Тренировочный вариант №1 ВПР по русскому языку 5 класс
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
В..сенн..е со..нце буд..т пч..л и соб..ра..т (2) их на п..лянах. (4) Да и как им (не)проснут..ся, когда вокру(г/к) р..стёт столько цв..тов! А когда цв..тут фруктовые д..рев..я, для пч..л праз..ник. Вишня яблони груша крыж..вник см..родина – настоящ..е раздол..е для пч..линого войска. Больше всего мёда получа..т..ся из пыльц.. липы акац..и донника.
В средн..х ш..ротах к этому списку добавля..т..ся белый(3) клевер. Его пуш..стые г..ловки ра(з/с)сыпались по п..лянам и опушкам на открытых со..нцу м..стах. Утром пч..ла трудит..ся на одном из м..доносов, пока это р..стение (не)прекраща..т выр..батывать нектар. А к обеду(1) она переход..т на другой ви(д/т).
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(1) – фонетический разбор;
(2) – морфемный разбор;
(3) – морфологический разбор;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Магазин, поняла, инструмент, алфавитный.
4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из
известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
Красный шар солнца уплывал за горизонт и отражался в озере.
5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте
необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
1) По словам Никиты ребята слушали его сообщение с интересом и задавали вопросы
2) Никита ответил что изучил современные справочники и энциклопедии
3) Какую литературу ты использовал для подготовки сообщения Никита
4) Татьяна Алексеевна объявила Никита расскажет о планетах Солнечной системы
6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки
препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы
сделали свой выбор.
1) Маша научилась вышивать крестом и гладью цветы и птиц.
2) Сначала Маша выбирает необходимые нитки и схемы вышивок.
3) Подбери Маша нужную цветовую гамму для вышивки сирени.
4) Научи-ка ты Машу вышивать разными приёмами.
7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Дуб чувствовал свою силу в родной земле и лишь смеялся над ветром.
2) Ветер дул на дуб с разных сторон и гнул его к земле.
3) Могучий дуб врос в родную землю и крепко держался за неё корнями.
4) Полетел скорее ветер звать на помощь молнию и она откликнулась на его просьбу.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.
Текст 2
(1)Лист, листочек! (2)Откуда произошло это название? (3)Может быть, потому мы называем листком бумагу, лежащую перед нами, что сотни лет назад люди в самом деле использовали для письма листья деревьев… (4)Жители жарких стран, например, писали друг другу послания на широких листьях пальм или бананов.
(5)А на Руси бумагу заменяла береста – белоснежная кора берёзы. (6)В музеях хранятся написанные на бересте книги, их писали от руки монахи в монастырях.
(7)Бумага впервые была изготовлена в Китае, её делали из бамбука, шелковицы,
рисовой соломы. (8)Сырьё измельчалось в огромной ступе, а затем всё это варилось
в больших чанах. (9)Изготавливали бумагу вручную.
(10)В наше время бумага изготавливается на бумажных комбинатах, их строят обычно
поближе к лесу, на берегах больших рек. (11)Мощные дробильные машины за несколько часов превращают брёвна в мелкую щепу, как это делали когда-то вручную в ступке.
(12)Готовая бумажная масса попадает из котлов в бумагоделательную машину. (13)Бумага сворачивается машиной в огромные рулоны, затем её гладят – пропускают через тяжёлые валы. (14)Потом отправляют на фабрику, где делают тетради, или в типографию, где печатают газеты и книги.
(15)Всем известно, что из дерева изготавливают сотни предметов, но всё же самый
замечательный из них – листок бумаги.
(По Е.П. Мару)
8. Определите и запишите основную мысль текста.
9. Из чего, по свидетельству автора текста, делали бумагу в Китае? Запишите ответ.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11–14 текста. Запишите ответ.
11. В предложениях 12-13 найдите слово со значением «густая смесь, похожая на тесто».
Выпишите это слово.
12. В предложениях 10–12 найдите антоним к слову «слабый» и выпишите его.
ОТВЕТЫ
1.
Весеннее солнце будит пчёл и собирает(2) их на полянах.(4) Да и как им не проснуться, когда вокруг растёт столько цветов! А когда цветут фруктовые деревья, для пчёл праздник. Вишня, яблони, груша, крыжовник, смородина – настоящее раздолье для пчелиного войска.
Больше всего мёда получается из пыльцы липы, акации, донника.
В средних широтах к этому списку добавляется белый(3) клевер. Его пушистые головки рассыпались по полянам и опушкам на открытых солнцу местах. Утром пчела трудится на одном из медоносов, пока это растение не прекращает вырабатывать нектар. А к обеду(1) она переходит на другой вид.
(По А. Чепижко)
2.
обеду(1)
о – [а] – гласный, безударный
б – [б’] – согласный, звонкий, мягкий
е – [э́] – гласный, ударный
д – [д] – согласный, звонкий, твёрдый
у – [у] – гласный, безударный
5 букв, 5 звуков, 3 слога
белый(3) (клевер)
1) белый (клевер) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: клевер (какой?)
белый;
2) начальная форма – белый; в единственном числе, в мужском роде, в именительном
падеже;
3) в предложении является определением
Весеннее солнце будит пчёл и собирает их на полянах.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: солнце (подлежащее) будит (и) собирает (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (солнце) весеннее – определение; (будит) пчёл –
дополнение; (собирает) их – дополнение; (собирает) на полянах – обстоятельство.
3. Магазин, поняла, инструмент, алфавитный.
4. 1) Обозначение частей речи в предложении:
прил. сущ. сущ. глаг. предл. сущ. союз глаг. предл. сущ.
Красный шар солнца уплывал за горизонт и отражался в озере;
5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Татьяна Алексеевна объявила: «Никита расскажет о планетах Солнечной
системы»;
2) составление схемы предложения: А: «П».
6. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Подбери, Маша, нужную цветовую гамму для вышивки сирени;
2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе
7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и постановка знака препинания:
Полетел скорее ветер звать на помощь молнию, и она откликнулась на его
просьбу;
2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное
предложение.
ИЛИ В предложении две грамматические основы.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе
8. Основная мысль текста:
Листок бумаги – самый замечательный предмет, изготовленный из дерева.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу
формулировке
9. Ответ может быть сформулирован так:
Бумагу в Китае делали из бамбука, шелковицы, рисовой соломы.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке
10. повествование
11. масса
12. мощные; мощный
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.