Разработала: Михиенко Татьяна Васильевна
учитель математики I квалификационной категории
МБОУ «ООШ п. Александровский»
Новосибирская область, Искитимский район.
Самостоятельные работы по математике 5 класс к учебнику Г.В.Дорофеев и др.
Глава 1. Линии.
Самостоятельная работа №1 "Разнообразный мир линий". (1.1)
1. Начерти замкнутую линию.
2. Начерти незамкнутую линию.
3. Начерти замкнутую без самопересечений.
4. Начерти замкнутую с самопересечением.
5. Начерти незамкнутую линию с самопересечением.
6. Начерти незамкнутую линию без самопересечений.
7. Начерти круг и подпиши его внутреннюю и внешнюю области.
8. Реши задачу: У покупателя было 500 рублей. За фрукты он заплатил 225 рублей, а за овощи – в 3 раза меньше. Сколько денег у него осталось?
Самостоятельная работа №2 "Прямая. Части прямой. Ломаная". (1.2)
1. Какие две важные линии ты знаешь? Изобрази их. (Можно от руки.)
2. Построй луч и обозначь его.
3. Построй отрезок АВ=2см 6мм. И ниже под рисунком выполни запись, в обозначении отрезка.
4. Построй ломаную, состоящую из 5 звеньев. Найди длину этой ломаной.
5. Реши задачу: Грузоподъемность первых вертолетов 500 кг, а современных вертолетов 40 000кг. Во сколько раз грузоподъемность современных вертолетов превышает грузоподъемность первых вертолетов? На сколько килограммов?
Самостоятельная работа №3 "Длина линии". (1.3-1.4)
1. Чему равна длина ломаной, состоящей из трех отрезков длиной 5 см?
2. Построй по клеткам тетради отрезки длиной 5 см и 6 см 5 мм. (Одна клетка –это 5 мм.)
3. Найди длины ломаных задание №2 на стр.22 учебника.
4. Отметь точку О. Проведи окружность с центром в точке О и радиусом 4см. Чему равен диаметр этой окружности?
5. Назови предмет: а) размеры которого меньше 1 см;
б) длина которого больше 1 м.
6. Заполни пропуски: 3 см 2 мм =…мм; 325 см = …м … см;
5 м 20 см = … см; 672 мм = …см …мм.
7. Реши задачу: Саша сделал по дорожке 20 шагов и измерил длину пройденного пути. Получилось 10 метров. Какова средняя длина его шага?
Глава 2. Натуральные числа.
Самостоятельная работа №4 "Как читают и записывают натуральные числа".(2.1)
1. Разбейте на классы число, содержащееся в предложении, и назовите его: а) средний радиус Земли составляет 6371 км; б) среднее расстояние от Земли до Солнца составляет 384 400 км; в) среднее расстояние от Земли до Солнца составляет 14957870 км; г) площадь всей поверхности Земли составляет 510200000 км2.
2. Запиши число, в котором содержатся: а) 4 тысячи 3 сотни 2 десятка и 1 единица; б) 3 тысячи 5 сотен и 8 единиц; в) восемьдесят четыре тысячи сто два; г) пять тысяч пятнадцать; д) один миллион сто двадцать три тысячи четыреста двенадцать; е) четыре миллиона триста пятнадцать.
3. Запиши цифрами число: а) 5 тыс.; б) 4 млн.; в) 2 млн. 436 тыс.; г) 3 млрд.; д) 7 млрд. 30 млн. 250 тыс.; е) 1205 тыс.; ж) 5025 млн.
4.* Сколько сотен в числе: а)200; б) 10000.
в) Сколько десятков содержится в 1 тысяче?
г) Сколько миллионов содержится в 1 миллиарде?
д) Сколько тысяч содержится в 1 миллионе?
е) Сколько сотен содержится в 100 тысячах?
5.* Напиши: а) наименьшее и наибольшее семизначное число;
б) наибольшее шестизначное число, которое можно записать с помощью трех единиц и трех нулей.
