Цифровые технологии в образовательном процессе профессионльного цикла
Оценка 5

Цифровые технологии в образовательном процессе профессионльного цикла

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
технология
Взрослым
19.12.2021
Цифровые технологии в образовательном процессе профессионльного цикла
В связи с развитием информационных технологий, изменением требований современного рынка труда в настоящее время актуализируется вопрос применения цифровых технологий в образовательном пространстве. Современные работодатели нуждаются в специалистах, свободно владеющих навыками использования электронных технологий в профессиональной деятельности. Цифровые технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, дают широкие возможности для формирования компетентности специалиста. В статье представлено внедрение мною новых информационных технологий, ЦОР, в учебный процесс, что позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Цель статьи заключается в описании личного опыта использования ЦОР на уроках специальных дисциплин, что позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
Тезисы Варфоломеевой Н.И. БРИТ.docx

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Варфоломеева Н.И.,

мастер производственного обучения,

преподаватель специальных дисциплин

направления металлообработки

ГБПОУ «Бурятский республиканский индустриальный техникум»

 

Аннотация. В связи с развитием информационных технологий, изменением требований современного рынка труда в настоящее время актуализируется вопрос применения цифровых технологий в образовательном пространстве. Современные работодатели нуждаются в специалистах, свободно владеющих навыками использования электронных технологий в профессиональной деятельности. Цифровые технологии являются неотъемлемой частью жизни общества, дают широкие возможности для формирования компетентности специалиста. В статье представлено внедрение мною новых информационных технологий, ЦОР, в учебный процесс, что позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Цель статьи заключается в описании личного опыта использования ЦОР на уроках специальных дисциплин, что позволяет разнообразить формы работы, деятельность обучающихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, использование презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, ребусов, различных занимательных заданий, он-лайн тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

Различные цифровые технологии в образовательном пространстве направлены на всестороннее развитие обучающихся, развитие у них практических навыков, повышение мотивации к обучению, а также упрощению и удобству работы преподавателя. Показано, что цифровые образовательные технологии в образовательном пространстве – это необходимое условие для повышения эффективности и результативности учебного процесса.

Ключевые слова: цифровые технологии, инновационные технологии, мотивация, мобильное пространство, онлайн-курс, образовательное пространство, Интернет-ресурсы, онлайн-обучение, учебная работа, обучающийся, преподаватель.

На современном этапе развития общества в различные сферы деятельности человека активно внедряются новации, что требует от людей, во-первых, постоянного развития и совершенствования имеющихся знаний и умений, во-вторых, креативности, творческого мышления и готовности к сотрудничеству, так как рутинная работа все чаще передается ЭВМ. В связи с чем особую значимость приобретают информационно-коммуникационные технологии. Предоставление полной, доступной и достоверной информации – залог успеха в любой сфере деятельности.

Как утверждает Е.А. Кашина: «Изменились требования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию» [3,93].

Новые инструменты расширяют и дополняют возможности человека, использование более сложных инструментов (интернет + поисковые системы + социальные сети) требуют развития все более сложных когнитивных процессов.

Немаловажным является и рост численности молодежи, пользующихся цифровыми ресурсами, что свидетельствует об их повышенном интересе к использованию возможностей современных цифровых технологий. Это создает дополнительный импульс цифровизации образования.

Викисловарь приводит следующую трактовку понятия «цифровизация»: «цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств» [7,56].

А. Марей под цифровизацией понимает: «изменение парадигмы общения и взаимодействия друг с другом и социумом» [4,38].

Уточняя понятие цифровизации, Е.Л. Вартанова, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов отмечают: «это не только перевод информации в цифровую форму, а комплексное решение инфраструктурного, управленческого, поведенческого, культурного характера» [2,103].

Анализируя содержание понятия «цифровизация», можно сделать вывод, что развитие сети Интернет, искусственного интеллекта и гаджетов – это базовые технологии цифровизации, на которых строится продуктивная деятельность. В сфере образования вводятся понятия «цифровизация образования» и «цифровые технологии».

Орлова Л.В. [6,123]. акцентирует внимание на переход к интерактивным видам взаимодействия, она отмечает, что обучающиеся должны иметь возможность самостоятельно получать знания и порождать собственное инновационное знание, тем самым формировать новые компетенции XXI в., которые носят название четыре «К»: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация.

