в данном материале содержится контрольно измерительный материал, который поможет при подготовке к устной части Единого Государственного Экзамена по русскому языку. материал состоит из четырех частей: текст для чтения; высказывание для пересказа текста; монологическое высказывание; и блока с карточками для преподавателя.
1
2
Вариант 1
Задание 1. Чтение текста. Вам, конечно, знаком человек, изображенный на этой
фотографии. Это Александр Сергеевич Пушкин – знаменитый русский поэт,
прозаик и драматург. Выразительно прочитайте текст о Александре Сергеевиче
вслух.
У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.
Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой
поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота.
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина. Не нужно говорить, что тогда во мне
происходило. Выскакиваю из саней и тащу его в комнату. Смотрим друг на друга, целуемся,
молчим!
Все это происходило на маленьком пространстве. В этой небольшой комнате помещалась
кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем поэтический
беспорядок.
Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же
веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию. Прежняя его живость во всем проявлялась в
каждом воспоминании. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами.
Среди разговора внезапно он спросил меня: что о нем говорят в Петербурге и в Москве? Я
ему ответил, что что стихи его приобрели народность во всей России и, наконец, что близкие и
друзья любят его, желая искренно, чтобы скорее кончилось его изгнание.
(По И. И. Пущину. Записки о Пушкине)
Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами при выполнении задания 1 текст, включив в
пересказ высказывание лицеиста Ивана Пущина об Александре Пушкине:
«Странное смешение в этом великолепном создании! Никогда не переставал я
любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством; но невольно, из дружбык нему, желалось, чтобы он наконец настоящим образом взглянул на себя и понял
свое призвание».
Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите один из предложенных вариантов беседы:
1. Хобби (на основе описания фотографии).
2. Мой друг (повествование на основе жизненного опыта).
3. Почему нужно охранять природу? (рассуждение по поставленному вопросу)
Вам даётся 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не
более 3 минут.
Задание 4. Диалог.
Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.
3
4
Карточки участника экзамена
Тема 1. Хобби (на основе описания фотографии).
Опишите фотографию.
Не забудьте рассказать:
чем занимаются ребята;
где может происходить данное действие;
каково выражение лиц мальчиков;
нравится ли им это занятие.
Тема 2. Мой друг (повествование на основе жизненного опыта).
Не забудьте рассказать:
когда вы стали друзьями;
что тебя привлекает в твоём друге;
поддерживаете ли вы друг друга в трудные моменты;
почему так важно иметь настоящего друга.
Тема 3.Почему нужно охранять природу? (рассуждение по поставленному вопросу).
В своём высказывании дайте ответы на следующие вопросы:
какую роль в жизни человека играет природа?
всегда ли люди бережно относятся к природе?
к чему приводит безжалостное отношение человека к природе?
что каждый может сделать в деле охраны природы?
Карточка собеседника экзаменатора.
Карточка собеседника экзаменатора.
Тема 1. Хобби. Опишите фотографию.
время?
как ты пришёл к такому увлечению? Что на это повлияло?
хочешь ли ты увлечь своим хобби друзей?
есть ли у тебя хобби? Почему тебе нравится заниматься этим делом в свободное
Карточка собеседника экзаменатора.
Тема 2. Есть ли у тебя друг?
как ты думаешь, почему у некоторых людей нет друзей?
чем друг отличается от знакомых и одноклассников?
согласен ли ты с мнением, что дружбу надо заслужить?
Карточка собеседника экзаменатора.
Тема 3. Почему нужно охранять природу?
были ли в твоей жизни случаи, когда ты или твои сверстники вели себя на природе
неправильно?
какие чувства ты сейчас испытываешь по поводу вашего поведения?
что конкретно можешь сделать ты, твои друзья и одноклассники по спасению
природы?