Тренинговые элементы в работе учителя дефектолога
Оценка 5

Тренинговые элементы в работе учителя дефектолога

Оценка 5
doc
06.02.2020
Тренинговые элементы в работе учителя дефектолога
тренинг в работе дефектолога.doc

Элементы тренинга в работе учителя-дефектолога.

Любую деятельность определяет такой важнейший компонент, как цель. Если в качестве цели выступает получение информации, то оправдано использование классической лекции, в процессе которой «один говорит, а все другие слушают» и, возможно, конспектируют. Во многих случаях цель обучения понимается шире: не только информирование, но и развитие тех или иных компетенций, запуск механизмов саморазвития личности. Как показывают практика и специальные исследования, решение этих задач возможно лишь при использовании активных методов и технологий обучения. Одной из них является тренинг.

Современную практическую психологию без тренингов представить невозможно. Тренинги продаж, тренинги уверенности, тренинги переговоров, тренинги привлекательности и тренинги лидерства… - тренинги расскажут вам про все, что вам интересно.

Когда понятие становится слишком популярным, его границы сильно расширяются: популярным словом начинают называть все, что хоть как-то на это похоже. Тренинг – слово популярное, и сегодня в массовом сознании тренинг – любое активное занятие, которое проводит психолог с группой людей. Это, все-таки, неточно.

Тренинг – занятие, сочетающее практичную лекцию и адекватную тренировку. В хорошем тренинге сочетание лекции и тренировки – один к одному, и всегда хочется тренировки – побольше!

Если вам пришли «читать тренинг», и вы только слушаете и записываете, это не тренинг. На тренинге участники не только слушают, но и что-то делают сами, осваивают и отрабатывают новые модели поведения или способы решения тех или иных задач.

Что такое: «практичная лекция»? На тренинге ведущий обязательно что-то рассказывает, но его небольшие лекции всегда содержат подсказки и инструкции, в них есть практичная модель действования. Практичная теория учит действовать, решать те или иные жизненные задачи. Если вам рассказывают вещи интересные, но не практичные, это – не тренинг.

Вторая особенность тренинга – наличие тренировки. Тренинг – это возможность самому попробовать то, что рассказывает преподаватель, тренинги – это образование через практический опыт.

Вы пробовали учиться плавать по книге, махая руками и ногами на суше? Это не самая остроумная идея. Чтобы научиться плавать, нужен опыт пребывания в воде, нужна практика под руководством живого тренера!

Лекция гораздо информативнее тренинга, однако то, что человек сделал сам, он запоминает гораздо лучше, чем просто услышанное.

Если на тренинге нам рассказали о теории, возникшее понимание нужно закрепить в обучающих играх и упражнениях. Это может быть парная работа, работа в тройках, индивидуально, перед группой, в подгруппах. Задача всех игр и упражнений – помочь участникам освоить элементы модели по частям и всю модель целиком.

Тренировка – важнейшей часть тренинга, но только если тренировка – адекватная, раскрывающая и закрепляющая предварительно рассказанную теорию. Тренировка должна быть напрямую связана с теорией, должна быть ее осмысленным продолжением. Уважаемые ведущие, если вы рассказываете людям практичные вещи, а для разминки они у вас перетягивают друг друга руками или «ходят паровозиком», это все-таки еще не тренинг.

Как тренинг отличить от лекции или семинара? Если в зале стоят легкие стулья, которые можно перемещать – скорее всего, здесь будет тренинг. Если стоят столы, и за ними будут сидеть люди – это лекция или семинар.

Поэтому говорить о тренинге в работе учителя-дефектолога – мы не можем! Мы можем лишь правильно использовать элементы тренинга, а элементы тренинга – это упражнения и различные техники.

Тренинг без упражнений немыслим, тренинг без упражнений - это семинар, это урок, это может быть полезная беседа, но это не тренинг. Упражнений для психологических тренингов - сотни и сотни, они как правило несложны в техническом выполнении и решают не специализированные, а достаточно общие задачи. Итак,

Вводная часть тренинга:

Упражнения на разогрев - обычно несложные упражнения чаще коммуникативного характера, где участники могут повзаимодействовать между собой с нейтральным или лучше позитивным настроением. К упражнениям на разогрев можно отнести все игры на знакомство: Снежный ком, Назовись!, История, Белка, Трям-здравствуйте!, Орехи, Кельтское колесо, Такие разные времена, Разрекламируй друга!, Суета сует и множество других игр.

При этом не нужно думать, что разогрев — это всегда энергичное упражнение. Это не так. Разогрев, запускающий энергетику в группе — это всего лишь один из вариантов.