В настоящее время широкое распространение получили такие образовательные технологии, как онлайн-курсы, которые предоставляются ОУ для всех обучающихся. Такие образовательные технологии, как массовые образовательные учебные курсы, применяемые дистанционно, помогают обучаться в любой удобной для обучающихся форме и позволяют получить квалифицированное обучение по конкретному направлению подготовки.

Так, например, мною в системе дистанционного обучения техникума на платформе moodle, разработаны он-лайн курсы по всем, преподаваемым мною учебным дисциплинам [Приложение 1].

 

Таблица 1 – Количество участников он-лайн курсов

Названия курсов

Количество участников курсов

 с марта 2020 г., чел.

Допуски и технические измерения

254

Технология металлообработки на токарных станках

117

Материаловедение

303

Слесарное дело и технические измерения

50

Общие основы технологии металлообработки

45

Охрана труда

86

Черчение, техническая графика

332

ГИА для 15.01.26 «Токарь-универсал»

25

Онлайн-обучение в цифровой образовательной среде предусматривает как синхронное, так и асинхронное обучение. Синхронное онлайн-занятие предполагает электронное взаимодействие учащегося и педагога в конкретное время.

Асинхронные курсы отличаются тем, что педагог выкладывает в Интернет теоретические материалы и различные задания по курсу, а учащиеся работают с информацией в любое удобное для них время. Мне лично импонирует «смешанное обучение», которое предполагает «совмещение реального обучения» лицом к лицу с преподавателем в аудитории и интерактивными возможностями.

Востребованной технологией в настоящее время является технология «мобильное обучение», позволяющая использовать учебную информацию с персональных цифровых устройств (смартфоны, планшеты и т.д.).

Так с сентября 2020 г. у преподавателей нашего техникума появилась возможность использовать облачную систему электронного обучения «Академия-Медиа».

Инновационные технологии облачной системы «Академия-Медиа» позволяют организовать полноценное электронное обучение по широкому спектру обучающих курсов.  Получив доступ  к системе «Академия-Медиа», мы получили  необходимое программное
обеспечение и учебный контент. Для организации электронного обучения
нам требуется лишь персональный компьютер и выход в Интернет! [Приложение 2].

Кроме того, мною активно используется GoogleАккаунт, такие сервисы Google, как: поиск, почта, диск, документ, таблицы, формы [Приложение 3]. Сервис Google ФОРМЫ очень удобен для проведения быстрого он-лайн тестирования, как во время занятия, так и дополнительно, дистанционно. Записи в электронном журнале позволяют оценить активность каждого студента [Приложение 4]. Задание можно выдавать через сгенерированный Q-код [Приложение 5]. Q-коды заданий я распечатываю и при необходимости предлагаю студентам для сканирования, что очень удобно и быстро. Студентам это нравится.

При реализации образовательных программ в рамках цифровой образовательной среды использую «Технологию 1:1», которая предполагает инклюзивное обучение с обеспечением каждого обучающегося персональными техническими средствами обучения (компьютером, ноутбуком, планшетом).

Так для подготовки выпускников по профессии 15.01.33 «Токарь на станках с числовым программным управлением» к проведению демонстрационного экзамена, провожу с ними дополнительные занятия для ознакомления с графическим редактором T-FLEX. При этом каждый обучающийся использует персональный планшет с WI-FI [Приложение 6].

Технология MR – смешанная реальность (MixedReality – MR), где реальный мир связан с виртуальным, и они объединены между собой, может использоваться для решения различных задач и является универсальной. Виртуальная реальность дает возможность проведения видеоконференций, которые обладают наибольшим эффектом по сравнению с веб-конференциями, напоминающими телефонные разговоры [Приложение 7].

В конце 2020 г. нашим техникумом закуплены виртуальные лабораторные работы по таким учебным дисциплинам, как «Материаловедение» и «Технические измерения», что также способствует расширению возможностей обучения с использованием ЦОР. Обучающиеся могут оказаться в виртуальных лабораториях и проводить различные эксперименты, осуществлять взаимодействия с различными объектами и вести наблюдение за естественнонаучными процессами, происходящими и на реальных производствах.

Виртуальный лабораторный комплекс состоит из нескольких лабораторных работ по ключевым вопросам при освоении дисциплин общепрофессионального цикла. Так ВЛК «Материаловедение и технология конструкционных материалов содержит 7 лабораторных работ, а ВЛК «Метрология и стандартизация» – 11 лабораторных работ. В каждой ЛР есть методические указания по выполнению работ, справочный материал и инструкция по снятию виртуальных показаний для заполнения отчета выполнения работы [Приложение 8].

