Тренировочные упражнения на уроках русского языка в 6 классе по теме «Степени сравнения имен прилагательных»

  • Карточки-задания
  • docx
  • 22.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам или действиям. В школьной практике принято выделять две степени сравнения имен прилагательных – сравнительную и превосходную. Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования метапредметных связей, так как являются языковым средством выражения логической операции сравнения — важного метода познания окружающего мира. Расширение теоретических лингвистических и метапредметных сведений, с одной стороны, и подбор иллюстрирующих их практических заданий, с другой, должны обеспечить интерес школьников к изучаемому материалу, более глубокое его усвоение.Тренировочные упражнения на уроках русского языка в 6 классе по теме «Степени сравнения имен прилагательных»
Иконка файла материала степени сравнения.docx
Тренировочные упражнения на уроках русского языка в 6 классе по теме «Степени сравнения имен прилагательных»  Степени сравнения – грамматическая категория качественных прилагательных,  выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем  предметам или действиям. В школьной практике принято выделять две степени  сравнения имен прилагательных – сравнительную и превосходную. Степени сравнения прилагательных дают возможность для использования  метапредметных связей, так как являются языковым средством выражения  логической операции сравнения — важного метода познания окружающего мира.  Расширение теоретических лингвистических и метапредметных сведений, с одной стороны, и подбор иллюстрирующих  их практических  заданий, с другой, должны обеспечить   интерес   школьников   к   изучаемому   материалу,   более   глубокое   его усвоение. Цели: Образовательная: закрепить  понятия о степенях сравнения имён прилагательных;  актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных; Развивающая: развивать умение сравнивать и анализировать; развитие творческой  фантазии; развитие умений обобщать информацию, делать выводы; развивать  коммуникативные навыки учащихся. Воспитательная: воспитывать культуру общения Познавательная: практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь. Задачи:  формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать;  формирование навыков  монологической речи;   развитие коммуникативных навыков учащихся;  воспитание бережного отношения к языку, культуры общения. Тренировочные упражнения  Упражнение 1.Определите сравнительные степени прилагательных и объясните, как вы это сделали. Как вы понимаете смысл пословиц? (Упражнение   направлено   на   различение   имен   прилагательных   в   сравнительной степени   и   наречий   в   сравнительной   степени.  Без   контекста   это   определить невозможно, но в предложении после выяснения синтаксической роли слова это не составляет  трудности. Прилагательное в сравнительной степени обычно является определением или сказуемым, а сравнительная степень наречия – обстоятельством) 1. Доброе братство сильнее богатства. 2. Утро вечера мудренее. (Пословицы). 3. Волнам их воля и холод дороже знойных полудня лучей. (М. Лермонтов). 4. По крайней мере,  звук речей казался иногда нежней. (А. Пушкин). 5. Она была на полголовы ниже сестры.  (А. Куприн). Упражнение 2.а) Вспомните,  с   каким   вопросом   обращалась   злая   царица   к   своему   волшебному зеркальцу в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. Найдите прилагательные в сравнительной степени, определите их начальную форму. б) Впишите   вместо   точек   прилагательные   в   сравнительной   степени.   Каков вариант второй формы, с каким ударением он произносится? Но скажи: как можно ей  Быть во всём меня...?  Признавайся: всех я...,  Обойди всё царство наше. Упражнение   3.  Прочитайте   строки   из   сказки   П.   Ершова   «Конёк­горбунок». Вставьте вместо точек прилагательные в сравнительной степени. Объясните свой выбор. А Иван им стал кричать:  «Стыдно, братья, воровать!  Хоть Ивана вы...,  Да Иван­то вас...:  Он у вас коней не крал!» Упражнение   4.  Запишите   изречение   Александра   Македонского.   Найдите   при­ лагательные   в   форме   сложной   сравнительной   степени.   Можно   ли   заменить   их простыми формами? Как вы понимаете эти слова? «Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд». Упражнение  5.  Сравните   предметы   по   заданному   признаку.   Составьте   предло­ жения: 1. Лёд и вода, платина и золото, молоко и сливки — сравнение по весу. 2. Юпитер и Земля, океан и море — по величине. 3. Волга и Амазонка, анаконда и сетчатый удав — по длине. 4.Сириус и Полярная звезда — по яркости. Упражнение   6.  Найдите   признак,   по   которому   различаются   данные   предметы. Сравните   их.   Запишите   предложения.   Объясните   способ   образования   сравни­ тельной степени. Гранит и алмаз, месяц и неделя, когорта и легион, Гималаи и Памир, газета и журнал, золото и серебро, скорый и пассажирский поезда. Не следует забывать, что сравниваться могут не только признаки разных предме­ тов,   но   и   признаки   одного   и   того   же   предмета   в   разных   обстоятельствах   (вре­ менных,   пространственных   и   т.   д.).   В   таких   случаях   употребляются   глаголы становиться, делаться и др.Упражнение   7.  Закончите   предложения,   употребляя   глагол  становиться. Объясните способ образования степеней сравнения. 1. С наступлением весны дни ... . 2. При нагревании вода ... . 3. Там, где прошёл лыжник, снег ... . 4. Ближе к устью река ... . 5. Человек, который занимается спортом, ... . Упражнение 8.  Подберите определения к данным существительным и поставьте их в простой форме превосходной степени. Составьте предложения с полученными словосочетаниями. Срок, опыт, уважение, просьба, полководец, поступок, проблема.  (Слова   для   справок:  великий,   богатый,   благородный,   краткий,   глубокий,   покорный, интересный). Сложные формы превосходной степени прилагательных чаще выражают высшую степень   качества   среди   множества   предметов   или   всего   класса   однородных предметов. Упражнение 9.  Составьте предложения с данными существительными, используя прилагательные в сложной форме превосходной степени. Укажите, в каких случаях образование простой формы невозможно. Кит, подснежник, Плутон, гепард, Эверест, Пеле, Шумер.  (Слова   для   справок:  высокий,   удалённый,   большой,   популярный,   быстрый,   древний, ранний).