Цикл занятий по здоровому образу жизни

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 11.05.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие первое. Тема: «Что такое здоровье?»......................................5 Занятие второе. Тема: «От чего зависит здоровье?»............................6 Занятие третье. Тема Тема: «От чего зависит здоровье?» (продолже- ние)...........................................................................................................7 Занятие четвертое. Тема: «Доброта и здоровье»..................................8 Занятие пятое. Тема: «Добрые дела»..................................................10 Занятие шестое. Тема: «Рисуем свои добрые дела»..........................12 Занятие седьмое. Тема: «Что я знаю о здоровье?»............................12 Занятие восьмое. Тема: «Продукты, полезные для здоровья»..........14 Занятие девятое. Тема: «Здоровая еда»...............................................17 Занятие десятое. Тема: «Уроки Мойдодыра: Моем руки»................19 Занятие одиннадцатое. Тематическое рисование. Тема: «Когда я мою руки»..............................................................................................21 Занятие двенадцатое. Тема: «Верные друзья»...................................21 Занятие тринадцатое. Тема: «Зубы надо беречь»...............................22 Занятие четырнадцатое. Тема: «Чтобы глаза были здоровы»...........23 Занятие пятнадцатое. Тема: «Что такое режим дня?».......................25 Занятие шестнадцатое. Тема: «Режим дня»........................................28 Занятие семнадцатое. Тема: «Движение – это здоровье»……………….. Занятие восемнадцатое. Тема: «Драться или не драться?»…………….. Занятие девятнадцатое Тема: «Спешить – не спешить?»……………….. Занятие двадцатое. Тема: «О звуках»……………………………………………. Занятие двадцать первое. Тема: «Природа и здоровье»…………………………. Занятие двадцать второе. Тема: «Мои добрые дела для природы»…… Занятие двадцать третье. Тема: «Мое свободное время» Занятие двадцать четвертое. Тема: «О дружбе и друзьях»……………… Занятие двадцать пятое. Тема: «Чем сердиться, лучше помириться».. Занятие двадцать шестое. Тема: «Лучше никогда не курить» Занятие двадцать седьмое. Тема: «Что можно делать вместо курения?»
Иконка файла материала цикл занятий по здоровому образу жизни.docx

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора..................................................................................................4

Занятие первое. Тема: «Что такое здоровье?»......................................5

Занятие второе. Тема: «От чего зависит здоровье?»............................6

Занятие третье. Тема Тема: «От чего зависит здоровье?» (продолже-

ние)...........................................................................................................7

Занятие четвертое. Тема: «Доброта и здоровье»..................................8

Занятие пятое. Тема: «Добрые дела»..................................................10

Занятие шестое. Тема: «Рисуем свои добрые дела»..........................12

Занятие седьмое. Тема: «Что я знаю о здоровье?»............................12

Занятие восьмое. Тема: «Продукты, полезные для здоровья»..........14

Занятие девятое. Тема: «Здоровая еда»...............................................17

Занятие десятое. Тема: «Уроки Мойдодыра: Моем руки»................19

Занятие одиннадцатое. Тематическое рисование. Тема: «Когда я

мою руки»..............................................................................................21

Занятие двенадцатое. Тема: «Верные друзья»...................................21

Занятие тринадцатое. Тема: «Зубы надо беречь»...............................22

Занятие четырнадцатое. Тема: «Чтобы глаза были здоровы»...........23

Занятие пятнадцатое. Тема: «Что такое режим дня?».......................25

Занятие шестнадцатое. Тема: «Режим дня»........................................28

Занятие семнадцатое. Тема: «Движение – это здоровье»………………..

Занятие восемнадцатое. Тема: «Драться или не драться?»……………..

Занятие девятнадцатое Тема: «Спешить – не спешить?»………………..

Занятие двадцатое. Тема: «О

звуках»…………………………………………….

Занятие двадцать первое. Тема: «Природа и

здоровье»………………………….

