Тренировочный вариант №1 ВПР по русскому языку 5 класс
Оценка 4.6

Тренировочный вариант №1 ВПР по русскому языку 5 класс

Оценка 4.6
docx
01.11.2021
Тренировочный вариант №1 ВПР  по русскому языку 5 класс
впр 1 в.docx

Тренировочный вариант №1 ВПР  по русскому языку 5 класс

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Текст 1

В..сенн..е со..нце буд..т пч..л и соб..ра..т (2) их на п..лянах. (4) Да и как им (не)проснут..ся, когда вокру(г/к) р..стёт столько цв..тов! А когда цв..тут фруктовые д..рев..я, для пч..л праз..ник. Вишня яблони груша крыж..вник см..родина – настоящ..е раздол..е для пч..линого войска. Больше всего мёда получа..т..ся из пыльц.. липы акац..и донника.

В средн..х ш..ротах к этому списку добавля..т..ся белый(3) клевер. Его пуш..стые г..ловки ра(з/с)сыпались по п..лянам и опушкам на открытых со..нцу м..стах. Утром пч..ла трудит..ся на одном из м..доносов, пока это р..стение (не)прекраща..т выр..батывать нектар. А к обеду(1) она переход..т на другой ви(д/т).

 

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(1) – фонетический разбор;

(2) – морфемный разбор;

(3) – морфологический разбор;

(4) – синтаксический разбор предложения.

 

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

 

Магазин, поняла, инструмент, алфавитный.

 

4. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из

известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

 

Красный шар солнца уплывал за горизонт и отражался в озере.

 

5. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте

необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Никиты ребята слушали его сообщение с интересом и задавали вопросы

2) Никита ответил что изучил современные справочники и энциклопедии

3) Какую литературу ты использовал для подготовки сообщения Никита

4) Татьяна Алексеевна объявила Никита расскажет о планетах Солнечной системы

 

6. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки

препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы

сделали свой выбор.

1) Маша научилась вышивать крестом и гладью цветы и птиц.

2) Сначала Маша выбирает необходимые нитки и схемы вышивок.

3) Подбери Маша нужную цветовую гамму для вышивки сирени.

4) Научи-ка ты Машу вышивать разными приёмами.

 

7. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Дуб чувствовал свою силу в родной земле и лишь смеялся над ветром.

2) Ветер дул на дуб с разных сторон и гнул его к земле.

 3) Могучий дуб врос в родную землю и крепко держался за неё корнями.

4) Полетел скорее ветер звать на помощь молнию и она откликнулась на его просьбу.

 

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8−12.

 

Текст 2

 

(1)Лист, листочек! (2)Откуда произошло это название? (3)Может быть, потому мы называем листком бумагу, лежащую перед нами, что сотни лет назад люди в самом деле использовали для письма листья деревьев… (4)Жители жарких стран, например, писали друг другу послания на широких листьях пальм или бананов.

(5)А на Руси бумагу заменяла береста – белоснежная кора берёзы. (6)В музеях хранятся написанные на бересте книги, их писали от руки монахи в монастырях.

(7)Бумага впервые была изготовлена в Китае, её делали из бамбука, шелковицы,

рисовой соломы. (8)Сырьё измельчалось в огромной ступе, а затем всё это варилось

в больших чанах. (9)Изготавливали бумагу вручную.

(10)В наше время бумага изготавливается на бумажных комбинатах, их строят обычно

поближе к лесу, на берегах больших рек. (11)Мощные дробильные машины за несколько часов превращают брёвна в мелкую щепу, как это делали когда-то вручную в ступке.

(12)Готовая бумажная масса попадает из котлов в бумагоделательную машину. (13)Бумага сворачивается машиной в огромные рулоны, затем её гладят – пропускают через тяжёлые валы. (14)Потом отправляют на фабрику, где делают тетради, или в типографию, где печатают газеты и книги.

(15)Всем известно, что из дерева изготавливают сотни предметов, но всё же самый

замечательный из них – листок бумаги.

 

(По Е.П. Мару)

 

8. Определите и запишите основную мысль текста.

 

9. Из чего, по свидетельству автора текста, делали бумагу в Китае? Запишите ответ.

 

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 11–14 текста. Запишите ответ.

 

11. В предложениях 12-13 найдите слово со значением «густая смесь, похожая на тесто».

Выпишите это слово.

 

12. В предложениях 10–12 найдите антоним к слову «слабый» и выпишите его.

 

ОТВЕТЫ

 

1.

 

Весеннее солнце будит пчёл и собирает(2) их на полянах.(4) Да и как им не проснуться, когда вокруг растёт столько цветов! А когда цветут фруктовые деревья, для пчёл праздник. Вишня, яблони, груша, крыжовник, смородина – настоящее раздолье для пчелиного войска.

Больше всего мёда получается из пыльцы липы, акации, донника.

В средних широтах к этому списку добавляется белый(3) клевер. Его пушистые головки рассыпались по полянам и опушкам на открытых солнцу местах. Утром пчела трудится на одном из медоносов, пока это растение не прекращает вырабатывать нектар. А к обеду(1) она переходит на другой вид.

 

(По А. Чепижко)

 

2.

обеду(1)

о – [а] – гласный, безударный

б – [б’] – согласный, звонкий, мягкий

е – [э́] – гласный, ударный

д – [д] – согласный, звонкий, твёрдый

у – [у] – гласный, безударный

5 букв, 5 звуков, 3 слога

 

белый(3) (клевер)

1) белый (клевер) – имя прилагательное, обозначает признак предмета: клевер (какой?)

белый;

2) начальная форма – белый; в единственном числе, в мужском роде, в именительном

падеже;

3) в предложении является определением

 

Весеннее солнце будит пчёл и собирает их на полянах.(4)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: солнце (подлежащее) будит (и) собирает (однородные сказуемые).

Второстепенные члены предложения: (солнце) весеннее – определение; (будит) пчёл –

дополнение; (собирает) их – дополнение; (собирает) на полянах – обстоятельство.

 

3. Магазин, поняла, инструмент, алфавитный.

 

4. 1) Обозначение частей речи в предложении:

   прил.     сущ.      сущ.       глаг. предл. сущ.       союз  глаг.    предл. сущ.

Красный шар солнца уплывал за  горизонт и отражался в озере;

 

5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Татьяна Алексеевна объявила: «Никита расскажет о планетах Солнечной

системы»;

2) составление схемы предложения: А: «П».

 

6. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Подбери, Маша, нужную цветовую гамму для вышивки сирени;

2) объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением.

ИЛИ Обращение.

ИЛИ Обращение внутри предложения.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

 

7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и постановка знака препинания:

Полетел скорее ветер звать на помощь молнию, и она откликнулась на его

просьбу;

2) объяснение основания выбора предложения, например: это сложное

предложение.

ИЛИ В предложении две грамматические основы.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

 

8. Основная мысль текста:

Листок бумаги – самый замечательный предмет, изготовленный из дерева.

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу

формулировке

 

9. Ответ может быть сформулирован так:

Бумагу в Китае делали из бамбука, шелковицы, рисовой соломы.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке

 

10. повествование

 

11. масса

 

12. мощные; мощный


 

Тренировочный вариант №1 ВПР по русскому языку 5 класс 1

Тренировочный вариант №1 ВПР по русскому языку 5 класс 1

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую

ОТВЕТЫ 1. Весеннее солнце будит пчёл и собирает(2) их на полянах

ОТВЕТЫ 1. Весеннее солнце будит пчёл и собирает(2) их на полянах

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2021