Цифровая библиотека в помощь учителю при изучении творчества М.Ю. Лермонтова в 9 классе
Составитель Белицкая Е.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ» Шахтерская гимназия»
Изучение творчества М.Ю.Лермонтова в 9 классе занимает одно из главных мест и по объёму, и по значимости. С произведениями писателя школьники знакомятся на протяжении обучения как в начальной, так и в основной школе. Задача учителя литературы в 9 классе не просто подвести итог изучения творчества гения русской литературы, но попытаться воссоздать целостный художественный мир писателя во всем его жанровом разнообразии. В 9 классе изучается широкая палитра лирических стихотворений поэта, а также главное эпическое произведение Лермонтова – роман «Герой нашего времени». Чтобы процесс обучения был более успешным, в помощь учителю предлагаются цифровые видеоматериалы, которые позволят интенсифицировать учебный процесс, расширят спектр возможностей метапредметного образования. Предложенные цифровые ресурсы включают видеопродукты различных жанровых форм: видеоуроки, презентации, клипы, буктрейлеры, скрайбинги, аудиокниги, образцы художественной декламации, документальные материалы. Для расширения культурологической компетентности учащихся в хрестоматию включены песни и романсы на стихи поэтов, художественные фильмы и телевизионные спектакли по изучаемым произведениям. Использованы ресурсы образовательных платформ, сайтов и каналов: LiameloN School, Инфоурок, Скрайбинг и литература, ukazzka, Знайка.ру, audiopedia. Ряд материалов подобран по принципу вариативности, что дает учителю возможность принятия оптимальных решений по отбору и систематизации учебных компонентов. Дан полный перечень всех видеоматериалов в логике учебной программы по литературе, они размещены в таблице с указанием темы и содержания видеопродукта, жанровой принадлежности, тайминга. Здесь же дана электронная ссылка для просмотра в интернете.
Словарь
Анимация – искусственное представление движения в кино, на телевидении или в компьютерной графике путем отображения последовательности рисунков или кадров с частотой, при которой обеспечивается целостное зрительное восприятие образов.
Аудиокни́га – озвученное литературное произведение, записанное на любой звуковой носитель.
Буктрейлер – короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
Вокальное исполнение - вид музыкального искусства, основанный на мастерстве владения певческим голосом.
Видеоинформация – знания относительно фактов, событий, вещей, идей и понятий, зафиксированные на магнитной ленте, кинопленке, фотоснимке или оптическом диске, с которых оно может быть воспроизведено.
Видеокли́п – непродолжительная по времени художественно составленная последовательность кадров. Клипы обычно имеют более «дробный» монтаж, по сравнению с короткометражным кино, и в них более часто используются спецэффекты.
Видеолекция – специально подготовленная учебная видеозапись.
Видеопрезентация – презентация в формате видео, которую можно смотреть на компьютере, телевизоре, экране проектора, в Интернете. Обычно она включает звуковое или музыкальное сопровождение.
Видеоурок – обучающая видеозапись; дистанционная форма обучения, с помощью которой можно изменить классическую форму преподавания.
Мелодеклама́ция – художественное чтение стихов или прозы с использованием музыки. Отличие декламации под фоновую музыку от мелодекламации в том, что в мелодекламации читающий соблюдает ритмику мелодии, под которою идёт чтение.
Скрайбинг – новейшая техника презентации; речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками, получается как бы "эффект параллельного следования", когда мы и слышим и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах аудиоряда.
Телевизионный спектакль – оригинальный спектакль, созданный в телевизионной студии, специально для телевидения и по его законам.
Фрагмент – часть произведения искусства, отрывок художественного создания.
Художественная декламация – выразительное чтение художественных произведений; искусство выразительного произнесения стихов и прозы.
Художественный фильм – произведение киноискусства, , воплощённое в сценарии и интерпретируемое режиссёром, которое создаётся с помощью актёрской игры.
