Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
физическая культура +1
Взрослым
11.04.2018
Умственная отсталость обучающихся связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Преподавание ритмики обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.Умственная отсталость обучающихся связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Преподавание ритмики в ОГУКОУШ № 39 обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкально-ритмической деятельности.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.
программа ритмика 1-4 класс.doc
Рабочая программа по образовательному предмету:
«Ритмика»
предметная область «Ритмика»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Вариант 1
1 – 4 классы
Септарева Анжелика Викторовна
Учитель, олигофренопедагог
областное государственное казённое образовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
г. Ульяновска, проспект Гая, 21.
г. Ульяновска, проспект Гая, 51 39. телефон: 89876892447
1 Структура рабочей программы:
1) Пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного
предмета;
2) Общая характеристика учебного предмета, курса;
3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) Личностные, метапредметные и предметные результаты
5) Содержание учебного предмета, курса;
6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса;
8) Планируемые результаты изучения учебного предмета
1. Пояснительная записка
Умственная отсталость обучающихся связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие
органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим
признаком у всех обучающихся, воспитанников с умственной отсталостью выступает недоразвитие психики с явным преобладанием
интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной
адаптации.
Преподавание ритмики в ОГУКОУШ № 39 обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальноритмической деятельности.
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ средствами учебного предмета.
Задачи предмета:
развивать у обучающихся чувство ритма и двигательных способностей;
учить выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно точно;
2 формировать танцевальные движения;
содействовать развитию у обучающихся музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений,
способствовать повышению общей культуры обучающихся.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Специфические средства воздействия, свойственные ритмике, способствуют общему развитию обучающихся с ОВЗ, исправлению
недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоциональноволевой сферы, воспитанию положительных качеств личности
(дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкальноритмическая деятельность обучающихся. Они учатся слушать музыку,
выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными
направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между
предметами) осуществляется развитие представления обучающихся о пространстве и умения ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т.д. – развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у обучающихся подвижности пальцев, умения
ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности важен в связи с
тем, что у обучающихся с ОВЗ часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость,
отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид
деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у обучающихся, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность
переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы
движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу
для совершенствования таких психических функции, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее
ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание
условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у обучающихся активность и
воображение, координацию и выразительность движений.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные
построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, обучающиеся приобретают навыки организованных действий,
дисциплинированности, учатся вежливо общаться друг с другом.
3 Рабочая программа по ритмике состоит из следующих разделов:
1. Упражнения на ориентировку в пространстве
2. Ритмикогимнастические упражнения
3. Игры под музыку
4. Танцевальные упражнения
5. Упражнения с детскими музыкальными инструментами
В каждом разделе изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть
обучающиеся, занимаясь конкретным видом музыкальноритмической деятельности.
Раздел «Упражнения на ориентировку в пространстве»
Содержание этого раздела составляют упражнения, помогающие обучающимся ориентироваться в пространстве.
Правильное исходное положение.
Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием правой ноги вперед и с оттягиванием носка.
Построение в круг из шеренги, цепочки.
Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.
Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
Раздел «Ритмикогимнастические упражнения»
Основное содержание этого раздела составляют ритмикогимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых
музыкальнодвигательных навыков.
Также в раздел входят задания на выработку координационных движений.
Основная цель данных упражнений – научить обучающихся согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмикогимнастических упражнений, сидя на стульчиках,
чтобы дать возможность обучающимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Общеразвивающие упражнения.
Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами.
Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты).
Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть предметы перед собой и сбоку).
Приседание с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч ).
Сгибание и разгибание ноги в подьеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги
на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы.
4 Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений.
Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу).
Одновременные движения правой руки вверх, левой в сторону; правой руки вперед, левой вверх.
Выставление левой ноги вперед, правой руки перед собой, правой ноги в сторону, левой руки в сторону и т.д.
Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнения на расслабление мышц
Подняв руки в сторону и слегка наклонившись вперед, по сигналу уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья
свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в
нормальное положение.
Свободное круговое движение рук.
Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
Раздел «Игры под музыку»
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить обучающихся создавать музыкальнодвигательный образ.
После того как обучающиеся научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно
вводить инсценирование песен, а в дальнейшем и хорошо известных сказок.
Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий,
низкий).
Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий
танцевальный бег сменяется стремительным спортивным; легкое подпрыгивание – тяжелым и т.д.).
Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах (повадки зверей и птиц, движение
транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки.
Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.
Музыкальные игры с предметами.
Игры с пением или речевым сопровождением.
Раздел «Танцевальные упражнения»
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, обучающиеся
знакомятся с их названиями, а также с основными движениями этих танцев.
5 Исполнение танцев разных народов приобщает обучающихся к народной культуре, умению находить в движениях характерны
особенности танцев разных национальностей.
Знакомство с танцевальными движениями.
Бодрый, спокойный, топающий шаг.
Бег легкий, на полупальцах.
Подпрыгивание на двух ногах.
Прямой галоп.
Маховые движения рук.
Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек – движение с
платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.
Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.
Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Раздел «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»
Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и
разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.
Движение кистей рук в разных направлениях.
Поочередное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки.
Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке.
Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих.
Выделение пальцев рук.
Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет с
проговариванием стихов, попевок и без них.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Адаптированная образовательная рабочая программа начального общего образования «Ритмика» 14 классы, согласно годового
календарного учебного графика, расписания учебных занятий, рассчитана на 1 час в неделю, общее количество часов в год: 1 класс – 33 часа,
2 класс – 34 часа, 3 класс – 34 часа, 4 класс – 34 часа.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные БУД
6 положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию.
Коммуникативные БУД
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно
конструктивно
сопереживать,
относиться,
взаимодействовать
с
людьми.
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметамизаместителями;
наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Познавательные БУД
наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном
разнообразии;
приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально
творческих возможностей;
развитие мотивов музыкальноучебной деятельности.
Личностные результаты:
наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и
эстетического многообразия;
ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса.
Метапредметные результаты:
Ожидаемые предметные результаты:
7 развитие художественного вкуса, устойчивого интереса к музыкальноритмическому искусству и различным видам (или какому
либо виду) творческой деятельности;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке и танцевальном
искусстве как способе выражения духовных переживаний человека;
общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовнонравственном развитии, знание основных закономерностей
музыкального и танцевального искусства;
представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историкокультурной,
этнической, региональной самобытности музыкального и танцевального искусства разных народов.
Обучающиеся научатся:
воспринимать танцевальную музыку различных жанров;
эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкальнотанцевальной творческой
деятельности;
определять виды танцев, сопоставлять различные танцевальные музыкальные образы;
общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных танцевальных художественных образов.
5. Содержание учебного предмета, курса
1 класс
Упражнения на ориентировку в пространстве
1. Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и
оттягиванием носка.
2. Перестроение в круг из шеренги, цепочки.
3. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга.
4. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
Ритмикогимнастические упражнения
1. Общеразвивающие упражнения
Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без
предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты).
8 Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры,
с предметами (обруч, палка, флажки, мяч).
Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление
ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.
2.Упражнения на координацию движений
Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх,
левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх.
Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. д.
Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
3. Упражнение на расслабление мышц
Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым,
непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше,
дать им свободно опуститься в нормальное положение.
Свободное круговое движение рук.
Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
1. Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с
изменением темпа музыки.
2. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих.
Выделение пальцев рук.
3. Упражнения для пальцев рук на детском пианино. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот одной октавы
правой и левой рукой отдельно в среднем темпе.
4. Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с
проговариванием стихов, попевок и без них.
Игры под музыку
1. Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами
(высокий, низкий).
9 2. Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий,
танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.).
3. Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям
(повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим
характером музыки.
4. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.
5. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.
Танцевальные упражнения
1. Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух
ногах.
платочком).
2. Прямой галоп. Маховые движения рук.
3. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с
4. Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку.
5. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте.
6. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски (на усмотрение учителя)
Примерный материал:
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горето»
Стукалка. Украинская народная мелодия
Подружились. Музыка Т. Вилькорейской
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия
Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия
2 класс
10 Упражнения на ориентировку в пространстве
1. Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала.
2. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по
одному.
3. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.
4. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать
с места на место.
Ритмикогимнастические упражнения
1. Общеразвивающие упражнения
Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы
вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с
движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс.
Повороты туловища с передачей предмета (флажки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания
колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение.
Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя.
Упражнения на выработку осанки.
2. Упражнения на координацию движений
Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук).
Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и
возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой
в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.).
Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа
музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.
3. Упражнения на расслабление мышц
Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад,
вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед.
Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра).
Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
11 1. Круговые движения кистью (напряженное и свободное). Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в
медленном темпе с постепенным ускорением.
2. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и
поочередно.
3. Упражнения на детских музыкальных инструментах. Исполнение восходящей и нисходящей гаммы в пределах пяти нот двумя
руками одновременно в среднем темпе на детском пианино, разучивание гаммы в пределах одной октавы на аккордеоне и духовой гармонике.
4. Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне и барабане двумя палочками одновременно и поочередно в разных
вариациях.
Игры под музыку
1. Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами
(высокий, средний, низкий).
2. Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в
движении.
3. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений.
4. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально
двигательного образа.
5. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением.
6. Инсценирование доступных песен.
7. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
Танцевальные упражнения
1. Повторение элементов танца по программе для 1 класса.
2. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег.
3. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед.
4. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят
вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для
девочек).
5. Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.
6. Основные движения местных народных танцев.
Танцы и пляски (на усмотрение учителя)
Примерный материал:
12 Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек»
Парная пляска. Чешская народная мелодия
Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова
Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку»
3 класс
Упражнения на ориентировку в пространстве
1. Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким
и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину.
2. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги
путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад.
3. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.
4. Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.
Ритмикогимнастические упражнения
1. Общеразвивающие упражнения.
Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание
их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки).
Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук.
Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение.
Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в
сторону.
Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки.
2. Упражнения на координацию движений.
Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону,
противоположную взмаху ноги.
Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки.
Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками).
13 – Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным
сопровождением (под барабан, бубен).
Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.
3. Упражнения на расслабление мышц.
Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая
плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку).
Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки
(большие и маленькие).
Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
1. Сгибание и разгибание кистей рук, встряхивание, повороты, сжимание пальцев в кулак и разжимание. Упражнение для кистей
рук с барабанными палочками.
2. Исполнение гаммы на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике в пределах одной октавы в быстром темпе.
3. Разучивание несложных мелодий. Исполнение различных ритмов на барабане и бубне.
Игры под музыку
1. Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз.
2. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа
разнообразных движений.
3. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца.
4. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального
рассказа. Смена ролей в импровизации.
5. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым
сопровождением.
Танцевальные упражнения
1. Повторение элементов танца по программе 2 класса.
2. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп.
14 3. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и
полуприсядка на месте и с продвижением.
4. Движения парами: боковой галоп, поскоки.
5. Основные движения народных танцев.
Танцы и пляски(на усмотрение учителя)
Примерный материал:
Дружные тройки. Полька. Музыка И. Штрауса
Украинская пляска «Коло». Украинская народная мелодия
Парная пляска. Чешская народная мелодия.
Пляска мальчиков «Чеботуха». Русская народная мелодия
Танец с хлопками. Карельская народная мелодия
4 класс
Упражнения на ориентировку в пространстве
1. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре.
2. Построение в шахматном порядке.
3. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических
кругов в звездочки и карусели.
4. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол.
5. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок.
6. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.
Ритмикогимнастические упражнения
1. Общеразвивающие упражнения.
Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к
плечам.
Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые,
медленные движения кистей рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов.
15 Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.
Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения,
ходьба на внутренних краях стоп.
Упражнения на выработку осанки.
2. Упражнения на координацию движений.
Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей.
Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений.
Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени.
Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками,
бубном, барабаном).
3. Упражнение на расслабление мышц.
Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой
(«петрушка»).
С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам
(имитация распускающегося цветка). То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
1. Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев
рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.
2. Выполнение несложных упражнений, песен на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике.
3. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму
мелодии знакомой песни.
Игры под музыку
1. Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в
музыке.
2. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки.
3. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии.
4. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление
несложных танцевальных композиций.
16 5. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.
Танцевальные упражнения
1. Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе.
2. Упражнения на различение элементов народных танцев.
3. Шаг кадрили: три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег.
4. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах.
5. Разучивание народных танцев.
Танцы и пляски (на усмотрение учителя)
Примерный материал:
Круговой галоп. Венгерская народная мелодия
Кадриль. Русская народная мелодия
Бульба. Белорусская народная мелодия
Узбекский танец. Музыка Р. Глиэра
Грузинский танец «Лезгинка»
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
п /п
Раздел
Общее
колво
уроков
Уроки
освоения
новых
знаний
Уроки
закрепления
знаний
Уроки
обобщения и
систематизации
знаний
Уроки
комплексного
применения
знаний
Уроки
контроля,
оценки и
коррекции
знаний
1 класс (33 часа)
1
Упражнения на ориентировку в пространстве
5
1
1. Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с
высоким подниманием колен, с отбрасыванием
1
17 прямой ноги вперед и оттягиванием носка.
