Туристский клуб дошколят
Оценка 5

Туристский клуб дошколят

Оценка 5
docx
09.01.2024
Туристский клуб дошколят
Туристский клуб дошколят (1).docx

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Рыбновский районный Детско-юношеский Центр туризма»

 

 

 

 

 

 

Туристский клуб дошколят

«Веселый рюкзачок»

 

 

 

Автор: Воронина Анастасия Сергеевна,

педагог-организатор МБУ ДО РР ДЮЦТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Рыбное, 2023

 

 


 

Аннотация

В данной работе обобщен опыт исследовательской и практической работы по проблемам физического воспитания дошкольников 5-7 лет, оптимизации активного (физкультурно-оздоровительного) туризма, рассматриваются вопросы организации, планирования и методики проведения двигательной и познавательной деятельности с использованием средств туризма с дошкольниками, а также их родителями и работниками учреждений дошкольного образования, приведены примеры физкультурно-оздоровительных занятий, сценарий Дня туризма для дошкольников, который успешно опробован в условиях дошкольных образовательных учреждений.

Всего пару десятков лет назад почти каждый подросток в нашей стране, так или иначе, занимался спортивным туризмом. Это были времена, когда дети целыми группами в сопровождении своих школьных учителей и руководителей секций отправлялись в многодневные турпоходы… Но то, что было характерно для 70-80-х, сегодня скорее экзотика. Ныне слово "туризм" обычно ассоциируется с заграничными турами, о походах мы слышим все реже, а дети мегаполисов все чаще уходят не вглубь лесов, в пучину социальных сетей, к виртуальным кострам…

Выход есть! Активный (спортивно-оздоровительный) детско-юношеский туризм - одна из наиболее полезных, форм организации детского и семейного отдыха.

Поэтому в нашей организации родилась идея создания Районного туристского клуба дошколят. Почему дошколят?

В Рыбновском районе практически в каждой общеобразовательной организации работают объединения Центра туризма, которые реализуют дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы туристско-краеведческой («Юный турист», «Юный краевед», «Краеведение», «Пешеходный туризм») и физкультурно-спортивной («Спортивное ориентирование») направленностей. Но дошкольные учреждения темы туризма и краеведения осваивали только в рамках программ дошкольного образования. Для увеличения охвата детей в районе дополнительным образованием в 2019 году Центром была разработана программа «Туристенок», в 2023 году – образовательный проект «Туризм для самых маленьких».

Туристско-краеведческая работа стоит в приоритете в Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.   Поэтому реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Туристенок», проекта «Туризм для самых маленьких», разработанного в 2023 году, стали отправной точкой для создания районного туристского клуба для дошколят. Его работа находится в самом начале пути своего развития.

 

Пояснительная записка

Актуальность и перспективность практики

Создание туристского клуба только подтверждает мысль о том, что самодеятельное объединение является важнейшим институтом социализации и самореализации личности ребенка, которое стимулирует социальную активность и создает дополнительные условия для формирования жизненной позиции.  Ребенок в совместной деятельности осваивает конструктивные способы общения, вырабатывает личностные нормативные качества. Самодеятельная общность предоставляет дополнительное жизненное пространство для социального самоутверждения, оценки и признания результатов своей деятельности, и в силу этого обладает огромным воспитательным потенциалом. Социализации и самореализации личности ребенка в самодеятельном объединении способствуют благоприятные условия для межличностных коммуникаций. Досуговое пространство для ребенка - это зона общения, сфера раскрытия его способностей и реализации потребности в самовыражении и признании.  В самодеятельной общности ребенок учится смотреть на мир глазами другого, проигрывая множество ролей, он глубже познает себя, соотносит свои недостатки с ценностями другого и корректирует свое поведение.

Ведущая педагогическая идея

Туристский клуб, как образовательное самодеятельное объединение, имеет значительный образовательный и социально-педагогический ресурс, который определяется: а) обучающим блоком; б) культурно-творческим содержанием его деятельности; в) познавательной активностью дошкольников; д) возможностью учета индивидуальных особенностей детей; е) укреплением семейных ценностей.

