ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора..................................................................................................4
Занятие первое. Тема: «Что такое здоровье?»......................................5
Занятие второе. Тема: «От чего зависит здоровье?»............................6
Занятие третье. Тема Тема: «От чего зависит здоровье?» (продолже-
ние)...........................................................................................................7
Занятие четвертое. Тема: «Доброта и здоровье»..................................8
Занятие пятое. Тема: «Добрые дела»..................................................10
Занятие шестое. Тема: «Рисуем свои добрые дела»..........................12
Занятие седьмое. Тема: «Что я знаю о здоровье?»............................12
Занятие восьмое. Тема: «Продукты, полезные для здоровья»..........14
Занятие девятое. Тема: «Здоровая еда»...............................................17
Занятие десятое. Тема: «Уроки Мойдодыра: Моем руки»................19
Занятие одиннадцатое. Тематическое рисование. Тема: «Когда я
мою руки»..............................................................................................21
Занятие двенадцатое. Тема: «Верные друзья»...................................21
Занятие тринадцатое. Тема: «Зубы надо беречь»...............................22
Занятие четырнадцатое. Тема: «Чтобы глаза были здоровы»...........23
Занятие пятнадцатое. Тема: «Что такое режим дня?».......................25
Занятие шестнадцатое. Тема: «Режим дня»........................................28
Занятие семнадцатое. Тема: «Движение – это здоровье»………………..
Занятие восемнадцатое. Тема: «Драться или не драться?»……………..
Занятие девятнадцатое Тема: «Спешить – не спешить?»………………..
Занятие двадцатое. Тема: «О
звуках»…………………………………………….
Занятие двадцать первое. Тема: «Природа и
здоровье»………………………….
Занятие двадцать второе. Тема: «Мои добрые дела для природы»……
Занятие двадцать третье. Тема: «Мое свободное время»
Занятие двадцать четвертое. Тема: «О дружбе и друзьях»………………
Занятие двадцать пятое. Тема: «Чем сердиться, лучше помириться»..
Занятие двадцать шестое. Тема: «Лучше никогда не курить»
Занятие двадцать седьмое. Тема: «Что можно делать вместо
курения?»
От автора
Стремительное ухудшение здоровья детей в России стало
общепризнанным фактом.
Цель настоящих разработок – помочь педагогу в
деятельности по формированию здорового образа жизни детей.
Разработанные сценарии могут быть использованы и в том виде,
как они представлены в данном пособии, и в качестве модели, которую
воспитатель может творчески развиват
Занятие первое. Тема: «Что такое здоровье?»
Цель: создать атмосферу доверия в группе, включить каждого ре-
бенка в групповое взаимодействие, дать представление о духовно-
нравственных основах здоровья, его самоценности.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, что такое здоровье? Я буду начинать
предложение, а вы будете его продолжать.
Здоровье – это… (дети продолжают).
Необходимо следить, чтобы обсуждение не «провисало», не было
больших пауз, высказалось как можно больше детей и не было повторе-
ний.
После того, как выскажутся все желающие, подвести итог: «Здоро-
вье – это счастье, радость, красота. Это то, что дороже всего. Это то, что
нужно беречь».
Воспитатель: А как вы думаете, для чего человеку нужно здоровье? Я начи-
наю предложение: «Здоровье человеку нужно для того, чтобы… (дети
продолжают).
Воспитатель подводит итог: Здоровье нужно, чтобы жить, работать, учиться,
заниматься интересным и любимым делом, достичь успехов в спорте,
дружить. Здоровье нужно, чтобы у человека была хорошая семья и дети и
чтобы жизнь была счастливой и долгой.
Воспитатель: У каждого народа есть много пословиц о здоровье. В них со-
брана мудрость целого народа.
Давайте вместе подумаем над тем, что говорят русские пословицы
о здоровье.
«Здоровому все здорово». Как вы это понимаете?
(Дети: здоровому человеку весело, у него хорошая жизнь, если
здоров, то все получается и т.д.).
«Здоровья не купить». А это что значит?
(Дети: это значит, что здоровье не купишь ни за какие деньги, оно
не продается ни в одном магазине, оно или есть или его нет.)
«Кто труда не боится, того хворь сторонится»
(Дети: когда человек трудится, он много двигается, он делается
сильным и не болеет, а лентяй все время лежит на диване, и болезни к
нему липнут. Мой папа много работает и говорит: «Мне некогда болеть»).
