ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ

  • Разработки курсов
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Туризм является важной составляющей внеклассной спортивной работы. Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств как личная инициатива, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Туристические походы сочетают в себе активный здоровый отдых, наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения – это пешие и лыжные походы, путешествия. Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма.Туризм является важной составляющей внеклассной спортивной работы. Участие в туристических походах способствует развитию таких качеств как личная инициатива, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность. Туристические походы сочетают в себе активный здоровый отдых, наибольшую пользу здоровью приносят такие виды туризма, в которых используются активные средства передвижения – это пешие и лыжные походы, путешествия. Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма.
Иконка файла материала dopol._obraz.prog_._efremovoy_s.yu_..doc
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА                                                 ТУРИСТСКО ­ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ ПО  ПРЕДМЕТУ  «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»   Программа рассчитана   на детей 12­15 лет    Срок реализации программы    3 года                                        Оглавление Название раздела. страница № 1  Пояснительная записка 2 Учебно­тематический план  первого обучения 3 Содержание программы первого года обучения 4 Учебно­тематический план  второго  года обучения 5 Содержание программы второго года обучения 6 Учебно­тематический план третьего года обучения 7 Содержание программы третьего года обучения 8 Формы и методы, используемые в работе по программе 9 Наглядные и дидактические пособия 10 Наши достижения 11 Список литературы 3­5 5­6 6­9 9­10 10­12 12 13­15 15­16 16 16­17 18Пояснительная записка.               Туризм   является   важной   составляющей   внеклассной   спортивной   работы. Участие   в   туристических   походах   способствует   развитию   таких   качеств   как личная инициатива, настойчивость, сила воли и высокая дисциплинированность.    Туристические   походы   сочетают   в   себе   активный   здоровый   отдых, наибольшую   пользу   здоровью   приносят   такие   виды   туризма,   в   которых используются активные средства передвижения – это пешие и лыжные походы, путешествия. Пешеходный туризм – самый массовый и самый доступный вид туризма.   На   плановые   и   самодеятельные   пешеходные   маршруты   ежегодно   ходят миллионы   людей.   Такие   походы   способствуют   улучшению   деятельности сердечно­сосудистой   и   дыхательной   системы,   повышению   сопротивляемости организма   к   заболеваниям,  укреплению   мускулатуры.   Пребывание   на   свежем воздухе,   воздействие   солнца   и   дозирование   физических   нагрузок,   а   также разнообразие   впечатлений   во   время   похода   и   путешествия   нормализуют деятельность центральной нервной системы, восстанавливают силы, повышают работоспособность.      Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть во время походов дети изучают историю, природу и культуру родного края – своей малой   родины   о   нем   можно   сказать   не   только   как   об   уникальном оздоровительном   отдыхе,   но   и   как   о   важнейшем   средстве   культурно­ патриотического воспитания.         В наше непростое время, когда возросли опасности природных катастроф, террористических   актов,   необходимо   использовать   возможности   туризма   для подготовки занимающихся к действиям в экстремальных ситуациях, а так же сейчас   в   наше   время   возрастает   отчуждённость,   жестокость   между   людьми, нужно   тем   более   использовать   возможности   туризма   для   формирования коллективизма, для воспитания взаимовыручки.    Актуальность  данной   программы   заключается   в   том,   чтобы   дать воспитанникам  возможность освоить все премудрости пешеходного туризма – значит  дать им путёвку в большой туризм, на всю жизнь привить им страсть к путешествиям, к познанию, к самосовершенствованию.          