Региональный этап Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост»
Администрация города Управление образования МО «Город Березники»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дом детского и юношеского туризма и экскурсий»
Номинация: «Школьные лесничества: учебно-методический комплекс и его элементы»
Цикл профессиональных проб
Хранители леса
Автор: Мусихина Елена Павловна
педагог дополнительного образования высшей категории
МАУ ДО ДДЮТЭ
г. Березники, 2025 г.
Оглавление
Пояснительная записка
Основная часть
Паспорт программы профессиональной пробы «Инженер-таксатор»
Паспорт программы профессиональной пробы «Лесовод»
Паспорт программы профессиональной пробы «Лесничий»
Паспорт программы профессиональной пробы «Егерь»
Паспорт программы профессиональной пробы «Лесопатолог»
Актуальность
Профориентация – система мероприятий, направленных на подготовку молодежи и взрослого населения к выбору профессии, содействий в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Иными словами, очень важно, чтобы человек выбирал профессию, соответствующую его интересам и возможностям, принося пользу обществу. Решение этого важного вопроса происходит порой стихийно, случайно и опирается на стереотипы. Наиболее подходящий вариант системного решения вопросов профориентации – прохождение профессиональных проб. Такой подход ориентирован на расширение границ понимания профессиональных функций и приобретение обучающимися специфического опыта профессиональной деятельности. Одной из основных особенностей данного процесса является преобладание познавательного эффекта, в то время как формирование профессиональных знаний, умений и навыков играет вспомогательную роль и служит средством диагностики индивидуальных качеств, инструментарием к познанию сфер профессиональной деятельности. Прохождение цикла профессиональных проб дает возможность ответить на один из важных вопросов: в каком карьерном направлении развиваться.
Пермский край относится к группе многолесных регионов, лесами покрыто 71,4% территории края. Поэтому был разработан цикл профессиональных проб для знакомства с основными профессиями лесного хозяйства.
Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи
Обучающие:
1. Познакомить учащихся с характеристикой и особенностями основных профессий лесного хозяйства.
2. Рассказать об умениях и навыках, необходимых специалистам конкретной профессии.
Развивающие:
1. Способствовать формированию в процессе выполнения пробы целостного представления о группе профессий лесного хозяйства.
2. Способствовать развитию у учащихся устойчивого интереса к профессиональной деятельности.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию у учащихся бережного отношения к лесам родного края.
2. Способствовать формированию уважительного отношения к труду работников лесного хозяйства.
Практическая ценность:
Данный цикл профессиональных проб или его отдельные компоненты можно использовать:
· во внеурочное время в рамках профориентационной работы со школьниками;
· как практические занятия при проведении профильных смен;
· на занятиях школьного лесничества;
· для подготовки учащихся к конкурсным мероприятиям, связанным с лесом и лесным хозяйством;
· на занятиях школьного лесничества.
При разработке программ профессиональных проб использованы «Методические рекомендации по проведению мероприятий профессионального выбора в рамках проекта профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее». Практические задания разработаны на основе заданий Краевого съезда школьных лесничеств. Апробацию данный цикл прошёл в 2022-2023 учебном году в рамках реализации программы краткосрочного курса «Лесные профессии» на базе 6 классов МАОУ СОШ №12 г. Березники.
Условия реализации
Профессиональные пробы предусматривают участие группы из 15 человек. Во время выполнения заданий учащиеся делятся на звенья по 2-3 человека. Целевая группа – учащиеся 6-7 классов. Местом проведения могут быть школы и учреждения дополнительного образования. Практические задания разработаны так, чтобы не было необходимости в специальных навыках у участников профпробы и сложном оборудовании. В профпробе «Инженер-таксатор» можно легко заменить лесную мерную вилку рулеткой. А высоту дерева измерить с помощью методик «Карандаш» или «Треугольник с углом 45°».
Профессиональная среда: индустриальная
Профессия: инженер-таксатор
Название профессиональной пробы:
таксация деревьев на пробной площадке.
1. Паспорт программы
Автор программы: Мусихина Е. П., педагог дополнительного образования.
