Секция 1: Цифровые перспективы в системе общего и инклюзивного образования
Коньякова Е.В
студент Павлодарского педагогического университета , г. Павлодар.
Осипова С.В
научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент, профессор ППУ г.Павлодар
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: В статье рассмотрена проблема формирования цифровых компетенций младших школьников. Цель статьи: повышение цифровой грамотности у младших школьников, расширение их представлений о возможностях интернета , об стиле жизни и об особенностях цифрового поколения, о воздействии интернета на развитие детей.
Resume: The article deals with the problem of the formation and development of digital competencies in primary school students.
Purpose of the article: increasing the digital literacy of school teachers, expanding their ideas about the possibilities of the Internet, about the lifestyle and features of the digital generation, about the impact of the Internet on the development of children.
Аннотация: Мақалада бастауыш сынып оқушыларының цифрлық құзыреттіліктерін қалыптастыру және дамыту проблемалары қарастырылған.Мақаланың мақсаты: мектеп мұғалімдерінің цифрлық сауаттылығын арттыру, Интернеттің мүмкіндіктері туралы, сандық ұрпақтың өмір салты мен ерекшеліктері туралы, Интернеттің балалардың дамуына әсері туралы түсініктерін кеңейту.
Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровая компетентность, интернет, информационные технологии , компонент.
Key words: digital literacy, digital competence, internet, information technology, component.
Түйінді сөздер: сандық сауаттылық, сандық құзыреттілік, интернет, ақпараттық технологиялар, компонент.
Цифровая грамотность - важный элемент способностей обучающихся в современной жизни, а цифровая грамотность преподавателя основное условие безопасности
ребенка. В прогрессивной общественности повсевременно происходят изменения. Эти изменения стали предпосылкой того, что поменялись цели современного образования, произошли перемены в работе преподавателя и учеников, обновилось содержание образования. Педагоги понимают важность происходящего, что необходимо отступить от стандартных средств, форм, методов и приѐмов работы. С возникновением современных информационно-коммуникационных технологий у детей возникла возможность свободного доступа к информации и знаниям. Они умеют свободно пользоваться не только домашним компьютером, но и гаджетами разного вида и легко совмещают реальность и виртуальность. Становится все более очевидным, что необходимое условие для модернизации школы - это подготовка будущих учителей, которые обладают цифровой компетентностью и умело используют ее для формирования цифровой грамотности у своих учеников. Для этого необходимо развивать познавательный интерес, способности у младших школьников к ИКТ. Появилась необходимость в специальной подготовке участников педагогического процесса по проблеме реализации цифровых технологий, так как уже никто не сомневается в том, что использование Интернета сейчас – неотъемлемая часть образа жизни подрастающего поколения. Младшие школьники владеют цифровой практикой примерно на треть от их возможного уровня. Большинство из них приобрели навыки использования Интернета самостоятельно.
Повышение цифровой грамотности учителей и младших школьников, расширение их возможностей в использовании интернета, учет особенностей цифрового поколения и влияние интернета на развитие детей – приоритетное направление работы в начальной школе.
Понятие цифровая грамотность – набор познаний и умений, которые нужны для безопасного и действенного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Цифровая грамотность служит катализатором развития, так как способствует самообразованию и приобретению принципиально актуальных способностей.
В настоящее время цифровая грамотность изучается как нужный элемент способностей обучающихся в современной школе. Она оказывает полезное действие на формирование остальных базисных способностей и компетентностей обучающихся. Цифровая грамотность способствует успешному обучению: младшие школьники легче получают доступ к информации по возможности того, как растет объем базы данных цифровых хранилищ, а это смягчает доступ по сравнению с работой с традиционными, бумажными ресурсами обучения.
