Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации военно-спортивного воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ТУРИСТСКАЯ «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
Эта игра тренирует силу и ловкость, дает навык работы с
а также осуществления спасательных работ
альпенштоком,
(транспортировки пострадавших).
Проводить игру хорошо на лесной поляне. Класс разделить на две
команды, в каждой – по одному «пострадавшему».
1й э т а п . На расстеленную клеенку, брезент размером 1,5 × 2 м
ложится «пострадавший». По команде «Марш!» команда тащит
волоком или несет «пострадавшего» до следующего этапа (15–20
метров).
2й э т а п . Здесь подготовлены 2 альпенштока длиной 1 м,
толщиной 2,5–3 см. Участники вдевают их в рукава застегнутой на все
пуговицы штормовки. «Пострадавшего» усаживают на эти носилки
лицом в сторону движения и бегут с ним к следующему этапу (15–20
метров).
3й э т а п . Проход по «болоту» по двум параллельно положенным
жердям длиной 3–5 м, расстояние между жердями 1 м. Можно
двигаться любым способом. «Пострадавший» на альпенштоке.
4й э т а п . Подлаз и перелаз. Этот этап оборудуется с помощью
лент, веревок для подлаза на уровне груди, для перелаза – на уровне
колен.
5й э т а п . Переход через «речку» по «камешкам». Длина переправы
3–5 м. «Камешками» служат обрезки досок или фанерок (20 × 15 см),
произвольно разложенных на земле. «Санитарам» нужно проявить
смекалку, чтобы, не «замочив» ноги, форсировать «реку» с
«пострадавшим».
6й э т а п . Преодоление «опасной» зоны. Этап оборудуется так же,
как «бег по лесу», только рейки висят через 1,5–2 м.
З а д а ч а к о м а н д ы – зигзагообразным движением преодолеть
«опасную» зону в 20 м.
7й э т а п . Посадка «пострадавшего» в «вертолет». Между двумя
деревьями на уровне груди установлена деревянная планка или натянут
шнур, параллельно которой «санитары» разворачивают носилки.«Пострадавший» встает на один альпеншток, придерживаясь за деревья,
и перешагивает на второй альпеншток. Погрузка закончилась.
Результат команды определяется по чистому времени и штрафным
очкам (секундам).
Перед отправкой класса в поход с ребятами занимаются, кроме
классного руководителя и учителя ФК, и учителяпредметники. На
своих уроках, классных часах они дают каждому классу определенные
з а д а н и я : собрать, срисовать, описать, сфотографировать, откопать,
встретиться… а потом эти материалы передаются в предметные
кабинеты. Все задания записываются классом в путевой (маршрутный)
лист. Таким образом, в классе получается несколько целевых групп,
работающих в определенном направлении, а в целом это туристы.
Старшим также оформляется путевой лист и пишутся задания, но
это перед походом. Подготовка же к походу более жесткая, более
емкая в любом направлении. Здесь и тесты гораздо сложнее:
– умение плавать;
– бежать кросс по учебным нормативам не ниже оценки «4»;
– сдать учебные нормативы на уроках ФК по общефизической
подготовке не ниже оценки «4»;
– уметь оказывать первую медицинскую помощь (остановка
кровотечения,
переломы и
транспортировка пострадавшего). Контроль и обучение на уроках ОБЖ;
– уметь быстро и толково разбить лагерь, приготовить обед, развести
растяжения,
вывихи,
ушибы,
костер в любую погоду.
Такую массу достоинств юному туристу за короткий срок к
сентябрьскому походу не приобрести. Как правило, учителя ФК
используют аттестацию ребят за прошлый год.
Запрещается брать в туристический поход учащихся с отклонениями
в состоянии здоровья, временно освобожденных от занятий ФК.
Все походы всех классов проводятся в соответствии со списочным
составом, с руководителями походов и родителями, в помощь
классному руководителю, утверждаются приказом по школе.