Контакты автора: Пермский край, МО город Березники, e-mail: ber_ddute@mail.ru, телефон: 8(3424)20 13 93.
Вид |
Формат проведения |
Время проведения |
Возрастная категория |
Доступность для участников с ОВЗ |
Ознакомительный |
Очный |
45 минут |
6-7 классы |
Возможность проведения пробы в смешанных группах |
2. Содержание программы
Введение (5 мин.)
1. Краткое описание профессионального направления. Работа таксатора заключается в учете и организации работы хозяйствующих субъектов, занимающихся промышленной заготовкой древесины. Таксатор отводит лесосеки под вырубку и контролирует объем заготовленных деревьев. Переучет лесных насаждений происходит каждые 10 лет, а информация и камеральные данные используются лесничествами для выработки мер по лесовосстановлению и объемов вырубки. Также таксаторы занимаются изучением и оценкой ландшафта перед какими-либо проектными работами, например, если стоит задача облагородить и улучшить парковую зону или выделить участок лесного массива под заповедник (заказник).
Инженер-таксатор занимается в первую очередь сбором статистических данных и организационной работой:
· проводит лесоустроительные мероприятия (плановая картографическая, геодезическая работы, разрубка границ лесохозяйств, установка специальных межевых знаков и т.д.);
· осуществляет камеральную обработку полевых данных;
· проектирует мероприятия по лесоохране и воспроизводству лесов;
· готовит и составляет специальные ведомости и таблицы.
2. Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира. Место и перспективы компетенции в современной экономике страны, мира: лесная таксация как наука продолжает постоянно развиваться. Расширяется сфера применения лесной таксации, особенно на стыке с лесоводством, лесными культурами, экономикой лесного хозяйства. Внедряются современные технические средства, приводящие к изменению технологий применения методов этой дисциплины. Новые приборы и оборудование, созданные на основе IT-технологии, требуют нового осмысления ранее установленных закономерностей. Многие традиционные проблемные понятия лесной таксации, такие как полнота древостоя, бонитет и другие, рассматриваются сегодня с новых позиций с учетом достижений биологии, лесоведения и решаются на основе математического моделирования. В настоящее время, помимо наземных способов, при таксации леса широко используют дистанционные методы, включая аэро- и космическую съёмку.
3. Необходимые навыки и знания для овладения профессией. Специалист данной квалификации должен иметь хорошую фундаментальную и практическую подготовку. Ему требуются знания в области геодезии, картографии, почвоведения, дендрологии. Важно умение читать снимки со спутников, пользоваться компьютерными программами, специальными геодезическими приборами, знать методы камеральной обработки данных. Кроме того, таксатор должен прекрасно ориентироваться на любой местности и иметь навыки выживания в дикой природе, поскольку нередко приходится работать в отрыве от цивилизации. Работа лесоустроителя крайне непростая физически, поэтому таксатору требуются хорошая физподготовка и выносливость. Разумеется, важна и любовь к живой природе, чувство ответственности за нее. Также требуются: системное аналитическое мышление, внимательность, скрупулезность, высокая работоспособность.
4. 1-2 интересных факта о профессиональном направлении. В таксации (выявлении, оценке и учете) лесов русское государство нуждалось всегда. Из дерева строили города, им мостили дороги и топили избы и терема. На Руси лесознатцы ценились. При Петре І профессия таксатора стала особенно уважаемой, так как царь создавал русский флот. Разведчики леса имели форменное обмундирование, носили кортики, являлись частью петровской аристократии и подчинялись адмиралтейству. На сегодняшний день эта профессия малоизвестная и маловостребована в тех районах, где лесная растительность минимальна.
5. Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью. Приобретение навыков глазомерно-измерительного метода таксации.
Постановка задачи (5 мин.)
1. Постановка цели и задачи в рамках пробы. Определение породы, диаметра и высоты деревьев на пробной площади.
2. Демонстрация итогового результата, продукта. Пример заполненного итогового протокола.
Выполнение задания (20 мин.)
Подробная инструкция по выполнению задания:
1. Ознакомление с ТБ при выполнении таксационных работ.
2. Демонстрация таксационных инструментов (высотомер, мерная вилка).