Занятие двадцать второе. Тема: «Мои добрые дела для природы»……

Занятие двадцать третье. Тема: «Мое свободное время»

Занятие двадцать четвертое. Тема: «О дружбе и друзьях»………………

Занятие двадцать пятое. Тема: «Чем сердиться, лучше помириться»..

Занятие двадцать шестое. Тема: «Лучше никогда не курить»

Занятие двадцать седьмое. Тема: «Что можно делать вместо

курения?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От автора

Стремительное ухудшение здоровья детей в России стало

общепризнанным фактом.  

Цель настоящих разработок – помочь педагогу  в

деятельности по формированию здорового образа жизни детей.

Разработанные сценарии могут быть использованы и в том виде,

как они представлены в данном пособии, и в качестве модели, которую

воспитатель может творчески развиват

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие первое. Тема: «Что такое здоровье?»

Цель: создать атмосферу доверия в группе, включить каждого ре-

бенка в групповое взаимодействие, дать представление о духовно-

нравственных основах здоровья, его самоценности.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, что такое здоровье? Я буду начинать

предложение, а вы будете его продолжать.

Здоровье – это… (дети продолжают).

Необходимо следить, чтобы обсуждение не «провисало», не было

больших пауз, высказалось как можно больше детей и не было повторе-

ний.

После того, как выскажутся все желающие, подвести итог: «Здоро-

вье – это счастье, радость, красота. Это то, что дороже всего. Это то, что

нужно беречь».

 Воспитатель: А как вы думаете, для чего человеку нужно здоровье? Я начи-

наю предложение: «Здоровье человеку нужно для того, чтобы… (дети

продолжают).

Воспитатель подводит итог: Здоровье нужно, чтобы жить, работать, учиться,

заниматься интересным и любимым делом, достичь успехов в спорте,

дружить. Здоровье нужно, чтобы у человека была хорошая семья и дети и

чтобы жизнь была счастливой и долгой.

Воспитатель: У каждого народа есть много пословиц о здоровье. В них со-

брана мудрость целого народа.

Давайте вместе подумаем над тем, что говорят русские пословицы

о здоровье.

«Здоровому все здорово». Как вы это понимаете?

(Дети: здоровому человеку весело, у него хорошая жизнь, если

здоров, то все получается и т.д.).

«Здоровья не купить». А это что значит?

(Дети: это значит, что здоровье не купишь ни за какие деньги, оно

не продается ни в одном магазине, оно или есть или его нет.)

«Кто труда не боится, того хворь сторонится»

(Дети: когда человек трудится, он много двигается, он делается

сильным и не болеет, а лентяй все время лежит на диване, и болезни к

нему липнут. Мой папа много работает и говорит: «Мне некогда болеть»).

«Здоровье дороже богатства»

(Дети: мы уже говорили, что здоровье не купишь за деньги, лучше

быть здоровым, чем богатым. Если какой-нибудь миллионер заболеет, ему

не будут нужны его деньги, ему будет нужно здоровье, значит, здоровье

дороже денег и богатства).

«Береги платье снову, а здоровье смолоду»

(Дети: надо стараться не болеть, пока ты маленький. Сейчас у

меня хорошие зубы, но я ем много конфет, и мама говорит, что в старости

я буду беззубым. Значит, я должен беречь зубы смолоду. Пока у меня хо-

рошее здоровье, и я должен помогать ему, чтобы оно было хорошим всю

жизнь. Здоровье нужно беречь).

Двигательная пауза: игра «Крокодилы».

Разделить детей на две команды. Положить на пол два листа бу-

маги – можно просто газеты (их размер зависит от количества детей: они

должны помещаться на листе, если встанут вплотную друг к другу). Это –

лодки посреди озера, которое кишит крокодилами. По команде участники

быстро перешагивают или перепрыгивают на лодки и выстраиваются по

росту. Если чья-то нога окажется за бортом лодки, крокодил ее откусит, и

игрок выбывает. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание и

сохранит больше игроков.

После окончания игры вопрос к детям: чему учит эта игра?

Ведущий: Скажите, ребята, понравилось ли вам наше занятие? Что

нового вы узнали?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие второе. Тема: «От чего зависит здоровье?»