Самостоятельная работа №5 "Представление числа в виде суммы разрядных слагаемых".(2.1)
1. Представь число в виде суммы разрядных слагаемых:
а) 623=
б) 937=
в) 4756=
г) 68114=
2. Определи, какое число представлено в виде разрядных слагаемых, и запиши его: а) 4·100+3·10+2·1=
б) 6·1000+1·100+5·10+7·1=
3.* Запиши число, которое представлено в виде суммы разрядных слагаемых:
7·1000000+5·100000+4·10000+3·1000+2·100+6·10+1·1=
4.* Число представили в виде суммы разрядных слагаемых и записали: 8·100+3·10+4·1. Представь в виде суммы разрядных слагаемых число, которое получится из первого, если справа приписали к нему: один нуль; два нуля; три нуля.
Самостоятельная работа №6 "Сравнение натуральных чисел".(2.2)
1. Сравните числа и запиши результат сравнения в виде неравенства:
а) 125 и 180; б) 107 и 170;
в) 3106 и 316; г) 1186 и 11860;
д) 30101 и 30110; е) 21141 и 21114;
ж) 707077 и 770007; з) 5109640 и 5106940.
2. Сравни длины:
а) 320 см и 3 м; б) 6 дм и 75 см;
в) 82 мм и 8 см; г) 4 км и 490 м.
3. Сравни массы: а) 8 т и 860 кг; в) 540 г и 5 кг 40 г;
б) 300 ц и 3 т; г) 3 т 420 кг и 3400 кг.
4. Сравни промежутки времени: а) 200 мин. и 2 ч; б) 245 с и 3 мин 45 с;
в) 10 мин и 1000 с; г) 4 ч 20 мин и 250 мин.
5.* Расположи данные числа в порядке возрастания:
53400, 53040, 53004, 5430, 350400, 35400.
6.* Меры веса: 1 ласт=72 пуда; 1 пуд=40 фунтов; 1 фунт=3 лота;
1 лот=3 золотника.
Зная, что золотник - это примерно 4 г 270мг, выразите в метрической системе мер лот и фунт (в граммах и миллиграммах). Подсказка. 1г =1000 мг.
Глава 3. Действия с натуральными числами.
Самостоятельная работа №7 "Сложение и вычитание натуральных чисел".(3.1)
1. Выполните сложение: а) 235+341; б) 7041+258; в) 270+325; г)3825+171.
2. Выполните вычитаемое: а) 863-242; б) 1345-213; в) 4462-1231; г)2816-513.
3. Найдите неизвестное слагаемое: а) 749+а=1658; б) х+213=657.
4. Найдите неизвестное уменьшаемое: а) х-464=87; б) в-247=450; в) 700=а-807.
5.* Из четырех равенств только одно неверное. Найдите его по последней цифре: 1) 12435+7678=20113;
2) 37856-29281=8575;
3) 1033005-79817=953189;
4) 804578+697583=1502161.
6.* Найдите неизвестное число: а) (х+35)+67=855; б) (х-28)+53=60;
в) 55-(42-х)=35; г) (25+х)-32=15.
Образец. (х-18)+40=70. Сначала найдем х-18, а потом х. Будем рассуждать так: выражение (х-18)+40 – это сумма двух слагаемых: х-18 и 40. Поэтому (х-18)=70-40; х-18=30. Так как х – это уменьшаемое, то х=30+18=48. Ответ: х=48.
Самостоятельная работа №8" Умножение натуральных чисел".(3.2)
1. Замените сумму произведением: а) 12+12+12+12+12; б) 100+100+100+100; в) 260+260+260; г) 113+113+113+113.
2. Выполните умножение: а) 123·8; б) 23·45; в) 248·17; г) 123·305; д) 702·411; е) 2800·37; ж) 6030·180; з) 1400·7200.
3. * Выполните умножение: а) 15873·63; б) 31893·24; в) 170940·195;
д) 250·736·44.
4.* Найдите неизвестное число: а) 12·(х+34)=600; б) (х-24)·15=45.
Самостоятельная работа № 9"Деление натуральных чисел".(3.2)
1. Выполните деление: а) 1012׃4; б) 1145׃5; в) 788׃4.
2. Вычислите: а) 5390׃5; б) 5656׃14; в) 36465׃221; г) 10780׃110.
3. а) Сколько килограммов составляют 2000 г? 7000 г? 25000 г?
б) Сколько километров составляют 3000 м? 5000 м? 12000 м?
