ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКА НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНЫХ КУРСОВ «ИСТОРИЯ» И «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД
THE TARGET PROGRAM OF EDUCATIONAL ACTIONS OF THE SCHOOL STUDENT ON THE EXAMPLE OF STUDYING OF TRAINING COURSES "HISTORY" AND "SOCIAL SCIENCE" AS MEANS OF FORMATION REGULATORY UUD
А.К. Павлов – Россия, Санкт-Петербург, соискатель ФГБНУ ИПООВ; учитель истории и обществознания ГБОУ Гимназия № 278 Адмиралтейского района
A.K. Pavlov – Russia, St. Petersburg, the competitor to FGBN IPOOV; teacher of history and social science of SEI Gimnaziya No. 278 of Admiralteisky district
В статье рассмотрен вариант подхода к разработке целевой программы учебных действий обучающихся как средства формирования регулятивных универсальных учебных действий на примере изучения учебных курсов история и обществозниния в рамках конкретного образовательного учреждения (организации).
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, целевая программа, регулятивные универсальные учебные действия.
In article the option of approach to development of the target program of the educational actions which are trained as means of formation of regulatory universal educational actions on the example of studying of training courses history and an obshchestvozniniya within concrete educational institution (organization) is considered.
Keywords: Federal state educational standard of the general education, target program, regulatory universal educational actions.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС) изменил подходы к оценке и качеству подготовки выпускника общеобразовательной школы. Важной задачей современной системы образования является формирование УУД, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В ФГОС общего образования, приводится следующее определение: «Регулятивные УУД отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). Они обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция» [1].
К содержанию регулятивных УУД в ФГОС относятся: 1) целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно); 2) планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; 3) составление плана и последовательности действий); 4) прогнозирование (предвосхищение результата уровня усвоения, его временных характеристик); 5) контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); 6) коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); 7) оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); 8) волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
Основные виды заданий для формирования регулятивных УУД являются: 1) преднамеренные ошибки; 2) поиск информации в предложенных источниках; 3) взаимоконтроль; 4) «ищу ошибки».
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность: 1) выбирать средства для организации своего поведения; 2) запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; 3) планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; 4) предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; 5) начинать и заканчивать действие в нужный момент; 6) тормозить ненужные реакции.
Для школы определены возможные пути формирования и развития УУД, представлены образцы заданий, но не обозначены с помощью каких средств осуществлять способность обучающегося строить самому учебно-познавательную деятельность, мотивацию к обучению (см. [2]).
Анализ педагогической литературы показал, что одним из успешных путей формирования самостоятельного построения учебно-познавательной деятельности, являются игровые элементы. Элементы творчества на уроках помогут учащимся самим усвоить программный материал, научат адекватно, оценивать выполненную им работу.
Использование игровых моментов на уроках - один из вариантов повышения мотивационной составляющей. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вносится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Учебной целью игр на уроке является проверка знаний учащихся, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Мы считаем, что нужно использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. Но дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности.
В своей работе мы большое внимание уделяем игре. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены. Мы использовали следующие виды игр: игры-состязания, интеллектуальные и др. Чаще всего в форме игры мы проводили повторительно-обобщающие уроки: это соревнования, игра-путешествие. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам товарищей. Нестандартный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, это возможность каждому проявить себя в новом качестве, это возможность каждому развить свои творческие способности. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности в работе на уроке.
Нами было проведено экспериментальное исследование по формированию универсальных УУД у учащихся на уроках истории и обществознания. В рамках программного материала для учащихся были проведены уроки, на которых мы использовали игровые моменты, познавательные задачи, направленные на развитие внимания, восприятия, познавательных способностей, воображения, логического мышления, памяти.
Таким образом, учащиеся планировали решение учебной задачи, корректировали свою деятельность (вносили изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечали способы их устранения), анализировали собственную работу, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечали на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Работа в данном направлении будет продолжаться нами и в дальнейшем в рамках целевой программы учебных действий как средства формирования регулятивных УУД, в первую очередь, планирование и прогнозирование, как проектирование личностной биографии школьника.
Список использованной литературы.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – 2011. – URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6408
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
The list of the used literature.
1. The federal state educational standard of the general education – 2011. – URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx? CatalogId=6408
2. Formation of universal educational actions at the main school: from action to thought. System of tasks: a grant for the teacher / [A.G. Asmolov, G. V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya, etc.]; under the editorship of A.G. Asmolov. 2nd prod. M.: Education, 2011. – 159 pages.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.