3. Знакомство с основными этапами работы при использовании высотомера и мерной вилкой.
4. Определение породы дерева и проведение таксационных измерений на пробной площади.
5. Внесение результатов в протокол таксационной экспертизе.
6. Провести анализ полученных результатов и сделать выводы: максимальная, минимальная, средняя высота и диаметр деревьев на пробной площади.
Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания. При выполнении задания наставник следит за ходом работы, поясняет инструкцию при необходимости, отвечает на возникшие вопросы.
Контроль, оценка и рефлексия (15 мин.)
1. Критерии успешного выполнения задания. Задание считается успешно выполненным, если расхождение между результатами параллельных измерений наставником и измерениями в рамках пробы минимальным.
2. Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки. После окончания работы наставник оценивает работу каждого учащегося и дает рекомендации по развитию учащимися данного направления деятельности.
3. Вопросы для рефлексии:
- как вы оцениваете свое участие в пробе?
- возможно ли данное профессиональное направление для вас?
- какие элементы вам понравились? Какие нет?
3. Инфраструктурный лист
Наименование |
Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями |
Кол-во |
На группу/ на 1 чел. |
Учебное помещение (кабинет) |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На группу |
Вилка мерная 60 см, текстолитовая |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
Высотомер ЭТ-1П (Эклиметр) |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
Измерительная рулетка 25 м |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
Бланки итогового протокола |
В соответствии с установленным заданием |
1 |
На звено |
Профессиональная среда: индустриальная
Профессия: лесовод
Название профессиональной пробы: экспертиза семенного материала.
1. Паспорт программы
Автор программы: Мусихина Е. П., педагог дополнительного образования.
Контакты автора: Пермский край, МО город Березники, e-mail: ber_ddute@mail.ru, телефон: 8(3424)20 13 93.
Вид |
Формат проведения |
Время проведения |
Возрастная категория |
Доступность для участников с ОВЗ |
Ознакомительный |
Очный |
45 минут |
6-7 классы |
Возможность проведения пробы в смешанных группах |
2. Содержание программы
Введение (5 мин.)
1. Краткое описание профессионального направления. Лесовод – это работник лесного хозяйства, профессионал в области лесного хозяйства. Он является экспертом в своей области и занимается комплексом мероприятий по управлению лесными массивами. Миссия лесовода заключается в сохранении, устойчивом использовании и восстановлении лесных ресурсов.
Лесовод выполняет ряд задач, направленных на оптимальное использование лесных ресурсов и их сохранение для будущих поколений. Одной из главных задач лесовода является лесоустройство. Это процесс планирования, организации и контроля лесного хозяйства с учетом экологических, экономических и социальных аспектов.
Для выполнения лесоустройства лесовод проводит лесоинвентаризацию. В ходе инвентаризации определяется состав и структура лесов, их устойчивость и продуктивность. По результатам инвентаризации разрабатывается лесной план – документ, определяющий мероприятия по улучшению и использованию лесных ресурсов. Важной задачей лесовода является также охрана лесов. Лесовод контролирует выполнение правил лесопользования, противодействует незаконной рубке деревьев и незаконному обороту лесоматериалов. Он также занимается борьбой с лесными пожарами и защитой лесов от вредителей и болезней.
Кроме того, лесовод участвует в проведении лесных мероприятий, таких как посадка и выращивание леса, организация вырубок, древесных сортировок и использования лесоматериалов. Лесовод также занимается разработкой и внедрением новых методов и технологий в лесном хозяйстве для повышения его эффективности и экологической устойчивости. Таким образом, лесовод играет важную роль в управлении лесными ресурсами. Он выполняет множество задач, направленных на сохранение и повышение устойчивости лесов, обеспечение их устойчивого использования и защиту от различных угроз.
1. Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира. Профессия лесовода востребована обществом по нескольким ключевым причинам.
- Устойчивое управление лесами: Лесоводы способствуют устойчивому управлению лесными ресурсами, обеспечивая сохранение экосистем и биоразнообразия.
- Экологическая безопасность: работа лесовода направлена на минимизацию отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду, что способствует экологической безопасности.