Цель программы:  создание условий для развития физических качеств   и всесторонне   развитой   личности   средствами   туризма   и   краеведения,   создание условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, творческого развития личности. Программа предусматривает решение следующих задач:       1. Обучающие   приобретение навыков в работе с картой и компасом;  расширение   и   углубление   знаний   воспитанников,   дополняющих школьную   программу   по   географии,   биологии,   ОБЖ,   физической культуре;  получение воспитанниками основных навыков краеведческой работы. 22. Развивающие:  удовлетворение естественной потребности учащихся в познании         мира, своего края;  привитие интереса к занятиям туризмом;     3.  Воспитательные:  воспитание бережного отношения к природе;  воспитание целеустремлённости, упорства в достижении цели.  создание   «ситуации   успеха»   для   каждого   с   целью   воспитания «успешной личности».  создание условий для формирования разновозрастного детско­      юношеского коллектива. 4. Здоровьесберегающие:  укрепление здоровья детей;  физическое   совершенствование   воспитанников   –   развитие   силы, выносливости, координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями. Реализация   цели   и   задач   данной   программы   направлена   на   организацию образовательной и оздоровительной деятельности обучающихся в объединений, на сплочение единого коллектива. Данная программ разноуровневая, рассчитана на подготовку обучающихся 6­ 10 классов.     Программа рассчитана на 3 года обучения.  Содержание программы первого года обучения предусматривает обучение детей азбуке   туризма   –   сообщения   им   сведений   по   организационным   вопросам подготовки   и   проведения   походов,   основных   сведений   о   своём   крае, элементарных   понятиях   об   ориентировании   на   местности,   знаний   основ топографии, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах. В первый год занятий особенно важно воспитать у воспитанников сознание того,  что  каждый  поход  необходимо  тщательно  готовить   им  самим, дружно, всем   вместе,     так,   чтобы   они   поняли   на   собственном   опыте,   что   хороший, интересный и полезный поход бывает только у хороших туристов – умелых и трудолюбивых.     Содержание программы второго года обучения предусматривает дальнейшее совершенствование,   углубление   и   расширение   знаний,   а   также     накопление опыта,   совершенствование   навыков   и   умений,   необходимых   каждому путешественнику.   Во   втором   учебном   году   идёт   знакомство   с   правилами   паркового   ориентирования,   даются   основные   понятия   и   отрабатываются   навыки продвижения   по   заданному   маршруту.   Практические   занятия   и   учебно   – тренировочные   походы   выстраиваются   таким   образом,   чтобы   воспитанники могли самостоятельно выполнять работу, предложенную руководителем.       Содержание   программы   третьего   года   обучения   предусматривает закрепление и дальнейшее  изучение азбуки туризма: максимально подготовить 3воспитанников   к   участию   в   2­х   дневных   походах,   к   умению   выживать   в экстремальных   условиях,   уметь   применять   способы   транспортировки пострадавшего,   наводить   различные   переправы   через   реки,   самостоятельно участвовать и проводить парковое ориентирование.          Программы каждого года занятий рассчитаны на 180 (108) учебных часов, включая теоретические и практические занятия в помещении и на местности, а также проведение учебно­тренировочных походов. Занятия проводятся 2 раза в неделю   по   2–3   (1­2)   часа.   В   каникулярное   время   проходят   учебно­ тренировочные   походы.   Кроме   того,   занятия   могут   проходить   как   со   всей группой, так и индивидуально, в зависимости от предстоящей деятельности.      При реализации поставленных выше задач, используются следующие методы:    метод самореализации, самоуправление  через участие в походах, соревнованиях, экскурсиях;    поисково­исследовательский   метод   –   самостоятельная   туристко­ краеведческая работа обучающихся с выполнением конкретных заданий в походах, экскурсиях;    метод контроля: врачебный, спортивный рост, качество усвоения программы. Руководителем объединения могут быть использованы такие формы реализации программы,   как:   проведение   походов,   экскурсий,   вечеров,   соревнований   по парковому ориентированию, соревнований по топографии. Туристический поход – это итог всего изученного материала по каждому году обучения, в нем идет отработка всех тем программы. Поэтому   в учебно­тематическом плане поход желательно   ставить   после   изучения   тем   туристический   быт   и   туристическое снаряжение.         