Труд: право или обязанность. Трудовые права несовершеннолетних

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 02.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по экономике 10 класс. Труд: право или обязанность. Трудовые права несовершеннолетних Цели: 1. Повышение правовой культуры обучающихся, формирование гражданского общества. 2. Формирование у учащихся 10 класса понимания своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права. 3. Предупреждение правонарушений в сфере трудового законодательства, в частности, в отношении несовершеннолетних.
Иконка файла материала Презентация1.pptx
Урок обществознания по теме "Труд: право или обязанность. (Трудовые права несовершеннолетних)
«Труд в наше время – это великое право и великая обязанность» Виктор Гюго
Цели урока: 1. Повышение правовой культуры обучающихся, формирование гражданского общества. 2. Формирование у учащихся 10 класса понимания своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права. 3. Предупреждение правонарушений в сфере трудового законодательства, в частности, в отношении несовершеннолетних. Задачи урока: формирование представления у учащихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве. ознакомление с деятельностью профсоюзов (профсоюзных организаций) по трудовым гарантиям несовершеннолетних работников, обеспечению контроля за соблюдением их трудовых прав. осуществление краткого анализа международного права и российской законодательной базы по вопросу трудовых прав несовершеннолетних. Цели урока:1. Повышение правовой культуры обучающихся, формирование гражданского общества.2. Формирование у учащихся 10 класса понимания своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права.3. Предупреждение правонарушений в сфере трудового законодательства, в частности, в отношении несовершеннолетних.Задачи урока:формирование представления у учащихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве.ознакомление с деятельностью профсоюзов (профсоюзных организаций) по трудовым гарантиям несовершеннолетних работников, обеспечению контроля за соблюдением их трудовых прав.осуществление краткого анализа международного права и российской законодательной базы по вопросу трудовых прав несовершеннолетних.
Согласно всероссийскому опросу Фонда «Общественное мнение», 34% опрошенных заработали свои первые деньги в возрасте до 15 лет, еще 44 % с 15 до 17 лет включительно, 11 % начали зарабатывать в 18 лет и лишь 10% - в 19 и старше.
1. Роль труда в жизни человека. Опрос: 1. Что такое труд? 2. Зачем надо трудиться? 3. Может ли человек прожить без труда? 4. Что такое трудолюбие? 5. Кто такой трудоголик? 6. Приведите примеры пословиц и поговорок, в  которых бы говорилось о труде? 7. Что говорится о праве на труд в Конституции  Российской Федерации? 8. С какого возраста можно начать работать? 9. Какие трудовые права и гарантии работника вы  могли бы назвать? 10. Право на труд – это право или обязанность?
Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения. В Конституции РФ закреплены основные принципы трудовых взаимоотношений. А главным правовым актом трудового права является Трудовой кодекс РФ.
2. Трудовые правоотношения. Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. (ст. 15, ТК РФ)
Основания возникновения трудовых отношений  (ст.16 ТК РФ) судебное решение заключен о ии трудового договора Направле ние на работу уполномо ченным органом избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; Избрани е на должнос ть Назначен ие на должност ь фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя, если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен. Основания возникновения трудовых отношений (ст.16 ТК РФ)Избрание на должностьНазначение на должностьНаправление на работу уполномоченным органомсудебное решение о заключении трудового договорафактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя, если трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;
3. Трудовой договор. Работник и работодатель. Трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, в котором юридически закрепляются обязанности сторон. Трудовой договор является основной гарантией прав работника в его отношениях с работодателем (ст. 56 ТК РФ). По общему правилу трудовой договор заключается с 16 – летнего возраста. В исключительных случаях по согласованию с соответствующими профсоюзными органами с 15 лет. 3. Трудовой договор. Работник и работодатель.
Стороны трудовых  отношений Работник Работодатель У работника и работодателя есть права и взаимные обязанности. Посмотрим статьи 21 и 22 Трудового кодекса РФ, и выпишем некоторые из них. Стороны трудовых отношенийРаботникРаботодатель
4. Права и гарантии несовершеннолетних по ТК РФ. Задание: прочитать ст. 63,92, 94, 265-272 ТК РФ. Ответить на следующие вопросы, Если вы согласны с утверждением, то напишите “Да”, если не согласны – “Нет” В период трудовой деятельности несовершеннолетнего работника допускается замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией _______ Запрещается несовершеннолетних вызывать в ночную смену и в выходные дни _______ Разрешён труд несовершеннолетних в шахте ______ Работники моложе 18 лет не могут направляться в служебные командировки ______ 4. Права и гарантии несовершеннолетних по ТК РФ.
Работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, за время освобождения от работы выплачивается 50% среднего заработка по основному месту, но не ниже минимального размера оплаты труда _______ Организация имеет право устанавливать для несовершеннолетнего испытательный срок ______ Если договор заключается впервые, то организация не обязана оформить подростку трудовую книжку и свидетельство государственного пенсионного страхования ______ Профсоюзы – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов ______
проходят свою первую трудовую практику в нашей школе. Каждый год, в июне месяце при школе работает летний оздоровительно – трудовой лагерь. Здесь ученики не только отдыхают, но и трудятся. Десятиклассники заключают трудовой договор с центром занятости населения Мари-Турекского района, и работают при школе. Десятиклассники занимаются ремонтом помещений школы, работой на пришкольном участке, в школьной столовой, швейной мастерской и др. Так летом 2011 года, трудовые договора заключили 78 школьников. Были созданы 7 бригад. Юноши были задействованы в ремонте спортзала школы, ремонт забора на пришкольном участке и уборке сухих кустарников и деревьев в саду школы. Девушки занимались побелкой помещений школы, работали в швейной мастерской и в столовой школы. Школьники работали две недели(14 дней), и за свой труд получили денежное вознаграждение в виде своей первой заработной платы.
• 1. Экономику, обеспечивающую достойную жизнь всем на базе достойного труда; 2. Достойную заработную плату и эффективную занятость; • 3. Развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг; 4. Безопасное рабочее место; 5. Соблюдение трудовых прав работником, уважение их интересов; 5. Что такое профсоюзы? За что борются профсоюзы? • 6. Развитие социального партнёрства, как действенного инструмента, формирование условий эффективного труда; Вывод: профсоюзы выступают за достойный и
Закрепление изученного материала. 1) 17­летние подруги после окончания средней школы, желая  трудоустроиться, читали газету “Работа”. В ней они увидели объявление о  следующих вакансиях:  • рабочий на коксогазовый завод; • курьер; • крупье в казино; • озеленитель; • продавец табачной продукции Вопрос: могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ  аргументируйте.  2) Катя Семёнова после школы устроилась в почтовое отделение  доставщиком телеграмм. Проработав 3 месяца, она подала заявление с  просьбой предоставить ей отпуск, поскольку её мама приобрела 2  туристические путёвки, и она хотела бы отдохнуть. Начальник почтового  отделения ей отказала в просьбе, заявив, что отпуск надо ещё заработать. Вопрос: законен ли отказ?
3) Вы - председатель профсоюзной организации. К вам обращается молодой работник в связи с возникшей у него конфликтной ситуацией с руководителем (не доплачивают, не заводят трудовую книжку, не оплачивают больничный лист…) Как Вы отреагируете? Что посоветуете? Каковы Ваши действия?
Заключение. Мы часто сталкиваемся с ситуациями нарушения наших прав. В магазинах, на работе, в различных государственных организациях и даже в собственном доме мы не защищены от правового произвола. Знание своих прав и обязанностей, и знание того, где об этом прочитать, поможет лучше ориентироваться в нашей непростой жизни. Знания – наша сила!
Спасибо за внимание!