2
ПОДХОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
В историографии существует два принципиально разных подхода к изучению истории
ФОРМАЦИОННЫЙ
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ
Согласно данному подходу, исторический процесс
рассматривается как постоянно сменяющие друг друга цивилизации.
СТАДИАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии
ДОИНДУСТРИАЛЬНАЯ
IV – III вв. до н.э. –
80-е гг XVIII в.
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ
Сред.XIX. –
70-е гг XХ в.
Конец 90-х гг XX – по наст.время
ЛОКАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Большая социокультурная общность, имеющая устойчивые простран-ственные границы со специфическими формами жизнедеятельности
ЗАПАДНАЯ
ВОСТЧНОЕВРОПЕЙСКАЯ
МУСУЛЬМАНСКАЯ
ИНДИЙСКАЯ
КИТАЙСКАЯ
ЯПОНСКАЯ
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ
Б А З И С
ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩИМИ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОИЗВОЛДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Н А Д С Т Р О Й К А
СОВООКУПНОСТЬ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ И МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИ НОРМ И УЧРЕЖДЕНИЙ
ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ
РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ
ФЕОДАЛЬНАЯ
КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ
3
ЦИВИЛИЗАЦИЯ. ЗНАЧЕНИЕ
Цивилиза́ция (от лат. civilis — гражданский, государственный): общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства)...
Общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуля-ции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства)
Историко-философское значе-ние — единство исторического процесса и совокупности материально-технических и духовных достижений человечес- тва в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли)
Стадия всемирного историчес-кого процесса с достижением определённого уровня социаль-ности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относи-тельной независимости от природы, дифференцирован-ности общественного сознания)
Локализованное во времени и пространстве общество. Локаль-ные цивилизации являются целостными системами, пред-ставляющими собой комплексы экономической, политической, социальной и духовной подсис-тем и развивающиеся по законам витальных циклов
4
ТЕРМИН «ЦИВИЛИЗАЦИЯ». ДИНАМИКА
Одним из первых термин «цивилизация» в научный оборот ввёл философ Адам Фергюсон, который подразумевал под термином стадию в развитии человеческого общества, характеризующуюся существованием общественных страт, а также городов, письменности и других подобных явлений. Предложенная шотландским учёным стадиальная периодизация мировой истории (дикость — варварство — цивилизация) пользовалась поддержкой в научных кругах в конце XVIII — начале XIX века, но с ростом популярности в конце XIX — начале XX века плюрально-циклического подхода к истории, под общим понятием «цивилизации» всё больше стали подразумеваться «локальные цивилизации»
Адам Фергюсон
(1723 – 1816)
5
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Термин «цивилизация» (от лат. civis — гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:
как определенная стадия в развитии локальных культур (О. Шпенглер)
как ступень исторического развития (например
(Л. Морган, О. Тоффлер)
как синоним культуры (А. Тойнби)
как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса(Л. Гумилев)
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
природные сообщества
восточный тип
западный тип
современный тип
6
СТАДИАЛЬНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ИСТОРИИ (МОДЕЛЬ Л, МОРГАНА)
ДИКОСТЬ
Присваивающий тип хозяйствования
Возникновение производящего типа хозяйствования
ВАРВАРСТВО
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
НИЗШАЯ СТАДИЯ
ВЫСШАЯ СТАДИЯ
СРЕДНЯЯ СТАДИЯ
ВЫСШАЯ СТАДИЯ
СРЕДНЯЯ СТАДИЯ
НИЗШАЯ СТАДИЯ
Появление древнейшего человека. Возникновение членораздельной речи
Появление и использование железа.
Развитие скотоводства и поливного земледелия
Развитие гончарного ремесла и появление керамики
Изобретение лука и стрел.
Возникновение рыболовства. Появление огня.
Возникновение иероглифического и алфавитного письма
7
ЛОКАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Цивилизация — это совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своих членов в их противостоянии внешнему миру.
в соответствии с периодами исторического развития
в соответствии со спецификой развития
в соответствии с уровнем организации государственно-политических институтов — первичные и вторичные
в соответствии с уровнем экономического развития
ДРЕВНИЕ
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ
СОВРЕМЕННЫЕ
ВОСТОЧНЫЕ
СМЕШАННЫЕ
ЗАПАДНЫЕ
ПОЛИТИКО-РЕЛИГИОЗНЫЕ
СВЕТСКИЕ
ДОИНДУСТРИАЛЬНЫЕ
ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЕ
8
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Сторонники миросистемного подхода, формирующегося в 60-е гг. 20 в., доказывают, что среди современных цивилизаций уже нет действительно самобытных обществ, не затронутых взаимодействием и существует единая мировая цивилизация.
Сторонники цивилизационного подхода делают акцент на самобытности и разделенности культурных суперсистем. Они считают, что мировую цивилизацию можно понимать только как полицивилизационное взаимодействие, при котором не происходит синтеза базовых ценностных структур, определяющих своеобразие цивилизации.
Западная цивилизация не имеет всеобщего характера, а является одной из великих цивилизаций
Мировая история это совокупность мировых культур. Каждая культура проходит в своем развитии через стадии: детство, юность, зрелость и старость.
Рождение цивили-зации происходит при наличии двух условий: присутствие в данном обществе творческого меньшинства и среды обитания.
Моральный контроль над человеческими наклонностями гораздо более важен, чем контроль над природой
Стадии этногенеза, то есть жизни суперэтноса, показаны Гумилевым как постепенное иссякание заряда пассионарности
Продукты цивилизаций и их базовые ценностные установки переходят в более поздние культурные системы.
Н. Данилевский
О. Шпенглер
А. Тойнби
А. Швейцер
Л.Гумилев
П. Сорокин
9
НАЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВЕДЖКИ ФРГ
В настоящее время термин «цивилизация» применяется для обозначения суммы определенных достижений исторически и географически любой из ныне существующих культур, которые имеют полное право называться цивилизациями.
Территориально цивилизация может охватывать несколько государств и этносов, как западноевропейская, или несколько государств и один этнос, как арабская, или одно государство и один этнос, как японская…
НАЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВЕДЖКИ ФРГ
Этнокультурный регион | Занимаемое пространство | Религиозный фундамент | Ядро этнокультурного региона |
Римско-католический | Южная Европа, Латинская Америка, Филиппины | Католицизм | Рим |
Протестантский | Северная и Средняя Европа, Северная Америка, Южная Африка, Австралия, Океания | Протестантизм | Нет единого центра |
Славянско-православный | Восточная Европа, Балканы, Сибирь, Север Дальнего Востока, часть Закавказья | Православие | Константинополь. С XV в. - Москва |
Арабо-мусульманский | Передняя и Средняя Азия, часть Южной и Юго-Восточной Азии, Северная Америка | Ислам | Мекка и Медина |
Буддистский | Центральная и Юго-Восточная Азия | Буддизм | Тибет |
Индуистский | Индия, Непал, север Шри-Ланки | Индуизм | Долина Ганга |
Конфуцианский | Восточная Азия | Конфуцианство, | Великая Китайская равнина |
Синтоистский | Япония | Синтоизм и Буддизм | Японские острова |
Африканский | Тропическая Африка | Местные верования. Переосмысленные католицизм и протестантизм | Не сформировалось |
10
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.