труд 3 класс

  • doc
  • 29.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала trud_3_vspom.doc

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

Пояснительная  записка

 

Рабочая программа по трудовому обучению  разработана на основе:

1. Закона «Об образовании»

 2.Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под   редакцией В. В. Воронковой, Москва, Просвещение, 2010 года.

Программа рассчитана на 68  часов, 2 часа в неделю.

    В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Уроки труда  способствуют  развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливают  их к общетехническому труду. Занятия   тесно связаны  с уроками  чтения и развития речи, рисования, математики.

Цель программы обучения:

- развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;

- подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению

 

Задачи:

-воспитание положительных  качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;

- уважение к людям труда;

- получение элементарных знаний по видам труда;

- формирование трудовых качеств;

- обучение доступным приемам труда;

- развитие самостоятельности в труде;

- привитие интереса к труду;

- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.

         Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);

- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);

- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

 

Содержание образовательной программы

        На основании программы специальной коррекционной общеобразовательной школы  VIII вида под редакцией В. В. Воронковой 2010 года издания в программу 3 класса включены следующие разделы:

 

Раздел

 

Количество часов

Технологические сведения

I четверть (18ч.)

1. Работа с природными материалами

 

3 ч.

Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож ( у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

2. Работа с бумагой и картоном

 

4 ч.

Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, клеящие составы.

Организация рабочего места и соблюдение санитарно – гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

Элементарные сведения о работе картонажника – переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона.

3. Работа с проволокой

6 ч.

Элементарные сведения о на значении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая).

Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.

4. Работа с древесиной

5 ч.

Элементарные сведения о назначении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно – гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления

II четверть (14ч.)

1. Работа с природными материалами

1 ч.

Свойства природных мате риалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

2. Работа с металлоконструктором

9 ч.

Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы.

3. Работа с бумагой и картоном

4 ч.

Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.).

III четверть (20ч.)

1. Работа с бумагой и картоном

4 ч.

Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.

2. Работа с текстильными материалами

6 ч.

Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными мате риалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

 

3. Работа с древесиной

10ч.

Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере.

Технологические особенности изделий из древесины. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска.

Организация рабочего места, санитарно – гигиенические требования. Правила безопасной работы.

IV четверть (16ч.)

1. Работа с бумагой и картоном (объёмные изделия из картона)

6 ч.

 Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок.

2. Работа с текстильными материалами

6 ч.

 Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.

3. Работа с металлоконструктором

4 ч.

Повторение сведений, обозначенных в 3 четверти.

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

 

Учащиеся должны знать:

- правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;

- свойства материалов: бумаги, ткани, древесины, металла;

- приёмы соединения деталей;

- названия инструментов;

- элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи.

 

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно ориентироваться  в задании;

-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;

- самостоятельно  составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;

- самостоятельно подбирать  материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;

- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;

-придерживаться плана при выполнении изделия;

- анализировать свое изделие и изделие товарища;

- ориентироваться в пространстве;

- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;

- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование по трудовому обучению

(68ч., 2ч. в неделю)

 

№ урока

Тема урока

Дата по плану

Фактич.

дата

I четверть (18ч.)

Работа с природными материалами

1

Экскурсия на природу (сбор природного материала)

 

 

2

Изготовление по образцу жирафа из природного материала

 

 

3

Изготовление по рисунку паука из плюски жёлудя, проволоки и пластилина.

 

 

Работа с бумагой и картоном

4

Окантовка картона полосками бумаги.

 

 

5

Окантовка картона листом

 

 

6

Изготовление по образцу подложек квадратной формы.

 

 

7

Изготовление по образцу подложек прямоугольной формы.

 

 

Работа с проволокой

8

 Выплавление проволоки, сгибание и отрезание. Техника безопасности при работе с проволокой

 

 

9

Изготовление букв из проволоки

 

 

10

Изготовление деталей для работы с природным материалом.

 

 

11

Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб.

 

 

12

Изготовление по контуру стилизованных фигурок птиц.

 

 

13

Изготовление по контуру стилизованных фигурок животных.

 

 

Работа с древесиной

14

 

Экскурсия в столярную мастерскую.

 

 

15

Упражнения по столярному мастерству.

 

 

16

Подставки из фанеры для макетов.

 

 

17

Изготовление по образцу флажков и цветов.

 

 

18

Самостоятельная работа. Изготовление плечиков для одежды.

 

 

II четверть (14ч.)

Работа с природными материалами

19

Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов.

 

 

Работа с металлоконструктором

20

Упражнения в завинчивании гайки рукой.

 

 

21

Сборка по образцу треугольника

 

 

22

 

Выполнение приёмов работы ключом и отверткой.

 

 

23

Сборка по образцу квадрата, прямоугольника.

 

 

24

Сборка более сложных фигур (домик, машина, паровоз) и их разборка.

 

 

25

Сборка по образцу лопаты, грабель, и их разборка.

 

 

26

Сборка по образцу лесенки и её разборка.

 

 

27

Сборка стола по образцу и его разборка.

 

 

28

Сборка по техническому рисунку стула и его разборка.

 

 

 

Работа с бумагой и картоном

 

 

29

Разметка картона и бумаги (по шаблонам)

 

 

30

Изготовление ёлочных игрушек.

 

 

31

Изготовление карнавальных полумасок и их отделка.

 

 

32

Самостоятельная работа. Изготовление карнавальных головных уборов, отделка.

 

 

III четверть (20ч.)

33

Разметка бумаги и картона по линейке.

 

 

34

Изготовление обложки для проездного билета.

 

 

35

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

 

 

36

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов.

 

 

Работа с текстильным материалом

37

Косой обмёточный стежок. Упражнения по готовым проколам.

 

 

38

Изготовление закладки.

 

 

39

Оформление закладки кисточками.

 

 

40

Изготовление кармашка для ножниц.

 

 

41

Изготовление по образцу подушечки - прихватки.

 

 

42

Самостоятельная работа. Обметывание боковых срезов подушечки-прихватки.

 

 

Работа с древесиной

43

Подготовительные упражнения: вбить гвоздь, извлечь и распрямить.

 

 

44

Подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп.

 

 

45

Изготовление стола по образцу.

 

 

46

Изготовление стула по образцу.

 

 

47

Изготовление кресла по образцу.

 

 

48

Изготовление кровати по образцу.

 

 

49

Самостоятельное изготовление игрушки -  лопатки.

 

 

50

 

Самостоятельное изготовление носилок по образцу.

 

 

51

Самостоятельное изготовление корабликов.

 

 

52

Самостоятельное изготовление машины.

 

 

IV четверть (16ч.)

53

Изготовление подставки квадратной формы из фанеры.

 

 

Работа с бумагой и картоном

54

Разметка развертки коробки по линейке.

 

 

55

Изготовление открытых коробок.

 

 

56

Склеивание коробок с помощью клапанов.

 

 

57

Склеивание коробок по стыкам.

 

 

58

Склеивание коробок оклеиванием полосой бумаги.

 

 

Работа с текстильными материалами

59

Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку.

 

 

60

 

Вышивание рисунка стежком стебелёк.

 

 

61

Вышивание рисунка тамбурным стежком.

 

 

62

Вышивание рисунка через низ ткани.

 

 

63

Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки.

 

 

64

Выполнение салфетки из текстильной основы с использованием соломы.

 

 

Работа с металлоконструктором

65

Самостоятельная сборка по образцу стола с перекрещёнными ножками.

 

 

66

Самостоятельная сборка по образцу стула с перекрещёнными ножками.

 

 

67

Сборка по техническому рисунку дорожного знака.

 

 

68

Сборка по образцу тележки.