Цветовой тест отношений А.М. Эткинда
Оценка 4.7

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Оценка 4.7
Документация +7
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
12.03.2019
Цветовой тест отношений А.М. Эткинда
Исследование с использованием методики ЦТО (Цветовой тест отношений) А. Эткинда применяется для диагностики на модельно-образном уровне характера отношений детей и подростков со значимыми для них людьми, родителями и сверстниками, а также с собственным «я». Ценность этого метода в том, что с его помощью легко обнаружить противоречие между вербальной, то есть выраженной словесно картиной отношений и бессознательной, скрытой в подсознании. Своевременная диагностика проблем в общении с окружающими поможет решить проблему детского и взрослого невроза. Методика Эткинда показала себя как достаточно эффективный и компактный способ диагностики неадекватного соотношения вербального и бессознательного уровня межличностных отношений.
эткинд.doc
ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ А.М. ЭТКИНДА Исследование с использованием методики ЦТО (Цветовой тест отношений) А.  Эткинда применяется для диагностики на модельно­образном уровне характера отношений детей и подростков со значимыми для них людьми, родителями и сверстниками, а также с  собственным «я». Ценность этого метода в том, что с его помощью легко обнаружить  противоречие между вербальной, то есть выраженной словесно картиной отношений и  бессознательной, скрытой в подсознании. Своевременная диагностика проблем в общении с окружающими поможет решить проблему детского и взрослого невроза. Характеристика цветового теста отношений А.М. Эткинда Автором экспериментальной методики цветового теста отношений (ЦТО) стал  советский психолог Александр Маркович Эткинд, выпускник психологического  факультета Ленинградского университета, с 90­х известный западный культуролог, автор  публикаций по историко­культурной тематике. У всякой вещи свой цвет. У каждого чувства тоже. Тишина — белого цвета.  (Алессандро Д’Авения «Белая, как молоко, красная, как кровь»). Научно­практической целью, которую преследовал выдающийся психолог и  культуролог А.М. Эткинд, была возможность восстановления слабо осознаваемых или  слабо вербализуемых особенностей межличностных отношений пациентов клинической  психиатрии. Затем тест стал востребованным в консультативной психологической  практике со взрослыми, позже получил распространение в исследованиях психологии детей и подростков.  В основе методики ЦТО находится гипотеза о том, что важнейшие  характеристики подсознательных психологических процессов находят отражение в  цветовых ассоциациях. Многочисленные психологические эксперименты подтвердили  наличие прямой связи между восприятием цвета и эмоциями личности. Цветовой импульс  образовывает ассоциативную пару цвет — эмоция, выводя истинное отношение человека к  окружающим из области подсознательного и тайного в понятное психологу поле, что даёт  возможность исследовать результаты и оказать своевременную помощь, если она  требуется.  Результаты этих исследований легли в основу психодиагностического метода  цветового теста Люшера. По мнению Люшера, каждый цвет несёт закодированную  бессознательную информацию, он же разработал и способ трактовки каждого цвета.  А. Эткинд предложил использовать метод цветовых ассоциаций для расшифровки  неосознаваемой информации о межличностных отношениях и самооценке испытуемого, что помогло бы понять глубинные причины внутреннего или внешнего конфликта или  эмоционального напряжения личности.  Он исходил из таких предположений:   за каждым цветом, выбранным исследуемым для того или иного персонажа  или события, стоит архетипическая информация, которая и станет  индикатором межличностных отношений тестируемой личности;  тестируемый выстраивает собственный рейтинг, основанный на симпатии к  одному цвету и отвергнутости другого, а межличностные отношения  проецируются на эту шкалу и анализируются согласно цветовым  приоритетам.  