1 |
М.Ю.Лермонтов. |
видеоурок |
https://www.youtube.com/watch?v=MEEFV4vS87M&t=1s |
8.02 |
2 |
Лермонтов, загадки биографии. |
видеопрезентация |
https://www.youtube.com/watch?v=v-bZeWz1wpI&t=1450s |
28.47 |
3 |
5 фактов о Лермонтове, о которых не знали в школе. |
видеоинформация |
https://www.youtube.com/watch?v=h41yZJ3jucM |
1.52 |
4 |
Основные темы творчества М.Ю. Лермонтова . |
видеоурок |
https://www.youtube.com/watch?v=fbZUN_NXCJY&t=2s |
9.05 |
|
Стихотворения Лермонтова: |
|
|
|
5 |
«Когда волнуется желтеющая нива». |
художественная декламация |
https://www.youtube.com/watch?v=fgkwoVMWgtA |
1.25 |
6 |
«Когда волнуется желтеющая нива». Анализ. |
видеопрезентация |
https://www.youtube.com/watch?v=Ja8TIc9y_PY |
2.30 |
7 |
«Смерть Поэта». |
видеоклип |
https://www.youtube.com/watch?v=8sYaA7qAfMU |
7.43 |
8 |
«Родина». |
художественная декламация |
https://www.youtube.com/watch?v=SCWSHfkuUwc&t=2s |
4.09 |
9 |
«Дума». |
художественная декламация |
|
|
10 |
«Пророк». |
фрагмент художественного фильма |
https://www.youtube.com/watch?v=UF_tP4MgeYM&t=2s |
3.39 |
11 |
«Поэт». |
художественная декламация |
https://www.youtube.com/watch?v=R5YsvgiBg30&t=2s |
2.36 |
12 |
«Нет, не тебя так пылко я люблю...». |
художественная декламация |
https://www.youtube.com/watch?v=qlzGr5q_de4 |
0.59 |
13 |
Романс «Нет, не тебя так пылко я люблю...». |
фрагмент художественного фильма |
https://www.youtube.com/watch?v=bBWvz5UUZ0c |
2.29 |
14 |
«И скучно и грустно». |
видеоклип |
https://www.youtube.com/watch?v=UmN7NrfjPZk&t=3s |
1.31 |
15 |
«Нет, я не Байрон, я другой...». |
художественная декламация |
https://www.youtube.com/watch?v=kjCvSgdVIoE |
0.52 |
16 |
«Есть речи значенье...». |
художественная декламация |
https://www.youtube.com/watch?v=ZWbrlixh9KI |
0.47 |
17 |
«Предсказание». |
художественная декламация |
https://www.youtube.com/watch?v=IHw92xyJbM4&t=2s |
1.04 |
18 |
«Нищий». |
видеоклип |
https://www.youtube.com/watch?v=C8CIDSsROjk |
0.35 |
19 |
«Я жить хочу!...». |
художественная декламация |
https://www.youtube.com/watch?v=QvNQinv-cJM |
0.40 |
20 |
«Герой нашего времени». История создания. Композиция . |
видеоурок |
https://www.youtube.com/watch?v=mZ38eLaIjJI |
7.07 |
21 |
«Герой нашего времени». Краткое содержание. |
скрайбинг |
https://www.youtube.com/watch?v=lcOvyC7pKrk&t=2s |
7.29 |
22 |
«Бела». |
художественный фильм |
https://www.youtube.com/watch?v=MA68lolYFRM |
107.06 |
23 |
Встреча Максим Максимыча и Печорина. |
фрагмент фильма |
https://www.youtube.com/watch?v=wGvW5-pJ-Fo |
2.30 |
24 |
Княжна Мери». |
телеспектакль |
https://www.youtube.com/watch?v=2S6w7h9Kdvo |
87.27 |
25 |
«Тамань». |
художественный фильм |
https://www.youtube.com/watch?v=5lq7WTcXcT0 |
60.39. |
26 |
«Фаталист». |
аудиокнига |
https://www.youtube.com/watch?v=gYFwiBAPG_s |
26.47 |
27 |
Буктрейлер романа «Герой нашего времени» |
буктрейлер |
https://youtube.com/watch?v=9A_VDGZKFSE |
2.46 |
28 |
Лермонтов. Сложность Печорина в «Герое нашего времени». Русская классика. Начало |
видеолекция |
https://youtube.com/watch?v=uHdbunU0G6k |
15.21 |
29 |
Герой нашего времени- Лермонтов, Печорин и не только. Жизнь фаталиста |
видеолекция |
https://youtube.com/watch?v=iVU9pL0cf6s |
32.24 |
30 |
Лекция «Как устроен „Герой нашего времени”» |
видеолекция |
https://youtube.com/watch?v=-ArzgPZZV4A |
50.42 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.