Образовательный и социализирующий потенциал туристского клуба будет реализован в результате: а) целенаправленной организации субкультурной микросреды как обучающего и коммуникативного пространства; б) использования образовательного и воспитательного потенциала туристско-краеведческой деятельности, способствующей самореализации и социально-культурной интеграции ребенка.

Новизна практики заключается в комплексном совместном обучении, творческой деятельности детей, их родителей и работников дошкольных учреждений, которые являются равноправными участниками самодеятельного объединения. Каждый модуль может транслироваться отдельно или комплексно, так как вместе с детьми подразумевается и обучение взрослых.

 

 

Технология практики

Туристский клуб - основной организационно-методический центр самодеятельного туризма. Его цели, задачи и направления деятельности определены в Положении (приложение 1) - https://vk.com/doc-223004838_666625958?hash=Xvfarftrt8yilF9EoT9mScszLnZfPAtInrfMAja1DCH

Основная миссия клуба: пропаганда и внедрение здорового образа жизни, поиск и совершенствование эффективных форм и направлений развития нравственных, интеллектуальных и физических способностей личности средствами активного туризма, вовлечения широких слоев населения в регулярные занятия туризмом.

Цель создание условий для вовлечения в занятия туризмом, краеведением, ориентированием на местности детей дошкольного возраста, их родителей или законных представителей, работников дошкольных учреждений, знакомство с историей, культурой, природой родного края и страны, обучение безопасному поведению в природной среде.

Задачи:

                 формировать знания, умения в области спортивного туризма, краеведения, а также необходимые туристско-краеведческие навыки;

                 способствовать развитию устойчивого интереса и потребности в познании окружающего мира;

                 укреплять здоровье, формировать навыки здорового образа жизни;

                 воспитывать гражданственность, патриотизм, чувство любви к Родине;

                 воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за состояние окружающей среды;

                 прививать интерес к активному отдыху и путешествиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Участники клуба

Членами клуба могут быть дети в возрасте 5-7 лет, как  индивидуально, так и в составе детских объединений, их родители или законные представители и работники дошкольных учреждений. Вступление в клуб – добровольное. Количество членов клуба не ограничено. Участие в заседаниях, делах клуба является признанием членства в клубе. Количественный состав может быть не постоянным.

Название дали «Веселый рюкзачок». Ведь одним из важных предметов снаряжения туриста является рюкзак, куда он складывает все предметы, которые в дальнейшем будет использовать. Турист не берет все подряд, обдумывает каждый предмет, просчитывает его важность, многофункциональность.

Именно технология «кейс» (чемоданчик, портфель), в нашем случае «рюкзак», дала возможность выстроить алгоритм использования необходимого набора модулей в вопросах непрерывного образования всех участников клуба.

На данном этапе деятельность клуба составляют модули:

1.     «Безопасность – превыше всего (нормативная база и инструкции)».

2.      «Туристенок собирается в поход (образовательный)».

3.     «Педагогический туристский всеобуч».

4.     «В поход – всей семьей (работа с родителями)».

Каждый модуль может транслироваться отдельно или комплексно, так как вместе с детьми подразумевается и обучение взрослых. Количество модулей, мы надеемся, будет увеличиваться. А их тематика будет соответствовать актуальным вопросам развития туристско-краеведческого направления в образовании.

Основополагающим, в рамках туристского клуба, стал модуль «Безопасность – превыше всего (нормативная база и инструкции)», посвященный организационным вопросам безопасности воспитанников в туристическом походе, прогулке, прохождения маршрутов на тренировочных занятиях. Собраны нормативные и инструктивные документы для взрослого состава клуба. А также были разработаны подробные инструкции по охране здоровья, жизни и безопасности для воспитанников, принимающихся участия в активных видах спорта и деятельности. В игровой и познавательной форме дошкольники практически овладеют строгими правилами прохождения этапов туристического многоборья (приложение 2.1 и 2.2).