Процедура проведения Цветового теста отношений  Цветовую психодиагностику отношений можно начинать с детьми от пяти лет и  старше. Исследования детей, страдающих неврозами, в возрасте от трёх до пятнадцати лет  показало, что дети уже в три — четыре года воспринимали задание на цветовые аналоги с  интересом, как игру. В игре ребёнок «раскрывается» и зачастую неосознанно  выражает те чувства, о которых избегает рассказывать напрямую. Даже дети­аутисты, испытывающие затруднения с вербализацией своих отношений, легко реагировали на  цветовой тест.  Цвета можно сравнить с витаминами, необходимыми ребёнку для своего роста и  развития. (Базыма Б.А. Психология цвета. Теория и практика ) Организация тестирования детей разного возраста  Диагностика с использованием цветового теста отношений для старших  школьников практически не отличается от проведения подобного теста со взрослыми,  тогда как для дошкольников и младших школьников процедура предельно упрощена и  адаптирована.  Организация и проведение тестирования предполагает строго  индивидуальную форму работы.  Следует подготовить набор карточек восьми цветов, которые используются в так  называемом «кратком цветовом тесте Люшера» (для проведения ЦТО используем  восьмицветовые карточки Люшера). Цвета имеют свою нумерацию: 1. Серый (условный номер — 0).  2. Синий (1).  3. Зелёный (2).  4. Красный (3).  5. Жёлтый (4).  6. Фиолетовый (5).  7. Коричневый (6).  8. Чёрный (7).  Раскладывают карточки на столе со светлой поверхностью или белом листе  плотной бумаги в случайном порядке полукругом. Карточки не должны перекрываться или наезжать друг на друга.  Освещение предпочтительно наиболее близкое к естественному, но следует  избегать прямых солнечных лучей, падающих на стол или в лицо ребёнка, при  искусственном освещении — бликов от осветительных приборов.  Подготовка списка персонажей и понятий, которые будут применяться  Предварительно исследователь в личном диалоге с тестируемым составляет  перечень значимых для последнего персонажей из ближнего или дальнего круга  социальных контактов. В него могут входить члены семьи, друзья, спортивный тренер,  учитель, воспитатель, нянечка в детском саду (в зависимости от возраста ребёнка), то есть  те, кто играет определённую роль в жизни исследуемого. В этот же список включаются  проекции тестируемого во времени и пространстве.  Для школьников будут интересны и значимы понятия: «ты в школе», «ты с  друзьями», «ты на школьном празднике», «ты на соревновании», «ты на отдыхе с  родителями». Дошкольнику стоит предложить ситуации «ты играешь с друзьями»,  «ты в детском саду», «ты гостишь у бабушки», а также понятия «твоя любимая  игрушка», «твой домашний питомец» (домашний питомец — значимое для дошкольника  понятие).  Эта информация записывается на отдельном листе бумаги. Содержание списка  зависит от личностных особенностей и увлечений ребёнка, его возраста и задач  тестирования.  К примеру, если учебные интересы исследуемого имеют гуманитарную  направленность (о чём можно узнать из беседы с учителем), в тест целесообразно  ввести вопросы о любимой книге, писателе, поэте — порой мнение автора книги для  подростка не менее авторитетно, чем родительское.  Если ребёнок занимается спортом, в круг значимых людей включают тренера,  товарищей по команде, а в список понятий — соревнования, тренировки. Случается, дети занимаются каким­либо видом деятельности не из собственных предпочтений, а  чтобы не конфликтовать с родителями, которым фигурное катание или школа с  математическим уклоном кажется наилучшим жизненным стартом для их детей.  Ребёнку же не нравится выбор их, он находится в постоянном внутреннем конфликте,  занимаясь нелюбимым делом ради близких людей.  При возникновении подозрений на насилие и агрессию в школе (родители  могут обратиться с такой проблемой к школьному психологу), тест имеет  направленность на определение отношений с внешним кругом общения (знакомые).  