Цели, ценности, закономерности современного образования.
Оценка 4.7

Цели, ценности, закономерности современного образования.

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
воспитание
СCУЗ, ВУЗ
02.05.2023
Цели, ценности, закономерности современного образования.
Педагогические ценности, как и любые другие, утверждаются не спонтанно. Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом определяют развитие педагогики и образовательной практики в стране. Причем, эта зависимость не механическая, т.к. желаемое и необходимое на уровне общества часто вступает в противоречие, разрешает которое конкретный человек, а в данном случае педагог, на основе своего мировоззрения, идеалов выбирая способы воспроизводства и развития культуры.
kursach_po_pedagogike 2,0.docx

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

стр.

ВВЕДЕНИЕ

 

3

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

5

 

1.1            Сущность понятия образования, его ценностей и закономерности

5

 

1.2            Тенденции современного образования

 

8

ГЛАВА 2.

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ

ИДЕЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

11

 

2.1. Сущность и виды инновационных процессов

14

 

2.2. Стратегия развития современного образования

18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

20

22


1.1.           

ВВЕДЕНИЕ

Стоит отметить, что главным слагаемым в любом способе деятельности являются его целеполагание и формообразование [7].

Педагогические ценности, как и любые другие, утверждаются не спонтанно.

Они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе, которые во многом определяют развитие педагогики и образовательной практики в стране.

Причем, эта зависимость не механическая, т.к. желаемое и необходимое на уровне общества часто вступает в противоречие, разрешает которое конкретный человек, а в данном случае педагог, на основе своего мировоззрения, идеалов выбирая способы воспроизводства и развития культуры.

Актуальность: Сформулированная проблема предполагает ясное понимание тех целевых и нормативных ориентиров, которым подчинена деятельность нашей системы образования, ее содержание, организационная и вся её институциональная структура.

Объект исследования: современное образование.

Предмет исследования: цели, ценности и закономерности в современном образовании.

Цель исследования: теоретически обосновать и практически показать ценности и закономерности в современном образовательном процессе.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1)                Рассмотреть сущность понятия образования и определить его ценности.

2)                Проанализировать тенденции современного образования.

3)                Дать характеристику современного образования.

4)                Выделить критерии непрерывного образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация теоретических положений по проблеме исследования.

Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1.          Сущность понятия образования, его ценностей и закономерности

Начнём с определения, что же подразумевается под определением слова образование.

Образование - это не только культурный феномен, но и социальный институт, одна из социальных подструктур общества.

Содержание образования отражает состояние общества во всей стране и ещё переход от одного его состояния к другому.

В настоящее время - это переход от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и другими.

Вместе с тем цель образования - развитие человека, отвечающего требованиям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры. А это ещё раз доказывает, что образование занимает лидирующее место в жизни каждого человека. 

Связь образования и культуры является наиболее тесной, уже самые ранние стадии становления института образования связаны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспроизводства. Это не просто обусловливание, это сущностная взаимозависимость, что проявляется, в частности, в том, что одним из основных принципов существования и развития образования является "культуросообразность". При этом образование рассматривается, прежде всего, как социальный институт с функцией культурного воспитания человека или воспроизводства культуры человека в обществе.

Этот принцип пришел на смену выдвинутому Я.А. Коменским положению "природосообразности" обучения. Как полагал Я.А. Коменский, учиться можно легко, только "идя по стопам природы", в соответствии с чем и были сформулированы основные постулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части.

Принцип "культуросообразности", императивно сформулированный еще А. Дистервегом: "Обучай культуросообразно!", означает обучение в контексте культуры, ориентацию образования на характер и ценности культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.

Культура понимается как воспроизводящаяся при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, связи поколений, а также предметов и явлений в жизни общества.

Продуктивным является понятие типа культуры (например, архаичной, современной) и положение, что само определение типа культуры может быть соотнесено с характером обучения, образования. Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры: постфигуративную; кофигуративную; префигуративную.

При постфигуративной культуре (примитивные общества, маленькие религиозные сообщества, анклавы и т.д.) дети, прежде всего, учатся у своих предшественников и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной "преемственности жизни", прожитое взрослыми - это "схема будущего для их детей".