2. Перестроение в круг из шеренги, цепочки.
3. Ориентировка в направлении движений вперед,
назад, направо, налево, в круг, из круга.
4. Выполнение простых движений с предметами во
время ходьбы.
2
Ритмикогимнастические упражнения (12)
1. Общеразвивающие упражнения (4)
Наклоны, выпрямление и повороты головы,
круговые движения плечами («паровозики»).
Движения рук в разных направлениях без
предметов и с предметами (флажки, погремушки,
ленты).
Наклоны и повороты туловища вправо, влево
(класть и поднимать предметы перед собой и
сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с
предметами (обруч, палка, флажки, мяч).
Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение
стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые
движения стопой, выставление ноги на носок
вперед и в стороны, вставание на полупальцы.
Упражнения на выработку осанки.
1
1
1
1
18
1
1
1 1
1
2.Упражнения на координацию движений (5)
Перекрестное поднимание и опускание рук
(правая рука вверху, левая внизу). Одновременные
движения правой руки вверх, левой — в сторону;
правой руки — вперед, левой — вверх.
Выставление левой ноги вперед, правой руки —
перед собой; правой ноги — в сторону, левой
руки — в сторону и т. д.
Изучение позиций рук: смена позиций рук
отдельно каждой и обеими одновременно;
провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание
простых ритмических рисунков.
3. Упражнение на расслабление мышц (3)
Подняв руки в стороны и слегка наклонившись
вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке
уронить руки вниз; быстрым, непрерывным
движением предплечья свободно потрясти кистями
(имитация отряхивания воды с пальцев); подняв
плечи как можно выше, дать им свободно
опуститься в нормальное положение.
Свободное круговое движение рук.
Перенесение тяжести тела с пяток на носки и
обратно, с одной ноги на другую (маятник).
19
1
1
1
1
1
1 3
Упражнения с детскими музыкальными
4
инструментами
1. Движения кистей рук в разных направлениях.
Поочередное и одновременное сжимание в кулак и
разжимание пальцев рук с изменением темпа
музыки.
2. Противопоставление первого пальца остальным
на каждый акцент в музыке. Отведение и
приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение
пальцев рук.
3. Упражнения для пальцев рук на детском
пианино. Исполнение восходящей и нисходящей
гаммы в пределах пяти нот одной октавы правой и
левой рукой отдельно в среднем темпе.
4. Отстукивание простых ритмических рисунков на
барабане двумя палочками одновременно и каждой
отдельно под счет учителя с проговариванием
стихов, попевок и без них.
4
Игры под музыку
5
1. Выполнение ритмичных движений в соответствии
с различным характером музыки, динамикой
(громко, тихо), регистрами (высокий, низкий).
2. Изменение направления и формы ходьбы, бега,
поскоков, танцевальных движений в соответствии с
изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег
сменяется стремительным, спортивным; легкое,
игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и
1
20
1
1
1
1
1 т. д.).
3. Выполнение имитационных упражнений и игр,
построенных на конкретных подражательных
образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей,
птиц,
деятельность
человека),
в соответствии с определенным
эмоциональным и динамическим характером
музыки.
движение транспорта,
4. Передача притопами, хлопками и другими
движениями резких акцентов в музыке.
5. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением
или речевым сопровождением.
5
Танцевальные упражнения
7
1. Знакомство с танцевальными движениями.
Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на
полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах.
2. Прямой галоп. Маховые движения рук.
3. Элементы русской пляски: простой хороводный
шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя
руками (для девочек — движение с платочком).
4. Притопы одной ногой и поочередно, выставление
ноги с носка на пятку.
5. Движения парами: бег, ходьба, кружение на
месте.
1
1
1
1
1
1
21
1
1
1 6. Хороводы в кругу, пляски с притопами,
кружением, хлопками.
2 класс (34 часа)
Упражнения на ориентировку в пространстве
5
1. Совершенствование навыков ходьбы и бега.
Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах
зала.
2. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг,
пары. Построение в колонну по два. Перестроение
из колонны парами в колонну по одному.
3. Построение круга из шеренги и из движения
врассыпную.