- Поддержание экосистем: лесоводы участвуют в создании и поддержании экосистем, таких как обеспечение чистого воздуха, регуляция водных ресурсов и сохранение почвенного покрова.
- Лесозаготовка и производство: профессия лесовода обеспечивает древесиной, которая широко используются в строительстве, производстве бумаги и других отраслях экономики.
- Создание рекреационных зон: лесоводы могут быть вовлечены в создание и обслуживание лесных парков и рекреационных зон, что способствует здоровому образу жизни и отдыху граждан.
- Борьба с изменением климата. Устойчивое лесное хозяйство имеет значение для борьбы с изменением климата, так как леса играют важную роль в улавливании и удержании углерода.
Эти аспекты делают профессию лесовода не только важной с точки зрения хозяйственной деятельности, но и ключевой для сохранения природных ресурсов и экосистем.
2. Необходимые навыки и знания для овладения профессией. Профессия лесовода подходит для людей, проявляющих интерес к природе, лесам и экосистемам. Вот несколько черт личности и интересов, которые могут сделать кого-то подходящим для этой профессии:
- экологическое сознание: любовь и уважение к природе, стремление к ее сохранению и устойчивому использованию;
- любовь к биологии: интерес и понимание биологических процессов, способность различать разные виды растений и деревьев;
- технические навыки: умение обращаться с техникой и инструментами;
- ответственность: готовность к заботе о лесных ресурсах и выполнению задач по управлению лесами;
- физическая выносливость: лесовод может сталкиваться с физически трудоемкими задачами, такими как посадка деревьев;
- желание работать на открытом воздухе: любовь к работе в природной среде и готовность к работе в различных погодных условиях.
Профессия лесовода предоставляет возможность взаимодействия с природой, участию в устойчивом управлении лесами и внесению вклада в экологическое равновесие.
3. 1-2 интересных факта о профессиональном направлении. В 1649 году в «Уложении» царя Алексея Михайловича определяется порядок пользования лесами. Особое внимание охране лесов стало уделяться с приходом к власти Петра I. Для строительства флота, закладки фабрик и заводов требовалось всё больше древесины. Деревья, пригодные для постройки судов (дуб, ясень, крупные сосны и некоторые другие породы), объявили заповедными. В 1798 году указом Павла I был основан Лесной департамент, в обязанности которого входило беречь, охранять и вести лесовосстановительные работы.
4. Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью. Приобретение навыков работы с планом лесных насаждений.
Постановка задачи (5 мин.)
1. Постановка цели и задачи в рамках пробы. Экспертиза семенного материала. Определение породы дерева по семенам. Определение качество семян по внешним признакам.
2. Демонстрация итогового результата, продукта. Пример заполненного итогового протокола.
Выполнение задания (20 мин.)
Подробная инструкция по выполнению задания:
1. Ознакомление с ТБ при выполнении лабораторных работ.
2. Знакомство с основными понятиями семеноводства, правилами проведения анализа семенного материала.
3. Проведение лабораторных работ по определению чистоты и первичной оценки качества семян по внешним признакам согласно подготовленной педагогом инструкции.
4. Внесение результатов в протокол анализа семян.
5. Провести анализ полученных результатов и сделать выводы: порода дерева, % чистоты и полновесность исследуемых семян.
Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания. При выполнении задания наставник следит за ходом работы, поясняет инструкцию при необходимости, отвечает на возникшие вопросы.
Контроль, оценка и рефлексия (15 мин.)
1. Критерии успешного выполнения задания. Задание считается успешно выполненным, если расхождение между результатами наставника и измерениями в рамках пробы минимальны.
2. Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки. После окончания работы наставник оценивает работу каждого учащегося и дает рекомендации по развитию учащимися данного направления деятельности.
3. Вопросы для рефлексии:
- как вы оцениваете свое участие в пробе?
- возможно ли данное профессиональное направление для вас?
- какие элементы вам понравились? Какие нет?