Например, тренер может попросить участников найти в зале предмет, с которыми они себя сейчас ассоциируют. И представиться «из этого предмета». Обычно это происходит так: «Я ассоциирую себя с чистым листом флипчарта, готов к восприятию новой информации, а я ассоциирую себя с музыкальным центром, пока еще не включился, но ожидаю, когда меня включат». И это тоже разогрев. Хотя упражнение не энергичное, оно проходит сидя в кругу. Этот разогрев запустит следующие групповые процессы: усилит доверие в группе, быстро включит состояние «здесь и сейчас», запустит ассоциативное мышление и креативность.

Если дети пришли к вам после активной перемены или наоборот уставшие– конечно здесь лучше подойдет техника мышечной релаксации или дыхательной гимнастики.

Например

Расслабляющая техника –

Вдох нос короче выдоха рот (вдох считаем до 3-х – пауза и выдох считаем до 6-ти)

Максимально 7 раз

Техника воин – рекомендуется проводить в уставшей аудитории или утром активизировать к работе или же перед контрольной, экзаменом

Вдох через рот (медленный)- пауза задержка дыхания - выдох через нос (форсированный)

Нервно мышечная релаксация –

Напрягать кулачки- от 2-7

 

 

 

ПРАВИЛА

Одной из основных задач является формирование у детей свободного, сознательного отношения к требованиям и правилам. Это обусловливает трудности в требованиях по выполнению правил поведения в группе. Таких правил должно быть немного, но они должны соблюдаться строго, что создает возможности для нормальной работы в группе и связывает жизнь группы с реальностью. При этом можно использовать систему наказаний игрового типа, но применять их каждый раз, когда ребенок нарушает правила поведения в группе-классе, с тем чтобы задать четкие критерии такого поведения. Можно использовать приемы «Молчанка» и «Замри», за нарушение которых ребенок должен отдать фант, который потом необходимо «выкупить». В случае повышенной двигательной активности применяется прием «Ты мой пленник», когда взрослый обнимает (удерживает около себя) ребенка и некоторое время водит его за собой. Если ребенок демонстративно нарушает требования, намеренно привлекая к себе внимание плохим поведением, используется прием «Шапка-невидимка». Эту «шапку» взрослый ритуальным жестом как бы надевает на ребенка, после чего тот становится «невидимым». Никто из группы, включая взрослого, не должен его замечать, к нему обращаться. Такое наказание не может быть продолжительным, и как только ребенок, хотя бы непреднамеренно, прекращает демонстративно плохо себя вести, «шапка-неведимка» таким же ритуальным жестом снимается.

Эти правила могут у вас быть на картинках – могут быть постоянные, которые не нужно проговаривать, но в то же время мы о них всегда вспоминает.

НАПРИМЕР

Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:

— Говорить от своего лица.

— Говорить о происходящем здесь и сейчас.

— Избегать оценок.

— Все активны.

— Слушать, не перебивая.

— Конфиденциальность.

— Право на личное мнение.

— Ко всем обращаться по имени.

— Точность начала и конца занятия.

 

2 часть – Информационный блок

 

Как правило к этой части мы должны подвести участников. Предлагаем выполнить какое-либо задание, чтобы участники сделали вывод и тем самым дали ведущему подытожить или наоборот дать новую информацию.

 

Сразу переходим к обсуждению или следующему упражнению на отработку нового.

 

3 часть - Итоговая часть – подведение итогов и рефлексия отработанного на занятии.

 

Итоговый этап тренинга для меня очень важный.


Вот одно из итоговых упражнений:


"Автобусная остановка" - на 4-х стенах тренинговой комнаты вешаю листы флипчарта, в верху которых пишу неоконченные предложения. Например: "С этой минуты я буду...", "Спасибо..", "Этот тренинг для меня..", "Самое важное - это..", "Сегодня я сделал открытие, что.." и др. Все участники делятся на 4 группы и отправляются в путешествия по этим остановкам. По 2-3 минутки находятся на каждой и пишут продолжение предложения. Потом даю ещё пару минут, чтобы участники посмотрели на все листы.

Упражнение с картиной «Звуковая гимнастика»

Цель: углубление знаний о способах и приемах саморегуляции через дыхание; обучение снятию эмоционального напряжения и мышечных зажимов.

Сейчас мы выполним дыхательную гимнастику, которая эффективно влияет на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Каждый из вас выбрал букву, которую вам надо будет пропеть. В результате этого мы воздействуем на работу всего организма и параллельно снимаем мышечные зажимы. Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, расскажу о правилах: выполняется она в спокойном, расслабленном состоянии, стоя с выпрямленной спиной; сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук. (Потренируемся?)

А теперь попробуем спеть все вместе.... Отлично, мышечные зажимы мы сняли, подняли настроение. Время формировать «мышечный корсет»; расправляем спину, расправляем плечи и растягиваем рот до ушей, создаем осанку и мимику победителя.

