Наименование образовательной программы |
Общеобразовательная программа основного общего образования |
Учебный предмет |
Математика |
Автор разработки |
Михиенко Татьяна Васильевна Учитель математики I квалификационной категории МБОУ «ООШ п. Александровский» Новосибирская область, Искитимский район |
Класс |
5 |
Тема урока |
Задачи на уравнивание |
Тип урока |
Урок освоения новых знаний и умений |
Цель |
Формирование способности приемам рассуждения, применяющихся при решении задач на уравнивание |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
"Раскрыть" способ решения задач на уравнивание |
Метапредметные |
П. перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы) Р. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). К. признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Личностные |
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация). |
План урока
№п/п |
Этапы урока |
Распределение времени |
1 |
Самоопределение к деятельности |
2 мин. |
2 |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности |
5 мин. |
3 |
Постановка учебной задачи |
2 мин. |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания |
5 мин. |
5 |
Первичное закрепление во внешней речи |
8 мин. |
6 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
10 мин. |
7 |
Включение в систему знаний и повторение |
5 мин. |
8 |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
2 мин. |
Учебное оборудование:
доска,раздаточный материал-банк заданий по данной теме; листы - помощники для формирования познавательной активности.
Электронные образовательные ресурсы: платформа МЭО
Литература:
1. Учебник "Математика.5класс.Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др. М.:Просвещение, 2019.
2. Рабочая программа курса учебного предмета "Математика" для обучающихся 5 класса, уровень - базовый на 2022-2023 учебный год.
3. А. Гин "Приемы педагогической техники".
Урок разработан по технологии деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), использую на уроке метод "Устное письмо", прием "Советуйтесь".
Ход урока
I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
- Ребята, сегодняшний урок мне хотелось бы начать с такого высказывания.
- Прочитайте его. (Последнее слово закрыто.)
«Где есть желание, там всегда найдется путь».
- Как вы думаете, как можно продолжить эту фразу?(Открыть продолжение фразы.)
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Подходит ли оно к уроку математики? Почему?
- Попробуйте догадаться, в какую область математики мы сегодня отправимся. А поможет вам в этом такое стихотворение:
Хоть ты смейся, хоть ты плачь,
Не люблю решать задач.
Потому что нет удачи
На проклятые задачи.
Может быть, учебник скверный,
Может быть, таланта нет,
Не могу открыть секрет:
Как к задаче дать ответ…
- Итак, в какую область математики мы отправляемся? (В область задач)
- Конечно, вы поняли, что это шуточное стихотворение, но все же, какая проблема у героя этих строк?
- А вы любите решать задачи? Почему?
- Задачи какого типа мы научились решать на уроках математики? (комбинаторные, на движение, на части)
- Ребята, как вы считаете, а зачем нам нужно уметь решать задачи?
(задачи всегда маленький случай из жизни; помогают логически мыслить; быстро находить выход из сложившейся ситуации и т.д.)
- А для того, чтобы уметь и любить решать задачи, необходимо знать алгоритм решения текстовых задач
-У вас на столах листочки с нарушенной последовательностью операций в алгоритме решения текстовых задач.
Перечень этапов решения текстовой задачи:
1. Поиск решения, составление плана решения.
2. Проверка решения, его корректировка, формулировка окончательного ответа на вопрос задачи.
3. Восприятие задачи и ее первичный анализ.
4. Выполнение решения, формулировка ответа на вопрос задачи.
Работаете в парах. На планшете запишите цифры в том порядке, как они у вас будут стоять
Сверяются с доской:(3142)
IIэтап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Молодцы! Я думаю, что вы прекрасно справитесь с заданием на карточках. Работаем в парах.
- Я диктую условие задачи. Вы ее устно решаете и записываете на планшете номер схемы и выражения, которые подходят к данной задаче, не делая пропусков.
1) Почтовый голубь за день пролетает 500 км, а синица – на 400 км меньше, чем почтовый голубь. Какое расстояние за день пролетает синица?
2) Турист, путешествующий по Африке, на своем пути насчитал 78 баобабов, а пальм – на 22 больше. Сколько всего деревьев увидел путешественник?
3) Длина шага мужчины 75 см, длина шага мальчика 50 см. На сколько см шаг мальчика короче, чем шаг мужчины?
- Покажите всем ваш итоговый ответ. Прочитайте получившееся число.(Можно попросить прокомментировать сначала пару с неверным ответом, если такой будет, а потом ей возразят те, кто решил правильно).
(На экране эта карточка и по мере ответов детей появляются правильные ответы)
- А у меня для Вас еще одна задачка
В мешочке лежат карамельки и ириски. Всего 9 штук. Сколько карамелек и сколько ирисок в мешочке?
Маша и Даша сделали краткую запись к этой задаче. Кто прав? Возможно ли, что карамелек и ирисок поровну?
(На слайде появляются схемы к задаче)
- Сколько решений может иметь эта задача?