3. Инфраструктурный лист
Наименование |
Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями |
Кол-во |
На группу/ на 1 чел. |
Учебное помещение (кабинет) |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На группу |
Набор семян древесных насаждений |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
разборные доски;
|
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
весы |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
чашки Петри (бюксы) |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
шпатели |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
линейки |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
Бланк итогового протокола |
В соответствии с установленным заданием |
1 |
На звено |
Профессиональная среда: индустриальная
Профессия: лесничий
Название профессиональной пробы: работа с планами лесных насаждений.
1. Паспорт программы
Автор программы: Мусихина Е. П., педагог дополнительного образования.
Контакты автора: Пермский край, МО город Березники, e-mail: ber_ddute@mail.ru, телефон: 8(3424)20 13 93.
Вид |
Формат проведения |
Время проведения |
Возрастная категория |
Доступность для участников с ОВЗ |
Ознакомительный |
Очный |
45 минут |
6-7 классы |
Возможность проведения пробы в смешанных группах |
2. Содержание программы
Введение (5 мин.)
1. Краткое описание профессионального направления. Лесничий – это специалист, ответственный за охрану, уход и управление лесными территориями. Он играет ключевую роль в сохранении природного баланса и обеспечивает устойчивое использование лесных ресурсов. Чаще всего лесничие работают на природоохранных территориях, таких как национальные парки и заповедники, а также на лесных угодьях, предназначенных для ведения лесного хозяйства.
Лесничий должен обладать глубокими знаниями в области экологии, биологии, лесоводства и природопользования. Его основная задача – сохранение и восстановление лесов, а также предотвращение пожаров и других угроз для лесной экосистемы. Лесничий также отвечает за мониторинг состояния леса, анализирует его здоровье и разрабатывает меры по его улучшению.
Эта профессия требует постоянного взаимодействия с природой и глубокого понимания её законов. Лесничий не только защищает леса, но и способствует их использованию для рекреационных и образовательных целей. Он помогает людям осознать важность лесов и приучает их к бережному отношению к окружающей среде.
2. Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира. Как и 300 лет назад, лесничие сегодня стоят на защите лесов России. Их усилиями обеспечивается восстановление вырубленных или выгоревших лесных массивов, чтобы на пустоши зеленели новые деревья, прокладываются просеки, которые делят лес на кварталы, на случай низового пожара проводится окапывание лесов по краю и регулярная проверка состояния просек и вскопанных участков. Для поддержания здоровья леса лесничие отслеживают признаки появления болезней деревьев и насекомых-вредителей. При необходимости они планируют санитарную вырубку деревьев, в ходе которой удаляются больные, повреждённые и усыхающие деревья, т.к. они могут стать источником распространения вредителей или инфекции. В условиях глобального изменения климата, когда ценность лесов России ежегодно возрастает в контексте депонирования ими углерода, профессия лесничего обретает ещё большую важность. От их грамотной и оперативной работы зависит, смогут ли наши леса и впредь компенсировать последствия изменения климата и обеспечить устойчивое развитие страны в будущем.
3. Необходимые навыки и знания для овладения профессией.
Профессия лесничего предполагает не просто любовь к лесу, ему необходимо мышление эколога. Ему нужны трудолюбие, методичность, желание пополнять свои знания каждый день. А также крепкое здоровье и способность к ручному труду. Лесничий должен знать биологию лесных растений и животных, разбираться в почвах, понимать закономерности существования и развития лесных экосистем, знать правила защиты от насекомых-вредителей, пожаров, разбираться в экономических и юридических вопросах ведения лесного хозяйства.
4. 1-2 интересных факта о профессиональном направлении. Профессия имеет глубокие корни, так как существовала во многих странах, где активно проводились лесозаготовки. Лесничие следили за соблюдением законов и предупреждали деятельность браконьеров.
5. Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью. Приобретение навыков работы с планом лесных насаждений.
Постановка задачи (5 мин.)
1. Постановка цели и задачи в рамках пробы. Демонстрация знаний и навыков по ориентированию в планах лесных насаждений, считывания информации с таксационного описания к плану насаждений.
2. Демонстрация итогового результата, продукта. Пример заполненного итогового протокола.
Выполнение задания (20 мин.)
