Турнир знатоков
Оценка 4.6

Турнир знатоков

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
русский язык
4 кл
08.06.2017
Турнир знатоков
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 4 класса.Цели: развивать умение различать части речи, правильно употреблять их в речи, обогащать словарный запас детей, учить анализировать свою речь и речь одноклассников с точки зрения её соответствия литературным нормам, воспитывать любовь к русскому языку.
Внеклассное мероприятие Турнир знатоков.docx
Внеклассное занятие по русскому языку Тема: «Турнир знатоков» 4   класс Учитель начальных классов  МБОУ гимназии №3 Родина И.С. 2016 г., апрель Тема: «Турнир Знатоков» Цели: развивать умение различать части речи, правильно употреблять их в речи,  обогащать словарный запас детей, учить анализировать свою речь и речь  одноклассников с точки зрения её соответствия литературным нормам,  воспитывать любовь к русскому языку. Личностные УУД Осознавать богатство русского языка, испытывать гордость за русский язык; стремление к речевому самосовершенствованию. Регулятивные УУД Умение   формулировать   учебную   задачу;   выделять   существенные   признаки; умение слушать, задавать вопросы. Умение определять наиболее эффективные способы   достижения   результата   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и условиями её решения; адекватно оценивать свои достижения. Познавательные УУД Владение   поисковыми   и   творческими   способами   решения   практических проблем; пользование различными словарями. Умение осуществлять логические действия   «анализ»   с   выделением   существенных   и   несущественных   признаков, «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям. Коммуникативные УУД Умение   работать   в   командах,   обмениваться   информацией,   поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её. Оборудование:  презентация,   портреты   писателей,  карточки   с   текстами заданий. I. Вводная часть. Ход занятия ­Добрый   день,   уважаемые   гости,   уважаемые   участники   нашего   турнира.   Я приглашаю вас принять участие в увлекательной и полезной игре. Но для начала отгадайте  загадку  и узнайте тему нашего турнира: Всегда мы слышали о нём, Что он богат, красив, умён. Так дай скорее нам ответ: Что это будет за предмет? (Русский язык).  (На доске картинка) ­Итак, главный гость сегодня ­ его величество Русский язык. Могуч и прекрасен наш русский язык.  ­ Давайте послушаем, что говорили о нём выдающиеся русские писатели. (Дети   читают   высказывания   и   стихи   о   русском   языке,   в   руках   портреты писателей) 1. уч.  Александр Сергеевич Пушкин с большой любовью относился к родному языку. По его мнению, «русский язык ­ это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах. Ему свойственны: величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность». 2. уч. «Русский язык ­ настоящий, сильный, где нужно ­ строгий, серьёзный, где нужно ­ бойкий и живой, ­ так считал Лев Николаевич Толстой. Обращаться с языком кое­как,  значит и мыслить кое­как».  Иван   Сергеевич   Тургенев   в   1882   году   посвятил   русскому   языку 3.   уч. стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!...» 4 ученик.  (В руках картинка ­ обложка учебника «Русский язык» Велик и прекрасен ты, русский язык! К нему, как и все, я с детства привык. И где бы ты ни был, в чужой стороне, Услышать его будешь счастлив вдвойне. Все братья­ славяне нас могут понять, На нём говорили крестьяне и знать. Мы чувства и мысли свои выражаем И с помощью слова других понимаем! (На доску вывешиваются детьми портреты писателей и картинка «Рус.  яз» ­ Замечательные строчки, всем спасибо. Освоить родной язык ­ трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Сегодняшний турнир поможет   вам   в   достижении   того   чудесного   и   таинственного,   что   прячется   за словами «русский язык». ­ Ребята, вам знакомо значение слова «турнир»? (Ответы детей). ­ В толковом словаре русского языка дано 2 значения этого слова: Турнир. 1) Состязания рыцарей в средневековой Западной Европе. 2) Форма проведения личных или командных соревнований... ­ Соревноваться у нас будут 3 команды. Они продемонстрируют свои умения, знания и смекалку в области русского языка. Пожелаем друг другу удачи!  ­ Я предлагаю каждой команде придумать своё название и написать маркером на подставке, которая находится на столе.  ­   Одно   условие:   ваше   название   должно   быть   связано   с   русским   языком. (Командам даётся минута на обсуждение). (Учитель пишет название команд маркером  на подставке, которая находится на столе у каждой команды.   