4. Выполнение во время ходьбы и бега несложных
заданий с предметами: обегать их, собирать,
передавать друг другу, перекладывать с места на
место.
Ритмикогимнастические упражнения
11
1. Общеразвивающие упражнения. (4)
Разведение рук в стороны, раскачивание их перед
собой, круговые движения, упражнения с лентами.
Наклоны и повороты головы вперед, назад, в
стороны, круговые движения. Наклоны туловища,
сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты
туловища в сочетании с движениями рук вверх, в
22
1
1
1
1
1
1
1
1 стороны, на затылок, на пояс.
мячи).
Повороты туловища с передачей предмета
(флажки,
Опускание и поднимание
предметов перед собой, сбоку без сгибания колен.
Выставление правой и левой ноги поочередно
вперед, назад, в стороны, в исходное положение.
Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при
маршировке. Сгибание и разгибание ступни в
положении стоя и сидя. Упражнения на выработку
осанки.
2. Упражнения на координацию движений. (4)
Движения правой руки вверх — вниз с
одновременным движением левой руки от себя — к
себе перед грудью (смена рук).
Разнообразные перекрестные движения правой
ноги и левой руки, левой ноги и правой руки
(отведение правой ноги в сторону и возвращение в
исходное положение с одновременным сгибанием и
разгибанием левой руки к плечу: высокое
поднимание левой ноги, согнутой в колене, с
одновременным подниманием и опусканием правой
руки и т. д.).
Упражнения выполняются ритмично, под музыку.
Ускорение и замедление движений в соответствии с
изменением темпа музыкального сопровождения.
Выполнение движений в заданном темпе и после
1
23
1
1
1
1
1 остановки музыки.
3. Упражнения на расслабление мышц. (3)
Свободное падение рук с исходного положения в
стороны или перед собой. Раскачивание рук
поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в
положении стоя и наклонившись вперед.
Встряхивание кистью (отбрасывание воды с
пальцев, имитация движения листьев во время
ветра).
Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед
(как при игре в футбол).
Упражнения с детскими музыкальными
4
инструментами
1. Круговые движения кистью (напряженное и
свободное). Одновременное сгибание в кулак
пальцев одной руки и разгибание другой в
медленном темпе с постепенным ускорением.
2. Противопоставление первого пальца остальным,
противопоставление пальцев одной руки пальцам
другой одновременно и поочередно.
3.
Упражнения на детских музыкальных
инструментах.
Исполнение восходящей и
нисходящей гаммы в пределах пяти нот двумя
руками одновременно в среднем темпе на детском
1
24
1
1
1
1
1 пианино, разучивание гаммы в пределах одной
октавы на аккордеоне и духовой гармонике.
4. Исполнение несложных ритмических рисунков на
бубне и барабане двумя палочками одновременно и
поочередно в разных вариациях.
Игры под музыку
7
1. Выполнение движений в соответствии с
разнообразным характером музыки, динамикой
(громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий,
средний, низкий).
2. Упражнения на самостоятельное различение
темповых,
динамических и мелодических
изменений в музыке и выражение их в движении.
3. Передача в движении разницы в двухчастной
музыке. Выразительное исполнение в свободных
плясках знакомых движений.
4. Выразительная и эмоциональная передача в
движениях игровых образов и содержания песен.
Самостоятельное
музыкально
двигательного образа.
создание
5. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением
и речевым сопровождением.
6. Инсценирование доступных песен.
7.
Прохлопывание ритмического рисунка
25
1
1
1
1
1
1
1
1 прозвучавшей мелодии.
Танцевальные упражнения
7
1. Повторение элементов танца по программе для 1
класса.
2. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг,
мягкий,
Неторопливый
танцевальный бег, стремительный бег.
пружинящий шаг.
3. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки.
Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием
ноги вперед.
4. Элементы русской пляски: шаг с притопом на
месте и с продвижением, шаг с поскоками,
переменный шаг; руки свободно висят вдоль
корпуса, скрещены на груди; подбоченившись
одной рукой, другая с платочком поднята в
сторону, вверх, слегка согнута в локте (для
девочек).
5. Движения парами: бег, ходьба с приседанием,
кружение с продвижением.
6. Основные движения местных народных танцев.
1
1
1
1
1
1
1
1
Упражнения на ориентировку в пространстве
5
1
3 класс (34 часа)
1.
Ходьба в соответствии с метрической
26 1
1
пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со
сгибанием коленей, на носках, широким и мелким
шагом, на пятках, держа ровно спину.
