ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ
Пояснительная записка
Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе:
1. Закона «Об образовании»
2.Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, Москва, Просвещение, 2010 года.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Уроки труда способствуют развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливают их к общетехническому труду. Занятия тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Цель программы обучения:
- развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
- подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению
Задачи:
-воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;
- уважение к людям труда;
- получение элементарных знаний по видам труда;
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Содержание образовательной программы
На основании программы специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида под редакцией В. В. Воронковой 2010 года издания в программу 3 класса включены следующие разделы:
Раздел
|
Количество часов |
Технологические сведения |
I четверть (18ч.) |
||
1. Работа с природными материалами
|
3 ч. |
Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож ( у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы. |
2. Работа с бумагой и картоном
|
4 ч. |
Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, клеящие составы. Организация рабочего места и соблюдение санитарно – гигиенических навыков. Правила безопасной работы. Элементарные сведения о работе картонажника – переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона. |
3. Работа с проволокой |
6 ч. |
Элементарные сведения о на значении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой. |
4. Работа с древесиной |
5 ч. |
Элементарные сведения о назначении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно – гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления |
II четверть (14ч.) |
||
1. Работа с природными материалами |
1 ч. |
Свойства природных мате риалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. |
2. Работа с металлоконструктором |
9 ч. |
Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление с наборами «Школьник», «Металлический конструктор». Детали конструктора: плато, планки, скобы, винты, гайки. Инструменты: ключ, отвертка. Правила безопасной работы. |
3. Работа с бумагой и картоном |
4 ч. |
Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). |
III четверть (20ч.) |
||
1. Работа с бумагой и картоном |
4 ч. |
Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы. |
2. Работа с текстильными материалами |
6 ч. |
Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными мате риалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
|
3. Работа с древесиной |
10ч. |
Элементарные понятия о видах материалов из древесины: доске, бруске, клееной фанере. Технологические особенности изделий из древесины. Инструменты для работы с деревом: нож, шило, буравчик, молоток, клещи, отвертка, их назначение и применение. Понятие длины, ширины и толщины бруска. Организация рабочего места, санитарно – гигиенические требования. Правила безопасной работы. |
IV четверть (16ч.) |
||
1. Работа с бумагой и картоном (объёмные изделия из картона) |
6 ч. |
Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. |
2. Работа с текстильными материалами |
6 ч. |
Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места. |
3. Работа с металлоконструктором |
4 ч. |
Повторение сведений, обозначенных в 3 четверти. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- правила ТБ при работе с бумагой, тканью, проволокой, клеем, ножницами, иголкой, кусачками, шилом, плоскогубцами;
- свойства материалов: бумаги, ткани, древесины, металла;
- приёмы соединения деталей;
- названия инструментов;
- элементарные сведения о профессиях: слесаря, столяра, швеи.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно ориентироваться в задании;
-самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом, чучелом, игрушкой;
- самостоятельно составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
- самостоятельно подбирать материал и инструменты для работы вначале с помощью учителя, а затем самостоятельно;
- выполнять изделия с помощью учителя и самостоятельно;
-придерживаться плана при выполнении изделия;
- анализировать свое изделие и изделие товарища;
- ориентироваться в пространстве;
- осуществлять контрольные действия на глаз, с помощью мерочки и линейки;
- отвечать простыми предложениями, употребляя в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов
Тематическое планирование по трудовому обучению
(68ч., 2ч. в неделю)
№ урока |
Тема урока |
Дата по плану |
Фактич. дата |
I четверть (18ч.) |
|||
Работа с природными материалами |
|||
1 |
Экскурсия на природу (сбор природного материала) |
|
|
2 |
Изготовление по образцу жирафа из природного материала |
|
|
3 |
Изготовление по рисунку паука из плюски жёлудя, проволоки и пластилина. |
|
|
Работа с бумагой и картоном |
|||
4 |
Окантовка картона полосками бумаги. |
|
|
5 |
Окантовка картона листом |
|
|
6 |
Изготовление по образцу подложек квадратной формы. |
|
|
7 |
Изготовление по образцу подложек прямоугольной формы. |
|
|
Работа с проволокой |
|||
8 |
Выплавление проволоки, сгибание и отрезание. Техника безопасности при работе с проволокой |
|
|
9 |
Изготовление букв из проволоки |
|
|
10 |
Изготовление деталей для работы с природным материалом. |
|
|
11 |
Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб. |
|
|
12 |
Изготовление по контуру стилизованных фигурок птиц. |
|
|
13 |
Изготовление по контуру стилизованных фигурок животных. |
|
|
Работа с древесиной |
|||
14
|
Экскурсия в столярную мастерскую. |
|
|
15 |
Упражнения по столярному мастерству. |
|
|
16 |
Подставки из фанеры для макетов. |
|
|
17 |
Изготовление по образцу флажков и цветов. |
|
|
18 |
Самостоятельная работа. Изготовление плечиков для одежды. |
|
|
II четверть (14ч.) |
|||
Работа с природными материалами |
|||
19 |
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов. |
|
|
Работа с металлоконструктором |
|||
20 |
Упражнения в завинчивании гайки рукой. |
|
|
21 |
Сборка по образцу треугольника |
|
|
22
|
Выполнение приёмов работы ключом и отверткой. |
|
|
23 |
Сборка по образцу квадрата, прямоугольника. |
|
|
24 |
Сборка более сложных фигур (домик, машина, паровоз) и их разборка. |
|
|
25 |
Сборка по образцу лопаты, грабель, и их разборка. |
|
|
26 |
Сборка по образцу лесенки и её разборка. |
|
|
27 |
Сборка стола по образцу и его разборка. |
|
|
28 |
Сборка по техническому рисунку стула и его разборка. |
|
|
|
Работа с бумагой и картоном |
|
|
29 |
Разметка картона и бумаги (по шаблонам) |
|
|
30 |
Изготовление ёлочных игрушек. |
|
|
31 |
Изготовление карнавальных полумасок и их отделка. |
|
|
32 |
Самостоятельная работа. Изготовление карнавальных головных уборов, отделка. |
|
|
III четверть (20ч.) |
|||
33 |
Разметка бумаги и картона по линейке. |
|
|
34 |
Изготовление обложки для проездного билета. |
|
|
35 |
Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. |
|
|
36 |
Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов. |
|
|
Работа с текстильным материалом |
|||
37 |
Косой обмёточный стежок. Упражнения по готовым проколам. |
|
|
38 |
Изготовление закладки. |
|
|
39 |
Оформление закладки кисточками. |
|
|
40 |
Изготовление кармашка для ножниц. |
|
|
41 |
Изготовление по образцу подушечки - прихватки. |
|
|
42 |
Самостоятельная работа. Обметывание боковых срезов подушечки-прихватки. |
|
|
Работа с древесиной |
|||
43 |
Подготовительные упражнения: вбить гвоздь, извлечь и распрямить. |
|
|
44 |
Подготовить буравчиком гнездо для шурупа, ввернуть шуруп. |
|
|
45 |
Изготовление стола по образцу. |
|
|
46 |
Изготовление стула по образцу. |
|
|
47 |
Изготовление кресла по образцу. |
|
|
48 |
Изготовление кровати по образцу. |
|
|
49 |
Самостоятельное изготовление игрушки - лопатки. |
|
|
50
|
Самостоятельное изготовление носилок по образцу. |
|
|
51 |
Самостоятельное изготовление корабликов. |
|
|
52 |
Самостоятельное изготовление машины. |
|
|
IV четверть (16ч.) |
|||
53 |
Изготовление подставки квадратной формы из фанеры. |
|
|
Работа с бумагой и картоном |
|||
54 |
Разметка развертки коробки по линейке. |
|
|
55 |
Изготовление открытых коробок. |
|
|
56 |
Склеивание коробок с помощью клапанов. |
|
|
57 |
Склеивание коробок по стыкам. |
|
|
58 |
Склеивание коробок оклеиванием полосой бумаги. |
|
|
Работа с текстильными материалами |
|||
59 |
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. |
|
|
60
|
Вышивание рисунка стежком стебелёк. |
|
|
61 |
Вышивание рисунка тамбурным стежком. |
|
|
62 |
Вышивание рисунка через низ ткани. |
|
|
63 |
Оформление вышитого куска ткани в виде салфетки. |
|
|
64 |
Выполнение салфетки из текстильной основы с использованием соломы. |
|
|
Работа с металлоконструктором |
|||
65 |
Самостоятельная сборка по образцу стола с перекрещёнными ножками. |
|
|
66 |
Самостоятельная сборка по образцу стула с перекрещёнными ножками. |
|
|
67 |
Сборка по техническому рисунку дорожного знака. |
|
|
68 |
Сборка по образцу тележки. |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.