Туристический поход – это итог всего изученного материала по каждому году обучения, в нем идет отработка всех тем программы. Поэтому  в учебно­ тематическом   плане   поход   желательно   ставить   после   изучения   тем туристический быт и туристическое снаряжение.         Прогнозируемые результаты: Прямыми критериями оценки результатов служат:  освоение учащимися программы по годам обучения;  рост спортивных достижений;  участие в походах;   участие   в   районных   туристических   соревнованиях,   слёте,   районной юнармейской игре «Вперёд, мальчишки» и т. д. Учебно­тематический план первого года обучения. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Введение в образовательную программу. 2 2 ­ 42. Знакомство с картой области и района.  История Верхнекамского района.  Краеведческая работа в походе. 3.  Организация и подготовка путешествий. 4.  Организация и проведение путешествий: 4 экскурсии 3 однодневных похода 5. Подведение итогов путешествий. 6. Ориентирование в походе. Топографическая подготовка туриста. 7. Физическая подготовка туриста 8. Первая доврачебная помощь 9. Туристическое снаряжение. 10. Техника преодоления препятствий. Итого 10 10 40 10 22 28 16 12 30 180 5 4 6 10 8 8 4 6 53 5 6     16     24 4 12 20 8 8 24 127 По завершении первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:  передвигаться по дорогам и тропам в составе группы,  ориентироваться по карте и компасу,  оказывать первую медицинскую помощь,  организовывать походный быт, составлять смету и раскладку продуктов,  знать основы топографии и ориентирования,  иметь общие представления о Верхнекамском районе и п. Светлополянск. Содержание программы 1 года обучения. Тема 1. Вводное занятие.  Теоретическое занятие. Беседа о туризме и о работе кружка. Виды туризма:  По   характеру   путешествия:   горный,   сухопутно­равнинный,   подземный, подводный, комбинированный.  По способу передвижения путешественников: пешеходный, горно­пешеходный, лыжный, велосипедный, парусный, автомобильный, конный.  Разнообразие форм и содержание туристической деятельности.  Туристические законы. Основы техники безопасности. Задачи на год. Тема 2. Знакомство с картой области и района. История  Верхнекамского                    района. Краеведческая работа в походе.  Теоретическое занятие: Физико­географическое положение области, края, района. Рельеф, полезные  ископаемые, внутренние воды, памятники природы, заповедные территории. 5Климат,   растительный   и   животный   мир   области   и   района.   История   района, памятные и исторические места. Практическая часть:    Составление путевого дневника, описание отдельных участков пути. Видеосъемка и фотографирование в походе. Оформление отчётов путешествия, альбомов, выставок, уголков  туриста. Тема 3.  Организация и подготовка путешествий. Теоретическая часть: Инструкция   по   организации   и     проведению   туристических   походов, путешествий и экскурсий с детьми. Подбор группы. Определение целей и района похода.   Туристические   должности   в   группе:   командир   группы,   заведующий питанием, снаряжением, краевед, медик, костровой, фотограф, видеооператор. Сбор   сведений   о   районе   похода.   Разработка   маршрута,   составление   плана подготовки маршрута, план график похода, сметы расходов. Подбор и подготовка группового и личного снаряжения. Культура поведения туриста, значение дисциплины в походе. Оформление  походной документации. Получение разрешения на поход. Расчёт  питания, подбор и закупка продуктов.  Практическая часть:   Установка палатки, укладка рюкзака.  Закупка, расфасовка, укладка продуктов.  Подготовка походной документации. Копирование карт, разработка       маршрута, плана графика похода.  Подготовка группового и специального снаряжения. Тема 4. Организация и проведение  путешествий. Т  еоретическая часть: Движение по маршруту. Нормы переходов, строй, темп, режимы. Движение в лесу через кустарники и завалы, сложность движения в густом лесу. Движение по заболоченной местности. Техника преодоления естественных препятствий. Страховка и самостраховка. Обеспечение безопасности – главное требование к каждому   участнику   похода.   