Таким образом, цифровизация образования и использование цифровых технологий изменяет содержание обучения, а также подачу информации, это не только презентации или видео, это уже прямые подключения к информационным сетям, базам данных, форумам. Когда проводятся практические занятия, возможно использование социальных сетей. Актуальными в обучении становятся электронные издания, многие издательства, специализирующиеся на издании учебной литературы, переходят на электронные версии учебников. Цифровые технологии бурно развиваются и обновляются (высокоскоростной Интернет, смартфоны, планшеты и т.п.). Инструменты Web 2.0, блоги, вики, социальные сети; облачные сервисы Google, Office 365 и др. Все это предоставляет неограниченные возможности для доступа к цифровым инструментам.

ЦОР может использоваться на всех этапах обучения: объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

Активное применение мною ЦОР  на занятиях организует практическую подготовку будущих специалистов, и мотивировано это тем, что можно:

1.                  Эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке.

2.                  Виртуально совершенствовать практические умения и навыки обучающихся, без боязни сломать дорогостоящее оборудование.

3.                  Индивидуализировать процесс обучения.

4.                  Активизировать познавательную деятельность обучающихся.

5.                  Развивать творческий потенциал обучающихся.

 

Список источников

1. Андреев А.А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Образование в России. – 2010. – № 8 – 9. – с. 41 – 44.

2. Вартанова Е.Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов. – М.: МедиаМир, 2017. – 160 с.

3. Кашина Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики:  – Екатеринбург, 2017. – 187 с.

4. Марей А. Цифровизация как изменение парадигмы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.bcg.com/ru-ru/about/bcg-review/digitalization.aspx.

5. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 №1632-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf .

6. Цифровая Россия: новая реальность. Аналитический отчет экспертной группы Digital. ООО «Мак-Кинзи и Компания СиАйЭс», 2017. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : www.mckinsey.ru.

7. Цифровизация [Электронный ресурс] // Викисловарь. – Режим доступа: https://ru.wiktionary.org/ wiki/цифровизация.

8. Шваб Д.К. Четвертая промышленная революция [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mybook.ru/author/klaus-shvab/chetvertaya-promyshlennaya-revolyuciya/read/.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Мои он-лайн  курсы в системе дистанционного обучения техникума

 

Приложение 2. Облачная система электронного обучения «Академия –Медиа»

Приложение 3. Сервис Googleаккаунта ФОРМЫ

Приложение 4. Электронный журнал сервиса Googleаккаунта ФОРМЫ

 

Приложение 5. Примеры сгенерированных Q-кодов различных заданий

 

 

 

 

Приложение 6. Обучение с использованием персональных ТСО

 

Приложение 7. Видеоконференция защиты ГИА, июнь 2020 года

 

Приложение 8. Виртуальные лабораторные работы


 

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

Викисловарь приводит следующую трактовку понятия «цифровизация»: «цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств» [7,56]

Викисловарь приводит следующую трактовку понятия «цифровизация»: «цифровой способ связи, записи, передачи данных с помощью цифровых устройств» [7,56]

Так с сентября 2020 г. у преподавателей нашего техникума появилась возможность использовать облачную систему электронного обучения «Академия-Медиа»

Так с сентября 2020 г. у преподавателей нашего техникума появилась возможность использовать облачную систему электронного обучения «Академия-Медиа»

ЦОР может использоваться на всех этапах обучения: объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков

ЦОР может использоваться на всех этапах обучения: объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков

Приложение 2. Облачная система электронного обучения «Академия –Медиа»

Приложение 2. Облачная система электронного обучения «Академия –Медиа»

Приложение 3. Сервис Google аккаунта

Приложение 3. Сервис Google аккаунта

Приложение 4. Электронный журнал сервиса

Приложение 4. Электронный журнал сервиса

Приложение 6. Обучение с использованием персональных

Приложение 6. Обучение с использованием персональных

Приложение 8. Виртуальные лабораторные работы

Приложение 8. Виртуальные лабораторные работы

Цифровые технологии в образовательном процессе профессионльного цикла

Цифровые технологии в образовательном процессе профессионльного цикла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2021