Цель: дать детям представление о том, что здоровье во многом за-

висит от самого человека, его образа жизни, его знаний, побудить к само-

оценке своих знаний о здоровье

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от чего зависит здоровье людей?

После того, как дети выскажут разные мнения, сделать акцент

на том, что здоровье, прежде всего, зависит от самого человека.

Привести высказывание 9-летней девочки: «Человек делает свое

здоровье сам. Сам человек выбирает, лежать ли ему часами перед телеви-

зором или поиграть в футбол, съесть конфету или яблоко…»

Воспитатель: Чтобы быть здоровым, недостаточно хотеть быть здоровым,

нужно многое знать и уметь, нужно помогать своему здоровью. Вот мы и

попробуем вместе выяснить, что вы об этом знаете.

Сначала порисуем.

Достаньте карандаши, фломастеры, бумагу.

А теперь хорошенько подумайте и вспомните как можно больше

вещей и действий, полезных для здоровья. Нарисуйте их и подпишите,

что они обозначают.

После того, как дети нарисуют картинки, попросить нескольких из

них пояснить свои рисунки – почему они нарисовали то или другое.

Подвести общий итог, поощряя лучшие, правильные ответы, дели-

катно комментируя ошибки ( это не совсем правильно, об этом мы еще бу-

дем говорить и т.д.).

 

 Занятие третье. Тема: «От чего зависит здоровье?» (продолже-

ние)

Цель: дать простейшие представление о рисках для здоровья.

Еще раз прокомментировать рисунки на предыдущем занятии,

отметив лучшую работу по содержанию (кто больше знает), по оформ-

лению (лучший рисунок, детали отдельных работ.

Продолжение рисования.

Раздать детям их работы, попросить их перевернуть лист и

вспомнить и нарисовать как можно больше вещей и действий, вредных

для здоровья, написать заголовок этой страницы: «Это вредно для здоро-

вья», выделив слово «вредно». Можно рисовать каким-нибудь одним цве-

том (предыдущий рисунок может быть разноцветным). Затем попросить

детей зачеркнуть каждый рисунок, например, черным (сигарета, чипсы и

т.д.). Обратить внимание на то, изобразили ли дети себя среди вредных ве-

щей – это диагностический признак, свидетельствующий о стремлении

отстраниться от всего опасного, вредного.

Воспитатель: Все вы молодцы, и уже кое-что знаете о том, что полезно для

здоровья, а что может причинить ему вред. Мы вместе будем учиться здо-

ровью, будем больше знать и уметь, и помогать себе быть всегда здоро-

выми. Я очень надеюсь, что каждый из вас будет стараться не делать ни-

чего, что может принести вред здоровью.

А теперь скажите, как лучше помогать здоровью – одному челове-

ку или вместе с другими – с друзьями, с близкими людьми? И почему?

Дети высказывают свои мнения.

Игра «Рисуем одной рукой».

Каждая пара детей, сидящих за одной партой, крепко берет вместе

правыми (или левыми) руками (располагая их одна над другой) ручку или

карандаш и молча, не обсуждая, рисует рисунок.

Что получилось? (все показывают друг другу рисунки). Что хотел

нарисовать каждый? Кто был ведущим, кто ведомым? Чему учит эта игра?

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество.

Двигательная пауза: игра «Африка».

Дети встают в круг. Воспитатель показывает три фигуры: пальма

(руки вверх), обезьяна (закрыть глаза руками), слон (сложить руки на жи-

воте). Дети повторяют несколько раз эти движения за ведущим. Затем ве-

дущий показывает на одного из игроков рукой и называет одну из фигур.

Игрок, а вместе с ним два его соседа должны показать соответствующие

движения. Чем быстрее темп, тем интереснее игра.

Вопрос к участникам: чему учит эта игра?

В заключение предложить детям подвести итоги занятия: что они

узнали нового, полезного

 

 

 

 

 

 

 

Занятие четвертое. Тема: «Доброта и здоровье».