Список лиц будет включать одноклассников, старших и младших товарищей по школе,  учителей. Ситуации подбираются «школьные»: «ты на перемене», «тебя вызвали к доске»,  «ты идёшь один с уроков поздно вечером». Разумеется, такие важные, болезненные  вопросы необходимо перемежать нейтральными, о семье, хобби, чтобы подросток не  замкнулся в себе и не отказался от тестирования.  Коричневый, серый, особенно чёрный цвет ассоциации — повод забить  тревогу, искать и устранять причины стресса и депрессии. Благодаря тесту  подсознание ребёнка даст направление, в котором находится источник  неприятностей.  В отличие от детей дошкольного и младшего школьного возраста, старшие  школьники воспринимают тест не как игру с цветами. а как возможность понять себя,  разобраться в своих переживаниях, и грамотный психолог отнесётся с уважением к такому  восприятию теста почти уже взрослыми людьми. «Помоги мне узнать тебя — и я помогу  в этом тебе», — в таком ключе должно быть построено тестирование самых старших  школьников. Вопросы о будущей профессии, о планах после окончании школы, о  взаимоотношениях с противоположным полом могут вводиться в тест, но делать это надо  тактично, не свысока, на равных. Тут важен и тон психолога, и его авторитет у ребёнка.  Следует также помнить, что мальчики не менее чувствительны и ранимы, чем девочки. Но  в силу воспитания и общественных стереотипов склонны скрывать свои чувства.  Если с малышом можно поиграть, то со старшим ребёнком нужно сотрудничать.  Тестирование у психолога в старшем школьном возрасте редко проходят ради интереса.  Приходя за помощью, подросток должен убедиться, что его принимают всерьёз. К  проблемам подростков следует относиться с особым уважением.  Психолог может дополнительно согласовать или уточнить список, задавая  наводящие вопросы родным, учителям ребёнка. Рекомендованное специалистами  количество позиций в списке — не более 18–20 и не менее 12.  Этапы диагностики по А.М. Эткинду  Непосредственно тестирование делится на три этапа: исследование ассоциаций,  короткий отдых (5–7 минут) и определение ранга карточек (установление цветовых  предпочтений).  Исследование ассоциаций  Перед тестируемым произвольно раскладываются восьмицветовые карточки  Люшера. Психолог обращается к ребёнку с просьбой подобрать карточку, наиболее соответствующую характеру того или иного человека из списка, уточняя при этом, что  каждый цвет может быть выбран неоднократно ­ психолог просит испытуемого подобрать  цветовую карточку, соответствующую персонажу или понятию из списка.  Важно узнать, понимает ли ребёнок, что такое характер и не подменяет ли он  это понятие восприятием человека по его внешнему виду (цвету одежды, волос).  Если ребёнку трудно абстрагироваться от внешних признаков, и психолог  выяснил это, задав наводящие вопросы, можно перефразировать инструкцию  следующим образом: «Выбери цвет, который наиболее подходит, когда ты думаешь о маме». Персонажи из списка называют по мере возрастания их значимости, то есть  наименее значимые называются первыми. Все решения тестируемого по поводу его выбора  в цифровом виде записываются в соответствующей графе протокола.  Установление шкалы цветовых предпочтений  После окончания этапа цветовых ассоциаций ребёнка на несколько минут  отвлекают другим занятием или разговором. Затем его внимание вновь возвращают к  цветовым карточкам, но теперь задача будет состоять в том, чтобы разложить их в порядке степени приятности начиная с самого приемлемого. Существует два способа определения  цветовой шкалы.  В первом варианте ребёнок выбирает самую привлекательную для него  карточку, она изымается, а выбор фиксируется в цифровом виде в первой графе  протокола. Аналогичная процедура выбора повторяется четыре раза, таким образом,  последовательно заполняются первые четыре графы протокола. Из оставшихся четырёх  цветовых карточек ребёнку теперь предлагают выбрать самую неприятную, результат  фиксируется в числовом виде к крайней правой графе протокола.  