Модифицированный «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова)

  • Исследовательские работы
  • Работа в классе
  • docx
  • 10.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный экспресс-опросник разработан для диагностики общего уровня толерантности и основан на отечественном и зарубежном опыте практической работы в области исследования и формирования толерантности
Иконка файла материала Индекс толерантности.docx

Модифицированный  «Индекс толерантности»

(Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова)

 

Назначение. Данный экспресс-опросник разработан для диагностики общего уровня толерантности и основан на отечественном и зарубежном опыте практической работы в области исследования и формирования толерантности. В стимульный материал были включены утверждения, отражающие не только общее отношение к окружающему миру и другим людям, но и социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность или интолерантность человека. Текст опросника составили утверждения, выявляющие отношение человека к различным социальным группам (меньшинствам, психически больным людям, нищим), коммуникативные установки (уважение к мнению оппонентов, готовность к конструктивному решению конфликтов и продуктивному сотрудничеству). Особое внимание уделялось этнической толерантности/интолерантности (отношение к людям иной расы и этнической группы, к собственной этнической группе, оценка культурной дистанции). Опросник состоит из трех субшкал: этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.

Инструкция. Оцените, пожалуйста, насколько вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения.

 

Текст опросника:

Качественные критерии

 

 

п/п

 

 

Утверждение

Абсолютно

не согласен

Не согласен

Скорее не согласен

Скорее

согласен

Согласен

Полностью

согласен

1. Этническая толерантность

1

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

6

5

4

3

2

1

2

К кавказцам станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

6

5

4

3

2

1

3

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

6

5

4

3

2

1

4

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

1

2

3

4

5

6

5

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

1

2

3

4

5

6

6

К некоторым нациям и народам трудно хорошо относиться

6

5

4

3

2

1

7

Я могу представить чернокожего человека своим близким другом

1

2

3

4

5

6

Итого:

2. Социальная толерантность

8

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

1

2

3

4

5

6

9

Нищие и бродяги сами виноваты в своих проблемах

6

5

4

3

2

1

10

С неопрятными людьми неприятно

6

5

4

3

2

1

11

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

6

5

4

3

2

1

12

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

6

5

4

3

2

1

13

Для наведения порядка в стране необходима «сильная рука»

6

5

4

3

2

1

14

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

1

2

3

4

5

6

15

Любые религиозные течения имеют право на существование

1

2

3

4

5

6

Итого:

3. Толерантность как черта личности

16

Если друг предал, надо отомстить ему

1

2

3

4

5

6

17

В споре может быть правильной только одна точка зрения

6

5

4

3

2

1

18

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрениия 

1

2

3

4

5

6

19

Если кто-то поступает со мной грубо, я отвечаю тем же

6

5

4

3

2

1

20

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

6

5

4

3

2

1

21

Беспорядок меня очень раздражает

6

5

4

3

2

1

22

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

1

2

3

4

5

6

Итого:

 

 

Общий итог:

 

Обработка результатов. 

Полученные результаты подвергаются количественному и качественному анализу.

1. Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл

 -от 1 до 6 («Абсолютно не согласен» — 1 балл, «Полностью согласен» — 6 баллов).

Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы

-(«Абсолютно не согласен» — 6 баллов, «Полностью согласен» — 1 балл).

Затем полученные баллы суммируются.

 

Ключ № 1

Номера прямых утверждений

Номера обратных утверждений

1,9, 11, 14, 16, 20,21,22

2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19

 

 

Индивидуальная или групповая оценки выявленного уровня толерантности (количественный показатель) осуществляются по следующим ступеням.

Низкий уровень толерантности (22—60 баллов). Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека (проявление нетерпимости в отношении и поведении человека при взаимоотношениях с другими людьми на основе различных признаков) и наличии у него выраженных интолерантных установок но отношению к окружающему миру и людям.

Средний уровень толерантности (61—99 баллов). Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

Высокий уровень толерантности (100—132 балла). Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. Однако авторы отмечают, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), свидетельствуют о размывании у человека «границ толерантности», и это может быть связано, например, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Важно учесть также, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно, если они имеют представление о целях исследования).

 

2. Анализ сформированности качества толерантности в разделении на субшкалы.

Название субшкал и номера утверждений представлены в ключе.

 

Ключ № 2

Субшкала

Номера утверждений

Сформированность качества толерантности

 

1. Этническая толерантность

2, 4, 7, 11, 14, 18,21

Для каждой субшкалы:

33 и выше – высоко выраженный показатель (достаточно сформировано качество толерантности)

21 - 32 – средне выраженный показатель (не достаточно сформировано качество толерантности)

20 и ниже – слабо выраженный показатель (не сформировано качество толерантности)

2. Социальная толерантность

1,6, 8, 10, 12, 15, 16, 20

3.  Толерантность как черта личности

3, 5, 9, 13, 17, 19, 22

 

Таблица «Индекс толерантности»

Группа № _____

№ п/п

Ф.И. студента

Уровень толерантности

(количественный показатель)

Сформированы ли у студента:

(качественный показатель)

Этническая толерант-ность 

Социальная толерантность

Толерантность как черта личности

Низк.

Средн.

Высокий

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

результаты свидетельствуют о высокой интолерантности (нетерпимости) человека и наличии у него выраженных интолерантных установок но отношению к окружающему миру и людям.

 

результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт,  одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

респонденты обладают выраженными чертами толерантной личности, однако авторы отмечают, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), свидетельствуют о размывании у человека «границ толерантности», и это может быть связано, например, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию.

необходимы консультации с социальным педагогом, психологом по предупреждению интолерантных установок, усиление социального контроля за поведением подростка и организация индивидуальной работы по формированию толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи

требуется повышенное внимание со стороны педагогов, психологов и социальных работников образовательного учреждения по предупреждению интолерантных установок, формированию, привитию, пропаганде толерантности и профилактике экстремизма среди  молодежи

может участвовать в тематических лекционных и практических занятиях по пропаганде толерантности и профилактике экстремизма среди молодежи