Цель: дать представление о взаимосвязи здоровья людей и

доброжелательных отношений между ними, о влиянии на здоровье по-

ложительных эмоций, которые необходимы для физического и психиче-

ского здоровья человека, которые дают человеку добрые дела.

Воспитатель: Ребята, кто из вас помнит сказку «Цветик-семицветик»?

Дети вспоминают, о чем эта сказка.

Воспитатель: Я прочту вам, чем кончается эта сказка. (Читает конец сказки).

Можно предложить детям вспомнить и рассказать конец сказки.

Воспитатель: Каждая сказка чему-то учит. Помните, как говорит Александр

Сергеевич Пушкин? «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам

урок». Какой урок дает эта сказка? Чему она нас учит? (Дети высказывают

свои мнения).

Воспитатель: Женя придумывала разные желания, и все, что она хотела, ис-

полнилось. Даже на Северном полюсе, где всегда мороз и живут белые

медведи, побывала.

Только все ее желания были для себя одной. И только одно – для

другого человека – для больного мальчика, которому она помогла выздо-

роветь. Это был по-настоящему добрый поступок.

Подумайте и скажите, что чувствовали в этот момент Женя и

Витя?» (Дети высказываются).

Воспитатель: А теперь вспомните, свои добрые дела (для мамы, папы, ба-

бушки и дедушки, своих братьев или сестер, для друзей, для чужих лю-

дей, для животных и растений). Расскажите о них (дети высказываются).

Доброе дело – это не обязательно помощь в чем-то. Можно просто сказать

хорошие, добрые слова или просто обнять и поцеловать того, кого лю-

бишь.

А у вас было такое? (Дети высказываются). Как вы думаете, что

чувствуют те, кому вы делаете добро? И не только люди, а и животные.

Как они вам отвечают на ваши добрые поступки?

(Дети высказываются. Направлять их размышления, таким обра-

зом, чтобы их эмоциональное включение было наибольшим).

Воспитатель: А если бы Волшебница подарила Цветик-семицветик вам, ка-

кие бы желания вы загадали? Не спешите, подумайте хорошенько, чтобы

не растратить эти бесценные лепестки» (Для большей наглядности можно

использовать цветок с лепестками для всего класса, чтобы все дети смогли

высказаться).

(Можно использовать работу в группах – либо в парах, либо в

группах по 3-4 человека. )

 

При этом каждая группа должна обсудить мнения участников и

предложить совместный вариант, который озвучит ее «руководитель»).

Двигательная пауза.

Воспитатель: Давайте поиграем в зверей и птиц.

Представим себе, что мы – воробышки. (Дети начинают прыгать,

подражая воробьям, Обратить их внимание, что воробьи не просто пры-

гают на месте, а ищут корм, и поэтому прыгают и вперед, и назад, и в сто-

рону).

А теперь мы – зайчики (ушки на макушке).

Мы – утята (вспомним, как они крякают).

Мы – ослики (туловище перпендикулярно ногам, уши торчком, го-

лос «И-а-а»).

Мы – цапли (руки сложены за спиной, шаги широкие, медленные,

постоять на одной ноге – цапли ходят по болоту, высматривают, ищут

лягушек).

Мы – лебеди. Плавные, медленные движения рук, замедленный бег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Занятие пятое. Тема: «Добрые дела».

Цель: та же, и предыдущей темы.

Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами говорили о том, как важно для

здоровья человека доброе отношение. А сегодня мы поговорим о добрых

делах.

Помните сказку «Гуси-лебеди»?

Помните, как девочка спасала от лебедей своего братика. Что

было, когда она бежала с ним мимо яблони и печки? Как ответили они де-

вочке на ее просьбы? Что было, когда она сделала им добро (яблоньке

помогла избавиться от лишнего груза, печке – от жары)? Почему в сказках

всегда побеждает добро?

Расскажите о своих добрых делах или о том добре, которое сдела-

ли вам. Ну, например, вам подарили то, о чем вы давно мечтали. Вспомни-

те, что вам в этот момент хотелось сделать. (Дети отвечают).