Подробная инструкция по выполнению задания:
1. Найдите выбранный наставником квартал на плане лесных насаждений. На бланке запишите площадь квартала, преобладающую породу деревьев, класс возраста и бонитет.
2. Найдите выбранный наставником выдел. На бланке запишите его площадь, бонитет, класс возраста.
Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания. При выполнении задания наставник следит за ходом работы, поясняет инструкцию при необходимости, отвечает на возникшие вопросы.
Контроль, оценка и рефлексия (15 мин.)
1. Критерии успешного выполнения задания. Задание считается успешно выполненным, если расхождение между результатами наставника и измерениями в рамках пробы минимальны.
2. Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки. После окончания работы наставник оценивает работу каждого учащегося и дает рекомендации по развитию учащимися данного направления деятельности.
3. Вопросы для рефлексии:
- как вы оцениваете свое участие в пробе?
- возможно ли данное профессиональное направление для вас?
- какие элементы вам понравились? Какие нет?
3. Инфраструктурный лист
Наименование |
Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями |
Кол-во |
На группу/ на 1 чел. |
Учебное помещение (кабинет) |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На группу |
Копии планов лесных насаждений |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
Бланк итогового протокола |
В соответствии с установленным заданием |
1 |
На звено |
Профессиональная среда: индустриальная
Профессия: егерь
Название профессиональной пробы: идентификация животных по следам.
1. Паспорт программы
Автор программы: Мусихина Е. П., педагог дополнительного образования.
Контакты автора: Пермский край, МО город Березники, e-mail: ber_ddute@mail.ru, телефон: 8(3424)20 13 93.
Вид |
Формат проведения |
Время проведения |
Возрастная категория |
Доступность для участников с ОВЗ |
Ознакомительный |
Очный |
45 минут |
6-7 классы |
Возможность проведения пробы в смешанных группах |
2. Содержание программы
Введение (5 мин.)
1. Краткое описание профессионального направления. Егерь – специалист, ответственный за охрану, учет численности, разведение и управление дикими животными и птицами на территории охотничьих угодий. Егерь активно следит за состоянием экосистем, включая леса, поля и водоемы, где обитают дикие животные. Егерь также проводит мероприятия по предотвращению браконьерства, контролю за болезнями и вредителями среди диких животных. Кроме того, егерь организует охоту и рыболовство для граждан и туристов, обеспечивая соблюдение законов и правил охоты.
2. Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира. Профессия егеря в России востребована по нескольким причинам, связанным с особенностями природных ресурсов, традициями охоты, а также с охраной и управлением дикой природой. Вот несколько основных аспектов, объясняющих востребованность профессии егеря в России:
· Богатство природы: Россия обладает огромным богатством природных ресурсов, включая обширные леса, озера, реки и разнообразную фауну. Управление этими ресурсами требует специалистов, заботящихся о сохранении природной среды и управлении дикой природой.
· Традиции охоты: охота в России имеет древние традиции и широко практикуется как в рекреационных, так и в хозяйственных целях. Егери играют важную роль в организации и контроле за охотничьей деятельностью, что поддерживает интерес к этой профессии.
· Охрана природы: в связи с растущим осознанием экологических проблем и устойчивого развития специалисты по охране природы, включая егерей, становятся ключевыми для поддержания баланса в экосистемах, предотвращения браконьерства и сохранения биоразнообразия.
· Управление охотничьими ресурсами: егери играют важную роль в управлении охотничьими угодьями, контролируя численность диких животных, проводя охотничьи мероприятия и поддерживая условия для устойчивой охоты.
· Туризм и развлечения: организация охоты, рыболовства и других природных развлечений привлекает туристов и любителей активного отдыха. Егери также играют роль в развитии туристического потенциала природных регионов.
· Контроль за вредителями и болезнями: егери занимаются борьбой с вредителями и болезнями среди диких животных, что важно для поддержания здоровья популяций и предотвращения ущерба для природы и сельского хозяйства.
· Экологическое и устойчивое природопользование: специалисты, в том числе егери, вносят свой вклад в разработку и реализацию стратегий устойчивого использования природных ресурсов и экологических практик.