Подобную процедуру повторяют ещё трижды, шаг за шагом заполняя оставшиеся  разделы протокола, теперь справа налево. В итоге получает цифровой ряд  соответствующий цветоассоциативным симпатиям испытуемого.  Этот алгоритм можно использовать для детей, испытывающих проблемы с  выбором, когда от них слышишь фразу: «Мне все цвета нравятся, нет таких, которые не нравятся».  Во втором варианте исследователь просит ребёнка указать карточку, которая  нравится больше остальных. После выбора испытуемого карточка убирается, подобная  процедура повторяется шесть раз, пока не останется лишь две карточки. Каждый раз  результат заносится в протокол начиная с крайней левой графы. Из оставшихся двух  предлагают выбрать самую приятную, последняя оставшаяся карточка заносится под  цифровым значением в крайнюю правую графу.  Этот вариант предусмотрен для детей, которые испытывают трудности с  переключением внимания, с высокой степенью инертности психики.  Какие адаптированные методики существуют для дошкольников С детьми младшей возрастной категории (4,5–6 лет) можно использоваться  адаптированный вариант методики, который базируется на ЦТО и называется «Круги  отношений». Психолог предлагает детям нарисовать яркие бусинки к каждому своему  социальному «я» (сын — дочка, друг — подруга и т. д.) наиболее подходящим цветом.  Так проявится неосознанный уровень восприятия своей роли и значимости в  семье и среди ровесников. Сравнивая устные рассказы детей об отношениях с  родственниками и друзьями с их же цветовыми аналогиями, исследователь обнаружит их  согласованность или разногласие. Кроме того, методика позволяет установить желаемые  отношения по гипотетической формуле: «А теперь расскажи, о чём ты мечтаешь, как бы  тебе хотелось», или сориентировать на будущее по варианту: «Сейчас так, но когда­нибудь будет…»  Вызывает интерес также модификация ЦТО для дошкольников — игра  «Цветик­восьмицветик», предложенная А.О. Прохоровым и С.В. Велиевой, где  цветовые карточки выполнены в форме лепестков сказочного цветка. Ход  исследования и обработка результатов аналогичны тем, что проводятся в тесте  Эткинда.  Обработка и интерпретация результатов  Запись результатов теста цветовых отношений ведётся с помощью протоколов,  персональных для каждого тестируемого.  Варианты записи результатов ЦТО  Данные по результатам теста заносятся в специальный протокол, к которому  прикрепляются линейки валентного и нормативного выбора. Случается, что испытуемый  выбирает сразу несколько цветовых карточек к одному понятию или персонажу. В таком  случае записать нужно все варианты выбора, но уточнить, какой из них наиболее  предпочтителен, и отметить это в протоколе.  Протокол цветового теста отношений по А.М. Эткинду — таблица  № Цвет Слова Валентность /  Значение цвета ­ стиму лы Нормативност ь 1 Синий 2 Зеленый 3 Красный 4 Желтый Грусть, интерес, высокая мораль, свобода Интерес, интровертированность, отношения в семье   доминантность, жёсткие   Радость,   гнев,   экстравертированность, высокая   сила   при   высокой   активности, структурность Удивление,   высокая   активность   при низкой   силе,   низкая   моральная 5 Фиолетовый 6 Коричневый 7 Чёрный 0 Серый направленность Эгоизм,  неискренность,   низкая  сила   при низкой активности Слабость, зависимость Страх,   гнев,   высокая   сила   при   низкой активности Грусть, утомление, пассивность, непонимание     слабость, Для записи результатов игры «Цветик­восьмицветик» авторами исследования  рекомендован другой протокол, возможно, он покажется кому­то более удобным.  Протокол с примерными данными ЦТО для дошкольников:  Протокол записи результатов модификации теста ЦТО «Цветик­ восьмицветик» — таблица  Цвета в порядке предпочтения Персонажи, ассоциированные с данным цветом Понятия, ассоциированные с данным цветом Синий Красный Зелёный Жёлтый Коричневый Серый Чёрный младший брат папа мама я сам, бабушка воспитатель детский сад семья друзья Фиолетовый старшая сестра, дедушка Формализованный анализ  Рейтинг цвета представляет собой цифру в индивидуальной цветовой линейке и  является формальным показателем теста. В специальной литературе этот показатель  получил название валентность. Понятие валентности тесно связано с нормативностью, то  есть установленной путём многочисленных экспериментов средней нормой выбора цветов  по убыванию предпочтений.  