Воспитатель: Правильно. Вам хотелось тоже в ответ сделать что-то приятное,

доброе. Например, обнять маму. Или поблагодарить. Или что-то подарить.

На добро всегда хочется ответить добром.

А на зло? Вот и получается, что добро возвращается к человеку, а

зло вызывает новое зло и никогда не кончается.

Чтобы сделать доброе дело не так много и нужно. Самый лучший

подарок, который, к тому же, ничего не стоит – доброе слово.

Просто подойти к сестре (брату и др.) и сказать:

«Как я тебя люблю» и обнять, или поцеловать.

А еще: «Давай я тебе помогу». Пусть даже помощь будет не такой

большой. Попробуйте предложить свою помощь маме, папе, бабушке, де-

душке, братику, сестренке. Вы увидите, что «люблю» и «помогу» - это на-

стоящие волшебные слова.

Но недоброе, обидное слово может и ранить человека, надолго ис-

портить ему настроение и даже заставить его заболеть.

Старайтесь не говорить недобрые, злые слова.

Игра «Добрые слова». Дети встают в круг, ведущий – в центре.

Он бросает игрокам мяч, а они должны сказать доброе слово и бросить

мяч ведущему.

Примеры добрых слов .

Добрый день (вечер, утро) Проходите, пожалуйста

Доброй ночи Дорогая моя сестренка!

Будьте добры Дорогая моя бабуля

Пожалуйста Давай мы с тобой поиграем

Здравствуйте Будьте здоровы

Будьте счастливы Счастливого пути

В добрый путь Доброго пути

Доброго здоровья Желаю вам здоровья (счастья, успехов)

Спасибо большое Пусть все у вас будет хорошо

Я очень тебя люблю Дай я тебя обниму

Садитесь, пожалуйста Ты мой хороший (хорошая) (милый, лю-

бимый)

Давай это сделаем вместе Давай, я тебе помогу

Воспитатель: Вы наблюдали, как ведут себя люди в метро? Сидят в вагоне

много молодых людей. Входит старенькая бабушка или дедушка, или че-

ловек с палочкой, потому что у него больные ноги. И вдруг все молодые

люди начинают делать вид, что не замечают этих несчастных.

А бывает и так; вошел старый человек, а молодой встает и говорит

ему: «Пожалуйста, садитесь».

Как выдумаете, что при этом чувствует тот человек, которому

уступили место и тот, кто сделал доброе дело. Кому это нужнее?

А как вы поступаете, когда видите старенькую бабушку или де-

душку? Или слепого человека? Толкаете их и бежите занять место? А они-

то не могут бежать. (Дети отвечают).

Как должен поступить добрый человек в этой ситуации?

Воспитатель: Как вы думаете, у кого здоровье лучше: у доброго или злого че-

ловека и почему? (Дети высказывают свои мнения).

Одна девочка написала так: «Здоровье – это не только делать за-

рядку, умываться, чистить зубы, есть полезную еду. Все это нужно для

здоровья, но это не главное. Главное – доброта души. Если человек

добрый – всем с ним делается хорошо, у него хорошее настроение и всем

с ним весело. И здоровье его от этого делается лучше. И у других людей –

тоже. Поэтому доброта – для здоровья – самое главное».

Воспитатель подводит итог: Когда человек совершает добрые дела, ему де-

лается хорошо, у него улучшается настроение, он даже может чувствовать

себя счастливым. И здоровье его делается от этого лучше. И всем людям

рядом с ним делается, радостно, тепло. И их здоровье от этого тоже улуч-

шается. Вот так связаны между собой здоровье и доброта.

В одной московской школе дети выращивают дерево добрых дел.

Они взяли сухое деревце, поставили его в классе, вырезали из бумаги ли-

сточки. И на этих листочках пишут о сделанных добрых делах и при-

крепляют их к веточкам. И дерево растет и растет.

Попрощаться с ребятами и пожелать им как можно больше

добрых дел каждый день.

Двигательная пауза: игра «Крокодилы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие шестое. Тема: «Рисуем свои добрые дела».