В мире цифрового общества и цифровизации обучения задача формирования и развития цифровых компетенций у обучающихся является принципиальной. Одним из главных требований, предъявляемых ГОСО РК начального образования, является формирование умений работы с информацией в начальной школе, приобретение навыков цифровой грамотности школьников, а также навыки безопасного поведения в социуме [1]. Среди многих качеств выпускника начальной школы можно выделить важнейшие: умение действовать в новой ситуации, овладеть цифровой грамотностью, в том числе и коммуникативной.
Использование информационных технологий и ресурсов в начальных классах – одно из условий повышения качества образования. Важнейшей проблемой является формирование компетенций школьников младших классов в области информационной безопасности. По мнению Т.В. Бойко, младший школьный возраст является более продуктивным для развития информационных компетенций и цифровой грамотности детей, так как использование цифровой среды и информационно-компьютерных технологий помогает решить возникающие проблемы в учебном процессе [2, с. 324].
Научиться цифровой грамотности, выйти на максимальный результат возможно только тогда, когда кардинально изменится методика обучения, если будет стимулироваться самостоятельная деятельность ученика, осуществляться ориентировка на развитие личности обучающегося, его познавательных и созидательных навыков. Поэтому: от того, как школа научит и воспитает, подготовит к жизни детей, зависит, каким будет общество в будущем. Таким образом, от современного учителя требуется найти и применить средства, формы, методы и приемы учебной деятельности младших школьников, максимально способствующие формированию цифровой грамотности у детей.
Современное поколение младших школьников относятся к поколению Z, это дети которые родились в цифровую эпоху (с 2003 г.) и с рождения пользуются цифровыми технологиями [3, 5]. Нынешние школьники живут и учатся в цифровой эпохе. Они стремятся к мобильности, у них есть потребность получать информацию в интерактивном, игровом формате, имеют зависимость от Интернета.
С целью выявления цифровой компетенции нами был проведен опрос среди младших школьников 3-4 класс средней школы им. М. Кайырбаева (Павлодарская область, село Актогай). Основным определением в поле нашего зрения было: «Под цифровой компетентностью понимают готовность и способности ребенка уверенно, критично и безопасно выбирать, и применять информационно-коммуникационные технологии в своей жизнедеятельности» [3].
Проводя диагностику, мы спросили у младших школьников: «Как Вы научились пользоваться Интернетом?». Ответы получили следующие: самостоятельно пользоваться научились 41% , это показывает, что умение пользоваться Интернетом оказывается тем умением, которое получено стихийно, то есть методом «ошибок и проб», а 24% опрошенных научили братья или сестры. Деятельность ребенка в социальном мире: большинство детей используют Интернет для просмотра YouTube каналов, 18 % – играют; 7,0% – используют Интернет для поиска информации; 2,2 % - играют в игры, готовятся к урокам, читают статьи и слушают музыку. Таким образом, дети в возрасте 10-11 лет в основном пользуются Интернетом для развлечений и общения. Опрос показал, что у школьников начальных классов имеются слабые представления об информационной безопасности.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- большинство детей начальной школы научились пользоваться Интернетом самостоятельно;
- в цифровую эпоху использование Интернета, средств мобильной связи, электронных устройств и приложений становится необходимым образом жизни школьников, в том числе младшего возраста;
- младшие школьники мотивированы в повышении цифровой грамотности;
-существующий показатель цифровой грамотности младших школьников не обеспечивает грамотное и безопасное использование Интернета;
В результате проведенного опроса, можно сделать вывод о необходимости системного и целенаправленного приобретения цифровых компетенций, в особенности навыков информационной безопасности. С целью предотвращения от потенциальных цифровых угроз и негативного воздействия Интернета необходимо целенаправленно формировать цифровую грамотность у младших школьников. Цифровая безопасность – компонент цифровой грамотности, которую необходимо формировать в начальных классах.
Список используемых источников:
1.Государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]
http://adilet.zan.kz/rus/docs/V1800017669
2. Ельцова О.В. СОДЕРЖАНИЕ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5.
3. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. 2014. №2(14). С.25-31.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.