Особенности работы педагога дополнительного образования волонтерского объединения» Доброволец»
Хлонина Ольга Евгеньевна
Педагог дополнительного образования ( категории нет)
ГБПОУСО№ Нижегородское училище – интернат. Город Нижний Новгород, улица Героя Попова, дом 12»а» 8 (831) 2-15-27-04
Развитие творческих способностей и социализация студентов с ОВЗ через работу волонтерского объединения
« Доброволец»
1. Аннотация работы ( актуальность, теоретическое обоснование, цели и задачи, значимость
2. Программное содержание первого и второго года обучения
3. Причины быть волонтером
4. Формы и приемы работы
5. Из опыта работы
6. Список литературы.
Мы живем в мире социальных инициатив и проектов. Сейчас уже не модно быть эгоистом и жить только для себя. В тренде – участвовать в общественно полезных движениях, помогать тем, кто в этом нуждается. Людей, которые работают на благо все больше и их называют волонтерами. Быть волонтером сложно, но интересно. Недаром этим занимаются не только обычные люди. Но и звезды: Леди Гага, Блум, Ривз, Уинфри, Чулпан Хаматова и другие. А начиналось все с Гайдара.
Цель и задачи программы:
· формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся, активной гражданской позиции, развитие творческих способностей, готовности включения в социально-значимую деятельность в процессе овладения знаниями, умениями, навыками волонтерской деятельности. Формирование у студентов с ОВЗ способностей овладевать разнообразными формами организации и реализации мероприятий социального значения;
· овладеть психологическими знаниями, позволяющими студентам лучше понимать себя и уметь взаимодействовать с людьми различных социальных категорий;
· формирование творческих способностей и культуры общения, уверенности в себе.
· познакомить с различными направлениями в волонтерской деятельности
Практическая значимость:
Студенты волонтеры помогают тем, кто в этом нуждается. Они кормят, гуляют, играют с питомцами в приютах для животных. Ухаживают за пожилыми в домах престарелых. Собирают гуманитарную помощь для детских домов. И многое другое.
Русскоязычный аналог слова волонтер – доброволец. Именно добрая воля и лежит в основе его поступков.
Целесообразность:
Для волонтера нет слова «должен». Он участвует в общественной жизни по зову сердца, потому, что чувствует в себе силы помогать другим. Волонтером становятся из-за душевной потребности, а не по обязанности.
Действительно, среди волонтеров много студентов. Именно они — самая активная часть общества, т.к. молоды и неравнодушны к общим проблемам. К тому же у них много сил и энергии, которые так нужны в волонтерском деле.
2) Программное содержание
Программа включает 4 раздела. Каждый из этих разделов, повторяясь на следующем году обучения, дополняется новыми темами, углубляя и расширяя ранее полученные знания, умения и навыки.
· Раздел «Исторические аспекты волонтёрства» знакомит с историей зарождения волонтёрства в России и европейских странах; направлениях деятельности волонтёрских организаций; роли государства в развитии волонтёрской деятельности. В процессе занятий обучающиеся изучают:
· нормативно-правовые документы, регулирующие волонтёрскую деятельность, Кодекс добровольцев России.
· Раздел «Организационно-педагогические аспекты волонтёрской деятельности» знакомит со структурой волонтёрской организации и волонтёрского отряда; методами мотивации волонтёрской деятельности и вовлечения новых волонтёров в волонтёрскую деятельность; основами социального проектирования и принципами «фандрайзинга». Практические занятия способствуют овладению навыками самостоятельной организации и
· проведению благотворительных акций и других социально-значимых мероприятий в рамках училища.
· Раздел «Психологическая подготовка волонтёров» осуществляется при взаимодействии с психологом училища, владеющим навыками ведения групповых занятий и психологического консультировании подростков и молодежи
· мотивации добровольческой активности, которая формируется в результате деятельности волонтеров и поддерживается благодаря неформальному общению в атмосфере психологического комфорта;
· разрешению личных проблем волонтёров;
· профилактики синдрома «сгорания».
o В процессе занятий обучающихся знакомятся с психологическими особенностями людей различных социальных категорий; овладевают навыками оказания помощи.
o В этом разделе предусмотрены тренинговые занятия, позволяющие в игровой, смоделированной ситуации, отработать навыки взаимодействия волонтеров. На тренинговых занятиях уделяется внимание формированию лидерских качеств.
Раздел «Технические аспекты волонтёрской деятельности» помогает овладеть технологиями создания социальной рекламы, социального плаката
· применения их во время проведения мероприятий.
o Пропаганда здорового образа жизни является неотъемлемой частью работы волонтеров среди сверстников. Очень важным является и формирование здоровой жизненной позиции самих волонтеров, формирование у них стойкого мотивированного отказа от употребления психоактивных веществ.
o Практическая деятельность по данному разделу включает организацию волонтёрских мероприятий: социальной акции, мероприятий по ЗОЖ,
· выступлений агитбригад; проведение профилактических бесед со сверстниками. Профилактические беседы, проводимые волонтерами, воспринимаются сверстниками с большим доверием и интересом.
