Презентация по экономике 10 класс. Труд: право или обязанность. Трудовые права несовершеннолетних
Цели:
1. Повышение правовой культуры обучающихся, формирование гражданского общества.
2. Формирование у учащихся 10 класса понимания своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права.
3. Предупреждение правонарушений в сфере трудового законодательства, в частности, в отношении несовершеннолетних.
Урок обществознания по теме "Труд: право или
обязанность. (Трудовые права несовершеннолетних)
«Труд в наше время – это
великое право и великая
обязанность»
Виктор Гюго
Цели урока:
1. Повышение правовой культуры обучающихся,
формирование гражданского общества.
2. Формирование у учащихся 10 класса понимания своих
трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности
как права.
3. Предупреждение правонарушений в сфере трудового
законодательства, в частности, в отношении
несовершеннолетних.
Задачи урока:
формирование представления у учащихся о роли
труда в жизни человека и о трудовом
законодательстве.
ознакомление с деятельностью профсоюзов
(профсоюзных организаций) по трудовым гарантиям
несовершеннолетних работников, обеспечению
контроля за соблюдением их трудовых прав.
осуществление краткого анализа международного
права и российской законодательной базы по вопросу
трудовых прав несовершеннолетних.
Цели урока:1. Повышение правовой культуры обучающихся, формирование гражданского общества.2. Формирование у учащихся 10 класса понимания своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права.3. Предупреждение правонарушений в сфере трудового законодательства, в частности, в отношении несовершеннолетних.Задачи урока:формирование представления у учащихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве.ознакомление с деятельностью профсоюзов (профсоюзных организаций) по трудовым гарантиям несовершеннолетних работников, обеспечению контроля за соблюдением их трудовых прав.осуществление краткого анализа международного права и российской законодательной базы по вопросу трудовых прав несовершеннолетних.
Согласно всероссийскому опросу
Фонда «Общественное мнение»,
34% опрошенных заработали
свои первые деньги в возрасте
до 15 лет, еще 44 % с 15 до 17
лет включительно, 11 % начали
зарабатывать в 18 лет и лишь
10% - в 19 и старше.
1. Роль труда в жизни человека.
Опрос:
1. Что такое труд?
2. Зачем надо трудиться?
3. Может ли человек прожить без труда?
4. Что такое трудолюбие?
5. Кто такой трудоголик?
6. Приведите примеры пословиц и поговорок, в
которых бы говорилось о труде?
7. Что говорится о праве на труд в Конституции
Российской Федерации?
8. С какого возраста можно начать работать?
9. Какие трудовые права и гарантии работника вы
могли бы назвать?
10. Право на труд – это право или обязанность?
Вступая в сферу трудовых
отношений, человек должен
знать, что существует
система норм права, которая
регулирует эти отношения. В
Конституции РФ закреплены
основные принципы
трудовых взаимоотношений.
А главным правовым актом
трудового права является
Трудовой кодекс РФ.
2. Трудовые правоотношения.
Трудовые отношения - отношения,
основанные на соглашении между работником и
работодателем о личном выполнении работником
за плату трудовой функции подчинении
работника правилам внутреннего трудового
распорядка при обеспечении работодателем
условий труда, предусмотренных трудовым
законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы
трудового права, коллективным договором,
соглашениями, локальными нормативными
актами, трудовым договором. (ст. 15, ТК РФ)
Основания возникновения трудовых отношений
(ст.16 ТК РФ)
судебное
решение
заключен
о
ии
трудового
договора
Направле
ние на
работу
уполномо
ченным
органом
избрания по
конкурсу на
замещение
соответствующей
должности;
Избрани
е на
должнос
ть
Назначен
ие на
должност
ь
фактического
допущения
работника к
работе с ведома
или по поручению
работодателя,
если трудовой
договор не был
надлежащим
образом
оформлен.
Основания возникновения трудовых отношений (ст.16 ТК РФ)Избрание на должностьНазначение на должностьНаправление на работу уполномоченным органомсудебное решение о заключении трудового договорафактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя, если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
3. Трудовой договор. Работник и работодатель.
Трудовой договор - соглашение
между работником и
работодателем, в котором
юридически закрепляются
обязанности сторон. Трудовой
договор является основной
гарантией прав работника в его
отношениях с работодателем (ст. 56
ТК РФ).
По общему правилу
трудовой договор
заключается с 16 –
летнего возраста. В
исключительных
случаях по
согласованию с
соответствующими
профсоюзными
органами с 15 лет.