 

Модуль «Туристенок собирается в поход (образовательный)» направлен на обучение дошкольников первоначальным, элементарным туристским умениям и навыкам. Занятия дошкольников в клубе носят как разовый, так и цикличный характер. Умелое использование различных форм экскурсий и туристической деятельности позволяет организовать поисково-исследовательскую работу по изучению родного края, научить детей элементам туристской техники, ориентирования, подготовиться к походу, соревнованиям, туристскому лагерю, любому мероприятию туристской направленности. Регулярные занятия туризмом вырабатывают у детей сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.

Туристская работа строится на непрерывно сменяющих друг друга циклах малых форм, каждая из которых включает подготовку к туристским мероприятиям, их проведение и подведение итогов.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, основу этого модуля составляют игровые и тренинговые технологии, которые мы активно использовали при реализации районного проекта «Туризм для самых маленьких» (приложение 4) - https://disk.yandex.ru/d/5r9m0iqWLlsHpg. Стоит подчеркнуть, что реализация проекта возможна при любых погодных условиях, как на местности (и тогда мы говорим об использовании такой игровой формы, как геокэшинг), так и в помещении (и это будет игра-квест).

День туризма в детском саду – это целое событие, к которому ребята заранее готовились, выбирали название команды, капитана, речевку, распределяли туристские роли, и уже дружной командой выходили на старт большой туристской игры. Для того, чтобы выйти на маршрут, настоящий турист должен быть хорошо подготовлен теоретически и практически. И наши юные туристы были вполне готовы:

1.     Определили виды туризма (игра «Угадай и расскажи»);

2.     Правильно экипировали туриста (игра «Одень куклу»);

3.     Собрали настоящий походный рюкзак;

4.     С легкостью прошли этап «Поляна знаний» (игра «Съедобное-несъедобное», повторили правила поведения в живой природе)

Всё это пригодилось ребятам в прохождении настоящего туристского квеста, для преодоления каждого этапа которого необходимо было собрать карту местности. Цель квеста – найти пиратский клад.

На пути встретились топи, глубокий каньон, который преодолели по веревочной переправе, пещера горного короля (когда вся группа идёт в одной общей связке).

Старания ребят увенчались успехом – ключ и место клада определено. Награда по заслугам – золотые шоколадные монеты и удостоверение юного туриста!

Помимо проекта «Туризм для самых маленьких» в набор этого модуля вошли:

- дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Туристенок» (приложение 3) - http://dyuctur-rybnoe.ucoz.ru/docs22/turistenok.pdf;

- Учебно-практические рекомендации для занятий туризмом с дошкольниками и учащимися начальных классов общеобразовательных учреждений «Туризм для самых маленьких» (приложение 5);

- Виртуальная карта туристских объектов, с помощью которой можно легко разработать образовательные туристские маршруты для дошкольников, по таким видам туризма как:

1) культурно-познавательный туризм;

2) событийный туризм;

3) экологический туризм.

К каждому туристскому объекту размещена информационная справка с фотографией объекта (приложение 6) - http://dyuctur-rybnoe.ucoz.ru/index/obrazovatelno_turistskie_marshruty_rybnovskogo_rajona_rjazanskoj_oblasti/0-137

 

Этот модуль дополняют

- План коллективно-творческих дел для дошколят (приложение 7)

- Туристская игротека - http://dyuctur-rybnoe.ucoz.ru/index/igroteka/0-72.

 

В процессе организации работы туристического клуба пришли к решению о необходимости создания модуля «Педагогический туристский всеобуч».

Цель этого модуля заключается в создании условий для обучения и увеличения количества педагогических работников, организаторов и волонтеров спортивного и детско-юношеского туризма, владеющими умениями и навыками организации и проведения походов, экскурсий, мероприятий туристско-краеведческой направленности. Он тесно перекликается с модулем «Безопасность – превыше всего!».