(Работа в парах. Обсуждение версий. Дают аргументированный ответ)
Запись предложенных ответов на планшетах под схемами.
1 2 3 4 5 6 7 8
8 7 6 5 4 3 2 1
-Эта задача имеет 8 различных решений.
Доказывают, выполняя действие: 1+8=9, 2+7=9…
А если я скажу, что карамелек на 5 больше, чем ирисок? Какое из решений подходит к этому условию? Докажи. (7-2=5)
- А это задача из жизни.
В двух классах - 5 «а» и 5 «б» - всего 46 человек. В 5 «б» на 4 человека больше, чем в 5 «а». Сколько человек в каждом классе?
- Работаем в парах. "Советуйтесь".
- Проверим. Какой ответ вы получили? (Учитель записывает варианты ответов детей на доске).
ЭТАП III. Постановка учебной задачи
- Давайте обратимся к известной нам схеме. Может быть, она нам пригодится?
- Что известно в задаче? (Всего.)
- Что нужно найти? (Сколько у каждого.) Учитель заполняет схему на доске.
- Как бы вы назвали такой тип задач? (Уравнивание.)
- Сформулируйте тему урока. (Задачи на уравнивание.)
-Запишите тему урока в тетрадь.
ЭТАП IV. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).
Дальше работа организуется совместно с учителем.
Работа с отрезками.
- У вас на партах лежат две цветных полоски разной длины.
-Каким отрезком можно обозначить количество детей в 5а классе, в 5б классе?
1. Что можно сделать, чтобы полоски стали равными? (Совместить полоски и отрезать или оторвать лишнее у данной полоски.)
- Покажите.
Учитель производит с демонстрационными полосками те же операции, что и дети. Далее рассуждения идут с опорой на демонстрационные полоски на доске.
- Посмотрите на схему. 2.Вычислить количество чего-либо для меньшего элемента? (Отрезать в одной из полосок эту разницу по условию задачи)
Учитель тоже убирает разность со схемы.
3.Добавить «лишнее» к меньшему элементу. Что мы получили? (Больший элемент.)
- Посмотрите на схему. Со всем ли вы согласны? (Да.)
4. Записать ответ.
. - Итак, алгоритм чего вы сейчас создали? (Алгоритм решения задачи на уравнивание.)
- Сколько действий будет в решении задачи на уравнивание. (Три действия.)
ЭТАП V. Первичное закрепление во внешней речи.
1.- Теперь по этому алгоритму давайте решим задачу, которая вызвала у вас затруднение.
1 ученик решает у доски, остальные – в тетради.
1) 46 – 4 = 42(ч.) – удвоенное число учеников 5а класса
2) 42 : 2 = 21 (ч.) – в 5а классе
3) 21+4 = 25 (ч.) – в 5б классе
Ответ: 21человек, 25 человек
2. Мама сыновьям дала 60 рублей, причем одному из них на 4 рубля меньше. Сколько денег мама дала каждому?
1) 64 – 4=60(р.) –удвоенное количество денег у сына
2) 60: 2=30 (р.) – у сына
3) 30+4 = 34(р.) – у дочери
Ответ: 30р, 34р.
(Взаимоконтроль)
. Физкультминутка.
ЭТАП VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Мы замечательно решили задачу вместе. Что теперь предлагаете сделать? (Поработать самостоятельно.)
У.: №359(а, б), с.94
I-вариант выполняет №359 (а): 1. В двух коробках 60 кассет. В одной из них на 12 кассет меньше, чем в другой. Сколько кассет в каждой коробке?
2. Отец старше матери на 5 лет вместе им 55 лет. Сколько лет отцу?
II- вариант выполняет №359 (б): 1.Саша собрал на 5 кг картофеля больше, чем Катя, а вместе они собрали 43 кг картофеля. Сколько картофеля собрал каждый?
2. Сестра младше брата на 3 года. Вместе им 19 лет. Сколько лет сестре?
Проверьте себя по эталону. (На экране появляется эталон решения этой задачи.)
Ответы: I-вариант:1. 36 кассет и 24 кассеты; 2. 30 лет.
II-вариант:1. Саша-24кг и Катя 19 кг; 2. 8 лет.
- У кого возникли затруднения? С чем они были связаны? (…)
- Кому все удалось?
-У кого были допущены ошибки, исправьте их.
ЭТАП VII.Включение в систему знаний и повторение.
Давайте повторим, что мы знаем о задачах на уравнивание.
- Почему так назван этот тип задач? (Потому что мы находим неизвестные величины уравниванием.)
-Расскажите путь решения задачи на уравнивание.
-Где в дальнейшем пригодятся задачи на уравнивание?
(На экзаменах).
Решите задачу.
Задача(ОГЭ): В пакете 342 г смеси орехов, состоящей из миндаля, фундука и арахиса. Фундука в ней в 5 раз меньше, чем арахиса, и на 50 г больше, чем миндаля. Сколько фундука в пакете? (56 г)
(Работаем в парах)
ЭТАП VIII.Рефлексия деятельности.
