Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. В школьной практике принято выделять две степени сравнения имен прилагательных – сравнительную и превосходную.
Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования метапредметных связей, так как являются языковым средством выражения логической операции сравнения — важного метода познания окружающего мира.
Расширение теоретических лингвистических и метапредметных сведений, с одной стороны, и подбор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны обеспечить интерес школьников к изучаемому материалу, более глубокое его усвоение.Тренировочные упражнения на уроках русского языка в 6 классе по теме «Степени сравнения имен прилагательных»
Тренировочные упражнения на уроках русского языка в 6 классе
по теме «Степени сравнения имен прилагательных»
Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных,
выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем
предметам или действиям. В школьной практике принято выделять две степени
сравнения имен прилагательных – сравнительную и превосходную.
Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования
метапредметных связей, так как являются языковым средством выражения
логической операции сравнения — важного метода познания окружающего мира.
Расширение теоретических лингвистических и метапредметных сведений, с одной
стороны, и подбор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны
обеспечить интерес школьников к изучаемому материалу, более глубокое его
усвоение.
Цели:
Образовательная: закрепить понятия о степенях сравнения имён прилагательных;
актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;
Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой
фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать
коммуникативные навыки учащихся.
Воспитательная: воспитывать культуру общения
Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по
теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.
Задачи:
формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать;
формирование навыков монологической речи;
развитие коммуникативных навыков учащихся;
воспитание бережного отношения к языку, культуры общения.
Тренировочные упражнения
Упражнение 1.Определите сравнительные степени прилагательных и объясните,
как вы это сделали. Как вы понимаете смысл пословиц?
(Упражнение направлено на различение имен прилагательных в сравнительной
степени и наречий в сравнительной степени. Без контекста это определить
невозможно, но в предложении после выяснения синтаксической роли слова это не
составляет трудности. Прилагательное в сравнительной степени обычно является
определением или сказуемым, а сравнительная степень наречия – обстоятельством)
1. Доброе братство сильнее богатства. 2. Утро вечера мудренее. (Пословицы). 3. Волнам
их воля и холод дороже знойных полудня лучей. (М. Лермонтов). 4. По крайней мере,
звук речей казался иногда нежней. (А. Пушкин). 5. Она была на полголовы ниже сестры.
(А. Куприн).
Упражнение 2.а) Вспомните, с каким вопросом обращалась злая царица к своему волшебному
зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Найдите
прилагательные в сравнительной степени, определите их начальную форму.
б) Впишите вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Каков
вариант второй формы, с каким ударением он произносится?
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня...?
Признавайся: всех я...,
Обойди всё царство наше.
Упражнение 3. Прочитайте строки из сказки П. Ершова «Конёкгорбунок».
Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Объясните свой
выбор.
А Иван им стал кричать:
«Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы...,
Да Иванто вас...:
Он у вас коней не крал!»
Упражнение 4. Запишите изречение Александра Македонского. Найдите при
лагательные в форме сложной сравнительной степени. Можно ли заменить их
простыми формами? Как вы понимаете эти слова?
«Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем
труд».
Упражнение 5. Сравните предметы по заданному признаку. Составьте предло
жения:
1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки — сравнение по весу.
2. Юпитер и Земля, океан и море — по величине.
3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав — по длине.
4.Сириус и Полярная звезда — по яркости.
Упражнение 6. Найдите признак, по которому различаются данные предметы.
Сравните их. Запишите предложения. Объясните способ образования сравни
тельной степени.
Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал,
золото и серебро, скорый и пассажирский поезда.
Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предме
тов, но и признаки одного и того же предмета в разных обстоятельствах (вре
менных, пространственных и т. д.). В таких случаях употребляются глаголы
становиться, делаться и др.Упражнение 7. Закончите предложения, употребляя глагол становиться.
Объясните способ образования степеней сравнения.
1. С наступлением весны дни ... . 2. При нагревании вода ... . 3. Там, где прошёл лыжник,
снег ... . 4. Ближе к устью река ... . 5. Человек, который занимается спортом, ... .
Упражнение 8. Подберите определения к данным существительным и поставьте
их в простой форме превосходной степени. Составьте предложения с полученными
словосочетаниями.
Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.
(Слова для справок: великий, богатый, благородный, краткий, глубокий, покорный,
интересный).
Сложные формы превосходной степени прилагательных чаще выражают высшую
степень качества среди множества предметов или всего класса однородных
предметов.
Упражнение 9. Составьте предложения с данными существительными, используя
прилагательные в сложной форме превосходной степени. Укажите, в каких случаях
образование простой формы невозможно.
Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер.
(Слова для справок: высокий, удалённый, большой, популярный, быстрый, древний,
ранний).