ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.
Оценка 5

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

Оценка 5
Раздаточные материалы
docx
русская литература
11 кл
30.07.2017
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.
Предлагаемый материал представляет собор подборку наиболее типичных тренировочных заданий для подготовки к участию в предметной олимпиаде. Задания могут быть также использованы и на урока по предмету для закрепления знаний по соответствующей теме. Для всех заданий даны подробные решения. Также указана система оценки выполненной работы.
литература 11.docx
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС. Время выполнения – 4 часа. I. Знание текстов художественных произведений. 1.   Туалеты   каких   героев   изображены   в   нижеприведенных   отрывках? Назовите героя, автора и произведение: а) «Он... натянул на крепкое старческое тело с полнеющей от усиленного питания   талией   кремовое   шелковое   трико,   а   на   сухие   ноги   с   плоскими ступнями –  черные  шелковые   носки  и  бальные   туфли,  приседая,  привел   в порядок   высоко   подтянутые   шелковыми   помочами   черные   брюки   и белоснежную,   с   выпятившейся   грудью   рубашку,   вправил   в   блестящие манжеты запонки и стал мучиться с ловлей под твердым воротничком запонки шейной»; б) «И вот через три месяца святое сокровище ходит в затрепанном капоте, туфли на босу ногу, волосенки жиденькие, нечесаные, в папильотках...»; в) «… Выезжая, она часто надевала гранатовое бархатное платье и такие же туфли с золотыми застежками, а на курсы ходила скромной курсисткой, завтракала за тридцать копеек в вегетарианской столовой на Арбате»; г) «… Молодой парень в синей пестрядинной рубахе, в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе...»; д) «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». 2. Кто из персонажей и в каком произведении М. Горького: а) «… разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце, пылавшее «факелом великой любви к людям»; б) «… когда девушка оттолкнула его, он ударил ее, а когда она упала, встал ногой на ее грудь, так что из уст кровь брызнула к небу»; в) «…. шел на казнь и трубку курил. Идет себе и курит, руки в карманах, один ус на плече лежит, а другой на грудь свесился»; г) «… умирая, восклицает: «О счастье битвы!»; д) «В гневе грома… он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, – нет, не скроют!»? 3. Перед вами фрагменты стихотворений двух поэтов. Определите авторов приведенных фрагментов. а) Край ты мой заброшенный,  Край ты мой, пустырь,  Сенокос некошеный,  Лес да монастырь. б) Гой ты, Русь, моя родная,  Хаты – в ризах образа…  Не видать конца и края –  Только синь сосет глаза. в) Запели тесаные дроги,  Бегут равнины и кусты.  Опять часовни на дороге  И поминальные кресты. г) И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из­под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!... д) Чую радуницу Божью –   Не напрасно я живу,  Поклоняюсь придорожью,  Припадаю на траву. 4.   Кому   посвящены   следующие   фрагменты   стихотворений   Игоря Северянина? а) Послушница Обители Любви  Молитвенно перебирает четки.  Осенней ясностью в ней чувства четки.  Удел – до святости непоправим. б) Красив, как Демон Врубеля для женщин,  Он лебедем казался, чье перо  Белей, чем облако и серебро,  Чей стан дружил, как то ни странно, с френчем… в) Путь конквистадора в горах остер.  Цветы романтики на дне нависли.  И жемчуга на дне – морские мысли –   Трехцветились, когда ветрел костер. г) Он в жизнь вбегал рязанским простаком,  Голубоглазым, кудреватым, русым,  С задорным носом и веселым вкусом,  К усладам жизни солнышком влеком. д) Саженным – в нем посаженным – стихам  Сбыт находя в бродяжьем околотке,  Где делает бездарь на них колодки,  В господском смысле он, конечно, хам. е) Он тем хорош, что он совсем не то,  Что думает о нем толпа пустая,  Стихов принципиально не читая,  Раз нет в них ананасов и авто. 5. Всем известны слова песенки: «Жил­был у бабушки серенький козлик». Определите, на кого из писателей сочинены следующие пародии, в которых используется этот текст: а)   «Любезный   читатель!   Сколь   приятно   и   умилительно   сердцу   видеть дружбу двух существ любящих. Всей чувствительной натурой своей бедная старушка   любила   серенького   козлика;   знайте   же,   грубые   сердцем,   что   и крестьянки любить умеют». б) Одна в глуши лесов сосновых  Старушка дряхлая жила  И другом дней своих суровых  Имела серого козла. в) Скрипела старуха,  телега словно,  кха,  кхо, кхе, кхи.  Великолепно мною уловлены  Старухины все грехи. II. Знание теории литературы. 1. Один из современных исследователей чеховской драматургии говорит об использовании   А.   П.   Чеховым   в   пьесе   «Вишневый   сад»   приема  провал коммуникации. Какова главная функция этого приема? У какого драматурга и в какой пьесе начала ХХ века использован этот же прием? 