюда человеческая речь не звучит. Зато используются все необходимые звуки: бульканье, плюханье, лязг, скрип и т.д. Осуществляют постановку рецепта ребята самостоятельно, на что им дается педагогом максимум полчаса. Строго следите за тем, чтобы не позволять ни минуты больше отпущенного вами времени. Тогда детское творчество будет очень интенсивным, спонтанным, подлинным. Конечно же, мы можем подыгрывать ребятам. Если мы знаем, что нашу группу стоит разделить на четыре команды, то есть смысл пролистать на ночь поваренную книгу или просмотреть кулинарные сайты, найти четыре забавных рецепта и распечатать их. Или вот еще рецепт (извините за тавтологию). Можно придумать свой несуществующий рецепт и попробовать поработать с ним. Ведь чем чуднее рецепт (существующий или нет), тем занимательнее спектакль, который мы увидим. В качестве несуществующего рецепта привожу тот, с которым довелось поработать с достаточно взрослой группой. «Утка по-стерлитамакски» Взять крупную утку и согнуть ее в бараний рог. Загнать двух стерлитамаков и заставить их два часа сгибать и разгибать этот рог. По окончании стерлитамаков отпустить, а утку объегорить, обмишурить, раздербанить и уложить в глубокую посуду. Залить мальтуазисом и склопидировать на большом олимпийском огне в течение 37 минут. В это время приготовить соус: натереть шикелей и ихтелей по 30 граммов. Добавить 4 столовые ложки укусов и разогреть на водяной бане. Залить стаканом майлокка, размешать до смущения. Залить утку соусом. Сверху положить ветку укропа петушечного и склопитарить на малом олимпийском огне еще 37 минут. Подавать торжественно с сальсом Штрауса. После просмотра рецептов всех команд можно устроить обсуждение. Но об этом чуть позже. «Сказка» Следующий этап перехода к драматургии – «сказки». Возьмите томик сказок, например, Г.Х. Андерсена, откройте его наугад, и пусть ребенок, не глядя, ткнет пальцем в страницу. Отыщите ближайшее существительное или наречие. Например, «Фонарный столб» или «Надвое». Это и будет названием сказки, которую должны сыграть ребята через полчаса. В этой истории, разумеется, должна быть своя завязка, кульминация и развязка. Все действия должны логично вытекать одно из другого. Теперь уже ребята сами сочиняют, кто действует и что происходит в сказке. Лучше разбивать группу на пары. И каждая пара получает свое название. Через полчаса вы смотрите целый спектакль из нескольких сказок. Впоследствии время, отпущенное на создание сказки, доводится до пяти минут. После просмотра сказок также можно устроить обсуждение. Важно, чтобы во время обсуждения педагог был внимателен к каждому, кто хочет высказаться: к большим и маленьким, к тем, кто говорит легко, и к тем, для кого это мучительный труд. И важно, чтобы каждое ощущение и каждая мысль были поддержаны, даже если педагог с ними внутренне не согласен. Каждый человек имеет право на свое чувство и суждение. Только не нужно преподносить его как единственную и безусловную истину. Нельзя оценивать только одно: хорошо или плохо было сделано то или иное произведение. Зато сколько всего можно! Можно сказать, понравилось – не понравилось, а можно поразмышлять, почему. Можно сказать, что показалось скучным, а что – интересным; какие моменты вызвали смех, а какие-то, может, – и слезы. Где ты ждал одного, а бах, и произошло совсем другое. Кто из героев действовал, а кто валялся на печи. Почему за одним из героев было интереснее наблюдать, чем за другим. И постепенно из таких необидных, по сути, обсуждений рождается (даже у учеников начальной школы) понимание, что сопереживаем мы герою, который стремится к цели и на пути которого возникают препятствия; что за двумя героями интереснее наблюдать, когда они на сцене в конфликте; что интересен тот герой, у которого яркий и неожиданный характер; что нам интереснее спектакль, если мы не знаем, что произойдет дальше. И самое главное, мы учимся понимать во время обсуждения, что действие подлинное рождает и подлинное чувство в актере, и со- чувствие в зрителе, даже если это сочувствие к судьбе соленого огурца. А кривляние и ломание на сцене не найдут по-настоящему живого отклика в зале. Тренинг пройден. «Что же дальше?» – спросите вы. А дальше шаг за шагом (уже понимая, что торопиться никуда нельзя, да и не надо), наращивая актерские мышцы своей труппы, увеличивая время и сложность спектаклей, – вперед, к Шекспиру.

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству

Тренинги по актерскому мастерству
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.