Этот тип культуры, согласно М. Мид, тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встречается и в наше время в диаспорах, анклавах, сектах; в традициях, национальных укладах.

Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников, более широко - у современников.

Однако этот тип культуры включает в себя постфигуративную в смысле следования старшим в нормах, поведении и т.д. В чистом виде кофигуративная культура может проявляться в сообществе, которое остается без старших. На примере анализа жизни иммигрантов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником - ситуация, когда референтными, значимыми для подростка, являются не взрослые, не родители, а именно сверстники.

Префигуративная культура, "где взрослые учатся также у своих детей", отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Образование и должно подготовить детей к новому, сохраняя и преемствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.

Говоря о ценностях образования, необходимо учитывать три "слоя" ценностей: это ценности образования как ценности государственной; как ценности общественной; как ценности личностной.

Первые две ценности образования отражают коллективную, групповую значимость этого культурного феномена, и в советский период отечественного образования именно они выступали во многих педагогических концепциях на первый план.

В последнее время приоритет отдается личностной ценности образования, индивидуально мотивированного, пристрастного отношения человека к уровню и качеству своего образования.

По-видимому, существует тесная связь между признанием личностноориентированной ценности образования и тенденцией к пониманию образования как непрерывного процесса, протекающего в течение всей жизни человека. Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их.

Понятие гуманизм (от лат. Humanus - человеческий, человечный) означает человечность человека, любовь к людям, коммуникативность социума, уважение к личности. Таким образом, главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является человек, личность. Отсюда, образовательный процесс будет пониматься как создание условий для саморазвития, самодвижения конкретной личности.

 

1.2.          Тенденции развития современного образования

Чем же определены тенденции современного образования?

Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: вместо относительной стабильности – перманентные изменения; географическая удаленность не является более препятствием для общения; локальные практики впитывают глобальные и, утрачивая свою самобытность, рождают новые поликультурные традиции; происходит виртуализация большинства сфер жизни и интеграция информационных пространств; экономика ориентируется на знания и информационные технологии.

Сфера образования является важнейшим компонентом новой экономики, являясь, с одной стороны, источником, обеспечивающим кадровый потенциал инфраструктуры экономики, с другой стороны, образование становится постоянно нарастающим по масштабам самостоятельным рынком услуг.

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А.Вербицкий выделил следующие тенденции в образовании.

Первая тенденция - осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, - между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения - знаково-контекстного, по А.А.Вербицкому.

Вторая тенденция - индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

Третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, как метафорично отмечает А.А. Вербицкий, тенденция перехода от "школы воспроизведения" к "школе понимания", "школе мышления".

Четвертая тенденция соотносится, по А.А. Вербицкому, с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.

Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится "с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента".

Тенденции изменения общей ситуации образования в конце XX столетия совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России. Это следующие основные принципы:

- интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

- гуманизация - усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

- дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого обучающегося;

- демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

Существенно, что эти принципы реформирования образования, судя по материалам ЮНЕСКО, соотносимы с основными направлениями реформирования образовательных систем мирового сообщества. К этим направлениям были отнесены: общепланетарный глобализм и гуманизация образования; культуроведческая социологизация и экологизация содержания обучения; междисциплинарная интеграция в технологии образования; ориентация на непрерывность образования, его развивающие и гражданские функции[2, с. 154].

Рассмотренные принципы и направления образования отражают глобальные тенденции современного мира, выявляющиеся в процессах демократизации, глобализации, регионализации, поляризации, маргинализации и фрагментаризации. Очевидно, что меняющиеся в образовательном пространстве тенденции отражают общие направления изменения в мире, и наоборот, эти направления суть отражение складывающихся тенденций в образовании.

Более точно эта главная мысль данного раздела - о неразрывной связи образования и культуры, человеческого общества - будет раскрыта при описании истории образования как смене педагогических идеалов в процессе развития общества.

 

 

 

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Сущность и виды инновационных процессов.

Начнем с главного определения, что такое инновации.

Инновации (от лат. In - в, novиs - новое; от англ. innovation – нововведение, новация) – это нововведение, новшество. Инновационные педагогические процессы исследует наука под названием педагогическая инноватика. Назову примеры инновационных процессов. Такие как сдача экзаменов в форме ЕГЭ, электронный дневник и журнал и т.д.