в) Сколько минут составляют 120 с? 240 с?
4. а) Что больше и во сколько раз: 300 м или 3 км? 12 км или 400м?
б) Что меньше и во сколько раз: 120 мин. или 12 ч? 5 ч или 150 мин.?
5.*Найдите частное: а) 833325׃15; б) 140126׃14.
6.* Найдите неизвестное число: а) 320׃(38+х)=4; б) (64-х)׃14=5.
7.* Определите последнюю цифру делимого, для того чтобы выполнялось деление: а) 153* ׃12; б) 4774* ׃ 308.
Самостоятельная работа №10 "Порядок действий в вычислениях".(3.3)
1. Найдите значение выражения: 13·108 - 96׃4. Из данного выражения с помощью скобок составьте новые и найдите их значения.
2. Вычислите и сравните: а) 5·8+7 и 5·(8+7); б) 8+14·5 и (8+14)·5.
3. Найдите значения выражения: а) 12·12+188; б) 333-11·15.
4. а) (138+67)·(420-386); б) 39+(629-48·13).
5.* Найдите значение выражения:
а) 19857-(29·716׃68+192·64);
б) (900-654׃6)·7+6·(571-24·23).
6.* Какое число задумано, если: к задуманному числу прибавили 15, а затем еще 24 и получили 76.
Подсказка. Обозначьте задуманное число буквой х и запишите нужное равенство. Например, в этом задании вы получите (х+15)+24=76. И решите уравнение.
Самостоятельная работа №11 "Степень числа".(3.4)
1. Запишите в виде степени: а) 2·2·2; б) 100·100; в) 5·5·5·5·5·5.
2. Вычислите: а) 72; б) 63; в) 122; г) 113.
3. Сравните числа: а) 23 и 32; б) 42 и 33; в) 43 и 53.
4. Вычислите: а) (5+7)2; б) 5+73; в) 122-8; г) (12-8)3.
5.* Вычислите: а) 3·44; б) (11-8)5; в) 11+24.
6.* Определите показатель степени числа и запишите его вместо звездочки: а) 8* = 512; б) 3* = 81.
Самостоятельная работа №12 "Решение задач на движение".(3.5)
1. Со станции одновременно в разных направлениях отправились два поезда. Скорость одного поезда 43 км/ч, а другого 56 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 1ч? 2ч? 5ч?
2. Из двух сел, расстояние между которыми 96 км, одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Скорость одного велосипедиста 13 км/ч, а другого 11 км/ч.
а) На сколько километров они сблизятся за 1 ч? 2ч?
б) Какое расстояние будет между велосипедистами через 2ч? 3ч?
в) Через сколько часов велосипедисты встретятся?
3*. Расстояние между двумя мотоциклистами в начале их одновременного движения навстречу друг другу было равно 220 км. Через какое время оно окажется равным 40 км, если известно, что скорость одного мотоциклиста 60 км/ч и она в 2 раза больше скорости другого?
Самостоятельная работа №13 "Решение задач на движение по реке".(3.5)
1. Собственная скорость лодки 7 км/ч. Скорость течения реки 2 км/ч. Найдите: а) скорость лодки по течению реки; б) скорость лодки против течения реки; в) путь, пройденный лодкой по течению реки за 2ч; г) путь, пройденный лодкой против течения реки за 3 часа.
2. Собственная скорость катера 13 км/ч, скорость течения реки 3 км/ч. Расстояние между двумя причалами 80 км. За какое время катер преодолеет это расстояние, если будет плыть: а) по течению реки;
б) против течения реки?
3.* Теплоход преодолевает 56 км за 2 ч по течению реки и 66 км за 3 ч против течения реки. Найдите: а) скорость течения реки;
б) собственную скорость теплохода?
Глава 4. Использование свойств действий при вычислениях.
Самостоятельная работа № 14 "Свойства сложения и умножения".(4.1)
1. Сгруппируйте слагаемые так, чтобы они дополняли друг друга до круглого числа, и вычислите сумму: а) 17+9+3+1; б) 5+9+11+15; в) 22+18+16+14; г) 53+44+7+6; д) 26+25+15+17+14+13+10.