Цель: побудить детей к анализу собственных позитивных поступ-

ков, способствовать эмоциональному включению в размышления о роли

доброжелательного окружения для здоровья человека.

На доске написать название темы «Мои добрые дела» и попросить

детей нарисовать свои добрые дела, которые они делают:

 для мамы и папы

 для дедушки и бабушки

 для братьев и сестер

 для друзей

 для других людей

 для своих животных

 для птиц

 для растений

Подписать свои рисунки, например: «Я помогаю маме убирать

квартиру». Пусть они нарисуют как можно больше таких дел.

За день-два до следующего занятия прикрепить рисунки к стене в

классе и начать занятие с анализа и детских комментариев к рисункам

(кто и что делает, кто делает особенно важные дела, кто – много дел и

т.д.). Похвалить всех.

 

 

 

 

Занятие седьмое. Тема: «Что я знаю о здоровье?»

Цель: дать представление о том, что сохранение здоровья требует

не только знаний и умений, но и каждодневных действий, стимулировать

самооценку своих знаний о здоровье, потребность в их расширении.

Необходимый инвентарий: фигурки из цветной бумаги (уголки,

квадратики, маленький приз (наклейка, открытка, значок и т.д.).

Воспитатель: Для того, чтобы быть здоровым человеком, нужно много знать

и уметь. Сегодня мы поиграем в «Правила здоровья».

Попробуем узнать, какие правила вы знаете. Я буду задавать вам

вопросы, а вы будете на них отвечать. За каждый правильный ответ вы по-

лучите фишку. Кто больше наберет фишек, тот выиграет и получит приз.

После каждого задания ведущий зачитывает правильные детские

ответы из приведенного ниже списка.

Для чего нужно умываться?

Правильные ответы:

 Чтобы взбодриться.

 Чтобы смыть сон.

 Чтобы быть чистым.

 Чтобы было приятно.

 Чтобы хорошо выглядеть.

 Чтобы смыть микробов.

Что нужно делать, чтобы быть закаленным?

Правильные ответы:

 Гулять в любую погоду.

 Летом купаться в открытом водоеме.

 Одеваться по погоде.

 Принимать душ каждый день.

 Обливаться прохладной водой.

Зачем нужно бывать на свежем воздухе?

Правильный ответ: Чтобы дышать чистым воздухом. Воздух, который

накапливается в помещении, не очень чистый. Он уже побывал в чьих-то

легких, и в нем есть микробы.

Какие продукты полезны для здоровья?

Правильные ответы:

 Овощи и фрукты

 Рыба

 Мясо

 Молоко

 Творог

 Яйца

 Сыр

 Хлеб

Хлеб – самый главный, самый ценный продукт. Если человек ока-

жется на необитаемом острове, и у него не будет никакой еды, кроме

хлеба, он не только останется жив, но сможет работать. Недаром русская

пословица говорит: «Хлеб – всему голова».

После того, как игра будет закончена, ведущий подводит итог:

кто оказался победителем, какие правила здоровья дети знают, а какие –

нет.

Далее нужно сказать, что это далеко не все правила здоровья, а

только их маленькая часть.

Воспитатель: Человек может знать все правила здоровья, но ничего при этом

не делать. Например, многие знают, что зубы нужно чистить 2 раза в день,

но далеко не все люди правильно ухаживают за своими зубами. Подними-

те руки, кто из вас чистит зубы 2 раза каждый день, только честно?

(комментарии к ситуации).

Поэтому, чтобы здоровье было хорошим, нужно не только много

знать и уметь. Надо стараться делать то, что полезно для здоровья и не де-

лать того, что может причинить ему вред.

На самом деле правил здоровья много, они не такие уж сложные, и

каждый человек должен их знать и выполнять. Тогда и проблем со здоро-

вьем у него не будет.

Вот мы и будем вместе их учить.

Двигательная пауза: а теперь играем в Север.

Мы – олени..

Мы – белые медведи.

Мы – белые зайчики.

Мы – пингвины.

Мы – моржи.

Мы – лебеди