Цель, основные понятия. Информационное обеспечение и методика анализа
В современных рыночных условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций, лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основании доступной или отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение организации.
Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта; охарактеризовать его платежеспособность; эффективность деятельности и доходность организации; а так же перспективы развития. Затем по результатам проведенного анализа принимать обоснованные управленческие решения.
Управленческие решения разрабатываются и принимаются различными субъектами, в частности:
- собственниками для обоснования стратегических решений (какие долгосрочные мероприятия следует включить в бизнес-план компании для обеспечения устойчивого развития);
- менеджерами для обоснования оперативных решений (какие оперативные мероприятия следует включить в план финансового оздоровления компании);
- арбитражными управляющими для выполнения судебных решений (какие неотложные мероприятия следует предусмотреть в плане внешнего управления компанией);
- кредиторами для обоснования решений о предоставлении кредита (какие условия предоставления кредита исключат возможность его невозврата);
- инвесторами для подготовки инвестиционных решений (какие условия инвестирования обеспечат рентабельность инвестиционного проекта);
- представителями государственных органов управления для оценки соблюдения государственных интересов (какие условия государственной поддержки необходимы для восстановления платежеспособности хозяйствующего субъекта, находящегося полностью или частично в государственной собственности).
Конкретные задачи финансового анализа определяются выработанными управленческими решениями.
Поставленные задачи обусловливают выбор определенных видов и форм финансового анализа.
Сущность, цели и задачи анализа бухгалтерской отчетности.
Анализ – буквально означает расчленение изучаемого объекта на части, элементы, внутренние присущие этому объекту составляющие.
Анализ состоит в противоречивом единстве с понятием синтез.
Синтез – это соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.
Анализ финансовой отчетности представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии организации и результатов ее деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов.
Главная задача анализа финансовой отчетности - это снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений ориентированных на будущее.
Главной целью является оценка внутренних проблем хозяйствующего субъекта для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений, в том числе в области развития, выхода из кризиса, перехода к процедурам банкротства, покупки-продажи бизнеса или пакета акций, привлечения инвестиций (заемных средств).
Финансовый анализ дает возможность оценить:
- имущественное состояние организации;
- степень предпринимательского риска, в частности возможность погашения обязательств перед 3-ми лицами;
- достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;
- рациональность привлечения заемных средств;
- целесообразность выбора инвестиций;
- выявить факторы и причины достигнутого состояния и полученных результатов;
- мобилизовать резервы улучшения финансового состояния и финансовых результатов.
Пользователи, объекты и субъекты финансового анализа.
Пользователи экономической информации делятся на 2 вида:
- внутренние (менеджеры, бухгалтера и др.);
- внешние (инвесторы, кредиторы и др.).
Объектом финансового анализа является финансовая деятельность организации.
Субъектами анализа выступают заинтересованные в деятельности организации пользователи экономической информации, которые делятся на две группы.
К первой группе пользователей финансовой информации относятся те субъекты анализа, которые изучают информацию исходя из своих интересов. Н/р: собственники организации, банки и прочие кредиторы, персонал и руководство организации, покупатели и пр.
Вторая группа пользователей финансовой информации – это субъекты анализа, которые непосредственно не заинтересованы в деятельности организации, но защищают интересы 1-ой группы пользователей информации. Н/р: аудиторские фирмы, биржи, юристы, ассоциации, профсоюзы, страховые компании, пресса.
Совокупность методов и приемом, образующих методику финансового анализа.
Под методикой понимается совокупность приемов и способов, необходимых для выполнения какой – либо работы.
Методика анализа бухгалтерской отчетности представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики организации.
Методика анализа финансовой отчетности включает 3 взаимосвязанных блока:
ü анализ финансовых результатов деятельности организации;
ü анализ финансового положения организации;
ü анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.
Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовой отчетности:
- горизонтальный анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом или с началом года;
- вертикальный анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат в целом;
- трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя;
- метод финансовых коэффициентов – анализ относительных показателей (коэф-в);
- сравнительный анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям, так и сравнение по среднеотраслевым показателям;
- факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.