3. Трудовой договор. Работник и работодатель.
Стороны трудовых
отношений
Работник
Работодатель
У работника и работодателя есть права и
взаимные обязанности. Посмотрим статьи
21 и 22 Трудового кодекса РФ, и
выпишем некоторые из них.
Стороны трудовых отношенийРаботникРаботодатель
4. Права и гарантии несовершеннолетних по ТК РФ.
Задание: прочитать ст. 63,92, 94, 265-272
ТК РФ.
Ответить на следующие вопросы, Если вы согласны с
утверждением, то напишите “Да”, если не согласны –
“Нет”
В период трудовой деятельности несовершеннолетнего
работника допускается замена ежегодного
оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______
Запрещается несовершеннолетних вызывать в ночную
смену и в выходные дни _______
Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______
Работники моложе 18 лет не могут направляться в
служебные командировки ______
4. Права и гарантии несовершеннолетних по ТК РФ.
Работникам, обучающимся в вечерних (сменных)
общеобразовательных учреждениях, за время
освобождения от работы выплачивается 50% среднего
заработка по основному месту, но не ниже
минимального размера оплаты труда _______
Организация имеет право устанавливать для
несовершеннолетнего испытательный срок ______
Если договор заключается впервые, то организация не
обязана оформить подростку трудовую книжку и
свидетельство государственного пенсионного
страхования ______
Профсоюзы – добровольное общественное
объединение граждан, связанных общими
производственными, профессиональными интересами
по роду их деятельности, создаваемое в целях
представительства и защиты их социально-трудовых
прав и интересов ______
проходят свою первую трудовую практику в
нашей школе. Каждый год, в июне месяце при
школе работает летний оздоровительно –
трудовой лагерь. Здесь ученики не только
отдыхают, но и трудятся. Десятиклассники
заключают трудовой договор с центром
занятости населения Мари-Турекского района, и
работают при школе. Десятиклассники
занимаются ремонтом помещений школы,
работой на пришкольном участке, в школьной
столовой, швейной мастерской и др.
Так летом 2011 года, трудовые договора
заключили 78 школьников. Были созданы 7
бригад. Юноши были задействованы в ремонте
спортзала школы, ремонт забора на
пришкольном участке и уборке сухих
кустарников и деревьев в саду школы. Девушки
занимались побелкой помещений школы,
работали в швейной мастерской и в столовой
школы.
Школьники работали две недели(14 дней), и за
свой труд получили денежное вознаграждение в
виде своей первой заработной платы.
• 1. Экономику, обеспечивающую достойную жизнь всем
на базе достойного труда;
2. Достойную
заработную плату и эффективную занятость;
• 3. Развитие системы социального страхования,
социального и пенсионного обеспечения, социальных
услуг; 4.
Безопасное рабочее место;
5. Соблюдение трудовых прав
работником, уважение их интересов;
5. Что такое профсоюзы?
За что борются
профсоюзы?
• 6. Развитие социального партнёрства, как
действенного инструмента, формирование условий
эффективного труда;
Вывод: профсоюзы выступают за достойный и
Закрепление изученного материала.
1) 17летние подруги после окончания средней школы, желая
трудоустроиться, читали газету “Работа”. В ней они увидели объявление о
следующих вакансиях:
• рабочий на коксогазовый завод;
• курьер;
• крупье в казино;
• озеленитель;
• продавец табачной продукции
Вопрос: могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ
аргументируйте.
2) Катя Семёнова после школы устроилась в почтовое отделение
доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с
просьбой предоставить ей отпуск, поскольку её мама приобрела 2
туристические путёвки, и она хотела бы отдохнуть. Начальник почтового
отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск надо ещё заработать.
Вопрос: законен ли отказ?
3) Вы - председатель профсоюзной организации. К
вам обращается молодой работник в связи с
возникшей у него конфликтной ситуацией с
руководителем (не доплачивают, не заводят
трудовую книжку, не оплачивают больничный
лист…)
Как Вы отреагируете? Что посоветуете? Каковы
Ваши действия?
Заключение.
Мы часто сталкиваемся с ситуациями
нарушения наших прав. В магазинах,
на работе, в различных
государственных организациях и
даже в собственном доме мы не
защищены от правового произвола.
Знание своих прав и обязанностей, и
знание того, где об этом прочитать,
поможет лучше ориентироваться в
нашей непростой жизни.
Знания – наша сила!