Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации военно-спортивного воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
ТУРИСТСКИЕ ПОХОДЫ
Дети очень любят ходить «в природу», все вместе, в непривычную
обстановку, подальше от родителей, школы, а также домашних дел.
Приятно ощущать себя независимым, остановиться где хочется, разжечь
костер, приготовить немудреную пищу, есть ее, пригоревшую, с
дымком, обжигаясь, словно вкуснее нет ничего на свете. А потом сидеть
у костра, смотреть на огонь, провожать взглядом улетающие искорки и
болтать обо все и ни о чем. А сколько вокруг нового, неизведанного, и
все хочется потрогать, все узнать, и никто тебе не запрещает, не
заставляет мыть руки, чистить зубы, ложиться спать по расписанию. А
до чего вкусна печеная картошка! Как сладко хрустит на зубах
подгорелая корочка… А ночевка в палатке… когда палатка трещит от
вашего хохота, вызванного любой сказанной чепухой, и часдва
крепкого сна на зорьке!.. Бодрый подъем, радостный, светлый, словно и
не было пройденных километров и бессонной ночи.
А потом весь год приятные воспоминания… А помнишь?.. И
мечтания о новом походе.
Походы «в природу»… мы, педагоги, называем это туризмом.
Чрезвычайно полезная штука во всех отношениях: чистый воздух,
физическая нагрузка, здоровая еда, познание окружающего. Но
оздоровлять и расширять познания своих учеников надо разумно,
исподволь, не навязывая своих убеждений, а идти «от простого к
сложному», идти не спеша, но (!) со знанием дела.
природоохранные,
В нашей школе туризму уделяется большое внимание, разработаны
туристские маршруты для каждой параллели классов, определены
конкретные задания, которые дети должны выполнить в походе. Это
биологические,
физические,
астрономические, исторические, военнопатриотические и другие
задания. Свои находки, гербарии, зарисовки, записи, фотографии
дети потом в обработанном виде представят на школьном турслете в
виде краеведческого материала, затем этот материал найдет свое место
в учебных кабинетах и школьном музее.
геологические,
Только вести детей в поход надо подготовленными, с уже
определенными умениями и навыками. С этой целью проводятся
подготовительные мероприятия:– подвижные игры с туристской направленностью;
– обучение туристской технике;
– оказание первой медицинской помощи и т. д.
Для проведения мероприятий можно использовать классные часы,
сборы, встречи, уроки. Привлекаются соответствующие специалисты:
учителя ФК, военруки; учителяпредметники, медперсонал.
Разработаны маршруты для 1–5 классов однодневные, для 6–8 –
двухдневные, для 9–11 классов – трех и четырехдневные. Маршруты
разной категории сложности: сухопутные, велосипедные, водные,
смешанные и лыжные.
Каждый класс идет строго своим маршрутом и со своим заданием.
Таким образом, родной край за время учебы в школе ребенок «изучит
своими ногами».
Вот эта задача и начинает решаться с сентября, и ее выполнение
продолжается весь учебный год, заканчиваясь в мае школьным
турслетом.
На особом месте и особой подготовкой занимается сборная команда
школы по туризму. У нее свой постоянный руководитель, своя
программа, свои маршруты и задачи.