«Здоровье дороже богатства»
(Дети: мы уже говорили, что здоровье не купишь за деньги, лучше
быть здоровым, чем богатым. Если какой-нибудь миллионер заболеет, ему
не будут нужны его деньги, ему будет нужно здоровье, значит, здоровье
дороже денег и богатства).
«Береги платье снову, а здоровье смолоду»
(Дети: надо стараться не болеть, пока ты маленький. Сейчас у
меня хорошие зубы, но я ем много конфет, и мама говорит, что в старости
я буду беззубым. Значит, я должен беречь зубы смолоду. Пока у меня хо-
рошее здоровье, и я должен помогать ему, чтобы оно было хорошим всю
жизнь. Здоровье нужно беречь).
Двигательная пауза: игра «Крокодилы».
Разделить детей на две команды. Положить на пол два листа бу-
маги – можно просто газеты (их размер зависит от количества детей: они
должны помещаться на листе, если встанут вплотную друг к другу). Это –
лодки посреди озера, которое кишит крокодилами. По команде участники
быстро перешагивают или перепрыгивают на лодки и выстраиваются по
росту. Если чья-то нога окажется за бортом лодки, крокодил ее откусит, и
игрок выбывает. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание и
сохранит больше игроков.
После окончания игры вопрос к детям: чему учит эта игра?
Ведущий: Скажите, ребята, понравилось ли вам наше занятие? Что
нового вы узнали?
Занятие второе. Тема: «От чего зависит здоровье?»
Цель: дать детям представление о том, что здоровье во многом за-
висит от самого человека, его образа жизни, его знаний, побудить к само-
оценке своих знаний о здоровье
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от чего зависит здоровье людей?
После того, как дети выскажут разные мнения, сделать акцент
на том, что здоровье, прежде всего, зависит от самого человека.
Привести высказывание 9-летней девочки: «Человек делает свое
здоровье сам. Сам человек выбирает, лежать ли ему часами перед телеви-
зором или поиграть в футбол, съесть конфету или яблоко…»
Воспитатель: Чтобы быть здоровым, недостаточно хотеть быть здоровым,
нужно многое знать и уметь, нужно помогать своему здоровью. Вот мы и
попробуем вместе выяснить, что вы об этом знаете.
Сначала порисуем.
Достаньте карандаши, фломастеры, бумагу.
А теперь хорошенько подумайте и вспомните как можно больше
вещей и действий, полезных для здоровья. Нарисуйте их и подпишите,
что они обозначают.
После того, как дети нарисуют картинки, попросить нескольких из
них пояснить свои рисунки – почему они нарисовали то или другое.
Подвести общий итог, поощряя лучшие, правильные ответы, дели-
катно комментируя ошибки ( это не совсем правильно, об этом мы еще бу-
дем говорить и т.д.).
Занятие третье. Тема: «От чего зависит здоровье?» (продолже-
ние)
Цель: дать простейшие представление о рисках для здоровья.
Еще раз прокомментировать рисунки на предыдущем занятии,
отметив лучшую работу по содержанию (кто больше знает), по оформ-
лению (лучший рисунок, детали отдельных работ.
Продолжение рисования.
Раздать детям их работы, попросить их перевернуть лист и
вспомнить и нарисовать как можно больше вещей и действий, вредных
для здоровья, написать заголовок этой страницы: «Это вредно для здоро-
вья», выделив слово «вредно». Можно рисовать каким-нибудь одним цве-
том (предыдущий рисунок может быть разноцветным). Затем попросить
детей зачеркнуть каждый рисунок, например, черным (сигарета, чипсы и
т.д.). Обратить внимание на то, изобразили ли дети себя среди вредных ве-
щей – это диагностический признак, свидетельствующий о стремлении
отстраниться от всего опасного, вредного.
Воспитатель: Все вы молодцы, и уже кое-что знаете о том, что полезно для
здоровья, а что может причинить ему вред. Мы вместе будем учиться здо-
ровью, будем больше знать и уметь, и помогать себе быть всегда здоро-
выми. Я очень надеюсь, что каждый из вас будет стараться не делать ни-
чего, что может принести вред здоровью.
А теперь скажите, как лучше помогать здоровью – одному челове-
ку или вместе с другими – с друзьями, с близкими людьми? И почему?
Дети высказывают свои мнения.
Игра «Рисуем одной рукой».
