Ценностный кризис: феномен потребительства
Оценка 4.8

Ценностный кризис: феномен потребительства

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +2
Взрослым
17.02.2018
Ценностный кризис: феномен потребительства
В статье рассматривается феномен потребительства, проводится психологический анализ его содержания. Описаны существующие формы потребительства, а именно: вещизм, собственничество, ориентация на те виды престижа, которые связаны с потребительским соперничеством, утилитаристский индивидуализм, социальный паразитизм и праздный стиль жизни. Показана взаимосвязь формирования потребительства с кризисом ценностей.
Сельцова И.А. Ценностный кризис.docx
И.А. Сельцова г. Гродно, Республика Беларусь Кризис ценностей ЦЕННОСТНЫЙ КРИЗИС: ФЕНОМЕН ПОТРЕБИТЕЛЬСТВА Современное   общество,   в   большей   степени,   является   обществом,   где потребление, занимает лидирующие позиции. Потребление решающим образом влияет   на   процесс   производства,   и   становится   преобладающим   социальным процессом, оно начинает доминировать в социальных отношениях и приводит к изменению этих отношений. Предметы   потребления   –   это   определённые   материальные   объекты (явления,   события),   продукты   производства,   различные   товары   и   услуги. Потребители покупают продукты не только из практических соображений, но и из­за их символического значения. Это символическое использование продуктов служит наиболее простым способом заявить о своем собственном статусе [1]. Предметы потребления становятся знаками­признаками, посредствам которых передаётся   информация   об   их   владельце.   Именно   в   таком   контексте материальные блага конструируют общественную культуру. Происходит замена материальных   благ   их   символическими   значениями, материальных ценностей в ценности духовные, и наоборот.    трансформация По   мнению   Э.   Фромма,   потребление   содержит   в   себе   противоречивые свойства, а именно, обладание всё большим количеством материальных благ, снижает ощущение тревоги, добавляет уверенности в завтрашнем дне, однако, с другой   стороны,   формируется   стойкая   зависимость   от   потребления,   так   как имеющиеся   в   наличии   материальные   ценности   перестают   приносить удовлетворение [7]. 1 Для удовлетворения физиологических потребностей индивиду требуется не   так   много:   наличие   кислорода,   воды,   пищи.   Стремление   приобрести определённый социальный статус также имеет свои пределы. Но, как отмечает Ж.   Бодрийяр,   манипулирование   знаками­признаками   делает   невозможным полное удовлетворение потребности в обладании благами, а «потребительскую игру» ­ бесконечной. Именно тогда, когда процесс бесконечного приобретения всё   новых   товаров,   благ,   услуг,   становится   истинной   целью   человеческой деятельности, высшей ценностью, возникает явление потребительства.. Потребительство   определяется   изменением   отношения   к   ценностям. Истинные ценности замещаются знаками­признаками, измеряются материально, подлинное   их   содержание   заменяется   символическим.   Потребительство многолико, и может выступать в различных формах. В.В. Спасенников выделяет следующие формы потребительства:  «вещизм»; собственничество; ориентация на   те   виды   престижа   в   потреблении,   которые   связаны   с   потребительским соперничеством,   тщеславием;   утилитаристский   индивидуализм;   социальный паразитизм и праздный стиль жизни и т.п. Так, форма потребительства, связанная с односторонней зависимостью от вещей и безудержным желанием их приобрести получила название «вещизма». «Вещизм» (или культ вещей) трактуется как чрезмерная привязанность человека к вещам, которая раскрывается в стремлении накапливать вещи и заботиться о них [4, с. 24].  В   пристрастии   к   вещам   человек   часто   перестаёт   замечать,   как   вещи начинают   господствовать   над   чувствами   и   вырабатывать   душевную   глухоту, безразличие   к   окружающим.   Характерно,   что   эта   зависимость   от   вещей переживается человеком как подлинная свобода. Процесс отчуждения уже не проявляется на субъективном уровне. Психологический аспект вещизма заключается именно в том, что индивид начинает идентифицировать себя с определёнными предметами, окружающими 2 его, полностью подчиняясь их влиянию. В свою очередь и других людей, он также   оценивает   преимущественно   по   вещам.   