Модифицированный «Индекс толерантности»
(Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова)
Назначение. Данный экспресс-опросник разработан для диагностики общего уровня толерантности и основан на отечественном и зарубежном опыте практической работы в области исследования и формирования толерантности. В стимульный материал были включены утверждения, отражающие не только общее отношение к окружающему миру и другим людям, но и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность или интолерантность человека. Текст опросника составили утверждения, выявляющие отношение человека к различным социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Особое внимание уделялось этнической толерантности/интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Опросник состоит из трех субшкал: этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.
Инструкция. Оцените, пожалуйста, насколько вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения.
Текст опросника:
Качественные критерии |
№ п/п |
Утверждение |
Абсолютно не согласен |
Не согласен |
Скорее не согласен |
Скорее согласен |
Согласен |
Полностью согласен |
1. Этническая толерантность |
1 |
В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
3 |
Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
4 |
Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
5 |
Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
6 |
К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
7 |
Я могу представить чернокожего человека своим близким другом |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Итого: |
||||||||
2. Социальная толерантность |
8 |
В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
9 |
Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
10 |
С неопрятными людьми неприятно |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
11 |
Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
12 |
Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
13 |
Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука» |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
14 |
Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
15 |
Любые религиозные течения имеют право на существование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Итого: |
||||||||
3. Толерантность как черта личности |
16 |
Если друг предал, надо отомстить ему |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
17 |
В споре может быть правильной только одна точка зрения |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
18 |
Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрениия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
19 |
Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
20 |
Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
21 |
Беспорядок меня очень раздражает |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
22 |
Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Итого: |
||||||||
|
Общий итог: |
Обработка результатов.
Полученные результаты подвергаются количественному и качественному анализу.
1. Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл
-от 1 до 6 («Абсолютно не согласен» — 1 балл, «Полностью согласен» — 6 баллов).
Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы
-(«Абсолютно не согласен» — 6 баллов, «Полностью согласен» — 1 балл).
Затем полученные баллы суммируются.
Ключ № 1
Номера прямых утверждений |
Номера обратных утверждений |
1,9, 11, 14, 16, 20,21,22 |
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19 |
Индивидуальная или групповая оценки выявленного уровня толерантности (количественный показатель) осуществляются по следующим ступеням.
Низкий уровень толерантности (22—60 баллов). Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека (проявление нетерпимости в отношении и поведении человека при взаимоотношениях с другими людьми на основе различных признаков) и наличии у него выраженных интолерантных установок но отношению к окружающему миру и людям.
Средний уровень толерантности (61—99 баллов). Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
Высокий уровень толерантности (100—132 балла). Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. Однако авторы отмечают, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), свидетельствуют о размывании у человека «границ толерантности», и это может быть связано, например, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Важно учесть также, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно, если они имеют представление о целях исследования).
2. Анализ сформированности качества толерантности в разделении на субшкалы.
Название субшкал и номера утверждений представлены в ключе.
Ключ № 2
Субшкала |
Номера утверждений |
Сформированность качества толерантности
|
1. Этническая толерантность |
2, 4, 7, 11, 14, 18,21 |
Для каждой субшкалы: 33 и выше – высоко выраженный показатель (достаточно сформировано качество толерантности) 21 - 32 – средне выраженный показатель (не достаточно сформировано качество толерантности) 20 и ниже – слабо выраженный показатель (не сформировано качество толерантности) |
2. Социальная толерантность |
1,6, 8, 10, 12, 15, 16, 20 |
|
3. Толерантность как черта личности |
3, 5, 9, 13, 17, 19, 22 |
Таблица «Индекс толерантности» |
||||||||
Группа № _____ |
||||||||
№ п/п |
Ф.И. студента |
Уровень толерантности (количественный показатель) |
Сформированы ли у студента: (качественный показатель) |
|||||
Этническая толерант-ность |
Социальная толерантность |
Толерантность как черта личности |
||||||
Низк. |
Средн. |
Высокий |
||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
результаты свидетельствуют о высокой интолерантности (нетерпимости) человека и наличии у него выраженных интолерантных установок но отношению к окружающему миру и людям.
|
результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт, одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. |
респонденты обладают выраженными чертами толерантной личности, однако авторы отмечают, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), свидетельствуют о размывании у человека «границ толерантности», и это может быть связано, например, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. |
||||||
необходимы консультации с социальным педагогом, психологом по предупреждению интолерантных установок, усиление социального контроля за поведением подростка и организация индивидуальной работы по формированию толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи |
требуется повышенное внимание со стороны педагогов, психологов и социальных работников образовательного учреждения по предупреждению интолерантных установок, формированию, привитию, пропаганде толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи |
может участвовать в тематических лекционных и практических занятиях по пропаганде толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.