А. И. Пригожин, изучающий проблемы становления инноваций в педагогике, рассматривает нововведение как процесс целенаправленной деятельности людей – инноваторов.

Инновацию как педагогическую науку рассматривают в следующих смыслах.

1. Целенаправленное изменение в образовательном процессе или образовательном пространстве, которое вносит стабильное новшество и улучшает отдельные характеристики его частей, компонентов и всей образовательной системы в целом. Например, введение профильного обучения в систему школьного образования; введение ЕГЭ; подготовка к переходу системы образования на бакалавриат, магистратуру, специалитет;

2. Процесс освоения (внедрения) новшества в образовательном процессе (методов, методик, технологий, программ и др.). Например, применение технологий развивающего обучения в школьном обучении; разработка и использование учебных программ по гражданскому образованию; применение интерактивных методик и т.д.

3. Поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление Например, методика оценивания результатов и достижений при интерактивных методах обучения специфична и отвечает всем необходимым современным требованиям к оцениванию, применяется в школе как инновационная.

Таким образом, инновационные процессы в системе образования – это управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Инновационный процесс отражает комплексную деятельность по формированию и развитию содержания и организации нового, которую осуществляют работники и организации системы образования и науки.

Например, необходимость в инновационной образовательной деятельности обусловлена:

- потребностью в коренном обновления системы образования, как средства обновления образовательной политики;

- поиском новых организационных форм, технологий обучения;

- изменением характера отношений учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств и др.

В качестве источников идей обновления школы могут выступить:

- потребности страны, региона, города, района как социальный заказ,

- воплощение социального заказа в законах, директивных и нормативных документах федерального, регионального или муниципального значения,

- достижения комплекса наук о человеке;

- передовой педагогический опыт;

- интуиция и творчество руководителей и педагогов как путь проб и ошибок;

- опытно-экспериментальная работа;

- зарубежный опыт.

Типы нововведений в образовании группируются по разным основаниям. Первая классификация нововведений основана на соотнесенности нового к педагогическому процессу, протекающему в школе.

Опираясь на понимание данного процесса, выделяют следующие типы нововведений:

- в целях и содержании образования;

- в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса;

- в формах и способах организации обучения и воспитания;

- в деятельности администрации, педагогов и учащихся.

Впервые понятие «нового» в педагогике было глубоко рассмотрено в работе М.С. Бургина, в которой автор описал уровни новизны в педагогике, её свойства, определил меру новизны и показал возможности математики в оценке новизны[19].

Целостное осмысление инновационных процессов требует раскрытия ведущих тенденций, закономерностей и противоречий в их развитии. Среди закономерностей протекания инновационных процессов в литературе [21, 22] выделяют четыре закона: закон необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды, закон стереотипизации педагогических инноваций, закон цикловой повторяемости, т.е. спирали повторения педагогических инноваций.


 

2.2. Стратегия развития современного образования.

В инновационном сценарии развития страны в системе российского образования отведена особая роль. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития в России образование рассматривается как один из результатов инновационного развития и как необходимое условие для системных изменений во всех сферах жизнедеятельности государства. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование зависит благосостояние всех будущих поколений. Рассмотрим, как же развивается современное образование на уроке физического воспитания в школе нынешнего времени. Например, в данное время можно показать видеоролик с правильной техникой выполнения какого- либо упражнения, для этого нужно иметь элементы цифрового оборудования в спортивном зале. Это облегчит работу преподавателю, ведь не всегда правильный показ упражнения из-за ряда причин, а обучающиеся сразу увидят правильную технику выполнения.

Каким же должно быть общее образование на современном этапе, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?

Основная цель стратегии – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина нашей страны.

Соответствие требованиям инновационного развития и современным потребностям общества и каждого гражданина предполагает:

1)                Определение требований инновационного развития к образованию;

2)                Определение потребностей общества и каждого гражданина в области образования;

3)                Установление необходимого или приемлемого соответствия образования этим требованиям.