В   данном   случае   ценность человеческой личности определяется ценой имеющихся у него вещей. Нормы межличностных отношений при этом существенно изменяются, так как взгляды на основные нравственные ценности: добро, зло, свобода, справедливость и т.д., деформируются. Существуют   и   другие   формы   проявления   потребительства,   например, собственничество. Данная форма потребительства характеризуется желанием, обладать,   быть   хозяином   чего­то,   властвовать   над   кем­то,   приобретать имущество и распоряжаться им. По большему счёту, иметь необходимую для комфортного   проживания   собственность,   это   вполне   нормальное   стремление каждого человека. Но как только обладание собственностью берётся за основу для   оценки   людей,   определяет   степень   уважения   к   другим,   оно   становится необходимым   атрибутом   и   для   самоуважения.   То   есть   ценность   себя,   как заслуживающего уважения человека, и ценность других напрямую зависит от наличия (либо отсутствия) собственности.  Проживая   в   обществе,   индивид,   так   или   иначе,   относит   себя   к определённому   классу.   Для   того   чтобы   чувствовать   себя   комфортно,   ему необходимо обладать таким же количеством материальных благ, каким владеют представители данного класса, а ещё лучше – немного большим [5]. Но даже когда   человек   достигает   желаемого   уровня   благосостояния,   стремление приобретать собственность не угасает, а напротив, приобретает ещё больший размах, так как достигнутый уровень перестаёт приносить удовлетворение.  Строго   говоря,   термин   «собственничество»   может   употребляться   для того,   чтобы   обозначить   любую   тенденцию   приобретать   и   владеть   правом собственности на имущество, вещи. Однако данными «вещами» могут являться и   люди.   Фактически   этот   термин   часто   используют,   когда   хотят   описать 3 тенденцию   властвовать   над   другими,   полностью   контролировать   их   жизнь, обращаться с другими людьми как будто они их собственность.  Бурганов А.Х. отмечает, что человек, который всю жизнь потакал своему собственничеству,   неотвратимо   становится   язвительным,   тревожным   и несчастным. Постоянная эмоциональная зависимость от объектов собственности отнимает у него силы, влияет на ощущение счастья и свободы [2]. Ориентация   на   те   виды   престижа   в   потреблении,   которые   связаны   с потребительским   соперничеством,   тщеславием,   также   является   формой потребительства, которая выражается в покупке наиболее дорогих предметов или   приобретении   благ,   количество   которых   явно   превышают   личные потребности.   На   первый   взгляд,   все   это   выглядит   как   совершенно нерациональное использование ограниченных ресурсов, «излишнее» потребление и, более того, как бездумное расточительство. Но в действительности подобные практики   формируют   публичные   доказательства   платежеспособности   и исполняют   роль   маркеров   более   высокого   социального   статуса   индивида.   Т. Веблен назвал подобное поведение демонстративным потреблением [3].  Термином   потребительство   называют   утилитаристский   индивидуализм, обращённый на достижение прямой выгоды за счёт других людей и общества в целом.   Особенностью   индивидуалистической   ориентации   является   желание человека к умножению исключительно собственных выгод без оглядки на других людей.  Индивидуализм (от лат. individualis – нерасчленимый) – данное понятие обозначает   признание   приоритета   интересов   индивида   над   общественными интересами, а также его блага, его свободы и личностного развития в качестве высшей   цели,   по   отношению   к   которой   социальные   институты   и   группы являются средством или условием ее достижения. Как   убеждение   и   жизненная   идеология   индивидуализм   зарождается вследствие   обособления   от   социальной   группы,   "осознания   им   своей 4 индивидуальной   или   персональной   определённости   в   отношении   природы, божества, сообщества и в процессе осмысления ценности индивида самого по себе как рационального, автономного и самоопределяющегося существа" [8, с. 164].   