Модифицированный «Индекс толерантности»
(Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова)
Назначение. Данный экспресс-опросник разработан для диагностики общего уровня толерантности и основан на отечественном и зарубежном опыте практической работы в области исследования и формирования толерантности. В стимульный материал были включены утверждения, отражающие не только общее отношение к окружающему миру и другим людям, но и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность или интолерантность человека. Текст опросника составили утверждения, выявляющие отношение человека к различным социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Особое внимание уделялось этнической толерантности/интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Опросник состоит из трех субшкал: этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Инструкция. Оцените, пожалуйста, насколько вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения.
Текст опросника:
| 
 Качественные критерии  | 
 
 
 № п/п  | 
 
 
 Утверждение  | 
 Абсолютно не согласен  | 
 Не согласен  | 
 Скорее не согласен  | 
 Скорее согласен  | 
 Согласен  | 
 Полностью согласен  | 
| 
 1. Этническая толерантность  | 
 1  | 
 В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности  | 
 6  | 
 5  | 
 4  | 
 3  | 
 2  | 
 1  | 
| 
 2  | 
 К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение  | 
 6  | 
 5  | 
 4  | 
 3  | 
 2  | 
 1  | 
|
| 
 3  | 
 Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные  | 
 6  | 
 5  | 
 4  | 
 3  | 
 2  | 
 1  | 
|
| 
 4  | 
 Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
|
| 
 5  | 
 Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
|
| 
 6  | 
 К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться  | 
 6  | 
 5  | 
 4  | 
 3  | 
 2  | 
 1  | 
|
| 
 7  | 
 Я могу представить чернокожего человека своим близким другом  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
|
| 
 Итого:  | 
||||||||
| 
 2. Социальная толерантность  | 
 8  | 
 В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
| 
 9  | 
 Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах  | 
 6  | 
 5  | 
 4  | 
 3  | 
 2  | 
 1  | 
|
| 
 10  | 
 С неопрятными людьми неприятно  | 
 6  | 
 5  | 
 4  | 
 3  | 
 2  | 
 1  | 
|
| 
 11  | 
 Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества  | 
 6  | 
 5  | 
 4  | 
 3  | 
 2  | 
 1  | 
|
| 
 12  | 
 Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше  | 
 6  | 
 5  | 
 4  | 
 3  | 
 2  | 
 1  | 
|
| 
 13  | 
 Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»  | 
 6  | 
 5  | 
 4  | 
 3  | 
 2  | 
 1  | 
|
| 
 14  | 
 Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
|
| 
 15  | 
 Любые религиозные течения имеют право на существование  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
|
| 
 Итого:  | 
||||||||
| 
 3. Толерантность как черта личности  | 
 16  | 
 Если друг предал, надо отомстить ему  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
| 
 17  | 
 В споре может быть правильной только одна точка зрения  | 
 6  | 
 5  | 
 4  | 
 3  | 
 2  | 
 1  | 
|
| 
 18  | 
 Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрениия  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
|
| 
 19  | 
 Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же  | 
 6  | 
 5  | 
 4  | 
 3  | 
 2  | 
 1  | 
|
| 
 20  | 
 Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение  | 
 6  | 
 5  | 
 4  | 
 3  | 
 2  | 
 1  | 
|
| 
 21  | 
 Беспорядок меня очень раздражает  | 
 6  | 
 5  | 
 4  | 
 3  | 
 2  | 
 1  | 
|
| 
 22  | 
 Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим  | 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
|
| 
 Итого:  | 
||||||||
| 
 
  | 
 
 Общий итог:  | 
|||||||
Обработка результатов.
Полученные результаты подвергаются количественному и качественному анализу.
1. Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл
-от 1 до 6 («Абсолютно не согласен» — 1 балл, «Полностью согласен» — 6 баллов).
Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы
-(«Абсолютно не согласен» — 6 баллов, «Полностью согласен» — 1 балл).
Затем полученные баллы суммируются.
Ключ № 1
| 
 Номера прямых утверждений  | 
 Номера обратных утверждений  | 
| 
 1,9, 11, 14, 16, 20,21,22  | 
 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19  | 
Индивидуальная или групповая оценки выявленного уровня толерантности (количественный показатель) осуществляются по следующим ступеням.
Низкий уровень толерантности (22—60 баллов). Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека (проявление нетерпимости в отношении и поведении человека при взаимоотношениях с другими людьми на основе различных признаков) и наличии у него выраженных интолерантных установок но отношению к окружающему миру и людям.
Средний уровень толерантности (61—99 баллов). Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
Высокий уровень толерантности (100—132 балла). Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. Однако авторы отмечают, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), свидетельствуют о размывании у человека «границ толерантности», и это может быть связано, например, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Важно учесть также, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно, если они имеют представление о целях исследования).
2. Анализ сформированности качества толерантности в разделении на субшкалы.
Название субшкал и номера утверждений представлены в ключе.
Ключ № 2
| 
 Субшкала  | 
 Номера утверждений  | 
 Сформированность качества толерантности 
  | 
| 
 1. Этническая толерантность  | 
 2, 4, 7, 11, 14, 18,21  | 
 Для каждой субшкалы: 33 и выше – высоко выраженный показатель (достаточно сформировано качество толерантности) 21 - 32 – средне выраженный показатель (не достаточно сформировано качество толерантности) 20 и ниже – слабо выраженный показатель (не сформировано качество толерантности)  | 
| 
 2. Социальная толерантность  | 
 1,6, 8, 10, 12, 15, 16, 20  | 
|
| 
 3. Толерантность как черта личности  | 
 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22  | 
| 
 Таблица «Индекс толерантности»  | 
||||||||
| 
 Группа № _____  | 
||||||||
| 
 № п/п  | 
 Ф.И. студента  | 
 Уровень толерантности (количественный показатель)  | 
 Сформированы ли у студента: (качественный показатель)  | 
|||||
| 
 Этническая толерант-ность  | 
 Социальная толерантность  | 
 Толерантность как черта личности  | 
||||||
| 
 Низк.  | 
 Средн.  | 
 Высокий  | 
||||||
| 
 1  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 2  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 3  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 4  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 5  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 6  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 ИТОГО:  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
  | 
| 
 результаты свидетельствуют о высокой интолерантности (нетерпимости) человека и наличии у него выраженных интолерантных установок но отношению к окружающему миру и людям. 
  | 
 результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.  | 
 респонденты обладают выраженными чертами толерантной личности, однако авторы отмечают, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), свидетельствуют о размывании у человека «границ толерантности», и это может быть связано, например, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию.  | 
||||||
| 
 необходимы консультации с социальным педагогом, психологом по предупреждению интолерантных установок, усиление социального контроля за поведением подростка и организация индивидуальной работы по формированию толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи  | 
 требуется повышенное внимание со стороны педагогов, психологов и социальных работников образовательного учреждения по предупреждению интолерантных установок, формированию, привитию, пропаганде толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи  | 
 может участвовать в тематических лекционных и практических занятиях по пропаганде толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи  | 
||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.