2. Построение в колонны по три. Перестроение из
одного круга в два, три отдельных маленьких круга
и концентрические круги путем отступления одной
группы детей на шаг вперед, другой — на шаг
назад.
3. Перестроение из общего круга в кружочки по
два, три, четыре человека и обратно в общий круг.
4. Выполнение движений с предметами, более
сложных, чем в предыдущих классах.
2
Ритмикогимнастические упражнения
15
1. Общеразвивающие упражнения. (6)
Наклоны, повороты и круговые движения головы.
Движения рук в разных направлениях: отведение
рук в стороны и скрещивание их перед собой с
обхватом плеч; разведение рук в стороны с
напряжением (растягивание резинки).
Повороты туловища в сочетании с наклонами;
повороты туловища вперед,
в стороны с
движениями рук.
Неторопливое приседание с напряженным
разведением коленей в сторону, медленное
1
1
1
1
1
27
1 возвращение в исходное положение.
Поднимание на носках и полуприседание.
Круговые движения ступни.
Приседание с
одновременным выставлением ноги вперед в
сторону.
Перелезание через сцепленные руки, через палку.
Упражнения на выработку осанки.
2. Упражнения на координацию движений.(6)
Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять
руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши,
повернуть голову в сторону, противоположную
взмаху ноги.
Круговые движения левой ноги в сочетании с
круговыми движениями правой руки.
Упражнения на сложную координацию движений с
предметами (флажками,
обручами,
скакалками).
мячами,
– Одновременное отхлопывание и протопывание
несложных ритмических рисунков в среднем и
быстром темпе с музыкальным сопровождением
(под барабан, бубен).
Самостоятельное составление простых
ритмических рисунков. Протопывание того, что
учитель прохлопал, и наоборот.
1
1
1
1
1
28
1
1
1 3. Упражнения на расслабление мышц. (3)
Выпрямление рук в суставах и напряжение всех
мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская
рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям,
пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы
ложатся на мягкую подушку).
вытянуть весь
Поднять руки вверх,
корпус — стойка на полупальцах,
быстрым
движением согнуться и сесть на корточки (большие
и маленькие).
Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из
стороны в сторону.
3
Упражнения с детскими музыкальными
3
инструментами
1. Сгибание и разгибание кистей рук, встряхивание,
повороты, сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Упражнение для кистей рук с барабанными
палочками.
2. Исполнение гаммы на детском пианино,
аккордеоне, духовой гармонике в пределах одной
октавы в быстром темпе.
3. Разучивание несложных мелодий. Исполнение
различных ритмов на барабане и бубне.
4
Игры под музыку
5
1. Передача в движениях частей музыкального
1
1
1
29
1
1
1
1 произведения, чередование музыкальных фраз.
2. Передача в движении динамического нарастания
в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное
ускорение и замедление темпа разнообразных
движений.
3. Исполнение движений пружиннее, плавнее,
спокойнее, с размахом, применяя для этого
известные элементы движений и танца.
4. Упражнения в передаче игровых образов при
инсценировке песен. Передача в движениях
развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена
ролей в импровизации.
5. Придумывание вариантов к играм и пляскам.
Действия с воображаемыми предметами.
Подвижные игры с пением и речевым
сопровождением.
5
Танцевальные упражнения
6
1. Повторение элементов танца по программе 2
класса.
2. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий
бег. Сильные поскоки, боковой галоп.
3. Элементы русской пляски: приставные шаги с
приседанием, полуприседание с выставлением ноги
на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с
продвижением.
30
1
1
1
1
1
1
1
1 4. Движения парами: боковой галоп, поскоки.
5. Основные движения народных танцев.
1
1
4 класс (34 часа)
1
Упражнения на ориентировку в пространстве
7
1
1
1
1
1. Перестроение из колонны по одному в колонну
по четыре.
2. Построение в шахматном порядке.
3. Перестроение из нескольких колонн в несколько
кругов, сужение и расширение их. Перестроение из
простых и концентрических кругов в звездочки и
карусели.
4. Ходьба по центру зала, умение намечать
диагональные линии из угла в угол.
5. Сохранение правильной дистанции во всех видах
построений с использованием лент, обручей,
скакалок.
6. Упражнения с предметами, более сложные, чем в
предыдущих классах.
