Центр для организации предметных и предметно-манипулятивных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого
Выполнила:
воспитатель Полюдова Е.Н.
МАДОУ Детский сад №9 «Алёнушка» г.Бирск
Предметно-манипулятивная игра –это многократно повторяющееся действие с предметом или предметами с помощью зрительно-моторной координации. Такие игры необходимы для детей до 3-х лет, так как предметно-манипулятивная игра – это основной вид деятельности в этом возрасте.
Предметно-манипулятивная игра не имеет конкретной цели, в отличие от сюжетной игры. Для ребенка ценны сами по себе действия, т.е. манипуляции с предметами.
Знакомясь с предметом, ребенок выделяет его качества, признаки и свойства, следовательно, развивается восприятие. Он запоминает предметы, действия с ними и их названия, а значит, развивается память и речь.
Предметно-манипулятивная игра обеспечивает развитие мышления и формирование мелкой моторики рук т.к. пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Развитие мелких мышц, движений рук, в свою очередь влияет на развитие речи, интеллекта.
Манипулирование и экспериментирование с предметами сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями, значит, наряду с предметным происходит эмоциональное освоение мира (удивление или страх перед неизвестным, радость от получившегося и обида от неудавшегося действия…).
Таким образом, в предметно-манипулятивной игре происходит психическое и физическое развитие ребенка.
Предметно-манипулятивная деятельность – это основа таких видов деятельности как труд, игра, изобразительная деятельность. Как и общение предметно-манипулятивная деятельность не исчезает, а органически включается в другие виды деятельности как отдельные действия: например в труде – действия с орудиями труда.
Условия успешного развития предметно– манипулятивной деятельности
1. Создавая условия для развития предметно-манипулятивной деятельности надо учитывать психологические и физические особенности детей раннего возраста:
∼ Восприятие – чувственное. При восприятии органы чувств взаимодействуют, поэтому, завладев предметом, ребенок берет его в рот, стучит им, бросает, трясет его, рассматривает и т.д. При восприятии формы, величины и пространственных отношений всегда взаимодействуют зрение и осязание.
∼ Внимание – неустойчивое, непроизвольное. Трудно сосредотачиваться длительное время на однообразной деятельности. Но в процессе игры могут достаточно долго удерживать внимание на одном объекте. Поэтому занятия строятся в игровой форме с чередованием видов деятельности и объектов внимания.
Маленький объем внимания: одновременно в поле своего внимания удерживают 1 объект.
Поэтому: 1) начинают обучение с действий, требующих соотнесения по одному свойству (только цвет, форма, размер) далее переходят к соотнесению по двум свойствам;
2) Количество объектов в два года – не более двух: двухместные матрешки, доска с двумя прорезями, разрезные на две части картинки;
3) Если убывающая величина – количество элементов сначала равно трём, постепенно увеличивается, но не превышает пяти (вкладыши - формочки, пирамидки…).
К трем годам количество объектов увеличивается.
Воля – низкий уровень развития воли, поэтому общение с другими детьми кратковременно и конфликтно. Играют, действуют не сообща, а рядом друг с другом.
Так как ребенок зависит от внешних стимулов, определяющих его поведение, то поведение ситуативно.
Дети 1-3 лет эмоционально неустойчивы, быстро переходят из одного эмоционального состояния в другое.
Дети 2-3 лет очень активны, они любят много двигаться, бегать, играть в догонялки. Желательно придать таким играм целенаправленный характер, с их помощью ребенок может осваивать пространство и учиться ориентироваться в нем.
2.Еще одно условие для успешного развития предметно-манипулятивной деятельности – постепенное расширение круга предметов, осваиваемых ребенком. В поле зрения ребенка попадают различные предметы, привлекающие его внимание. От взрослого зависит обеспечение богатства, разнообразия и изменчивости предметной среды. Имеются в виду не только специальные дидактические игрушки, но и предметы быта
3. Следующее условие– любое действие осваивается ребенком постепенно.
Внешние свойства предмета должны быть особым образом учтены при выполнении действия с ним, иначе не будет результата. Т.к. сенсорные процессы находятся у ребенка в стадии формировании, то ему трудно осваивать любое действие.
4. Четвертое условие – помощь взрослого. Сначала нужно понаблюдать за ребенком и определить какая помощь и в какой мере ему нужна. Т.е. надо учитывать опыт ребенка. Для этого нужно знать этапы развития предметно-манипулятивной деятельности.
I этап – формирование предметного действия (по Эльконину – 4 стадии):
ν 1 стадия - совместное выполнение действия ребенка со взрослым;
ν 2 стадия - совместно-раздельное выполнение (начинают вместе, заканчивает сам);
ν 3 стадия - выполнение действия ребенком на основе показа взрослым;
ν 4 стадия - самостоятельное выполнение на основе вербальных подсказок и указаний взрослого.
Действие проходит путь от неспецифического использования орудий действия к использованию по назначению (манипуляции→результативные действия (перекладывание, передвигание) → собственно предметные действия (в соответствии с назначением предмета))
II этап – перенос действия: – с одного предмета на другой, – в иную ситуацию.
Перенести в иную ситуацию детям раннего возраста трудно, так как привязаны к определенной ситуации выполнения действия.
III этап – возникновение игровых действий: использование игрушки вместо реальных предметов из мира взрослых и воспроизведение в игре действий.
В игровом центре каждый ребенок может самостоятельно заняться любимой игрой. Для мальчиков- это разные виды и размеры машинок, строительные инструменты. Девочки мечтают стать хорошими хозяйками, модницами и артистками. В игровом центре для них предметы для манипуляторных игр - это сумочки, посуда, наборы для сюжетно-ролевых игр « Больница», «Парикмахерская», «Семья».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.