Цели, методы и принципы воспитания.

  • Руководства для учителя
  • Семинары
  • Особые потребности
  • docx
  • 08.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленный методический материал может быть использован при решении различных вопросов, связанных с социализацией школьников в процессе их воспитания, а также для решения проблемных вопросов при работе с детьми особой категории, то есть с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет полезен в работе учителей предметников, специалистов психологов, в работе классных руководителей.
Иконка файла материала цели воспитания.docx
Цели, методы и принципы воспитания. Целью   воспитания  учащихся   является   воспитание,   социально­ педагогическая   поддержка   становления   и   развития   высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Процессы воспитания и социализации учащихся протекают параллельно. Эти два процесса направлены на становление личности, обретение человеком своего места в жизни, пути социального самоопределения. На   процесс   воспитания   оказывают   влияние   много   факторов: образовательное учреждение, иерархия общественных ценностей окружающая природная   среда,   семья,   вуз,   искусство   и   средства   массовой   информации, детские   и   молодежные   организации,   повседневная   профессиональная деятельность. Содержание процесса воспитания состоит из целей, методов и средств, применяемых в воспитательном процессе, а также из достигнутых результатов. Цели   воспитания  –   ожидаемые   изменения   в   человеке   (или   группе людей),   осуществленные   под   воздействием   специально   подготовленных   и планомерно   проведенных   воспитательных   акций   и   действий.   Направление воспитания определяется единством цели и содержания.  Для   достижения   вышеуказанной   цели   в   воспитательном   процессе применяются различные методы воспитания. В   процессе   профессиональной   деятельности   педагог   осуществляет выбор     и   применяет   методы   воспитания   в   зависимости   от   существующих условий и возможностей. На выбор  методов воспитания влияют возрастные и индивидуальные   особенности   учащихся,   их   интересы   и   потребности, социальное окружение,  а так же собственные возможности  педагога. Эффективно   организованный   воспитательный   процесс   приводит   к Самовоспитание  формированию способности человека к самовоспитанию.   –   процесс   усвоения   человеком   опыта предшествующих   поколений   посредством   внутренних   душевных   факторов, обеспечивающих   развитие.   Воспитание,   если   оно   не   насилие,   без самовоспитания   невозможно.   Их   следует   рассматривать   как   две   стороны одного   и   того   же   процесса.   Осуществляя   самовоспитание,   человек   может самообразовываться. Самообразование  –   это   система   внутренней   самоорганизации   по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.Самообучение  – это процесс непосредственного получения человеком опыта   поколений,   благодаря   собственным   устремлениям   и   выбранным средствам.  Педагогика   описывает   внутренний   духовный   мир   человека,   его способность   самостоятельно   развиваться   в   данных   понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение». Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь условия, средства их пробуждения, приведения   в   действие.   Философы,   педагоги,   психологи   утверждают,   что именно   в   душе   человека   заложены   движущие   силы   его   развития.   Таким образом,  самовоспитание   –   деятельность   человека,   направленная   на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями,   сложившимися   идеалами   и   убеждениями.  Самовоспитание предполагает   определенный   уровень   развития   личности,   ее   самосознание, способности к анализу – при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Согласно ФГОС, воспитание в образовательной организации  необходимо проектировать через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой происходит  присвоение (а не просто узнавание)  ценностей учащимися.  Воспитательная   работа     в   образовательной   организации     является главным   аспектом   организации   грамотного   взаимодействия     педагогов   и учащихся, а так же с другими субъектами социализации.   Обогащение   внутреннего   мира   ребенка   –   важная   задача   каждого педагога   индивидуально   и   педагогического   коллектива   в   целом.   Процесс воспитания  будет  эффективным  в  том  случае, если  он  будет  многогранно охватывать и пронизывать все виды деятельности:    досуговую, трудовую и др.).  