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение

 

Упражнение «Без маски»

Мы уже убедились, что в данной группе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки. Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано на вашей. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас, и, если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать ответить еще раз. Кто хочет быть первым?

Содержание карточек:

1. «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»
2. «Мне очень трудно забыть, но я...»
3. «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»
4. «Мне бывает скучно, когда я...»
5. «Особенно меня раздражает то, что я...»
6. «Мне особенно приятно, когда меня...»
7. «Иногда люди не понимают меня, потому что я...»
8. «Верно, что я еще...»
9. «Думаю, что самое важное для меня...»
10. «Мои друзья редко...»
11. «Я горжусь тем, что...»
12. «Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...»
13. «У меня возникает чувство сомнения, когда...»
14. «Я заслуживаю того.....»
15. «Я абсолютно уверенна, что......»
16. «Я пока не научилась......»
17. " Я всегда хочу быть...."
18. «Я всегда радуюсь......»
19. «Я стремлюсь к тому......»

 

 

Мое любимое завершающее упражнение –

«Пирамида позитивных пожеланий» (или "Коллективное рукопожатие").
Ведущий вытягивает вперед руку ладонью вниз и произносит пожелание группе. Участники поочередно кладут ладони на ладонь ведущего с пожеланиями, затем на счет "три" дружно вскидывают руки вверх. Красиво и позитивно.

 

Еще один интересный способ завершения тренинга:


1. Рефлексия проходит так: каждый участник по очереди говорит: "Я молодец, потому что на этом тренинге.... (узнал, открыл, понял, итд.)" и когда задание выполнят все я предлагаю игру "Броуновское движение" все хаотично передвигаются по комнате (как молекулы), но втречаясь с кем нибудь необходимо сказать: " я самый лучший", другому человеку "Я самый умный", другому "Я самый счастливый, и тд. богатый, красивый, упрямый, кто что захочет. Сначало у участников ступор: как так можно о себе заявлять, но потом втягиваются поднимается настроение и корректируется самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсное обеспечение тренинга

Проведение тренинга обеспечивается различными дидактическими средствами. Среди них — учебные материалы

Во время тренинга используются как печатные материалы, так и электронные, видеозаписи на DVD, презентации, ресурсы Интернет. Необходимы ноутбук, видеопроектор и экран. Наряду с теми средствами, которые заранее готовит, применяются учебные средства, создаваемые участниками: проекты, критерии, алгоритмы деятельности и т. п.

Для успешного проведения тренинга необходимы вспомогательные материалы:

блокноты, ручки, бейджи;

маркеры, скотч;

бумага разного формата для выполнения индивидуальных и групповых работ;

степлер со скрепками, клейкие листочки, ножницы, клей, линейки, карандаши;

бумага для флип-чата;

кофе, чай, сладости.

Могут понадобиться и другие вспомогательные средства: рекламные материалы, призы для игр и т. п.

Предъявляются особые требования к помещению. Оно должно иметь хорошую вентиляцию, нормальный тепловой режим, достаточную площадь, возможность изменять рассадку участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...»

 


«Мне очень трудно забыть, но я...»

 


«Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...»

 


«Мне бывает скучно, когда я...»

 


«Особенно меня раздражает то, что я...»

 


«Мне особенно приятно, когда меня...»

 


«Иногда люди не понимают меня, потому что я...»

 


«Верно, что я еще...»

 

 

«Думаю, что самое важное для меня...»

 


«Мои друзья редко...»                                                  «Я горжусь тем, что...»

 


«Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...»

 


«У меня возникает чувство сомнения, когда...»

 


«Я заслуживаю того.....»

 


«Я абсолютно уверенна, что......»

 


«Я пока не научилась......»                                          " Я всегда хочу быть...."

 


«Я всегда радуюсь......»                                              «Я стремлюсь к тому......»

 

 

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
Х — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение

 


Скачано с www.znanio.ru

Элементы тренинга в работе учителя-дефектолога

Элементы тренинга в работе учителя-дефектолога

Как тренинг отличить от лекции или семинара?

Как тренинг отличить от лекции или семинара?

ПРАВИЛА Одной из основных задач является формирование у детей свободного, сознательного отношения к требованиям и правилам

ПРАВИЛА Одной из основных задач является формирование у детей свободного, сознательного отношения к требованиям и правилам

Итоговый этап тренинга для меня очень важный

Итоговый этап тренинга для меня очень важный

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня

Проведение тренинга обеспечивается различными дидактическими средствами

Проведение тренинга обеспечивается различными дидактическими средствами

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня

А — воздействует благотворно на весь организм;

А — воздействует благотворно на весь организм;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020