Для достижения стратегической цели необходимо решить всего четыре основные задачи:

- обеспечение инновационного характера базового образования;

- модернизация институтов образования как инструментов социального развития;

- создание современной системы непрерывного образования;

-формирование системы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира:

- вместо относительной стабильности – перманентные изменения;

- географическая удаленность не является более препятствием для общения;

- локальные практики впитывают глобальные и, утрачивая свою самобытность, рождают новые поликультурные традиции;

- происходит виртуализация большинства сфер жизни и интеграция информационных пространств;

- экономика ориентируется на знания и информационные технологии.

Сфера образования является важнейшим компонентом новой экономики, являясь, с одной стороны, источником, обеспечивающим кадровый потенциал инфраструктуры экономики, с другой стороны, образование становится постоянно нарастающим по масштабам самостоятельным рынком услуг.

Говоря о современных образовательных стратегиях, можно выделить наиболее значимые стратегии современного образования: глобализация, информатизация, гуманитаризация и гуманизация образовательного пространства. К числу авторов, занимающихся исследованием современные тенденций развития образования, можно отнести С. Галкина, В. Леднева, В. Солдаткина, А. Панарина, А. Урсула и других.

Глобализация образования – это процесс расширения внешних и внутренних границ образования. Вследствие развития интегративных механизмов в современном информационном обществе, образовательное пространство расширяется до пределов социального пространства. Процесс образования совершается в социальной практике, процесс социализации личности выполняет образовательные функции. Расширение образовательного пространства делает необходимым переосмысление самого термина образование. Под образованием понимаются все процессы, которые способствуют развитию личности.

Глобализация всех секторов экономики, происходящая на современном этапе развития общества, оказывает влияние на образовательные процессы. Вместе со свободным передвижением экономики (знаний), информации начинают меняться и образовательные программы. Следовательно, возникает необходимость изучать и учитывать опыт образовательной системы.

Смена приоритетов стратегического развития проявляется в том, что все более значительную роль начинают играть экологические факторы, гуманитаризация. На первое место в стратегическом развитии общества выходит образование; коммерческое развитие личности становится определяющим фактором.

Переход к информационному обществу, смена общественного устройства сопровождаются сменой образовательной парадигмы:

- от концепции функциональности к развитию личности,

- от знаниевой парадигмы к парадигме развивающей (непрерывное образование).

Информатизация образования понимается, как процесс внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательную сферу. Информатизация образовательного процесса приводит к изменению внешнего облика образования и к развитию новых образовательных технологий, опосредованных педагогических коммуникаций. Процесс информатизации образования позволяет адаптировать систему образования к непрерывно меняющимся реалиям информационного общества.

Сегодня процесс информатизации образовательной сферы по сути дела определяет сущность и характер образования. Процесс информатизации проходит различные этапы развития, начиная от средней школы и заканчивая высшим образованием (включая аспирантуру, докторантуру и послевузовскую подготовку). Таким образом, информатизация есть единый целевой процесс, предполагающий многоэтапное развитие субъекта в области информационных технологий. Только в таком качестве информатизация образования будет развиваться не как стихийный процесс, а как многоцелевая программа.

Гуманитаризация современного образования призвана решить две основные задачи: собственно образовательные как образование субъекта и социальные, т.е. образование как социальный институт призвано обеспечить современное общество квалифицированными специалистами.

Цели образования остаются неизменными, однако технологии все чаще изменяются. В современном образовании преподавание дисциплин в области информатизации должно проводиться как непрерывная многоцелевая программа с учетом как индивидуальных, так и социальных требований. Все этапы образовательного механизма должны функционировать как единый механизм образования субъекта в области информатизации.

В этом случае необходимо построение моделей преподавания информатики в рамках всех образовательных институтов. Только в таком случае мы можем говорить о непрерывности процесса образования в области информатизации. Думаю, что каждый специалист любой сферы деятельности должен уметь пользоваться компьютером, хотя бы на базовом уровне.

Необходимость гуманитаризации образования осознается на социальном уровне и становится первостепенной задачей в процессе модернизации современной системы образования. Как уже отмечено, что образование выполняет важные функции в современном обществе и в рамках информационного общества релевантность сферы образования непрерывно возрастает с каждым днём.

Гуманитаризация образования, призванная усилить социальный механизм образования, его социальные формы, направлена на изменение сущностного содержания и принципов функционирования современного образования.

Одной из ведущих мировых тенденций в развитии современного образования является переход к непрерывному, открытому образованию, которое формирует основу информационного общества и строится на принципах открытого информационного пространства, что не мало важно для общества в целом.