Каждая пара детей, сидящих за одной партой, крепко берет вместе
правыми (или левыми) руками (располагая их одна над другой) ручку или
карандаш и молча, не обсуждая, рисует рисунок.
Что получилось? (все показывают друг другу рисунки). Что хотел
нарисовать каждый? Кто был ведущим, кто ведомым? Чему учит эта игра?
Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество.
Двигательная пауза: игра «Африка».
Дети встают в круг. Воспитатель показывает три фигуры: пальма
(руки вверх), обезьяна (закрыть глаза руками), слон (сложить руки на жи-
воте). Дети повторяют несколько раз эти движения за ведущим. Затем ве-
дущий показывает на одного из игроков рукой и называет одну из фигур.
Игрок, а вместе с ним два его соседа должны показать соответствующие
движения. Чем быстрее темп, тем интереснее игра.
Вопрос к участникам: чему учит эта игра?
В заключение предложить детям подвести итоги занятия: что они
узнали нового, полезного
Занятие четвертое. Тема: «Доброта и здоровье».
Цель: дать представление о взаимосвязи здоровья людей и
доброжелательных отношений между ними, о влиянии на здоровье по-
ложительных эмоций, которые необходимы для физического и психиче-
ского здоровья человека, которые дают человеку добрые дела.
Воспитатель: Ребята, кто из вас помнит сказку «Цветик-семицветик»?
Дети вспоминают, о чем эта сказка.
Воспитатель: Я прочту вам, чем кончается эта сказка. (Читает конец сказки).
Можно предложить детям вспомнить и рассказать конец сказки.
Воспитатель: Каждая сказка чему-то учит. Помните, как говорит Александр
Сергеевич Пушкин? «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам
урок». Какой урок дает эта сказка? Чему она нас учит? (Дети высказывают
свои мнения).
Воспитатель: Женя придумывала разные желания, и все, что она хотела, ис-
полнилось. Даже на Северном полюсе, где всегда мороз и живут белые
медведи, побывала.
Только все ее желания были для себя одной. И только одно – для
другого человека – для больного мальчика, которому она помогла выздо-
роветь. Это был по-настоящему добрый поступок.
Подумайте и скажите, что чувствовали в этот момент Женя и
Витя?» (Дети высказываются).
Воспитатель: А теперь вспомните, свои добрые дела (для мамы, папы, ба-
бушки и дедушки, своих братьев или сестер, для друзей, для чужих лю-
дей, для животных и растений). Расскажите о них (дети высказываются).
Доброе дело – это не обязательно помощь в чем-то. Можно просто сказать
хорошие, добрые слова или просто обнять и поцеловать того, кого лю-
бишь.
А у вас было такое? (Дети высказываются). Как вы думаете, что
чувствуют те, кому вы делаете добро? И не только люди, а и животные.
Как они вам отвечают на ваши добрые поступки?
(Дети высказываются. Направлять их размышления, таким обра-
зом, чтобы их эмоциональное включение было наибольшим).
Воспитатель: А если бы Волшебница подарила Цветик-семицветик вам, ка-
кие бы желания вы загадали? Не спешите, подумайте хорошенько, чтобы
не растратить эти бесценные лепестки» (Для большей наглядности можно
использовать цветок с лепестками для всего класса, чтобы все дети смогли
высказаться).
(Можно использовать работу в группах – либо в парах, либо в
группах по 3-4 человека. )
При этом каждая группа должна обсудить мнения участников и
предложить совместный вариант, который озвучит ее «руководитель»).
Двигательная пауза.
Воспитатель: Давайте поиграем в зверей и птиц.
Представим себе, что мы – воробышки. (Дети начинают прыгать,
подражая воробьям, Обратить их внимание, что воробьи не просто пры-
гают на месте, а ищут корм, и поэтому прыгают и вперед, и назад, и в сто-
рону).
А теперь мы – зайчики (ушки на макушке).
Мы – утята (вспомним, как они крякают).
Мы – ослики (туловище перпендикулярно ногам, уши торчком, го-
лос «И-а-а»).
Мы – цапли (руки сложены за спиной, шаги широкие, медленные,
постоять на одной ноге – цапли ходят по болоту, высматривают, ищут
лягушек).
Мы – лебеди. Плавные, медленные движения рук, замедленный бег.
Занятие пятое. Тема: «Добрые дела».