Основные   причины   возникновения   опасности: дисциплина   туристов,   плохая   подготовка   похода,   климатические   условия. Правила поведения туристов в лесу, на воде, во время грозы, при преодолении естественных препятствий. Практическая часть:  Движение   цепочкой,   правила   и   режим   пешего   движения,   выполнение общественных поручений и заданий.  Преодоление   естественных   препятствии:   подъёмы,   спуски,   движение   по густому лесу, по заболоченной местности.   Страховка и самостраховка.   Развёртывание и свёртывание бивуака. 6  Работа с картами и компасом. Зарисовка топографических карт.   Ориентирование по компасу, карте.   Составление, описание маршрута и интересных объектов.   Фото и видеосъёмка. Фотографии на заданную тему. Тема 5. Подведение итогов похода, путешествия Теоретическая часть: Обсуждение похода. Просмотр походных фотографий, видеофильмов.   Составление отчёта о походе. Оформление фотоальбома. Исследовательская    работа в походе.     Практическая часть:   Оформление фотоальбома.       Обсуждение похода, разбор похода.    Тема 6. Ориентирование в походе. Топографическая подготовка туриста    Теоретическое занятие:    Устройство и типы компасов. Цена деления лимба и точность определения углов с их помощью. Пользование компасов в походе. Определение азимута. Определение азимута на ориентир, движение по заданному азимуту. Масштаб. Виды   масштабов,   масштабы   топографических   и   географических   карт. Определение   расстояния   по   карте.   Определение   сторон   света   по   солнцу, звёздам,   местным   предметам.   Топографическая   карта   и   условные топографические знаки. Измерение на местности.   Практическая часть.   Ориентирование по сторонам горизонта, по местным предметам.   Ориентирование карты по компасу.   Определение расстояния по карте.    Измерение азимута.   Зарисовка топографических знаков.   Чтение топографических карт. Тема 7. Физическая подготовка туриста.  Теоретическое занятие:      Значение физической подготовки для туриста. Физическая и морально­ психологическая подготовка туриста, закаливание, комплекс упражнений  зарядки. Практическая часть:  Сдача нормативов по физподготовке.  Спортивные игры.  Подвижные игры. Тема 8. Первая доврачебная помощь 7Теоретическое занятие Личная гигиена туриста: обувь, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, жилищу, посуде. Купание в походе, значение водных процедур. Состав походной медицинской аптечки. Показаний   и   противопоказаний   лекарственных   препаратов.   Личная   аптечка туриста,   индивидуальные   лекарственные   препараты   при   хронических заболеваниях.   Первая   доврачебная   помощь   пострадавшему.   Виды   и   способы транспортировки пострадавшего.  Практическое занятие:  Оказание доврачебной помощи при различных заданных   травмах.    Транспортировка пострадавшего. Тема 9 Туристическое снаряжение. Теоретическое занятие: Общетуристическое   снаряжение:   групповое,   личное,   специальное.   Типы различных   видов   снаряжения,   их   преимущества   и   недостатки.   Требования   к снаряжению:   лёгкость,   прочность,   удобство   в   пользовании.   Типы   рюкзаков, спальных мешков их достоинства и недостатки. Правила укладки рюкзака. Уход за   снаряжением   и   ремонт.   Варочная   посуда   и   костровые   приспособления. Теплоизоляционные   коврики.   Ремнабор.   Типы   палаток,   их   достоинства   и недостатки.   Знакомство   со   специальным   снаряжением:   верёвки,   карабины, страховочные системы. Практическое занятие:   Подготовка к походу.   Получение и распределение снаряжения.  Укладка рюкзака.  Установка различных видов палаток.  Различные виды карабинов, работа с ними. Тема 10.  Техника преодоления препятствий. Теоретическое занятие.   Характеристика   естественных Основные   понятия   техники   туризма. препятствий:   лесные   заросли,   завалы,   склоны,   реки,   завалы.   Знакомство   с техникой   преодоления   препятствий.   Меры   безопасности   при   преодолении препятствии. Практическое занятие   Знакомство   со  страховкой   и  самостраховкой.  Отработка   в  помещении  и   на местности   различных   приёмов   преодоления   всевозможных   препятствий. Зачетные походы по родному краю.  Учебно­тематический план второго года обучения. № Количество часов 8Название темы всего теория практика 1. Природа Верхнекамского района. Краеведческая работа в походе. 2. Организация и проведение путешествий: Экскурсий. 