 

 

 

 

 

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате нашего исследования удалось:

1)                Рассмотреть сущность понятия образования и определить его ценности.

2)                Проанализировать тенденции современного образования.

3)                Дать характеристику современного образования.

4)                Выделить критерии непрерывного образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта.

Получается, что в ходе исследования были выполнены все его вышеперечисленные цели и задачи и ещё раскрыта проблема.

Со всей убедительностью и полнотой своего звучания заявила о себе выявленная в отечественной педагогике и психологии закономерность эффективного формирования личности, с задействованием ее личных усилий и резервов, а также возможностей пополнения знаний и умений. Не случайно профессиональное самосовершенствование рассматривается, как специфический вид профессиональной деятельности специалистов, как неотъемлемый компонент их подготовки и переподготовки.

Источники профессионального самосовершенствования специалистов находятся в социальном окружении. Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности специалиста. Причем предъявляемые требования должны быть несколько выше наличных возможностей конкретного человека. Только в этом случае возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе ведущей деятельности специалиста, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности и профессиональных возможностей.

Таким образом, непрерывное образование является одним из способов преодоления разрыва между идеальным и реальным профессиональным «Я» человека.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.                             Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991.

2.                             Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике //Советская педагогика.- 1989.- № 12.

3.                             Высшее образование в России.- 1994.- №2, с. 26.

4.                             Гнатко Н.М. Проблема креативности и явление подражания. - М., 1994.

5.                            Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов.- СПб., 1993.

6.                             Громкова М.Т. Мастерство - это технология плюс творчество //Высшее образование в России.- 2001.- № 6.- С. 74-80.

7.                            Добрынина В.И. , Кухтевич Т.Н. Социальные конфликты в высшей школе М., 1993.- (Система воспитания в высшей школе: Обзорная информация / НИИВО; вып.3).

8.                            Ильина Н.А. Отношение к нововведениям в производственном коллективе: Автореф. … канд. дис., Л., 1985.

9.                            Крический Р.Л. Если Вы руководитель.- М., 1993.

10.                       Кулемзина А.В. Модель выбора образовательной стратегии в условиях современного социокультурного кризиса // Образование в Сибири. - 1996.- №1.

11.                        Лаврентьев Г.В. Гуманитаризация математического образования: проблемы и перспективы.- Барнаул: Изд-во АГУ, 2001.- 206 с.

12.                       Лаврентьева Н.Б. Педагогические основы разработки модульной технологии обучения.- Барнаул: Изд-во АлтГТУ-ААЭП, 1998.

13.                       Мескон М.Х., Альберт.М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ.- М., 1992.

14.                        Новое качество высшего образования в современной России //Труды Исследовательского центра /Под ред. Н.А. Селезневой, А.И. Субетто.- М.: Исследовательский центр, 1995.- 199 с.

15.                        Пантелеймон Романов. Рассказы. - М.: Изд-во «Правда», 1991, с.7.

16.                       Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Дис. … докт. пед. наук.- Казань, 1993.

17.                       Почебут Л.Г., Чикер В.А. Индустриальная социальная психология: Учебное пособие СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997.

18.                       Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики.- М., 1989.

19.                        Прозументова Г.Н. Традиция и новация: разные способы целеобразования и развития педагогической практики.- Традиционные и инновационные процессы в современном образовании.- Томск, 1996, с. 16-28.

20.                        Савельев А.Я. Инновационное образование и научные школы //Вестник высшей школы.- 2000.- № 3.- С. 15-18.

21.                        Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования. //Высшее образование в России.- 1994.- № 2.

22.                        Таланчук Н.М. Системно-синергетическая концепция и философия неопедагогики.- Казань: ИССО РАО, 1995.

23.                       Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом).- М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996.

24.                       Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента.- М.: «Интел-Синтез», 1997.

25.                        Юсуфбекова Р.Н. Общие основы педагогической инноватики. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании.- М., 1991.

 

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

Связь педагогических технологий с социальным заказом

Элементы инновационных педагогических технологий

 

Факторы современного социального заказа системе высшего образования

 

1. Формирование в учебных процессах целостной позиции: «студент - субъект образования: индивид - личность - человек».