Цель: та же, и предыдущей темы.
Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами говорили о том, как важно для
здоровья человека доброе отношение. А сегодня мы поговорим о добрых
делах.
Помните сказку «Гуси-лебеди»?
Помните, как девочка спасала от лебедей своего братика. Что
было, когда она бежала с ним мимо яблони и печки? Как ответили они де-
вочке на ее просьбы? Что было, когда она сделала им добро (яблоньке
помогла избавиться от лишнего груза, печке – от жары)? Почему в сказках
всегда побеждает добро?
Расскажите о своих добрых делах или о том добре, которое сдела-
ли вам. Ну, например, вам подарили то, о чем вы давно мечтали. Вспомни-
те, что вам в этот момент хотелось сделать. (Дети отвечают).
Воспитатель: Правильно. Вам хотелось тоже в ответ сделать что-то приятное,
доброе. Например, обнять маму. Или поблагодарить. Или что-то подарить.
На добро всегда хочется ответить добром.
А на зло? Вот и получается, что добро возвращается к человеку, а
зло вызывает новое зло и никогда не кончается.
Чтобы сделать доброе дело не так много и нужно. Самый лучший
подарок, который, к тому же, ничего не стоит – доброе слово.
Просто подойти к сестре (брату и др.) и сказать:
«Как я тебя люблю» и обнять, или поцеловать.
А еще: «Давай я тебе помогу». Пусть даже помощь будет не такой
большой. Попробуйте предложить свою помощь маме, папе, бабушке, де-
душке, братику, сестренке. Вы увидите, что «люблю» и «помогу» - это на-
стоящие волшебные слова.
Но недоброе, обидное слово может и ранить человека, надолго ис-
портить ему настроение и даже заставить его заболеть.
Старайтесь не говорить недобрые, злые слова.
Игра «Добрые слова». Дети встают в круг, ведущий – в центре.
Он бросает игрокам мяч, а они должны сказать доброе слово и бросить
мяч ведущему.
Примеры добрых слов .
Добрый день (вечер, утро) Проходите, пожалуйста
Доброй ночи Дорогая моя сестренка!
Будьте добры Дорогая моя бабуля
Пожалуйста Давай мы с тобой поиграем
Здравствуйте Будьте здоровы
Будьте счастливы Счастливого пути
В добрый путь Доброго пути
Доброго здоровья Желаю вам здоровья (счастья, успехов)
Спасибо большое Пусть все у вас будет хорошо
Я очень тебя люблю Дай я тебя обниму
Садитесь, пожалуйста Ты мой хороший (хорошая) (милый, лю-
бимый)
Давай это сделаем вместе Давай, я тебе помогу
Воспитатель: Вы наблюдали, как ведут себя люди в метро? Сидят в вагоне
много молодых людей. Входит старенькая бабушка или дедушка, или че-
ловек с палочкой, потому что у него больные ноги. И вдруг все молодые
люди начинают делать вид, что не замечают этих несчастных.
А бывает и так; вошел старый человек, а молодой встает и говорит
ему: «Пожалуйста, садитесь».
Как выдумаете, что при этом чувствует тот человек, которому
уступили место и тот, кто сделал доброе дело. Кому это нужнее?
А как вы поступаете, когда видите старенькую бабушку или де-
душку? Или слепого человека? Толкаете их и бежите занять место? А они-
то не могут бежать. (Дети отвечают).
Как должен поступить добрый человек в этой ситуации?
Воспитатель: Как вы думаете, у кого здоровье лучше: у доброго или злого че-
ловека и почему? (Дети высказывают свои мнения).
Одна девочка написала так: «Здоровье – это не только делать за-
рядку, умываться, чистить зубы, есть полезную еду. Все это нужно для
здоровья, но это не главное. Главное – доброта души. Если человек
добрый – всем с ним делается хорошо, у него хорошее настроение и всем
с ним весело. И здоровье его от этого делается лучше. И у других людей –
тоже. Поэтому доброта – для здоровья – самое главное».
Воспитатель подводит итог: Когда человек совершает добрые дела, ему де-
лается хорошо, у него улучшается настроение, он даже может чувствовать
себя счастливым. И здоровье его делается от этого лучше. И всем людям
рядом с ним делается, радостно, тепло. И их здоровье от этого тоже улуч-
шается. Вот так связаны между собой здоровье и доброта.
В одной московской школе дети выращивают дерево добрых дел.