3 однодневных похода  1 двухдневный поход 3.  Подведение итогов путешествий 4.  Обеспечение безопасности при  передвижении по различным формам  рельефа. Топографическая подготовка туриста.  Ориентирование в походе. 5. 6. Физическая подготовка туриста 7. Первая доврачебная помощь. Зелёная  аптека. Туристическая техника. 8. 9. Общественно полезная работа в походе. 4 52 18 14 16 22 22 16 16 4 5 6 6 2 6 4 2 ­       12       24            16 13 8 10 20 16 12 14 Итого 180 35 145 По завершении второго  года обучения учащиеся должны уметь  различать лекарственные и ядовитые растения,  выполнять различные вязки узлов,  наводить самостоятельно переправы,  организовать однодневный поход,  оформлять фотоальбомы, отчёты о походах,  самостоятельно участвовать в ориентировании. Содержание программы 2 года обучения. Тема 1. Природа  Верхнекамского района. Краеведческая работа в походе.  Теоретическое занятие: Природные особенности Верхнекамского района. Возможности родного края для проведения экскурсий, походов, экспедиций. Основные объекты экскурсий. Изучение села Кай.  Тема 2. Организация и проведение велопохода, путешествия. Т  еоретическая часть: Движение   по   маршруту   на   велосипедах.   Правильное   движение   на велосипедах   по   шоссе   строй,   темп.   Техника   преодоления   естественных 9препятствий. Страховка и самостраховка во время движения на велосипедах. Обеспечение   безопасности   во   время     похода.   Причины   возникновения опасности. Правила поведения туристов во время велопохода в лесу,  во время грозы. Практическая часть:    Движение цепочкой, правила и режим велопохода.    Преодоление естественных препятствии.    Страховка и самостраховка.    Правильное расположение днёвки.    Составление, описание маршрута и интересных объектов.  Фото и видеосъёмка. Фотографии на заданную тему.    Тема 3.  Подведение итогов путешествий Теоретическая часть:     Обсуждение похода. Просмотр походных фотографий, видеофильмов. Составление отчёта о походе. Оформление фотоальбома. Исследовательская работа в походе. Практическая часть:   Оформление фотоальбома.       Обсуждение похода, разбор похода. Тема 4. Обеспечение безопасности при передвижении по различным  формам рельефа. Теоретическая часть:  Особенности естественных и искусственных полостей представляющих   опасность для туристов. Обязанности ведущего и замыкающего.  Практическая часть:  Работа с верёвкой, тросом.    Изучение техники и отработка страховки и самостраховки.  Тема 5. Топографическая подготовка туриста. Ориентирование в походе.  Теоретическое занятие:           Топографическая карта и условные топографические знаки.             Измерение на  местности. Виды ориентирования.            Практическое занятие:  Зарисовка топографических знаков.  Чтение топографических карт.   Топографический диктант.   Определение расстояния до недоступного предмета. Тема 6. Физическая подготовка туриста.    Теоретическое занятие:      10Значение   физической   подготовки   для   туриста.   Физическая   и   морально­ психологическая   подготовка   туриста,   закаливание,   комплекс   упражнений зарядки. Практическая часть  Сдача нормативов по физподготовке.  Спортивные игры.  Подвижные игры. Тема 7. Первая доврачебная помощь Теоретическое занятие: Личная гигиена туриста. Купание в походе, значение водных процедур. Состав походной медицинской аптечки.  Первая доврачебная помощь  пострадавшему. Виды и способы транспортировки пострадавшего.  Зелёная аптека: знать и уметь различать на рисунках, в походе лекарственные и опасные растения. Использование и применение лекарственных растении.  Практическое занятие:    Знакомство с дикорастущими съедобными и ядовитыми    растениями.       Оказание доврачебной помощи при различных заданных травмах. Транспортировка пострадавшего. Тема 8. Туристическая техника.  Теоретическое занятие: Вязка узлов. Узлы и их значение. Различные виды переправ. Грудная обвязка и  страховочная система. Подъёмы и спуски спортивным способом. Практическое занятие:   Подъём спортивным способом при помощи «схватывающего узла»  Спуск спортивным способом,  Переправы с наведением перил. Тема 9. Общественно полезная работа в походе.    Теоретическое занятие:  Правильная постановка целей и задач. Для чего нужна общественно полезная работа в походе.    Практическое занятие:  составление дневников по работе.  