2
Ритмикогимнастические упражнения
13
1. Общеразвивающие упражнения. (6)
1
Круговые движения головы, наклоны вперед,
31
1
1
1
1 назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в
стороны, вверх из положения руки к плечам.
Круговые движения плеч, замедленные, с
постоянным ускорением, с резким изменением
темпа движений. Плавные, резкие, быстрые,
медленные движения кистей рук. Повороты
туловища в положении стоя, сидя с передачей
предметов.
Круговые движения туловища с вытянутыми в
стороны руками, за голову, на поясе.
Всевозможные сочетания движений ног:
выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание
в коленном суставе, круговые движения, ходьба на
внутренних краях стоп.
Упражнения на выработку осанки.
2. Упражнения на координацию движений. (5)
Разнообразные сочетания одновременных
движений рук, ног, туловища, кистей.
Выполнение упражнений под музыку с
постепенным ускорением, с резкой сменой темпа
движений.
Поочередные хлопки над головой, на груди, перед
собой, справа, слева, на голени.
1
1
32
1
1
1
1
1
1 Самостоятельное составление несложных
ритмических рисунков в сочетании хлопков и
притопов, с предметами (погремушками, бубном,
барабаном).
3. Упражнение на расслабление мышц. (2)
Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими
расслабленными коленями и корпусом, висящими
руками и опущенной головой («петрушка»).
С позиции приседания на корточки с опущенной
головой и руками постепенное поднимание головы,
корпуса,
(имитация
распускающегося цветка). То же движение в
обратном направлении (имитация увядающего
цветка).
рук по сторонам
3
Упражнения с детскими музыкальными
3
инструментами
1. Круговые движения кистью (пальцы сжаты в
кулак).
Противопоставление одного пальца
остальным. Движения кистей и пальцев рук в
разном темпе: медленном, среднем, быстром, с
постепенным ускорением, с резким изменением
темпа и плавности движений.
2. Выполнение несложных упражнений, песен на
детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике.
33
1
1
1
1
1 3. Упражнения в передаче на музыкальных
инструментах основного ритма знакомой песни и
определении по заданному ритму мелодии
знакомой песни.
4
Игры под музыку
5
1. Упражнения на самостоятельную передачу в
движении ритмического рисунка,
акцента,
темповых и динамических изменений в музыке.
2. Самостоятельная смена движения в соответствии
со сменой частей,
музыкальных фраз,
малоконтрастных частей музыки.
3. Упражнения на формирование умения начинать
движения после вступления мелодии.
1
1
1
4. Разучивание и придумывание новых вариантов
игр, элементов танцевальных движений, их
комбинирование.
несложных
танцевальных композиций.
Составление
5. Игры с пением, речевым сопровождением.
Инсценирование музыкальных сказок, песен.
5
Танцевальные упражнения
6
1
1. Исполнение элементов плясок и танцев,
разученных в 3 классе.
2. Упражнения на различение элементов народных
танцев.
1
34
1
1
1
1 3. Шаг кадрили: три простых шага и один
скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег.
Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые
мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах.
5. Разучивание народных танцев.
1
2
Формы уроков могут быть изменены на усмотрение учителя, по мере прохождения программного материала.
Виды контроля
текущий – контроль в процессе изучения темы
итоговый – контроль в конце изучения раздела, темы
Формы (приемы) контроля
В качестве форм контроля могут использоваться:
творческие задания;
урок – путешествие;
урокинсценировка;
урок – концерт.
Оценка по предмету «Ритмика» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального
развития обучающихся, интенсивность формирования музыкальнослуховых представлений, практических умений и навыков, накопление
первичных знаний о музыке.
Поводом для отрицательной оценки действий обучающихся не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкально
ритмическим занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность танцевальных движений, нарушение координации между слухом
и голосом, слухом и моторнодвигательными проявлениями.
7. Описание учебнометодического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса
Организация учебного кабинета
35 1.
Выбор помещения и его рациональная планировка соответствует Санитарноэпидемиологическим правилам и нормам (от 10
июля 2015 года N 26. Об утверждении СанПиН2.4.2.328615 )
Кабинет укомплектован специализированной мебелью для организации рабочих мест учителя и обучающихся. В наличие:
ученические парты – 6; стулья – 15; стол учительский – 1; классная доска – 1.
Кабинет оснащен техническими средствами и созданы условия для их эффективного использования и хранения. В наличие:
2.
3.