2. Найдите удобный способ группировки множителей и вычислите произведение: а) 5·17·20; б) 25·9·4; в) 3·8·125; г) 8·8·5·5; д) 5·8·9·20;
е) 3·4·11·25.
3.*Преобразуйте произведение так, чтобы одним из множителей стало круглое число, и выполните вычисления: а) 48·25; б) 16·15; в) 64·125.
Образец. 24·25=6·4·25 =6·100=600.
Самостоятельная работа №15 "Распределительное свойство".(4.2)
1. Раскройте скобки и вычислите сумму: а) (62+81)·2; б) (44+88)·5;
в) (70+80+90)·3; г) (3+13+26)·6.
2. Найдите значение выражения, применив вынесение общего множителя за скобки: Образец. 7·9+7·11=7·(9+11)=7·20=140.
а) 14·4+16·4; б) 18·3+12·3; в) 13·7+7·17; г) 25·5+5·5; д) 68·18-68·8;
е) 34·52-31·52.
3.* Преобразуйте произведение так, чтобы одним из множителей стало круглое число, и вычислите: а) 48·25; б) 64·125.
Образец. 24·25=6·4·25 =6·100=600.
4.* Вычисли, используя распределительное свойство: а) 372+37·13; б) 252-25·15 .
5.* Найдите значение выражения: а) 62·14+11·62+18·25;
б) 48·11-11·16+32·19.
6.* Вычислите сумму, используя "прием Гаусса": а) 10+20+30+…+100;
б) 1+3+5+…+99.
Самостоятельная работа №16 "Задачи на части".(4.3)
1. Решите задачу по предложенному плану.
В сплаве содержится 2 части меди и 1 часть цинка. Сколько меди и цинка содержится в 450 г сплава?
План решения. 1) Сколько всего частей приходится на весь сплав?
2) Чему равен вес одной части?
3) Сколько граммов меди содержится в сплаве (сколько граммов приходится на 2 части)?
4) Сколько граммов цинка содержится в сплаве?
2. Реши задачу. Мороженое содержит 5 частей воды, 2 части молочного жира и 3 части сахара. Сколько надо взять воды, молочного жира и сахара, чтобы приготовить 1 кг мороженого?
3. Тесто для вареников содержит 16 частей творога, 2 части муки, 1 часть масла, 3 части сметаны и 3 части сахара. Найдите массу каждого продукта, необходимого для приготовления 1 кг теста.
4.* На трех полках расставили чашки так, что на второй полке чашек вдвое больше, чем на первой, а на третьей втрое больше, чем на второй. Сколько чашек на каждой полке, если всего их 27?
Самостоятельная работа № 17 "Решение задач на уравнивание".(4.4)
1. В соревнованиях приняли участие 117 спортсменов, причем юношей на 39 больше, чем девушек. Сколько юношей и сколько девушек участвовало в соревнованиях?
2. Гена на 4 года старше своего брата, а вместе им 22 года. Сколько лет каждому из них?
3.* Для новогодней елки купили 10 шаров по 25 р. и 40 р. Все шары стоили 340 р. Сколько тех и других шаров купили?
Глава 5. Углы и многоугольники.
Самостоятельная работа №18 "Углы и многоугольники". (5.1-5.3)
1. Начертите в тетради два угла: один острый и один тупой. Измерьте величину каждого из них.
2. Построй развернутый угол и проведи биссектрису.
3. Найдите периметр данного многоугольника.
B C
A D
F E
4. * Постройте восьмиугольник и проведите диагонали.
5.* Чему равен угол между часовой и минутной стрелками, если часы показывают 5 ч?
Самостоятельная работа №18 "Углы и многоугольники". (5.1-5.3)
1. Начертите в тетради два угла: один острый и один тупой. Измерьте величину каждого из них.
2. Построй развернутый угол и проведи биссектрису.
3. Найдите периметр данного многоугольника.
B C
A D
F E
4. * Постройте восьмиугольник и проведите диагонали.
5.* Чему равен угол между часовой и минутной стрелками, если часы показывают 5 ч?
Глава 6. Делимость чисел.
Самостоятельная работа №19 "Делители и кратные". (6.1)
1. Среди чисел 5, 10,15,25,40,50,75,100 найдите те, которые: а) кратны 25;
б) кратны 25, но не кратны 10.