фотоматериал. Учебно­тематический план  третьего года обучения. № Название темы Количество часов всего теория практика 1. Изучение водных объектов Верхнекамского  района. Краеведческая работа в походе. 3 1 2 112. Организация и подготовка путешествий. 3.  Организация и проведение путешествий.   3 однодневных похода   2 двухдневных похода 4.  Подведение итогов путешествия. 5. 6. Элементы спасательных работ. Топографическая подготовка туриста.  Ориентирование в походе. 7. Физическая подготовка туриста. 8. Парковое ориентирование. 9. Лыжные походы.  Итого 4 56 3 4 8 4 10 16 108 1 1 1 1 1 1 1 8 3       24       32 2 3 7 3 9 15 100 По завершении третьего года обучения учащиеся должны знать и уметь:   применять способы транспортировки пострадавшего;   выживать в экстремальных условиях;   определять размеры водоёмов;   применять различные переправы через реки;   применять свои знания в различных соревнованиях;   самостоятельно участвовать и проводить парковое ориентирование. Содержание программы 3 года обучения. Тема 1. Изучение водных объектов Верхнекамского района.                   Краеведческая работа в походе.   Теоретическое занятие:   Изучение озёр находящихся на территорий Верхнекамского района: Падун, Ад  и другие, также изучение рек Вятка, Кама, Нырмыч, Волосница. Изучение  переправ через реки: в брод, над водой, по воде, вплавь.  Практическая работа:  уметь зарисовывать правильно озёра.  уметь измерять ширину и глубину озёр и рек.  уметь  переправляться через реки. .    Инструкция   по   организации   и      Тема 2. Организация и подготовка путешествий    Теоретическая часть:     проведению   туристических походов(однодневных   и   двухдневных).  Подбор   группы.  Определение   целей   и района   похода.   Сбор   сведений   о   районе   похода.   Разработка   маршрута, составление   плана   подготовки   маршрута,   плана   графика   похода,   сметы расходов. Основные меры    безопасности при плохой видимости, при дожде и ветре. 12Практическая часть:   Установка палатки, укладка рюкзака.  Закупка, расфасовка, укладка продуктов.  Подготовка походной документации.   Копирование карт, разработка плана­графика похода.   Тема 3. Организация и проведение путешествий.?    Т  еоретическая часть: Движение   по   маршруту.   Движение   в   лесу   через   кустарники   и   завалы, сложность   движения   в   густом   лесу.   Движение   по   заболоченной   местности. Движение в лесу через кустарники и завалы, сложность движения в густом лесу. Движение по заболоченной местности. Техника преодоления рек. Страховка и самостраховка. Обеспечение безопасности во время похода. Практическая часть:   Выполнение общественных поручений и заданий.   Наведение переправы через реку.   Страховка и самостраховка.   Работа с картами и компасом. Зарисовка топографических карт.   Ориентирование по компасу, карте.   Составление, описание маршрута и интересных объектов.   Фото и видеосъёмка. Фотографии на заданную тему. Тема 4. Подведение итогов похода, путешествия. Теоретическая часть:    Обсуждение   похода.   Просмотр   походных   фотографий,   видеофильмов. Составление отчёта о походе. Оформление фотоальбома.    Исследовательская работа в походе.    Практическая часть:   Оформление фотоальбома.       Обсуждение похода, разбор похода.   Тема 5. Элементы спасательных работ.   Теоретическое занятие.   Способы транспортировки при  различных травмах, сигналы бедствия.   Способы выживания в экстремальных условиях.     Практическое занятие.   бедствия. Отработка способов выживания в экстремальных условиях.  Отработка   способов   транспортировки   при     различных   травмах,   сигналы Тема 6. Топографическая подготовка туриста. Ориентирование в походе. Теоретическое занятие:            Топографическая карта и условные топографические знаки.             Измерение на местности. Чтение карт­схем и  работа с ними.           Практическое занятие: 13 Зарисовка топографических знаков.   Чтение топографических карт.   Топографический диктант.   Копировка карт. Тема 7.  Физическая подготовка туриста.  Теоретическое занятие:      Спортивно­оздоровительная подготовка туриста. Физическая и морально­ психологическая подготовка туриста, закаливание, комплекс упражнений  зарядки. Практическая часть:  Сдача нормативов по физподготовке.  Спортивные игры.  . Подвижные игры. Тема 8. Парковое ориентирование. Теоретическое занятие:  Парковое ориентирование – один из видов ориентирования. Место проведения. Правила организации и проведения паркового ориентирования.    