Цель, основные понятия. Информационное обеспечение и методика анализа

  • docx
  • 14.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 02-412.docx

Цель, основные понятия. Информационное обеспечение и методика анализа

 

В современных рыночных условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций, лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основании доступной или отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение организации.

Основным инструментом для этого служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта; охарактеризовать его платежеспособность; эффективность деятельности и доходность организации; а так же перспективы развития. Затем по результатам проведенного анализа принимать обоснованные управленческие решения.

Управленческие решения разрабатываются и принимаются различными субъектами, в частности:

- собственниками для обоснования стратегических решений (какие долгосрочные мероприятия следует включить в бизнес-план компании для обеспечения устойчивого развития);

- менеджерами для обоснования оперативных решений (какие оперативные мероприятия следует включить в план финансового оздоровления компании);

- арбитражными управляющими для выполнения судебных решений (какие неотложные мероприятия следует предусмотреть в плане внешнего управления компанией);

- кредиторами для обоснования решений о предоставлении кредита (какие условия предоставления кредита исключат возможность его невозврата);

- инвесторами для подготовки инвестиционных решений (какие условия инвестирования обеспечат рентабельность инвестиционного проекта);

- представителями государственных органов управления для оценки соблюдения государственных интересов (какие условия государственной поддержки необходимы для восстановления платежеспособности хозяйствующего субъекта, находящегося полностью или частично в государственной собственности).

Конкретные задачи финансового анализа определяются выработанными управленческими решениями.

Поставленные задачи обусловливают выбор определенных видов и форм финансового анализа.

Сущность, цели и задачи анализа бухгалтерской отчетности.

Анализ – буквально означает расчленение изучаемого объекта на части, элементы, внутренние присущие этому объекту составляющие.

Анализ состоит в противоречивом единстве с понятием синтез.

Синтез – это соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Анализ финансовой отчетности представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии организации и результатов ее деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов.

Главная задача анализа финансовой отчетности - это снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений ориентированных на будущее.

Главной целью является оценка внутренних проблем хозяйствующего субъекта для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений, в том числе в области развития, выхода из кризиса, перехода к процедурам банкротства, покупки-продажи бизнеса или пакета акций, привлечения инвестиций (заемных средств).

Финансовый анализ дает возможность оценить:

-     имущественное состояние организации;

-     степень предпринимательского риска, в частности возможность погашения обязательств перед 3-ми лицами;

-     достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;

-     рациональность привлечения заемных средств;

-     целесообразность выбора инвестиций;

-     выявить факторы и причины достигнутого состояния и полученных результатов;

-     мобилизовать резервы улучшения финансового состояния и финансовых результатов.

Пользователи, объекты и субъекты финансового анализа.

Пользователи экономической информации делятся на 2 вида:

- внутренние (менеджеры, бухгалтера и др.);

- внешние (инвесторы, кредиторы и др.).

Объектом финансового анализа является финансовая деятельность организации.

Субъектами анализа выступают заинтересованные в деятельности организации пользователи экономической информации, которые делятся на две группы.

К первой группе пользователей финансовой информации относятся те субъекты анализа, которые изучают информацию исходя из своих интересов. Н/р: собственники организации, банки и прочие кредиторы, персонал и руководство организации, покупатели и пр.

Вторая группа пользователей финансовой информации – это субъекты анализа, которые непосредственно не заинтересованы в деятельности организации, но защищают интересы 1-ой группы пользователей информации. Н/р: аудиторские фирмы, биржи, юристы, ассоциации, профсоюзы, страховые компании, пресса.

Совокупность методов и приемом, образующих методику финансового анализа.

Под методикой понимается совокупность приемов и способов, необходимых для выполнения какой – либо работы.

Методика анализа бухгалтерской отчетности представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики организации.

Методика анализа финансовой отчетности включает 3 взаимосвязанных блока:

ü    анализ финансовых результатов деятельности организации;

ü    анализ финансового положения организации;

ü    анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации.

Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовой отчетности:

-     горизонтальный анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом или с началом года;

-     вертикальный анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции на результат в целом;

-     трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя;

-     метод финансовых коэффициентов – анализ относительных показателей (коэф-в);

-     сравнительный анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям, так и сравнение по среднеотраслевым показателям;

-     факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов на результативный показатель.