Основу этого модуля составят (приложение 8):

1. Обучающие семинары (в т.ч. выездные) по организации и проведению походов, экскурсий, мероприятий туристско-краеведческой направленности.

В ходе Проекта мы планируем подготовить не менее 20 педагогических работников - организаторов массовых туристских мероприятий из числа наиболее активных представителей целевой группы (активных педагогов). Курсы предусматривают изучение особенностей трех основных видов активного туризма, основ безопасности и нормативной базы туризма.

2. Мастер-классы и тренинги по использованию различных форм и методов организации туристской деятельности.

Занятия (не менее 5-ти в год) проводятся в форме живого общения, встреч с опытными туристами, сопровождаются показом фильмов и фотографий. Цель – заинтересовать начинающих новым для многих из них видом отдыха, объяснить его преимущества, ознакомить слушателей с основами безопасной организации путешествий. Как известно, спортивному туризму научиться теоретически невозможно, практика и только практика в природной среде учит человека быть настоящим туристом! В ходе тренингов и мастер-классов (не менее 6-ти) начинающие туристы приобретут навыки работы со специальным туристским снаряжением, освоят технические приемы по преодолению природных препятствий.

3. Учебно-тренировочные походы выходного дня.

Важным элементом обучения туризму является участие в учебно-тренировочных походах (УТП). Так исторически сложилось, что лучшим временем для УТП являются майские праздники и летнее время года! И, безусловно, каждому туристу хочется побывать в новых местах. Поэтому мы постараемся предложить учебные маршруты в интересных и перспективных для обучения местах Рыбновского района. Именно здесь, в УТП, под руководством опытных тренеров, и рождаются настоящие туристы и инструкторы! УТП- это лучшая школа туризма, здесь оттачиваются навыки и появляется уверенность в себе и товарищах!

4. Турслеты для педработников - настоящий экзамен!

Для наших начинающих «больших» туристов слет станет настоящим экзаменом, проверкой тех знаний, которые они получили в ходе обучения.  Основные этапы: техника пешеходного туризма, ориентирование на местности, походная кухня и первая помощь.

 

 

Эффективная работа туристского клуба невозможна без правильно выстроенных отношений с родителями (законными представителями) воспитанников. Личный пример родителей – вот лучший путь обучения и воспитания своего ребенка. В материалах модуля «В поход – всей семьей (работа с родителями)» будем использовать такие формы работы с родителями:

- Педагогическая лаборатория (опрос) «Детский туризм – это интересно?!». Мониторинг будет проводится на постоянной основе, так как, мы прекрасно понимаем, что от мнения родителей, от их заинтересованности во многом зависит и интерес ребенка. Пока в работе «входная» анкета;

- Турфест «Папа, мама, я – туристская семья»;

- Походы выходного дня;

- участие в разработке образовательных туристских маршрутов и т.д.

 

Для развития массового туризма важной стороной деятельности туристского клуба является его открытость и информационность. Для этого используются такие платформы:

- группа ВКонтакте https://vk.com/clubturisty; https://vk.com/public216826292

- сайт МБУ ДО РР ДЮЦТ http://dyuctur-rybnoe.ucoz.ru/;

- газета «Приокская новь». 

Результативность

Туристский клуб дошколят «Веселый рюкзачок» только начал свою деятельность.

Разработано Положение о клубе. Создана группа ВКонтакте. В группе пока 32 подписчика, но по условиям участия каждый воспитатель, вступающий в клуб, приглашает с собой свою группу воспитанников. А это значит, клуб насчитывает уже более ста участников. Реализуются дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Туристенок» (МБДОУ «Детский сад №1 «Медвежонок» - 26 человек) и образовательный проект «Туризм для самых маленьких» (уже участвовали: МБДОУ «Детский сад №3 «Светлячок» - 29 человек, МБДОУ «Детский сад №4 «Радуга» - 30 человек, МБДОУ «Детский сад №1 «Медвежонок» - 16 человек. Всего - 75 человек).  12 педагогических работников дошкольных учреждений участвовали в мастер-классе «Спортивное ориентирование в любых условиях и помещениях» и турслете педагогических работников.