2. Найдите все делители указанного числа и запишите их в порядке возрастания: а) 8; б) 17; в) 54.
3. Найдите наибольший общий делитель пары чисел и запишите ответ с помощью обозначения НОД: а) 6 и 8; б) 14 и 21; в) 10 и 15; г) 10 и 20.
4. Запишите все числа, не превосходящие 100, и кратные: а) 9; б) 15.
5. Найдите наименьшее общее кратное данных чисел и запишите ответ с помощью обозначения НОК: а) 8 и 20; б) 9 и 15; в) 3, 5 и 15.
6.* Найдите НОК данных чисел: 12, 15 и 20.
7*. Найдите наибольшее число, кратное 11, и не превосходящее 150.
Самостоятельная работа №20 "Простые и составные числа".(6.2)
1. Какие делители имеет число 13? число 15? Какое из них простое, а какое – составное?
2. Сколько всего однозначных простых чисел?
3. Раздели данные числа на две группы: 1) простые числа; 2) составные числа: 101,121,139,169,173,199,279,289,307,317,327,347,509,609,709,809,881,961,977,997,999.
4. Разложите на простые множители число: а) 42; б) 300.
5.*Каким числом – простым или составным – является: число, следующее за простым числом, большим 2?
Самостоятельная работа №21 "Признаки делимости". (6.3-6.4)
1. Определите, какие из данных чисел делятся на 4, и проверьте свой выбор делением: а) 5230; б) 1924.
2. Даны числа 187,405,711,723,835,918,1506,5652,7776,8025. Какие из них делятся: а) на 2 и на 3; б) на 2 и на 9; в) на 3 и на 5.
3.* Замените в записи 152** звездочки такими цифрами, чтобы получившееся пятизначное число делилось на 15. Рассмотрите все возможные варианты.
Самостоятельная работа №22 "Деление с остатком".(6.5)
1. Выполните уголком деление с остатком: а) 250 на 7; б) 508 на 9.
2. Какие остатки могут получиться при делении некоторого числа: на 6. Приведите примеры таких чисел.
3.* Найдите какое-нибудь двузначное число, которое при делении 2, на 3 и на 5 дает в остатке 1.
Глава 7. Треугольники и четырехугольники.
Самостоятельная работа №23 "Треугольники и их виды"(7.1)
1. Какие треугольники изображены на рисунке? Подпишите названия каждого треугольника.
1) … 2)…
2. * Начертите прямоугольный треугольник и обозначьте его. Найдите периметр треугольника.
Самостоятельная работа №24 "Прямоугольники. Площадь прямоугольника".
1. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 22 см и 15 см.
2. * а) Постройте прямоугольник со сторонами 4 см и 2 см. Обозначьте его. б) Вычислите периметр прямоугольника.
в) Проведите диагонали прямоугольника и найдите величину угла между диагоналями.
Глава 8. Дроби.
Самостоятельная работа №25 "Что такое дробь."(8.1-8.2)
1. Молоко разлили поровну в 6 стаканов. Какая часть молока поместилась в 1 стакане? 3 стаканах?
2. Закрашено круга. Какая часть круга не закрашена?
3. Запишите все правильные дроби со знаменателем 6. Сколько таких дробей записали? Сколько существует неправильных дробей со знаменателем 6?
4. Начертите координатную прямую с единичным отрезком равным 12 клеткам. Отметьте на ней дроби , , , , , . Какие из этих дробей правильные и какие - неправильные?
5. В коробке 12 катушек, причем всех катушек с белыми нитками. Сколько в коробке катушек с белыми нитками?
6. Мальчик за 10 мин. прочитал всей книги. За какое время он может прочитать всю книгу?
7.* Спортсмен за 10 с пробежал всей дистанции. За какое время он может пробежать всю дистанцию?
Самостоятельная работа №26 "Приведение дробей к новому знаменателю. Сокращение дробей".(8.3)
1. Представьте дробь в виде дроби со знаменателем: 18; 24; 60; 120.
2. Приведите : к знаменателю 36 дробь: , , , .
3. Сократите дробь: а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) .
4.* Сократите дробь: а) ; б) ; в) .