- Ну что ж, наш путь на сегодняшнем уроке подходит к концу. А в конце пути принято подводить итоги и делиться впечатлениями.
- Сначала подведем итоги пути.
- Какую цель мы поставили перед собой в начале пути? (Научиться решать задачи на уравнивание.)
-- Достигли ли мы цели?
Закончите заполнение незаконченные предложения для рефлексии. Они у вас на партах.
1. Я знаю …
2. Я могу знать…
3. Что мне необходимо знать…
4. Что нового узнал на уроке…
5. Для чего может быть полезен этот материал …
Заполняют в течение всего урока.
Задание на дом: На выбор решить 2 задачи из уровней предлагаемого Приложения.
Урок окончен. Спасибо за урок!
Приложение
5 класс
Банк заданий
Тема «Решение текстовых задач на уравнивание»
Проверяемые знания/умения |
Проверяемые элементы содержания |
Решение простейших задач на уравнивание |
Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию. Распознавать задачи на части, на уравнивание. Решать задачи по предложенному плану, планировать ход решения задачи.
|
Решение задач на уравнивание повышенного уровня сложности |
Примерные практические задания
1. В соревнованиях приняли участие 117 спортсменов, причем юношей на 39 больше, чем девушек. Сколько юношей и сколько девушек участвовало в соревнованиях?
2. Мандарин, апельсин и банан вместе весят 540 г. апельсин тяжелее мандарина в 3 раза, а банан тяжелее мандарина в 2 раза. Сколько весит банан?
3. Во время соревнований по легкой атлетике первый спортсмен пробежал на 40 м больше второго. Найти, сколько пробежал первый спортсмен, если вместе они пробежали 2 км. Ответ укажите в метрах.
4. Кабачок легче тыквы на 1 кг 800 г, а их общая масса 3 кг. Найдите массу тыквы. Ответ укажите в граммах.
5. В магазине было 420 мужских и женских часов. Когда продали 150 мужских и 140 женских часов, то тех и других осталось поровну. Сколько мужских часов было в магазине?
6. В двух комнатах были 45 человек. Когда из первой вышли 9 человек, а из второй – 14 человек, то людей в комнатах стало поровну. Сколько человек было в каждой комнате первоначально?
7. Сумма двух чисел равна 432, причем первое слагаемое на 18 больше второго. Чему равно второе слагаемое?
8. В одной коробке синие майки, а в другой – желтые. Синих маек было на 47 больше, чем желтых, а всего в двух коробках лежало 325 маек. Сколько маек каждого цвета лежало в коробках?
9. Кабель длиной 305 м нужно разрезать на две части таким образом, чтобы один кусок был на 35 м больше другого. По сколько метров кабеля будет в каждой части?
10. У диджея радиостанции «Евразия» имеется коллекция из 1056 компакт-дисков, помещенных на двух стеллажах. Если с одного стеллажа переложить на другой 130 дисков, то на обоих стеллажах дисков станет поровну. Сколько дисков на каждом стеллаже?
11. С двух полей общей площадью 149 га собрали пшеницу. Причем на обоих полях урожайность составила 21 ц с 1 га. Определите площадь каждого поля, если с одного поля собрали на 147 ц пшеницы больше, чем с другого.
12. На Земле существуют три отряда страусов: африканский, нанду и казуары. Максимальный рос африканского страуса превышает рост страуса нанду на 74 см, а рост казуара – на 64 см. Суммарный рост наиболее крупных представителей этих отрядов составляет 5 м 94 см. Определите максимальный рост страусов каждого отряда.
13. С трех абрикосовых деревьев за сезон собрали 378 кг плодов. С первого и второго дерева собрали абрикосов поровну, а с третьего – на 15 кг больше, чем с каждого из первых двух. Определите массу плодов, собранных с каждого дерева.
14. С трех апельсиновых деревьев за сезон собрали 375 г плодов. Причем с первого дерева собрали на 16 кг меньше, чем со второго, а со второго – на 7 кг меньше, чем с третьего. Определите массу плодов, собранных с каждого дерева.
15. В пакете 342 г смеси орехов, состоящей из миндаля, фундука и арахиса. Фундука в ней в 5 раз меньше, чем арахиса, и на 50 г больше, чем миндаля. Сколько фундука в пакете?
Листы - помощники для активности на уроке:
Я знаю …
Я могу знать…
Что мне необходимо знать…
Что нового узнал на уроке…
Для чего может быть полезен этот материал …
Я знаю …
Я могу знать…
Что мне необходимо знать…
Что нового узнал на уроке…
Для чего может быть полезен этот материал …
Я знаю …
Я могу знать…
Что мне необходимо знать…
Что нового узнал на уроке…
Для чего может быть полезен этот материал …
Я знаю …
Я могу знать…
Что мне необходимо знать…
Что нового узнал на уроке…
Для чего может быть полезен этот материал…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.