 

Перспективы развития туристского движения есть.

1. Участие в обучающих мероприятиях Проекта обогатит представителей целевых групп необходимыми знаниями и умениями для самостоятельной организации доступного активного отдыха.

2. Участие детей в мероприятиях, направленных на формирование навыков безопасного поведения в природной среде, бережного отношения к природе и истории края, будет способствовать росту интереса к туризму, воспитанию патриотизма и экологической культуры.

3. Увеличение числа обученных педагогических кадров позволит повысить уровень безопасности на маршрутах.

4. Вовлечение семей с детьми в совместные занятия туризмом будет работать на сплочение и оздоровление рыбновских «ячеек общества».

5. Создание банка образовательных туристских маршрутов для дошкольников.

6. Создание банка дидактических материалов для организации деятельности районного туристского клуба «Весёлый рюкзачок».

Все эти факторы будут способствовать формированию в Рыбновском районе благоприятной среды для возрождения массового характера детского и семейного туризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников и литературы

1.     Завьялова, Т. П.  Теоретические и методические основы организации различных видов деятельности детей. Туризм в детском саду: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. П. Завьялова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: «Юрайт», 2023. — 228 с. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515089 - (Дата обращения 11.09.2023)

2.      Туристская игротека /Под ред. Ю.С. Константинова. – М.: «ВЛАДОС»,112 с.

3.     Туризм в детском саду / Под ред. С.В.Кузнецовой. – М.: «Обруч», 208 с.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Рыбновский районный

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Рыбновский районный

Аннотация В данной работе обобщен опыт исследовательской и практической работы по проблемам физического воспитания дошкольников 5-7 лет, оптимизации активного (физкультурно-оздоровительного) туризма, рассматриваются вопросы организации, планирования…

Аннотация В данной работе обобщен опыт исследовательской и практической работы по проблемам физического воспитания дошкольников 5-7 лет, оптимизации активного (физкультурно-оздоровительного) туризма, рассматриваются вопросы организации, планирования…

Пояснительная записка Актуальность и перспективность практики

Пояснительная записка Актуальность и перспективность практики

Технология практики Туристский клуб - основной организационно-методический центр самодеятельного туризма

Технология практики Туристский клуб - основной организационно-методический центр самодеятельного туризма

Основная часть Участники клуба

Основная часть Участники клуба

Умелое использование различных форм экскурсий и туристической деятельности позволяет организовать поисково-исследовательскую работу по изучению родного края, научить детей элементам туристской техники, ориентирования, подготовиться к походу,…

Умелое использование различных форм экскурсий и туристической деятельности позволяет организовать поисково-исследовательскую работу по изучению родного края, научить детей элементам туристской техники, ориентирования, подготовиться к походу,…

Помимо проекта «Туризм для самых маленьких» в набор этого модуля вошли: - дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Туристенок» (приложение 3) - http://dyuctur-rybnoe

Помимо проекта «Туризм для самых маленьких» в набор этого модуля вошли: - дополнительная общеобразовательная программа туристско-краеведческой направленности «Туристенок» (приложение 3) - http://dyuctur-rybnoe

Курсы предусматривают изучение особенностей трех основных видов активного туризма, основ безопасности и нормативной базы туризма

Курсы предусматривают изучение особенностей трех основных видов активного туризма, основ безопасности и нормативной базы туризма

Педагогическая лаборатория (опрос) «Детский туризм – это интересно?!»

Педагогическая лаборатория (опрос) «Детский туризм – это интересно?!»

Увеличение числа обученных педагогических кадров позволит повысить уровень безопасности на маршрутах

Увеличение числа обученных педагогических кадров позволит повысить уровень безопасности на маршрутах

Список источников и литературы 1

Список источников и литературы 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2024