Таблица: нормативность цветов теста Люшера  Номер цвета по 3 4 2 5 1 6 0 7 Люшеру Нормативность 1 2 3 4 5 6 7 8 цвета То есть, в норме исследуемый с устойчивой здоровой психикой выберет первым  красный, за ним жёлтый, зелёный цвета и так далее.  Важнейшим показателем является место, которое занимает цвет в ряду  личного выбора по отношению к серому, архетипическая характеристика которого  традиционно ассоциируется со слабостью, нейтральностью, безразличием и  отчуждённостью в эмоциональной сфере. Серый выступает в роли символической  границы, отделяющей поле эмоционально позитивного, активного от эмоционально  пассивного и негативного. Таким образом, значимые персонажи или понятия,  располагающиеся перед серым в индивидуальной линейке ассоциируемых цветов,  определяются как наиболее важные и положительные в восприятии ребёнка.  При проведении тестирования детей обнаружили любопытную зависимость  цветоассоциативного выбора от сложности или упрощённости психических реакций. Если  ребёнок выбирает несколько цветовых карточек к одному понятию, это может служить  показателем сильного потенциала творческих способностей испытуемого. По мнению  психологов, параметр сложности увеличивается с возрастом, маленькое значение этого  параметра может сигнализировать об общем эмоциональном негативизме по отношению к  исследованию.  Качественный анализ теста  Стоит обратить внимание на то, что цветоассоциативные ответы следует  интерпретировать в их взаимосвязи, то есть целостно. Чем более высокий уровень  личной симпатии и предпочтения испытывает ребёнок к тому или другому  персонажу, тем более высоким цветом он обозначается. Родственник, который внушает  чувство страха, отчуждённости будет ассоциироваться с низким цветом в индивидуальной  цветоассоциативной шкале.  Сопоставление осознаваемых оценок отношений, которые даются на вербальном  уровне, и неосознаваемых, которые обнаруживают себя в цветовых аналогиях, часто  выявляют противоречия, диссонанс в описании характеристик или моделей отношений,  например: «Мама — заботливая, внимательная, ласковая», а цветовая ассоциация —  коричневый цвет.  Любопытные результаты даёт анализ цветовой аналогии тестируемого с  самим собой, то есть с каким цветом он символически соотносит самого себя. Низкий  рейтинг цвета, который выбирает ребёнок в определении самоотношения, указывает на  заниженный уровень самооценки, на проблемы с самоуважением. Цвет, совпадающий с  цветовым символическим изображением одного из родителей, говорит о сильной  эмоциональной связи, близости и взаимопонимании. Положение цвета самооценки ребёнка относительно родительского цвета  указывает на модель внутрисемейных взаимоотношений:    выше по месту чем родительские цвета — по принципу «я — хороший, они  — плохие»;  ниже — «я — плохой, они — хорошие»;   между ними — ребёнок ищет защиту от противоречивых, сложных  отношений.  Диагностически значимым и важным является не только рейтинг цвета, но и  сам этот цвет, содержащий в себе ценную информацию, которая позволяет подробно  расшифровать характеристику самоотношения и внутрисемейных отношений. Анализ статистических данных, полученных в результате изучения эмоциональной реакции на  цветовой возбудитель, продемонстрировал, что большинство испытуемых закономерно,  статистически стабильно указывают на взаимосвязь цвета и эмоционально­личностных  характеристик. Каждый цвет выступает в качестве индикатора эмоциональных проявлений  отношений.  Например, красный укажет на волевое, энергичное, подавляющее  доминирование отца или на импульсивное, спонтанное поведение матери. Серый  продемонстрирует наличие в семье дистанции, непонимания и безразличия в  отношениях между ребёнком и родителями. Зелёный расскажет о строгости и  суровости, чрезмерном контроле и удушающей опеке.  