Они взяли сухое деревце, поставили его в классе, вырезали из бумаги ли-
сточки. И на этих листочках пишут о сделанных добрых делах и при-
крепляют их к веточкам. И дерево растет и растет.
Попрощаться с ребятами и пожелать им как можно больше
добрых дел каждый день.
Двигательная пауза: игра «Крокодилы»
Занятие шестое. Тема: «Рисуем свои добрые дела».
Цель: побудить детей к анализу собственных позитивных поступ-
ков, способствовать эмоциональному включению в размышления о роли
доброжелательного окружения для здоровья человека.
На доске написать название темы «Мои добрые дела» и попросить
детей нарисовать свои добрые дела, которые они делают:
для мамы и папы
для дедушки и бабушки
для братьев и сестер
для друзей
для других людей
для своих животных
для птиц
для растений
Подписать свои рисунки, например: «Я помогаю маме убирать
квартиру». Пусть они нарисуют как можно больше таких дел.
За день-два до следующего занятия прикрепить рисунки к стене в
классе и начать занятие с анализа и детских комментариев к рисункам
(кто и что делает, кто делает особенно важные дела, кто – много дел и
т.д.). Похвалить всех.
Занятие седьмое. Тема: «Что я знаю о здоровье?»
Цель: дать представление о том, что сохранение здоровья требует
не только знаний и умений, но и каждодневных действий, стимулировать
самооценку своих знаний о здоровье, потребность в их расширении.
Необходимый инвентарий: фигурки из цветной бумаги (уголки,
квадратики, маленький приз (наклейка, открытка, значок и т.д.).
Воспитатель: Для того, чтобы быть здоровым человеком, нужно много знать
и уметь. Сегодня мы поиграем в «Правила здоровья».
Попробуем узнать, какие правила вы знаете. Я буду задавать вам
вопросы, а вы будете на них отвечать. За каждый правильный ответ вы по-
лучите фишку. Кто больше наберет фишек, тот выиграет и получит приз.
После каждого задания ведущий зачитывает правильные детские
ответы из приведенного ниже списка.
Для чего нужно умываться?
Правильные ответы:
Чтобы взбодриться.
Чтобы смыть сон.
Чтобы быть чистым.
Чтобы было приятно.
Чтобы хорошо выглядеть.
Чтобы смыть микробов.
Что нужно делать, чтобы быть закаленным?
Правильные ответы:
Гулять в любую погоду.
Летом купаться в открытом водоеме.
Одеваться по погоде.
Принимать душ каждый день.
Обливаться прохладной водой.
Зачем нужно бывать на свежем воздухе?
Правильный ответ: Чтобы дышать чистым воздухом. Воздух, который
накапливается в помещении, не очень чистый. Он уже побывал в чьих-то
легких, и в нем есть микробы.
Какие продукты полезны для здоровья?
Правильные ответы:
Овощи и фрукты
Рыба
Мясо
Молоко
Творог
Яйца
Сыр
Хлеб
Хлеб – самый главный, самый ценный продукт. Если человек ока-
жется на необитаемом острове, и у него не будет никакой еды, кроме
хлеба, он не только останется жив, но сможет работать. Недаром русская
пословица говорит: «Хлеб – всему голова».
После того, как игра будет закончена, ведущий подводит итог:
кто оказался победителем, какие правила здоровья дети знают, а какие –
нет.
Далее нужно сказать, что это далеко не все правила здоровья, а
только их маленькая часть.
Воспитатель: Человек может знать все правила здоровья, но ничего при этом
не делать. Например, многие знают, что зубы нужно чистить 2 раза в день,
но далеко не все люди правильно ухаживают за своими зубами. Подними-
те руки, кто из вас чистит зубы 2 раза каждый день, только честно?
(комментарии к ситуации).
Поэтому, чтобы здоровье было хорошим, нужно не только много
знать и уметь. Надо стараться делать то, что полезно для здоровья и не де-
лать того, что может причинить ему вред.
На самом деле правил здоровья много, они не такие уж сложные, и
каждый человек должен их знать и выполнять. Тогда и проблем со здоро-
вьем у него не будет.
Вот мы и будем вместе их учить.
Двигательная пауза: а теперь играем в Север.
Мы – олени..
Мы – белые медведи.
Мы – белые зайчики.
Мы – пингвины.
Мы – моржи.
Мы – лебеди
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.