ЦЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
Оценка 4.6
Научные работы
doc
Междисциплинарный 5
Взрослым
08.05.2019
В Частной образовательной школе "Исток" уже давно пришли к выводу,что дополнительное образование один из составляющих факторов в воспитании и развитии учащихся.Чем больше ребенок сможет усвоить дополнительных знаний,тем легче ему будет определиться в современном мире с выбором жизненного пути,а это очень сложный выбор.
Статья Курмашова СН Исток777.doc
ЦЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
в РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
Курмашова Светлана Николаевна
Частная общеобразовательная школа «Исток», г. Усть
Каменогорск
Демократизация и гуманизация системы образования в Казахстане
позволили рассматривать дополнительное образование как сферу,
объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и
развитие. Оно потенциально располагает богатыми социально
педагогическими возможностями по развитию творческих
способностей и реализации интересов детей. Дополнительное
образование детей имеет значительный педагогический потенциал:
выступает как мощное средство формирования мотивации развития
личности; в процессах дополнительного образования неисчерпаемы
возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что
благотворно сказывается на воспитании и укреплении его личностного
достоинства. Дополнительное образование, исходя из своего
своеобразия, стремится к органичному сочетанию видов организации
досуга с различными формами образовательной деятельности и, как
следствие, формированию конкурентоспособной личности .
Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко
распространен, и является составной (вариативной) частью общего
образования, сущностно мотивированным образованием, позволяющим
обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и
творчестве,
максимально реализовать себя, самоопределяться
профессионально и личностно.
Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании
многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной
ориентации. Дополнительное образование детей многообразно,
разнонаправлено. Ценность дополнительного образования детей в том,
что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и
помогает ребятам в профессиональном самоопределении,
способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. О необходимости дополнительного образования в школе
нет смысла никого убеждать. Чем больше ребѐнок сможет усвоить
дополнительных знаний, навыков, тем легче ему будет определиться в
жизни, в профессии, тем менее он будет уязвим в наше время — время
постоянных перемен.
Заполняя свободное временное пространство учащихся, школа
стремится оградить их от праздного ничегонеделания, от опасных
соблазнов уличного воспитания преступных группировок, наркомании
и т.д. Мы хотим увлечь детей делами интересными, плодотворными,
дающими широкие перспективы в будущем. Поэтому так важно умело
использовать огромные возможности дополнительного образования,
благодаря которому ученик действительно получает возможность
самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой
собственный образовательный путь.
В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети
формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие,
получают практические навыки, необходимые для жизни в социуме,
развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе
сверстников, а значить учатся сотрудничеству и сотворчеству. Процесс
творчества развивает и обогащает личность, раскрывает ее таланты и
духовный потенциал. Правильно организованное пространство
творческой деятельности формирует культуру личности, умение
видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.
Дети, получившие помимо общего, еще и дополнительное образование,
как правило, имеют больше возможностей полноценно прожить
детство, реализовать свой творческий потенциал. Сегодня и детям, и
родителям важно, чтобы система дополнительного образования вместе
со школой активно помогала ребенку не только проявить, развить свои
способности, но и сделать правильный выбор своей профессии.
В педагогическом коллективе школы «Исток» решили создавать
в среду, которая воспитывала бы и развивала детей. «Ребенок учится
тому, что видит у себя в дому» — говорит народная мудрость. Значит,
создание в школе среды, способной отвлечь от улицы, от любого негативного воздействия извне, способной воспитать полезные
привычки и сформировать модели поведения ,а также комплексный
подход к созданию благотворной обстановки не только во время
учебных занятий, но и во внеурочное время особенно актуальная
задача .
Следовательно, организовать свободное время с пользой для развития
и воспитания детей — задача педагогов школы . А путеводные
положения, отвечающие специфике дополнительного образования,
которыми руководствовался учредитель школы ,следующие:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть
те, которые ещё не нашли своего дела.
2. Взаимное превосходство: если у когото получается хуже, чем у
других, значит чтото должно получиться лучше – это «чтото» нужно
искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может
считаться окончательным.
4. Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха
для всех детей на каждом занятии.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время,
соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно
обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
учащиеся во
В частной общеобразовательной школе «Исток»
внеурочное время могут развивать свои способности и реализовать
свой творческий потенциал. Для этого в школе работает «Развивающий
центр», в котором предусмотрены занятия в следующих студиях: ИЗО,
Хореографии, Театр песни и Спортивных игр.
На занятиях в ИЗО – студии разработаны различные способы действия
с художественными материалами. Так, смешивание и разбрызгивание
красок, размазывание по поверхности бумаги пластилина используется
при работе с детьми. Рисование для ребенка радостный,
вдохновенный труд к которому не надо принуждать. Но очень важно поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые
возможности изобразительной деятельности при работе с различными
материалами.