учебную (в границах разных образовательных дисциплин)   коммуникативную, внеурочную   (художественную,   спортивную, Ценностно­нормативная   основа   взаимодействия   общеобразовательных учреждений   с  другими   субъектами   социализации  ­   семьёй,  общественными организациями, учреждениями дополнительного   образования,   культуры   и   спорта,   средствами   массовой информации   отражена     в   Концепции   духовно­нравственного   развития   и воспитания   личности     которая   является методологической основой  ФГОС. гражданина   России, объединениями,     религиознымиВоспитание   представляет собой ценностно­ориентированный процесс. Следовательно, воспитание и социализация являются главными процессами, которые  влияют  на  становления личности ребенка. В процессе социализации происходит усвоение человеком  социального опыта   посредством   вхождения   в   социальное   окружение,   установления социальных   связей,   принятия   ценностей   различных   социальных   групп   и общества   в   целом,   активного   воспроизводства   системы   общественных отношений. Социализация  –   это   процесс   приобщения   индивида   к   социуму, включения его в общественную жизнь, обучения поведению в коллективах, утверждения   себя   и   выполнения   социальных   ролей;   это   процесс   усвоения человеком   определенной   системы   знаний,   норм   и   ценностей.   Причем социализация протекает как стихийно в результате воздействия на человека его   окружения   –   будь   то   средства   массовой   информации,   телевидение   и определенная   социальная   среда,   –   так   и   целенаправленно,   благодаря планомерному   сознательному   воздействию   на   молодого   человека   с   целью достижения   желаемого   влияния   и   результата.   Сочетание   обоих   вариантов: стихийного   и   целенаправленного,   –   нацелено   на   то,   чтобы   индивид приобщился к культуре и стал полноправным, полноценным членом общества. Процесс воспитания и социализации  реализуется на основе следующих принципов: Аксиологический   принцип    характеризуется   формированием   у Принцип   ориентации  на   идеал   предполагает   1.   проектирование воспитательного   процесса   с   учетом   определённых   идеалов,   которые отражаются в истории России, в различных культурах (религиозная культура, культура традиций народов мира). 2. учащихся группы ценностей. 3. Принцип   следования  нравственному   примеру  ориентирован   на формирование у детей нравственного поведения. Особый пример   духовно­ нравственного   развития     для   учащихся   имеет     личность   педагога,   его нравственная сторона. 4. Принцип диалогического общения  со значимыми другими   является особо   важным   для   подростков.   Поиск   смысл   жизни,   а   так   же   выработка личностью собственной системы ценностей невозможно миновать  диалоговое общение. 5.   Идентификация   в   сочетании   со следованием   нравственному   примеру   формирует     нравственную   сторону личности, способствует развитию собственных нравственных обязательств. Принцип   идентификации.Принцип полисубъектности  воспитания и социализации. Применение 6. данного   принципа   в   воспитательном   процессе   возможно   при   условии социально­педагогической   деятельности   различных   субъектов:   учреждений системы дополнительного образования, школы, семьи, учреждений культуры и спорта   и   др.   деятельность   образовательного   учреждения,   педагогического коллектива   образовательного   учреждения   в   организации   социально­ педагогического партнёрства должна быть ведущей,  и определять ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации  учащихся. 7. проблем.  8. Принцип системно­деятельностной организации воспитания.  Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках   программы   их   духовно­нравственного   развития   и   воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей.  Принцип  совместного решения  личностно   и   общественно   значимых Системно­деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию   подростковых   сообществ   от   мира   старших   и   младших   и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию.  Образовательному   учреждению   как   социальному   субъекту   ­   носителю педагогической   культуры   принадлежит   ведущая   роль   в   осуществлении воспитания   и   успешной   социализации   подростка.   Задача     педагогического коллектива   образовательного   учреждения   ­   создать   оптимально благоприятные   условия   организации     учебно­воспитательного   процесса, которые   направлены  на   формирование   социально   активной,   физически здоровой,   толерантной,   творческой   и   трудолюбивой   личности,   способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира. Результаты вышеуказанного процесса  отражаются в трёх уровнях: Первый   уровень  результатов   предполагает   приобретение   учащимися социальных знаний и первичного понимания социальной реальности и повседневной   жизни.   Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое значение   имеет   взаимодействие   учащегося   со   своими   педагогами   как значимыми   для   него   носителями   положительного   социального   знания   и повседневного опыта. Второй   уровень  результатов   предполагает   получение   детьми   опыта переживания   и   позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательной организации. Именно в такойблизкой   социальной   среде   ребенок   получает   (или   не   получает)   первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий   уровень  результатов  характеризуется    получением   учащимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме,   за   пределами   своей   образовательной   организации,   для   других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, подросток действительно становится (а не просто узнает о  Важнейшим   аспектом том, воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ребенка.   как   стать)   социальным   деятелем.