5.* Замените звездочку цифрой так, чтобы получилось верное равенство: а) =; б) = .
6.* Запишите пять дробей, равных: .
Самостоятельная работа №27 "Приведение дробей к общему знаменателю".(8.4)
1. Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю:
а) и ; б) и ; в) и ; г) и .
2. а) и ; б) и ; в) и ; г) и .
3.* Приведите дроби к наименьшему общему знаменателю:
а) , и ; б) , и ; в) и .
Самостоятельная работа №28 "Сравнение дробей"(8.5)
1. Сравните дроби: а) и ; б) и ; в) и ; г) и .
2. Сравните дроби: а) и ; б) и ; в) и ; г) и .
3.* Расположите дроби , и в порядке возрастания.
4.* Какая из дробей больше: а) или ; б) или ?
Самостоятельная работа №29 "Натуральные числа и дроби"(8.6)
1. Найдите частное: а) 3׃7; б) 2׃9; в) 35׃12; г) 17׃11.
2. В бидоне 3 л молока. Его разлили в 6 одинаковых банок. Сколько литров молока в каждой банке?
3. Выпишите дроби, которые равны натуральным числам, и запишите эти числа: ; ; ; ; ; .
4. Представьте число 6 в виде дроби со знаменателем: 1; 3; 10; 15.
5.* Сравните значения выражений: а) 6׃8 и 32׃48; б) 72׃54 и 75׃60.
6.* Сравните числа: а) и 5; б) 7 и ; в) и 4; г) 15 и .
Глава 9. Действия с дробями.
Самостоятельная работа №30 "Сложение и вычитание дробей"(9.1)
1. Выполните действия: а) + ; б) - .
2. Решите уравнение: а) + х =; б) у - = .
3. Вычислите наиболее удобным способом: а) + +; б) ( + ) -.
4.* Решите уравнение: (х - ) + = -
5.* Решите уравнение: = .
Самостоятельная работа №31 "Смешанные дроби"(9.2-9.3)
1. Выделите целую часть из дроби: = = = =
2. Запишите смешанную дробь в виде неправильной дроби:
1 = 5 = 3 =
3. Выполните действия: а) 3 + 1; б) 4 - 1; в) 1 - ; г) 5 - 3.
4.* Одна сторона треугольника равна 2 м, что на м больше длины второй стороны, а третья сторона на 1 м длиннее второй. Каков периметр треугольника?
Самостоятельная работа №32 "Умножение дробей"(9.4)
1. Найдите произведения: а) · ; б) 3 · ; в) 8 · ; г) ()3.
2. Велосипедист ехал 2 часа со скоростью 17 км/ч и 1 часа со скоростью 18 км/ч. Какой путь проехал велосипедист?
3.* Представьте в виде произведения двух дробей число .
Самостоятельная работа №33 "Деление дробей" (9.5)
1. Выполните деление: а) ׃ ; б) ׃ 18; в) 5 ׃ 4; г) 1 ׃ 4; д) 8 ׃ 4.
2. Найдите значения выражений: а) (1 + 2) ׃ 1; б) 1 ׃ · 4.
3.* Площадь прямоугольника, длина которого 2 м, равна площади квадрата со стороной м. Чему равна ширина прямоугольника и его периметр?
Самостоятельная работа №34 "Нахождение части целого и целого по его части"(9.6)
1. В классе 36 учеников, из них приняло участие в лыжной гонке. Сколько учеников участвовало в лыжной гонке?
2. Какова сумма денег, если 64 руб. составляют этой суммы?
3.* Масса котенка 300 г, что составляет массы щенка. А масса щенка составляет массы собаки. Найдите массу собаки.
Самостоятельная работа №35 "Задачи на совместную работу"(9.7)
1. Школьникам в летнем спортивном лагере дали задание покрасить ограду территории лагеря. Один отряд может выполнить эту работу за 2 ч , второй – за 3 ч , а третий – 6 ч. За какое время выполнят эту работу школьники, если три отряда будут работать вместе?
2.* Катер проплывает некоторое расстояние по озеру за 6 ч, а по течению реки – за 5 ч. Сколько времени потребуется плоту, чтобы проплыть такое же расстояние по реке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.