Нетрадиционное рисование расширяет сферу
возможностей ребенка, развивает воображение, фантазию, раскрывает
креативные возможности
и
многообразие окружающего мира.
школьника почувствовать красоту
Занятия хореографией чрезвычайно полезны для ребенка,
способствуют его физическому, нравственному, эстетическому
развитию дети раскрывают для себя все традиции, нравы, обряды,
характер различных народов, и их образ жизни, культуру.
Хореография у ребенка является дополнением и продолжением его
реальной жизни, обогащая ее. Занятия этим искусством приносят ему
такие ощущения и переживания, которых он не мог бы получить из
какихлибо иных источников.
выразительнее,
В процессе занятия хореографией дети овладевают танцевально
плясовыми движениями, знакомятся с различными видами танца: от
русского народного до современного. Их движения становятся
правильнее,
улучшается речедвигательная
координация. Занятия танцем не только учат понимать и создавать
прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию,
формируют правильную осанку, прививают основы этикета и
грамотной манеры поведения в обществе. На таких занятиях ребёнок
не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и
будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это
именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться,
показать окружающим, как он видит этот мир.
На занятиях в «Театре песни» педагог старается повысить уровень
певческих навыков,
способствовать развитию артикуляции,
музыкальных способностей и музыкальной культуры.
Цель студии – развитие музыкального вкуса и эмоциональной
отзывчивости. Всем известно, что основы музыкального развития и
любовь к искусству формируются в детском возрасте и создают фундамент музыкальной культуры человека. Благодаря проведенным
мастерклассам
мы увидели творческий подход музыкальных
руководителей в организации дополнительного образования в рамках
кружковой работы.
Студия художественноэстетического
направления позволяет раскрыть музыкальные таланты детей,
проявить индивидуальность и способность к самовыражению.
Так же в школе работает студия спортивных игр. Она ориентирована
на развитие ребенка, приобщение его к культуре здорового образа
жизни, воспитание спортивного резерва нации. Каждый второй
школьник систематически занимается физической культурой и
спортом.
на уроках.
аккуратность,
На занятиях по самоподготовки усваивается тот материал, который
изучили
Успешность зависит от атмосферы
сотрудничества, взаимопомощи, заинтересованного отношения к
действиям каждого ребенка, как со стороны педагога, так и со стороны
коллектива. В связи с этим воспитанники чувствуют себя составной
частью объединения единомышленников, что оказывает влияние на
формирование таких положительных личностных качеств, как:
самостоятельность,
стремление
завершить начатое до конца. Таким образом целью дополнительного
образования является разностороннее развитие детей и, как следствие
этого, успешная адаптация в самостоятельной жизни. Данный
результат служит своеобразным ориентиром деятельности педагога,
осуществляющего дополнительное образование.
ответственность,
Таким образом, дополнительное образование способно решить целый
комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
обеспечить каждому ученику
ситуацию успеха; содействовать
самореализации личности ребенка и педагога. Конечно, далеко не все
школы способны сегодня решать эти задачи. Однако совершенно
очевидно и то, что наступило время, когда нельзя рассчитывать только
на учебный процесс. Его эффективность в обеспечении современного
― качества образования не безгранична, особенно в рамках классно
урочной системы.
Пора преодолеть стереотип восприятия
дополнительного образования как второстепенного и понять, что оно
объективно обладает возможностью объединять в единый процесс
обучение, воспитание и развитие ребенка.
Исследования современных авторов доказывают, необходимость
включения детей с особыми образовательными потребностями в
различные виды внеурочной физкультурноспортивной, социально
бытовой,
туристкокраеведческой,
технической, трудовой активности. ( В.М. Мозговой, Е.Д. Худенко и
др.)
экологобиологической,
В свое время еще А.С.Макаренко указывал, что развитию творческих
возможностей школьника способствует возможность проявить свои
умения на кружковых занятиях, где дети могут показать
неповторимость изделий, созданных своими руками.
ЛИТЕРАТУРА
1 Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их
творческого развития: Дис. … канд. пед. наук. Москва, 1998. – 147 с.
2 Скачков А.В. Дополнительное образование как социально
педагогическая проблема: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ростов
н/Д, 1996. – 24 с.
3 Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога в
условиях совершенствования дополнительного образования детей:
Автореф. дис. … дра пед. наук. – Казань, 1999. – 34 с.
4 Дорожкина Л.А. Сущность внешкольного воспитания // Менеджмент
в образовании. – 2003. № 4. С. 1830.
5 Жамадилов Н.Д. Позаботимся о нашей опоре и надежде. – А.:
Современное столичное образование. – 2004. №3. – С.2529.
6 Закон Республики Казахстан «Об образовании»// Электронный
справочник «Законодательство РК». – Алматы: Юрист, 2004. 7. http://stranamasterov.ru/
8. http://stranamasterov.ru/user/105496
ЦЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
ЦЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
ЦЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
ЦЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
ЦЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
ЦЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
ЦЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.