Цветовой тест отношений расскажет об истинном положении в семье ребёнка.  (Благополучие в семейных отношениях благоприятно сказывается на психике малыша.  Близость, доверие и взаимопонимание — главное в семейных отношениях.) Символическое значение цветов в интерпретации Люшера и их этически­ личностные характеристики   Синий — покой, зона комфорта, свобода, честность, доброта,  справедливость. Преобладают внутренние ощущения психологического  удовлетворения, гармонии и безопасности, отсутствует напряжение и  психологический зажим. Символизирует взаимосвязь, привязанность,  крепкие и прочные отношения. Отвержение синего может быть симптомом  неудовлетворённой потребности душевной близости и тепла.   Зелёный — самоутверждение, самоуверенность, стремление к обладанию,  руководству, превосходству и власти, эмоциональная чёрствость.  Поведение в стиле «зелёного» стремится к управлению и контролю над  важными объектами или процессами. Зелёный цвет на нижних регистрах (7,  8 место) означает признание собственного бессилия, подсознательному  перекладыванию вины на других и ненависть к ним. Компенсацию такие  люди ищут в суррогатной деятельности, такой как любовь к путешествиям  и частым поездкам.  Красный — воплощение витальной энергии и силы, стихии огня. Выражает  высокую интенсивность и наполненность жизни, мужественность,  стремление к успеху, победе, желание проникать, покорять,  преобразовывать. Если красному отдаётся предпочтение, то выбравший его  испытывает мощный порыв к действию, седьмое или восьмое место говорят  о дефиците жизненной силы, например, при изматывающих и истощающих  хронических конфликтах.   Жёлтый — свет, лёгкость, живость, освобождение и расслабленность,  открытость, общительность. Первое место жёлтого означает сильное  желание счастья, последние места сигнализируют о разочаровании,  внутренней пустоте и изоляции.   Фиолетовый — волшебство, нерешительность, инфантилизм, эгоцентризм,  мечтательность. Неискренность, интуитивное восприятие мира.   Коричневый — пассивность, зависимость, добросовестность, стремление к  телесному комфорту, уюту, удовлетворённости.   Чёрный — символическое выражение идеи «ничто», отказ, оборона,  протест, замкнутость, психологическая закрытость, упрямство,  враждебность, нелюдимость.   Серый — бесцветность, отгороженность, нейтральность, пассивность,  безответственность, безынициативность, заниженная самооценка  Однако стоит заметить, что прямое значение цвета, которое представлено в  толковании Люшера, при проведении тестирования детей, особенно дошкольников,  следует использовать с осторожностью. Личность ребёнка не сформирована в той мере,  чтобы можно было говорить об устойчивости эмоциональных реакций, поэтому перенос  непосредственной характеристики цвета на интерпретацию детских ответов будет  недостаточно корректным.  Прямое толкование цвета при анализе исследования будет совершенно обосновано  у старших школьников, личностные качества которых практически тождественны  взрослым. А. Эткинд считает допустимым использовать у детей лишь общие  символические характеристики цветов, они укажут на общие тенденции личности ребёнка,  которая ещё находится в процессе формирования и развития.  Система отношений наделена подвижным характером и развивается на протяжении всей жизни человека, существенно воздействуя на социальное существование личности.  Исследование эмоциональной окраски отношений человека со значимыми для него людьми, а также с самим собой обнажает как осознанный, так и скрытый от сознания пласт этих  отношений. Методика Эткинда показала себя как достаточно эффективный и компактный  способ диагностики неадекватного соотношения вербального и бессознательного уровня  межличностных отношений.

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда

Цветовой тест отношений А.М. Эткинда
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019