2.  Напишите   теоретико­литературную   статью   «Образ­символ»   для литературоведческого словаря (определение, основные признаки, особенности использования,   типичные   смысловые   группы,   примеры   использования   в конкретных произведениях). 3. Объясните выражение «автобиографическая художественная проза». В чем ее отличие от автобиографии? Назовите произведения и их авторов. III. Знание истории литературы. 1. В истории литературы есть имена, которые ассоциируются с отдельными направлениями. Они, по сути, символизируют самое яркое, вершинное в целых художественных эпохах. К каким литературным направлениям вы бы отнесли творчество этих писателей? Раси(cid:8) н Ж. – Корнель П. – Гюго В. – Гофман Э. – Карамзин Н. М. – Ломоносов М. В. – Сумароков А. П. – Жуковский В. А. – Гончаров И. А. – Байрон Д.­Г. – 2. Что такое «модернизм»? Дайте краткое определение. 3.   Познакомьтесь   с   приведенными   фактами,   фамилиями, словосочетаниями,   цитатами   и   отнесите   их   к   символизму,   акмеизму   и футуризму, записав соответствующую цифру в одну из граф таблицы: Методы Символизм Акмеизм Футуризм 1) Выразил конфликт мечты и реальности. 2) Возник как реакция на натурализм во Франции в конце XIX – начале ХХ века. 3) Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, Г. Иванов и др. 4) «Нам казалось, что мы противостоим символизму. Но действительность мы видели на поверхности жизни, в любовании мертвыми вещами...»  5) «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию!»  6) Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. Белый, А. Блок. 7) Заря, закат, дым, пожар, храм, Бог, ветер, буря… 8) В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Крученых, И. Северянин. 9) «Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб», «Молоко кобылиц». 10) Воссоздан особый мир вещей, но вместе с тем это «одухотворенная предметность». 11)   Отрицание   грамматики,   синтаксиса,   правописания   родного   языка, сокрушение поэтических ритмов и рифм. 12) В их поэзии звучали мотивы чувственной любви, красоты, прославление «веселой легкости бездумного житья». 13)   Анархическое   бунтарство,   направленное   против   современной действительности. 14) О, я привык к этим ризам   Величавой Вечной Жены!   Высоко бегут по карнизам   Улыбки, сказки и сны. 15)   Их   союзниками   были   художники­авангардисты,   входившие   в объединения «Бубновый валет», «Ослиный хвост». 16) Задыхаясь, я крикнула: «Шутка.  Все, что было. Уйдешь, я умру».  Улыбнулся спокойно и жутко  И сказал мне: «Не стой на ветру». 17)   Двуплановый   образ   (план   конкретно­словесный   и   идейный), многозначен, метафоричен, музыкален. 18) «Карта будня», «окровавленный сердца лоскут», «маленький, смирный ребеночек», «будничная чушь»… 19)   «Жираф»,   «Волшебная   скрипка»,   «Шестое   чувство»,   «Звездный ужас»… 20) Нет людей.  Понимаете Крик тысячедневных мук?  Душа не хочет немая идти,  А сказать кому?  4. Напротив каждого поэтического сборника напишите имя его автора. – «Будем как солнце»; – «Кипарисовый ларец»; – «Стихи о Прекрасной Даме»; – «Колчан»; – «Четки»; – «Вечер»; – «Огненный столп». 5. Лучшим своим рассказом И. А. Бунин считал «Чистый понедельник» (1944 г.). Что означает это заглавие? IV. Литература и другие виды искусства. 1.   Назовите   кинофильмы,   созданные   по   сюжетам   произведений А. П. Чехова. 2. По мотивам каких романов М. Горького созданы кинофильмы? V. Анализ художественного произведения. Увертюра                Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!                Удивительно вкусно, искристо, остро!                Весь я в чем­то норвежском! весь я в чем­то испанском!                Вдохновляюсь порывно! и берусь за перо!                Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!                 Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!                Кто­то здесь зацелован! Там кого­то побили!                Ананасы в шампанском – это пульс вечеров!                В группе девушек нервных, в остром обществе дамском               Я трагедию жизни претворю в грезо­фарс...               Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!               Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью­Йорка – на Марс!                                               Игорь Северянин. 1915. Январь. Петроград Ответы I. Знание текстов художественных произведений. 1.   а)   господин   из   Сан­Франциско,   И.   А.   