С учетом вышеперечисленных аспектов профессия егеря в России остается востребованной как ключевой элемент управления и охраны природы, а также поддержания традиций охоты и активного отдыха в природе.
3. Необходимые навыки и знания для овладения профессией. Профессия егеря подойдет людям, обладающим определенными склонностями, интересами и качествами. Вот несколько характеристик, которые могут быть полезными для успешного осуществления данной профессии:
- любовь к природе: егерю необходимо проявлять интерес и уважение к природе, диким животным и их окружению;
- знание биологии и экологии: понимание основных принципов биологии и экологии, а также знание о различных видах растений и животных может быть полезным для эффективной работы;
- охотничьи навыки: опыт и навыки в охоте, включая знание оружия, методов отслеживания и наблюдения за дикой природой;
- физическая выносливость: егерю часто приходится работать в условиях природы, где требуется физическая активность и выносливость;
- навыки организации: способность планировать и организовывать мероприятия по управлению природными ресурсами и охоте;
- общение с людьми: хорошее взаимодействие с другими егерями, туристами, охотниками и сотрудниками организаций;
- обучаемость: готовность к обучению и адаптации к изменяющимся условиям и новым технологиям в области управления природными ресурсами;
- экологическое сознание: бережное отношение к окружающей среде и стремление к устойчивому использованию природных ресурсов.
Интерес к биологии, зоологии, охране природы, охоте и рыболовству может стать дополнительным плюсом. Также полезно иметь знания о флоре и фауне региона, в котором выполняются обязанности егеря.
4. 1-2 интересных факта о профессиональном направлении. Слово Jäger пришло в русскую речь из немецкого языка. В начале 17-го века в нашей стране пошла мода на всё европейское, поэтому при царском дворе ловчие были заменены на профессиональных охотников. Именно они отвечали за царскую охоту, дрессировку собак и т.д. В СССР данная профессия продолжила свое существование, но немного в другом понимании. Егери занимались не организацией охоты, а контролем за состоянием растительного и животного мира. В 50-е годы даже была создана Государственная егерская служба для борьбы с браконьерством. Сегодня она продолжает функционировать в Российской Федерации.
Во многих регионах России профессия егеря передаётся из поколения в поколение. Если человек с детства привыкает к определённому образу жизни, хорошо ориентируется на местности, то, скорее всего, он станет хорошим охотоведом.
5. Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью. Знание видов животных, умение их определять.
Постановка задачи (5 мин.)
1. Постановка цели и задачи в рамках пробы. Определение видовой принадлежности животных по фотографиям, чучелам и коллекциям, кормовым следам.
2. Демонстрация итогового результата, продукта. Пример заполненных итоговых бланков.
Выполнение задания (20 мин.)
1. Подробная инструкция по выполнению задания:
· определить вид животного по фотографиям и чучелам, используя справочные материалы;
· определить вид животного по погрызам и следам на снегу или песке, используя справочные материалы;
· заполнить итоговый бланк.
2. Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания. При выполнении задания наставник следит за ходом работы, поясняет инструкцию при необходимости, отвечает на возникшие вопросы.
Контроль, оценка и рефлексия (15 мин.)
1. Критерии успешного выполнения задания. Школьники правильно определили виды животных и грамотно заполнили итоговый протокол.
2. Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки. После окончания работы наставник оценивает работу каждого учащегося и дает рекомендации по развитию учащимися данного направления деятельности.
3. Вопросы для рефлексии:
- как вы оцениваете свое участие в пробе?
- возможно ли данное профессиональное направление для вас?
- какие элементы вам понравились? Какие нет?
3. Инфраструктурный лист
Наименование |
Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями |
Кол-во |
На группу/ на 1 чел. |
Учебное помещение (кабинет) |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На группу |
Коллекция следов кормовой деятельности |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
Комплект карточек со следами животных на снегу или песке |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
Комплект фотографий |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
Бланки итогового протокола |
В соответствии с установленным заданием |
1 |
На звено |
Профессиональная среда: индустриальная
Профессия: лесопатолог
Название профессиональной пробы:
идентификация насекомых-вредителей по морфологическим признакам
и следам
1. Паспорт программы
Автор программы: Мусихина Е. П., педагог дополнительного образования.