музыкальный центр, компьютер, клавишный синтезатор «Casio3000».
4.
5.
Интерьер оформлен в соответствии с функциональной значимостью кабинета музыки и ритмики.
Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования по видам учебного оборудования, с учетом частоты
использования данного учебного оборудования и правил безопасности.
6.
Презентации к урокам, информационный наглядный материал находится на цифровых носителях.
Данная адаптированная рабочая программа «Ритмика» для 14 классов разработана на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273ФЗ
2. ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С
УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) ПРИКАЗ от 19 декабря 2014 г. N 1599
3. ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
4. Годового календарного учебного графика, расписания учебных занятий ОГКОУШ № 39» на 2017/2018 учебный год
5. АООП ОГКОУШ №39
6. Положения о Рабочей программе ОГКОУШ № 39
7. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук,
профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014 г. Автор программы «Ритмика » А.А. Айдарбекова
Библиотечный фонд
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей. – М.: ЛАДА, 2006. – 224 с.
Андреева М., Шукшина З. Первые шаги в музыке. – М., 1993
1.
2.
3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры школьников. – М., 1991.
4.
5. Бырченко Т. С песенкой по лесенке. Методическое пособие для подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор,
Боровик Т. Звуки, ритмы и слова. – Минск, 1999.
1991.
36 6. Касицина М. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми с нарушением
интеллекта. – М.: Издво «Гном» и Д, 2007
7. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук,
профессора В.В.Воронковой, – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014г. Автор программы «Ритмика» А.А. Айдарбекова.
8. Фирилева Ж.Е. САФИДАНСЕ. Танцевальноигровая гимнастика для детей. – СанктПетербург: «Детствопресс», 2000.
9. Фиш Э., РудневаС. Музыкальное движение. – СанктПетербург: Издательский центр «Гуманитарная Академия», 2000.
10. Школа танцев для детей. Под ред. Савчук О. – СанктПетербург: «Ленинградское издательство», 2010.
Технические средства обучения
1)
2) Музыкальный центр
Компьютер (мультимедийное оборудование доступно).
Информационнокоммуникационные средства
Демонстрационный материал на цифровых носителях:
1. Видеофильмы «Школа танцев для детей»; «Танцевальноритмическая гимнастика»; «Ритмика» Т. Суворовой, части 15.
2. Музыкальные презентации, видеофильмы «Шишкина школа. Музыка»
11. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Учебная программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
формированию у обучающихся представлений о художественной картине мира;
овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
расширению и обогащению опыта выполнения учебнотворческих задач, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно
образной выразительности, осознанного отклика на образноэмоциональное содержание произведений искусства;
37 совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной
формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с обучающимися, с учителем.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
овладению обучающимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью обучающихся и учителя, оценивать свои
возможности в решении творческих задач.
1 класс
Минимальный уровень:
готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку,
приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и
плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;
ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;
ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
выполнять игровые и плясовые движения;
выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Достаточный уровень:
уметь самостоятельно принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и
движения;
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.
38 2 класс
Минимальный уровень:
уметь принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.
Достаточный уровень:
уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;
передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость
самостоятельно передавать хлопками более сложный ритмический рисунок мелодии;
повторять любой ритм, заданный учителем;
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).
и т.д.;
3 класс
Минимальный уровень:
уметь рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;
39 передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость
и т.д.;
передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
повторять любой ритм, заданный учителем;
задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).
Достаточный уровень:
самостоятельно уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением
музыкального отрывка;
четко различать двухчастную и трехчастную форму в музыке, показывать в движении характер контрастных частей;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей
музыкальных фраз; четко, организованно самостоятельно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой,
задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
4 класс
Минимальный уровень:
уметь правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;
различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;
отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей
музыкальных фраз; четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;
различать основные характерные движения некоторых народных танцев.
Достаточный уровень:
знать основные позиции ног и рук, использовать их при выполнении упражнений;
уметь самостоятельно ориентироваться в пространстве, перестраиваться по требованию учителя в шеренгу, колонну, круг;
40 знать основные элементы танцев, разученных в течение периода обучения, танцевальные движения, а также использовать их при
самостоятельном составлении небольших танцевальных композиций;
уметь самостоятельно составлять ритмические рисунки и исполнять их на музыкальных инструментах.
41
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Рабочая программа по ритмике для обучающихся с ОВЗ 1-4 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.