Бунин   «Господин   из   Сан­ Франциско»; б) жена генерала Аносова, А. И. Куприн «Гранатовый браслет»; в) героиня рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник»; г) Гаврила, М. Горький «Челкаш»; д) Беликов, А. П. Чехов «Человек в футляре». За знание персонажа – 1 балл; за знание автора и произведения – 1 балл. 2. а) Данко, рассказ «Старуха Изергиль»; б) Ларра, рассказ «Старуха Изергиль»; в) Гуцул (разбойник), рассказ «Старуха Изергиль»; г) Сокол, «Песня о Соколе»; д) Буревестник, «Песня о Буревестнике». За  знание  персонажа – 1 балл;  за  знание  автора   и   произведения  –  1 балл. 3. а) С. Есенин; б) С. Есенин; в) С. Есенин; г) А. Блок; д) С. Есенин. За каждый правильный ответ – по 1 баллу. 4. а) Анне Ахматовой; б) Александру Блоку; в) Николаю Гумилеву; г) Сергею Есенину; д) Владимиру Маяковскому; е) Игорю Северянину (самому себе) За каждый правильный ответ – по 1 баллу. 5. а) на Н. М. Карамзина; б) на А. С. Пушкина; в) на В. Маяковского. За каждый правильный ответ – по 1 баллу. II. Знание теории литературы. 1.  Провал   коммуникации  –   это   художественный   прием,   при   котором диалог между героями не выстраивается, он нарушен; герои отвечают друг другу   невпопад,   каждый   говорит   «о   своем»,   «не   слыша»   других.   Это указывает   на   разобщенность   людей:   все   герои   одинаково   глухи   к   чужим проблемам,   нарушены   контакты,   межличностные   связи.   Нестыкующиеся между   собой   реплики   персонажей   часто   производят   не   комический,   а трагикомический эффект. Этот прием использован и в пьесе М. Горького «На дне». В зависимости от полноты ответа – до 4 баллов. 2. Образ­символ (от греч. – знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема) – двуплановый художественный образ (план конкретно­словесный и идейный),   требующий   не   только   переживания,   но   также   проникновения   и толкования.   Он   выражает   одновременно   всю   полноту  конкретного, материального смысла явлений и в то же время обнаруживает их «тайный» смысл.   а   следовательно,   Символ   обладает   метафоричностью, многозначностью. Группы символов: религиозно­философские – храм, икона, дорога и т. п.; природные – звезды, небо, закат, ветер и т. п.; бытовые – свеча, лестница, цветок и т. п.; цветовые – белый цвет, красный, голубой и т. п. Яркий пример использования образов­символов проявляется в творчестве А. Блока и других писателей­символистов. В зависимости от полноты ответа – до 5 баллов. 3.  Автобиографическая   художественная   проза  –   разновидность литературной   прозы   эпического   характера,   предполагающая   описание собственной жизни, близкая мемуарам, но более сосредоточена на личности и внутреннем   мире   автора.   (А.   И.   Герцен   «Былое   и   думы»,   Л.   Н.   Толстой «Детство»,   «Отрочество»,   «Юность»,   М.   Горький   «Детство»,   «В   людях», «Мои   университеты»   и   др.)  Автобиография  –   жанр   официально­делового стиля. В зависимости от полноты ответа – до 4 баллов. III. Знание историй литературы. 1. Расин Ж. – классицизм; Корнель П. – классицизм; Гюго В. – романтизм; Гофман Э. – романтизм; Карамзин Н. М. –сентиментализм; Ломоносов М. В. – классицизм; Сумароков А. П. – классицизм; Жуковский В. А. – романтизм; Гончаров И. А. – реализм; Байрон Д.­Г. – романтизм. За каждый правильный ответ– по 1 баллу. 2.  Модернизм  (от   фр.   –   «современный»)   –   общее   название   разных направлений   в   искусстве   конца   XIX   –   начала   ХХ   века,   провозгласивших разрыв   с   реализмом,   отказ   от   старых   форм   и   поиск   новых   эстетических принципов (импрессионизм, экспрессионизм, символизм, поп­арт и др.). 3. Методы Символизм Акмеизм Футуризм 1), 2), 5), 6), 7), 14), 17) 3), 4), 10), 12), 16), 19) 8), 9), 11), 13), 15), 18), 20) 4. «Будем как солнце» – К. Бальмонт; «Кипарисовый ларец» – И. Анненский; «Стихи о Прекрасной Даме» – А. Блок; «Колчан» – Н. Гумилев; «Четки» – А. Ахматова; «Вечер» – А. Ахматова; «Огненный столп» – Н. Гумилев. За каждый правильный ответ – по 1 баллу. 5.  Чистый понедельник  – первый день Великого поста, когда строгость соблюдения   церковных   обрядов,   внутренняя   сосредоточенность   человека, потребность в покаянии сменяют предшествовавшее им масленичное веселье. Не зря героиня этого рассказа решает уйти в монастырь. В зависимости от полноты ответа – до 3 баллов. IV. Литература и другие виды искусства. 1.   «Анна   на   шее»,   «Шведская   спичка»,   «Попрыгунья»,   «Невеста», «Медведь», «Дама с собачкой», «Свадьба», «Человек в футляре», «Душечка» и др.  2.   «Мать»,   «Фома   Гордеев»,   «Дело   Артамоновых»,   «Жизнь   Клима Самгина». За каждый правильный ответ – по 1 баллу. V. Анализ художественного произведения. При анализе должны быть учтены: а)   по   содержанию   работы:   время   создания   произведения,   направление, тема, идея, лирический герой, образная система, художественные средства, форма стихотворения; б)   по   оформлению:   речевая,   стилистическая,   фактическая   грамотность; логико­композиционная завершенность, особенности жанра. Всего 20 баллов.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2017