Контакты автора: Пермский край, МО город Березники, e-mail: ber_ddute@mail.ru, телефон: 8(3424)20 13 93.
Вид |
Формат проведения |
Время проведения |
Возрастная категория |
Доступность для участников с ОВЗ |
Ознакомительный |
Очный |
45 минут |
6-7 классы |
Возможность проведения пробы в смешанных группах |
2. Содержание программы
Введение (5 мин.)
1. Краткое описание профессионального направления. Лесопатолог – специалист, который осуществляет постоянный надзор за санитарным состоянием леса: выявляет болезни деревьев, вредителей, их количество и масштабы распространения, принимает решение о необходимых мерах по защите леса. Лесопатолога часто называют «Айболитом леса». Но в отличие от врача лесопатолог лечит не отдельный организм, а целые массивы лесных насаждений.
2. Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира. Профессия лесопатолога считается одной из самых редких. На территории России настоящих экспертов-лесопатологов всего около 1500 человек. Но значение этой профессии в современном мире трудно переоценить: ведь лесной покров играет огромную роль в поддержании нормальной экологии всей планеты. Леса – это лёгкие Земли. В Великобритании особо отличившиеся лесопатологи получают ежегодную награду от самой королевы. В последние годы престиж профессии лесопатолога растет по причине того, что в России стало модно и престижно жить в загородных домах вблизи лесов.
3. Необходимые навыки и знания для овладения профессией. Лесопатолог – это профессия, которая подразумевает знание основ биологии, микологии, лесоводства, энтомологии, химии, экологии. Также необходимо знать симптомы и причины болезней разных растений, методы профилактики и лечения леса. Лесопатолог должен уметь: визуально определять причину увядания деревьев по состоянию кроны или коры, осуществлять мониторинг заболеваемости и давать оценку степени повреждения растений. Важно уметь определять различные заболевания растений, участвовать в разработке санитарных и профилактических мер, объективно оценивать эффективность используемых методов, грамотно обращаться с вверенным лабораторным оборудованием.
4. 1-2 интересных факта о профессиональном направлении. Особенно важную роль приобрела профессия лесопатолога в последние годы: после лесных пожаров 2010 года произошел патологический рост количества вредителей-насекомых: шелкопряда-монашенки, короеда-типографа, тли, лубоеда, усача и т. п.
Лесопатолог с большим опытом работы может визуально определить причину увядания дерева по состоянию его коры или кроны, форме ствола.
5. Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью. Наблюдение и мониторинг за насекомыми-вредителями.
Постановка задачи (5 мин.)
1. Постановка цели и задачи в рамках пробы. Идентификация насекомых-вредителей по внешним признакам и следам жизнедеятельности.
2. Демонстрация итогового результата, продукта. Пример заполненных итоговых бланков.
Выполнение задания (20 мин.)
1. Подробная инструкция по выполнению задания:
· определить вид по фотографии и объектам из коллекции, используя справочный материал;
· определить вид животного по следам жизнедеятельности, используя справочные материалы;
· заполнить итоговый бланк.
2. Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания. При выполнении задания наставник следит за ходом работы, поясняет инструкцию при необходимости, отвечает на возникшие вопросы.
Контроль, оценка и рефлексия (15 мин.)
1. Критерии успешного выполнения задания. Школьники правильно определили виды животных и грамотно заполнили итоговый протокол.
2. Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки. После окончания работы наставник оценивает работу каждого учащегося и дает рекомендации по развитию учащимися данного направления деятельности.
1. Вопросы для рефлексии:
- как вы оцениваете свое участие в пробе?
- возможно ли данное профессиональное направление для вас?
- какие элементы вам понравились? Какие нет?
3. Инфраструктурный лист
Наименование |
Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями |
Кол-во |
На группу/ на 1 чел. |
Учебное помещение (кабинет) |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На группу |
Коллекция насекомых-вредителей |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
Коллекция следов повреждений |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
Комплект фотографий |
Особых требований не предъявляется |
1 |
На звено |
Бланки итогового протокола |
В соответствии с установленным заданием |
1 |
На звено |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.