Целостное восприятие окружающего мира как «био-социо-дух» и ощущение единства с ним, формирование в современном специалисте гуманистической позиции и экологической культуры

2. Овладение студентами технологией самоопределения в учебном процессе.

Овладение технологией принятия решений, свободой выбора, умением адаптироваться в условиях перемен.

3. Использование при составлении программ технологии структурирования содержания по модульной системе.

Овладение культурой системного подхода в социальной деятельности, овладение мировоззренческим принципом дополнительности вместо борьбы противоположностей, овладение моделью устойчивых систем; овладение позицией «человек свободный» в условиях выбора; преодоление линейного догматического мышления, овладение культурой планетарного мышления

4. Использование технологии разрешения проблем как методологической основы методов в учебном процессе

Преодоление потребительской позиции в жизнедеятельности; преодоление расхождения слова и дела, их несоответствия здравому смыслу; толерантность в суждениях, общении, действиях.

5. Использование приемов самооценки результативности педагогического взаимодействия как овладение рефлексивной культурой

Целостное восприятие процесса и результата деятельности, повышение уровня развития, дозированное стремление к лучшему качеству жизни.

6. Использование работ в малых группах как наиболее эффективной модели образования

Овладение технологией формирования команды в соответствии с социокультурными нормами, овладение технологией демократического общения как технологией «горизонтальных» коммуникаций.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ОГЛАВЛЕНИЕ стр

ОГЛАВЛЕНИЕ стр

ВВЕДЕНИЕ Стоит отметить, что главным слагаемым в любом способе деятельности являются его целеполагание и формообразование [7]

ВВЕДЕНИЕ Стоит отметить, что главным слагаемым в любом способе деятельности являются его целеполагание и формообразование [7]

Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация теоретических положений по проблеме исследования

Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация теоретических положений по проблеме исследования

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Принцип "культуросообразности", императивно сформулированный еще

Принцип "культуросообразности", императивно сформулированный еще

Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания

Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания

Тенденции развития современного образования

Тенденции развития современного образования

Третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы…

Третья тенденция - переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы…

Существенно, что эти принципы реформирования образования, судя по материалам

Существенно, что эти принципы реформирования образования, судя по материалам

Инновации (от лат. In - в, novиs - новое; от англ

Инновации (от лат. In - в, novиs - новое; от англ

Например, необходимость в инновационной образовательной деятельности обусловлена: - потребностью в коренном обновления системы образования, как средства обновления образовательной политики; - поиском новых организационных форм, технологий…

Например, необходимость в инновационной образовательной деятельности обусловлена: - потребностью в коренном обновления системы образования, как средства обновления образовательной политики; - поиском новых организационных форм, технологий…

Впервые понятие «нового» в педагогике было глубоко рассмотрено в работе

Впервые понятие «нового» в педагогике было глубоко рассмотрено в работе

Стратегия развития современного образования

Стратегия развития современного образования

Для достижения стратегической цели необходимо решить всего четыре основные задачи: - обеспечение инновационного характера базового образования; - модернизация институтов образования как инструментов социального развития; -…

Для достижения стратегической цели необходимо решить всего четыре основные задачи: - обеспечение инновационного характера базового образования; - модернизация институтов образования как инструментов социального развития; -…

Глобализация образования – это процесс расширения внешних и внутренних границ образования

Глобализация образования – это процесс расширения внешних и внутренних границ образования

Сегодня процесс информатизации образовательной сферы по сути дела определяет сущность и характер образования

Сегодня процесс информатизации образовательной сферы по сути дела определяет сущность и характер образования

Гуманитаризация образования, призванная усилить социальный механизм образования, его социальные формы, направлена на изменение сущностного содержания и принципов функционирования современного образования

Гуманитаризация образования, призванная усилить социальный механизм образования, его социальные формы, направлена на изменение сущностного содержания и принципов функционирования современного образования

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате нашего исследования удалось: 1)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате нашего исследования удалось: 1)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Пантелеймон Романов. Рассказы. -

Пантелеймон Романов. Рассказы. -

ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 1 Связь педагогических технологий с социальным заказом

ПРИЛОЖЕНИЕ Таблица 1 Связь педагогических технологий с социальным заказом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2023