КЛЕТОЧНАЯ ТЕОРИЯ
• 1. Клетка – элементарная структурно-функциональная единица живого. Вне клетки жизни нет (исключение вирусы).
• 2. Все клетки сходны по своему химическому составу и имеют общий план строения.
• 3. Клетка – единица размножения и развития живого. Новая клетка образуется путем деления материнской клетки.
•
4.
В многоклеточных организмах клетки дифференцированы
(разнообразны) по строению и функциям. Они объединены в ткани,
органы и системы органов.
• 5.Сходное клеточное строение организмов – свидетельство того, что все живое имеет единое происхождение
•1) Клетки ограничены мембраной (цитоплазматической
мембраной)
•2) Внутреннее содержимое представлено цитоплазмой, в которой находятся органоиды и включения
•3) Рибосомы
• ( у эукариот 80 S (т. е. они тяжелее и крупнее)
• у прокариот 70 S)
•сведберг – единица, характеризующая
• скорость седиментации в центрифуге.
Строение плазмолеммы
•
1.
Фосфолипидный бислой (гидрофильные головки и гидрофобные хвосты)
– обеспечивает избирательную проницаемость;
• 2. Белки (периферические, погруженные и пронизывающие), играют транспортную и структурную роль.
• 3. Гликокаликс – состоит из полисахаридов (углеводы), есть только у животной клетки;
• Функции:
• 1) Сигнальная и рецепторная
• 2) Осуществляет связь клеток друг с другом
• 3) Придаёт большую подвижность оболочки клетки, обеспечивая способность к фагоцитозу.
•У эукариот - жидкая (в составе много воды), подвижная
•У прокариот - вязкая, неподвижная
•Включает гиалоплазму
(цитозоль) - основное прозрачное вещество цитоплазмы,
находящиеся в ней обязательные клеточные компоненты — органеллы, а также различные
непостоянные структуры — включения.
•Иногда под цитоплазмой понимают только гиалоплазму.
ЭПС состоит из мембраны, эта сеть оплетает ядро и располагается дальше в цитоплазме, однако
ретикулум
замкнут
из выходов в саму цитозоль не есть двух видов: имеет.
• гладкая (агранулярная)
•шероховатая(гранулярная)
На шероховатой синтезируются белки (т.к. содержится рибосомы)
на гладкой – углеводы и липиды
• Ш-ЭПС ассоциируется с наждачной бумагой, на которой задерживаются частицы чего-либо.
• Такая бумага, усеяна множеством шариков, которые и являются рибосомами, синтезирующими БЕЛКИ
• липиды и углеводы – источники энергии в клетке и организме в целом.
•
Мы
их потребляем в пищу, они проходят по множеству пищеварительных трубок:
пищевод/кишечник. Естественно, эти структуры
не абсолютно гладкие, у тонкого кишечника внутренняя
поверхность выстлана ресничками, а у толстого есть гаустры, но сама ассоциации
трубки, источников энергии
(углеводов и липидов) и гладкости помогают запомнить
• После синтеза необходимых соединений на мембранах ретикулума, вещества должны попасть к местам своего использования клеткой.
• В основном транспортируетмя вещества по Аппарат Гольджи
• Не случайно ЭПС имеет такую лабиринтообразную структуру.
•
Это
как метро: с мембран = станций метро соединения = пассажиры заходят в
вагоны=трубочки ЭПС и отправляются туда, куда им нужно.
• Люди – по делам, а липиды, углеводы и белки– на биохимические реакции или для сохранения как ресурса
наличие кольцевой молекулы ДНК - нуклеоида |
• Особенность -
(ДНК–содержащая зона клетки прокариот), и рибосом.
• То есть митохондрия обладает собственным генетическим материалом и возможностью синтеза белка, почти как отдельный организм.
• Митохондрия - полуавтономный органоид (так как имеется кольцевая молекула ДНК, как у прокариот)
•
Изначально
митохондрии были самостоятельными организмами, но со временем вступили в
симбиоз с эукариотами и стали частью клетки.
ХРОМОПЛАСТЫ (ГРЕЧ. CHROMOS –
•Пластиды,
которые содержат пигКРАСКА)менты каратиноиды в
различных сочетаниях. Сочетание пигментов обуславливает красную, оранжевую или
желтую окраску. Находятся в плодах, листьях, лепестках цветков.
•Хромопласты могут развиваться из хлоропластов: во время созревания плодов хлоропласты теряют хлорофилл и крахмал, в них активируется биосинтез каротиноидов.
• 1) УЧЕНЫЕ, которые внесли вклад в изучение бактерий
• : * Антони ванн Левенгук – открыл бактерии, назвал «анималькули»;
• * Х. Эренберг – ввел термин «бактерии»;
•
*
Л. Пастер – микробиолог, иммунолог, создал технологию пастеризации, разработал
метод предупредительных прививок;
• * Р. Кох – открыл туберкулезную палочку, разработал методы её определения.
• * Изобретение электронного микроскопа в 1930 позволило изучить строение бактериальной клетки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.