Практическое занятие:  Составление карт.  Организация и судейство соревнований по спортивному ориентированию. Тема 9. Лыжные походы. Теоретическое занятие: Уход за снаряжением, техника безопасности при ходьбе на лыжах, тропление  лыжни. Защита от ветра и снега. Движение в строю на лыжном маршруте и  отдых на малых привалах. Практическое занятие:  Подбор лыж и снаряжения. Отработка умений использования различных    видов смазки лыж  при   различной температуре.   Отработка спусков и подъемов на лыжах.          Формы и методы, используемые в работе по программе Наименование тем Формы организации Методы Методы контроля Введение в  образовательную программу. Беседа. Проблемного­ изложения Тестирование. 14Знакомство с картой области и района.  История  Верхнекамского  района.  Краеведческая  работа в походе. Организация и  подготовка похода,  путешествия. Организация и  проведение похода,  путешествия. 3 однодневных  похода 1 трёхдневный  поход Подведение итогов  похода,  путешествия Топографическая  подготовка туриста. Ориентирование. Физическая  подготовка туриста Первая доврачебная помощь Туристическое  снаряжение. Техника  преодоления  препятствии. Беседа.    Лекция. Частично­ поисковый,  исследовательский Письменный опрос Викторина «По  родному краю» «Моя малая Родина» Инструктаж,  беседа. Игра  «Завтра в  поход» Беседа. Беседа. Беседа. Топографичес кая игра  «Путешествие  по карте» Учебно­ тренировоч­ ное занятие. Беседа. Беседа. Игра с карточками  «Упакуем  походный  рюкзак» Беседа,  лекция. Частично –  поисковый,  исследовательский Тестирование. Исследовательс­ кий. Метод частично­ регламентирован­ ных упражнений Частично –  поисковый,  исследовательский Контрольный поход  с картой и компа­ сом. Топографии­ ческий диктант. Тестирование  уровня физической  подготовки. Письменный опрос,  сбор гербариев. Викторина «Аптека  под ногами» Зачёт по технике  преодоления  препятствий. 15Общественно  полезная работа в  походе. Беседа,  лекция. Парковое  ориентирование. Беседа Частично­ поисковый,  исследовательский Проблемного­ изложения Частично­ поисковый,  исследовательский Проведение  соревнований  Наглядные и дидактические пособия:   учебно­топографический карты;  плакаты, схемы по технике туризма и технике безопасности;   фото­ и видеоматериалы, слайды;   карточки­задания по оказанию первой медицинской помощи;    обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию.          Походы по родному краю; Наши достижения  п. Гарь Песчано­гравийный завод,  Социально­реабилитационный центр для несовершеннолетних, Кирсинский пруд –г.Кирс.    Село Лойно. Реки Кама и Нырмыч. 1 участок добычи торфа ЗАО «Вятка­Торф» Водохранилище Рыта.        Участие в районных туристских соревнованиях школьников с элементами  соревнований «Школа безопасности»        2007­2008 гг.  Общее 2 место.       2 место в туристической технике; 3 место в виде спортивное ориентирование, 1 место в виде ориентирование по выбору, 2 место по виду ТПТ 3 место туристическое путешествие 2 место по виду ККМ.          Личное первенство:  2 место Михеев Рома по ТПТ,  1 место Киселёва Оксана спортивное ориентирование,  2 место Елькина Елена спортивное ориентирование,  1 место Засухин Илья спортивное ориентирование, 16 2 место Киселевский Саша спортивное ориентирование, 2008­2009 гг.  Общее 3 место.  2 место в виде ККМ,  2 место в виде туристическая техника,  3 место в виде спортивное ориентирование,  3 место в виде туристическое путешествие,          Личное первенство: 1 место Михеев Роман по виду ТПТ 2009­ 2010 г.г.          Общее 2 место.          Личное первенство:        2 место в этом соревнований Селезенева Ксюша. Участие в Юнармейской игре « Вперёд, мальчишки»  2008 год  ­  1 место. Список используемой литературы: 1. Вестник школьного туризма и краеведения. № 3 июль­сентябрь 2001 года. 172. Методические рекомендации в помощь руководителям туристических  кружков и секций.­ К.: 1985. 3. Настольная книга учителя физической культуры, под редакцией Л.Б.  Кофмана. 4. Энциклопедия туризма, под редакцией Е. Тамм. 5. Туризм в школе. Физкультура и спорт. 6.  Попчиковский В. Ю.  Организация и проведение туристских походов.­ М.: Профиздат, 1987 7. Тыкул В. И. Пособие для руководителей кружков и внешкольных  учреждений. – М.: Просвещение, 1990. 8. Тыкул В. И.Спортивное ориентирование. – М.: Просвещение, 1990.   18