ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 10 КЛАСС.
Оценка 5
Раздаточные материалы
docx
русская литература
10 кл
30.07.2017
Предлагаемый материал представляет собор подборку наиболее типичных тренировочных заданий для подготовки к участию в предметной олимпиаде. Задания могут быть также использованы и на урока по предмету для закрепления знаний по соответствующей теме. Для всех заданий даны подробные решения. Также указана система оценки выполненной работы.
литература 10.docx
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА
ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ.
ЛИТЕРАТУРА. 10 КЛАСС.
Время выполнения работы – 4 часа.
История и теория литературы
I. Герои литературного мира.
1) Приведены цитаты, в которых один литературный герой говорит о
другом. Назовите произведения, автора, имена говорящих и о ком они
говорят.
а) «Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час,
кроме задов, новой строки не разберет, да и зады мямлят, прости господи, без
складу по складам, без толку по толкам».
б) «Мой… изза книги не встает по суткам. Материно мое сердце. Иное
жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда».
в) «Странное дело … как родня на родню походить может… наш весь в
дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех
лет, так, бывало увидя свинку, задрожит от радости».
6 баллов (за каждый ответ по 1 баллу)
2) Сейчас вам предоставляется возможность… повернуть вспять историю.
(Разумеется, только литературную.) Напишите письмо Обломову и отправьте
его в то время (укажите, какое), когда, на ваш взгляд, в его судьбе еще можно
было изменить чтото к лучшему. Поскольку вы уже знаете судьбу героя, в
подтверждение своих мыслей можно приводить любую информацию из
произведения.
10 баллов
II. География литературного мира.
Какой город представлен в каждом из приведенных ниже фрагментов?
Укажите произведение и автора.
1) В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной,
не увидите. Торговлю друг у друга подрывают, и не сколько из корысти, сколь
из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие хоромы пьяных
приказных. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные
кляузы строчат на ближних. И начнется у них сударь, суд да дело…
2) … – самый скверный городишко из всех приморских городов России…
После долгого странствия по грязным переулкам, где по сторонам я видел
один только ветхий забор, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря. Берег обрывом спускается к морю почти у самых стен ее, и внизу с
беспрерывным ропотом плескались темносиние волны.
3) Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе…
…, я думал о тебе!!!
9 баллов (за каждый ответ по 1 баллу)
III. Архитектура литературного мира.
Литературные произведения, так же как и дома, строятся по своим
законам, имеют свой стиль, элементы конструкции, краеугольные камни…
Ваша задача – назвать термин, соответствующий данным ниже объяснениям.
1) Ответственный момент в развитии действия, предрешающий развязку,
точка, момент наивысшего подъема, напряжения в развитии чеголибо – …
2) Элемент сюжета, события, являющегося отправной точкой в развитии
действия – …
3) Последовательность, связь описания событий в произведении – …
4) Исторически сложившаяся, устойчивая, разновидность художественного
произведения – …
5) Малый прозаический жанр, представляющий отдельные эпизоды из
жизни героя (иди ограниченного круга персонажей); при детальном
изображении центрального события его предыстория опускается или поется
фрагментарно, а герой изображается не в становлении, а «здесь» и «сейчас» –
в момент совершения поступка. Действие в этом жанре кратковременно,
набор событий ограничен – …
6) Придумайте несколько пар рифм, характерных для элегии.
По 1 баллу за ответ
По 1 баллу за каждый пример
IV. Боги литературного мира.
Кто это? Писатели, как боги, творят судьбы своих героев. Ваша
задача – узнать каждого Бога с полуслова. Итак …
1. Он получил блестящее образование и завоевал такое расположение
власти, что был назначен дипломатом, тем не менее его произведение
выставляло «высший свет» в весьма непригдяном виде. Трагически погиб за
границей.
2. Он получил блестящее образование, подвергался нападкам за свое
увлечение романтизмом, был приближен ко двору, изза чего весьма страдал.
Трагически погиб. 3. Он обучался в Московском университете, где однокурсники отмечали в
нем высокомерие и гордость (это отчасти отразилось и в характере его
героев). Превыше всего он, как и его герои, ценил внутреннюю свободу. Так
же, как и один из его героев, трагически погиб.
4. В истории культуры он остался не только как великий поэт, но и как
талантливый организатор журнального дела. Во многом благодаря именно ему
получили развитие такие журналы, как «Современник» и «Отечественные
записки», в которых опубликовались классики русской литературы XIX века.
5. Назовите не менее двух великих русских писателей первой половины ХХ
века, которые по своей первоначальной профессии были врачами.
По 1 баллу за ответ
V. История литературного мира.
«Русская общественная жизнь и литература XIXвека всегда были тесно
взаимосвязаны…» Как вы понимаете смысл этого утверждения? Пусть ваш
ответ строится на конкретных примерах, и чем их будет больше, тем лучше.
10 баллов за весь ответ
Интерпретация текста
СТАРИК
Настали темные, тяжелые дни…
Свои болезни, недуги людей милых, холод и мрак старости… Все, что ты
любил, чему отдавался безвозвратно, – никнет и разрушается. Под гору пошла
дорога.
Что же делать? Скорбеть? Горевать. Ни себе, ни другим ты этим не
поможешь.
На засыхающем, покоробленном дереве лист и мельче и реже – но зелень
его та же.
Сожмись и ты, уйди в себя, в свои воспоминанья, – и там, глубокоглубоко,
на самом дне сосредоточенной души, твоя прежняя, тебе одному доступная
жизнь блеснет перед тобою пахучей, все еще свежей зеленью и лаской, и силой
весны!
Но будь осторожен… не гляди вперед, бедный старик!
I. 1) Фонвизин Д. И. «Недоросль», Кутейкин, Простакова, Простаков,
Ответы
И. С. Тургенев
30 баллов
говорят о Митрофанушке.
II. 1) Калинов, «Гроза», Островский.
2) Тамань, «Герой нашего времени», Лермонтов.
3) Москва, «Евгений Онегин», Пушкин.
III. 1) Кульминация.
2) Завязка. 3) Сюжет.
4) Жанр.
5) Рассказ.
6) Воспоминанье – страданье; светило – озлатило и т. д.
IV. 1) Грибоедов.
2) Пушкин.
3) Лермонтов.
4) Некрасов.
5) Чехов, Булгаков.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 10 КЛАСС.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 10 КЛАСС.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 10 КЛАСС.
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 10 КЛАСС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.