3) Причины быть волонтером:
Студенты, которые уже занимаются волонтерской деятельностью, нашли в этом массу преимуществ. Так, с помощью волонтерства вы:
1. Учитесь чему-то новому.
2. Знакомитесь с новыми интересными людьми.
3. Чувствуете свою востребованность.
4. Получаете важный и полезный опыт.
5. Помогаете тем, кто в этом нуждается.
6. Можете реализовать творческие идеи.
7. Расширяете кругозор, осваиваете новые навыки.
8. Получаете новые впечатления.
9. Занимаете активную гражданскую позицию.
10. Имеете возможность путешествовать.
11. Получаете положительный заряд энергии.
12. Находите единомышленников.
Волонтерство учит работать в команде. 2018 год был годом волонтера в России. Наша работа очень нужна обществу и природе.
4)Формы и приемы работы:
Программа двух годичная, рассчитана на учащихся 16 лет и старше. Продолжительность образовательного процесса 1-ого и 2–ого годов обучения составляет по 144 часа
1) Дружеская поддержка
2) Телефонное дежурство
3) Чтение вслух слабо слышащим
4) Групповая добровольческая помощь
5) Посещение мероприятий
6) Лекции
7) Практикумы
8) Сбор материала
9) Телепередачи
10) Концерты
И многое другое
5) Из опыта работы:
На наших занятиях всегда шумно. Мы много смеемся, когда обсуждаем наши планы на дальнейшую работу. Ребята не стесняются высказывать свои мысли и идеи. Многие из них не учились полноценно в школе. Были на домашнем обучении. И здесь впервые они начали общаться. На наши занятия приходят студенты, которые не состоят в нашем кружке. И они, сами от себя не ожидая, начинают помогать и участвовать в наших делах.
Когда приходят студенты новых курсов, нам уже не надо рассказывать о нашем объединении. Слава идет впереди нас. Хотя многие говорят, что боятся, что не получится. Но! Стоит выйти на сцену, ребята забывают, что это сцена. Хотя, повторяю: дети – инвалиды. Мы с нашим объединением ездили несколько раз в дом престарелых с подарками и концертами. Были и в приюте для животных. Не один раз. Но это до пандемии. Сейчас в условиях пандемии, когда студенты учатся дистанционно, мы не потеряли связь друг с другом. Наше объединение работает. Трудности нас не пугают. Да, конечно, у нас дети с разными и с тяжелыми диагнозами. Но в нашем кружке они об этом забывают. Так как видят людей, которые в них нуждаются. И мне особенно приятно и трогательно видеть, как взрослый студент плачет, когда видит, как плачут старики.
Выводы
Наша работа важна и нужна. Не только для пожилых, детей и животных. А, самое главное, для нас самих. Занятия в добровольческом объединении « ДОБРОВОЛЕЦ» помогает студентам с ВОЗ взрослеть. Чувствовать уверенность в себе. Социализироваться в обществе. В нашем училище создан специальный сайт, куда может войти каждый желающий.
Но! Наше объединение на этом не останавливается. В сегодняшних тяжелых условиях Мы работаем над поиском новых форм работы. Пропагандируем наше движение, как способ развития творческих способностей. Работа в кружке дает возможность студентам проявлять свои лучшие качества: доброту, толерантность, взаимопомощь, человечность, внимание к старшему поколению. А самое главное для ребят с ОВЗ, работа в кружке учит общаться, дружить и вместе делать добрые дела.
Я организовала волонтерское объединение в нашем училище 2019 году. Сама вместе со студентами учусь, пробую, ошибаюсь. И мне это нравится. Нравится видеть глаза ребенка (а для меня они все дети), когда они, не смотря на время, помогают другим!
Литература:
Белянкова Н. М. Идеи А. П. Гайдара в современном волонтерском движении / Н. М. Белянкова // Воспитание школьников. – 2016. – № 9/10. – С. 77-82. – Библиогр.: с. 82 (5 назв.). Какое воздействие оказывало и может оказать творчество писателя А. Гайдара в деле воспитания молодого поколения. Связь прошлого и настоящего развития педагогического воспитания в школе на примере повести "Тимур и его команда". Перспективы развития тимуровского движения.
Буковшина О. Н. Школа – центр патриотического воспитания / О. Н. Буковшина // Воспитание школьников. – 2016. – № 1
Волонтерское движение в гражданско-патриотическом воспитании студенческой молодежи / Л. И.
Дьячкова, Т. В. Волонтерское движение подростков как противостояния асоциальным группировкам / Т. В. Дьячкова, Н. В. Зарниченко // Народное образование. – 2017. – № 1/2. – С. 157-162. – Библиогр. в сносках.
Загладина, Х. Т. Продвижение культуры волонтерства в современной российской школе: проблемы и перспективы / Х. Т. Загладина, Т. Н. Арсеньева
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.