Индивидуализм   часто   проявляется   в   эгоизме.   Социальные   отношения имеют  такую   природу,  что   одинаково   законные  личные   интересы,  отдельных индивидов, также как и интересы отдельных групп, периодически вступают в противоборство друг с другом. И это считается нормальным. Проблема состоит в том, каким способом данные противоречия разрешаются. Об эгоизме можно говорить   в   том   случае,   если   удовлетворение   индивидуальных   интересов происходит   в   результате   ущемления   чужих   интересов,   индивидуальных   или групповых. Ещё одна форма проявления потребительства – социальный паразитизм. Социальным   паразитизмом   называют   регулярное,   безвозмездное   присвоение принадлежащих обществу благ насильственным, либо социально обусловленным способом.   Данная   дефиниция   не   раскрывает   в   полной   мере   всю   сложность социального паразитизма.  Социальный   паразитизм  –  это   не  отдельная  личность,  и  не  выделенная группа   личностей,   это   –   явление.   По   сути   своей,   социальный   паразитизм является   духовной   болезнью.   Это   –   установка   жить   за   чужой   счет, паразитировать на здоровье других социальных организмов.  Носителями   паразитарной   идеологии   могут   быть   люди   разной национальности, различного цвета кожи и различного вероисповедания. Но все они, в не зависимости от своей внешности и положения в обществе, несут своим поведением зло. По мнению Таршиса М.Г., носителям социального паразитизма присущи: жестокость, алчность, хитрость и скрытность [6].  Цель социальных паразитов – получить доход. Коренное же их отличие от позитивной, благородной деятельности заключается в том, что вся их стратегия строится не на благе и созидании, а на разрушении.  5 Как   видно   из   вышеизложенного,   потребительство   имеет   различные проявления.   Сущностью   потребительства   как   образа   жизни   является бесконечный цикл желаний, которые все равно не получат удовлетворения.  В   современном   обществе   индивид   имеет   меньше   поддержки.   Он   более подвержен   стандартизации   и   личностным   кризисам.   В   свою   очередь потребительство   как   образ   жизни,   постоянно   возбуждая   желания,   ставя самооценку и самоидентификацию в зависимость от моды, только увеличивает нестабильность   нашей   жизни.   А   те   желания,   которые   оно   обещает удовлетворить,   порождены,   быть   может,   одним   глубинным   желанием   – желанием стабильности.  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Блэкуэлл,   Д.У.,   Энджел,   Дж.Ф.,   Миниард   П.У.   Поведение потребителей / Д.У. Блэкуэлл, Дж.Ф. Энджел, П.У. Миниард. – СПб.: Питер, 2007. – 943 с.  2.   А.Х.   Гражданское   общество   в   России   как собственничество граждан / А. X. Бурганов // Социологические исследования, Бурганов, 2000. ­ № 1. ­С. 99­106.  3. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. – М.: Прогресс, 1984. – 367 с. 4. Гурова,   О.Ю   Идеология   потребления   в   советском   обществе   / О.Ю. Гурова // Социологический журнал. 2005. № 4. С. 99­115.  5. Залтман,   Дж.   Как   мыслят   потребители.   То,   о   чем   не   скажет потребитель,   то,   чего   не   знает   ваш   конкурент   /   Дж.   Залтман.   –   СПб.: Праймеврознак, 2006. – 384 с.  6. Таршис,   М.Г.   Стихийное   зло   эволюции   /   М.Г.   Таршис.   –   М.: Агропромиздат, 1988. – 238 с.  6 7. 8. Фромм, Э. Иметь или быть / Э. Фромм. – М.: АСТ, 2000. – 448 с.  Этика: Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М.: Гардарики, 2001. – 671 с. 7

Ценностный кризис: феномен потребительства

Ценностный кризис: феномен потребительства

Ценностный кризис: феномен потребительства

Ценностный кризис: феномен потребительства

Ценностный кризис: феномен потребительства

Ценностный кризис: феномен потребительства

Ценностный кризис: феномен потребительства

Ценностный кризис: феномен потребительства

Ценностный кризис: феномен потребительства

Ценностный кризис: феномен потребительства

Ценностный кризис: феномен потребительства

Ценностный кризис: феномен потребительства

Ценностный кризис: феномен потребительства

Ценностный кризис: феномен потребительства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018