II. Приветствие команд. ­ Итак, капитаны представляют свои команды. (Команды отвечают  хором) 1 команда … 2 команда … 3 команда …  (За правильно выполненные задания команды получают жетоны, которые  суммируются и подсчитываются в конце турнира. Победители  награждаются). ­ Итак, мы начинаем «Турнир знатоков русского языка». III. Основная часть 1 состязание «Блиц­ опрос» ­ Команды по очереди быстро устно отвечают на 5 вопросов. За каждый  правильный ответ получают по жетону. Вопросы для 1 команды 1. Два или несколько предложений, связанных по смыслу.  (Текст) 2. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем?  (Приставка) 3.Назовите главные члены предложения.  (Подлежащее и сказуемое) 4.Назовите личные местоимения 1­го лица.  (Я, мы) 5.У этой части речи в прошедшем времени можно определить род. (Глагол) Вопросы для 2 команды 1. Слова, связанные между собой по смыслу. (Предложение) 2. Какая часть речи обозначает предмет?   (существительное) 3. Как называются слова, противоположные по смыслу?      (антонимы) 4. Общая часть родственных, или однокоренных,  слов.         (корень) 5. Как называется изменение глаголов по лицам и числам?     (спряжение) Вопросы для 3 команды 1. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.  (Суффикс) 2. Эта часть речи обозначает признак предмета.  (прилагательное) 3. Два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого.      (словосочетание) 4. Изменение существительных по падежам и числам.  (склонение) 5. Как называются слова, близкие по значению.  (синонимы). ­ Молодцы! С первым состязанием справились успешно. ­ А теперь проверим, какие вы внимательные и сообразительные. 2 состязание « Кто больше запомнит» ­ Вашему вниманию предлагается видеофрагмент  с песней «Про синонимы».  ­ Постарайтесь на листочках записать как можно больше синонимов, о которых поется в песне, чтобы принести своей команде больше очков). ­ (Видеоклип  с песней «Про синонимы»). 3 состязание «Угадай­ка!» ­ Каждая команда должна отгадать  загадку и написать количество букв и звуков  в слове ­ отгадке. ­ У вас на столах лежат конверты с заданиями. Возьмите конверт под № 1. ­ Читайте загадки, отгадывайте и выполняйте задание. Для 1 команды 1. Весной на деревьях вырастают,  А осенью опадают. (листья­ 6 б., 6 зв.) 2. Какой месяц год кончает,  А зиму начинает? …(декабрь – 7 б., 6 зв.) Для 2 команды 1. Их весной и летом Мы видели одетыми, А осенью с бедняжек  Сорвали все рубашки. Но зимние метели В шубы их одели.   (деревья – 7 б., 7 зв.) 2. Начинает календарь  Месяц с именем... (январь – 6 б.. 5 зв.) Для 3 команды 1. Зимою студёной бывает, Злится она, завывает. Снег в воздухе  крутит по кругу Колючая, снежная …(вьюга – 5 б., 5 зв.) 2. Последний зимний месяц жаль, Короткий самый он – … (февраль – 7 б., 6 зв.) 4 состязание «Найди ошибки» ­ Найдите ошибки в пословицах и поговорках. ­ За каждый правильный ответ 1 очко (жетон). Слайд 1. Для 1 команды 1. Шило в горшке не утаишь. (в мешке) 2. Волка соседи кормят. (ноги) 3. Не имей сто рублей, а имей миллион. (сто друзей) 4. Что с возу упало, то в лес убежало. (пропало) Для 2 команды 1. Волков бояться – под одеялом лежать. (в лес не ходить) 2. Кашу мукой не испортишь. (маслом) 3. Тяжело в учении, легко на каникулах. (в бою) 4. У мышки глаза велики. (у страха) Для 3 команды 1. На ловца и паровоз мчится. (и зверь бежит) 2. Друг познаётся за завтраком. (в беде) 3. На обиженных мухоморы растут. (воду возят) 4. Моя хата с краю – но я не скучаю. (ничего не знаю) Физкультминутка  (Музыкальная мультзарядка). ­ Чем  больше слов  знает  человек,  тем  богаче  его речь,  тем точнее  он  может выразить свои мысли. Для выполнения следующего задания вам надо вспомнить состав слова. Каждая команда должна найти новое слово. 5 состязание «Найди слово» Слайд 2. ­ Задание для 1 команды Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове  книжка, окончание в слове вода.   (Расписка) ­ Вам знакомо значение слова расписка? Расписка — это подтверждение получения денег, документов, ценностей  и других предметов, написавшим ее лицом. ­ А чем можно воспользоваться, когда значение слова непонятно? (Толковым  словарем). (Показ учителем толкового словаря русского языка О.В.Михайлова). ­ Задание для 2 команды Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове  сказка окончание в слове рыба.   (Завязка) ­ Как вы понимаете значение слова завязка? (Ответы детей) ­ Завязка ­ 1. Тесемка, веревка, которой что­либо завязывается. 2. Завязка — это событие, которое является началом действия. ­ Как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначными). ­ Задание для 3 команды Его корень в слове грузчик, приставка в слове насос, суффикс в слове ложка  окончание в слове трава.    (Нагрузка) ­  Объясните значение слова нагрузка. (Ответы детей). ­ Это слово является каким? (Многозначным). ­ НАГР ЗКАУУ Нагрузка судна. Нагрузка воза. Производить нагрузку.   ­ 1. Действие по гл. нагрузить ­ нагружать. То, что нагружено.  2. В электронике и электротехнике: нагрузка ­ часть тока, которая тратится  на полезную работу.  3. Физическая нагрузка ­ это влияние на организм повышенной двигательной  активности в процессе труда или занятия спортом.  ».   6 состязание «Объясни значение   ­   Для   выполнения   следующего   задания   нам   необходимо   вспомнить,   что   такое фразеологизм.  (Фразеологизм   –   это   устойчивое     неделимое   сочетание   слов,   которое можно заменить синонимом, одним словом.  Это средства выразительности языка, они делают нашу речь  эмоциональной, выразительной и  яркой). ­   Задание:  к  некоторым   фразеологическим   оборотам,   имеющим   переносный смысл, художник сделал иллюстрации, поняв эти выражения буквально, т. е. в прямом   смысле.   Назовите   эти   фразеологизмы,   объясните   их   значение.   (На выполнение задания – 3 мин.) (Каждой команде дается по 2 рисунка). Для 1 команды Водить за нос – обманывать, вводить в заблуждение, обычно обещая что­ либо и не выполняя обещанного. Как курица лапой – писать небрежно и неразборчиво, так, нельзя понять. Для 2 команды Спустя рукава – относиться к делу неохотно, работать кое­как, с ленцой. Сесть   в   калошу  –  потерпев   неудачу,   оказаться   в   смешном,   неловком положении. Для 3 команды Смотреть сквозь пальцы  –  не обращать внимания на что­либо плохое; сознательно не замечать чего­либо (обычно неприятного, нежелательного).       Гнаться за двумя зайцами  – делать одновременно несколько дел.   Не стоит браться сразу за несколько дел, толку будет мало. Сделай одно ­ потом начинай другое. ­ А сейчас проверим, как вы знаете падежи. ­ Сколько падежей в русском языке? (6) ­ Назовите их по порядку все вместе хором. 7 состязание «Во всех падежах». ­ Возьмите конверт под №2  (У   каждой   команды   в   конверте   по   2   карточки   с   названиями   падежей. Учитель   показывает   предложение   (на   слайде),   дети   ­   падежи существительных и занимают место у доски.) ­   Слово   «труд»   употреблено   во   всех   падежах.   Определите   падеж   и   займите соответствующее место у доски. Слайд 3.  Труд кормит, а лень портит. (И.п. ­ 1ком.)  Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. (Р.п. ­  3ком.)  Суди о человеке по его труду. (Д.п. ­ 2ком.)  Белые ручки чужой труд любят. (В.п. ­ 2ком.)  Дерево ценно плодом, а человек трудом. (Т.п.­ 1ком.)  В труде рождаются герои. (П.п. ­ 3ком.) ­ За каждый правильный ответ команды получают по 1 очку (жетону). ­ Ребята, а вы слышали что­нибудь про ленительный падеж? ­ Инсценирование стихотворение Г. Граубина «Ленительный падеж». Ученица.  Спросили Лежебокина: – А ну­ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи. Давным­давно все школьники Их знают назубок, Их за два года выучить  Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно: Лежебокин. – В том не моя вина, Пусть им, сперва, учёные Изменят имена. Ведь я падеж творительный Нарочно не учу: Трудиться, А тем более  Творить я не хочу. Такой падеж, как дательный, Я с детства не терплю: Давать, делиться чем­нибудь  С другими не люблю. Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходится выдумывать Какой­нибудь предлог. А на падеж винительный  И вовсе я сердит: Отец во всякой шалости Всегда меня винит. – Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. Ученица.  А сам ты смог бы новые  Придумать имена? Лежебокин. – Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный И, наконец, простительный. ­ Ребята, как вы думаете, какие знания будут у Лежебокина? ­ Как же надо относиться к учебе, чтобы не быть похожим на него? 8 состязание  «Найди лишнее» ­ Возьмите конверты под №3. ­ Задание: найди лишнее слово в каждой строке, докажи правильность своего  выбора. , урок, кисточка, альбом. Для 1 команды 1. Школа, книга, пенал, парта. 2. Ученики 3. Высокий, узкая, мы, зелёное. Для 2 команды 1. Стол, место, карандаш, портфель. 2. Тетради, ручка, ластик, учебник. 3. Ты, они, окно, вы. Для 3 команды 1. Мел, доска, учебник, класс. 2. Цифры, звонок, линейка, клей. 3. Отвечает, он, рисовал, напишет   ­ А сейчас у вас будет возможность принести своей команде дополнительное  очко. Запишите на листочке лишнее слово. (На раздумье вам дается 1 мин). Слайд 4. ­ Пять, одиннадцать, сто, быстро ­ Команда, выполнившая задание верно, получает жетон. 9 состязание  «    Как назвать одним словом?» Слайд 5. Для 1 команды 1. 2. 3. Тетрадь для рисунков – (Альбом). Рабочий столик ученика в классе – (Парта). Длинная коробочка для ручек и карандашей – (Пенал). Для 2 команды 1. Тетрадь с заданиями на дом и отметками – (Дневник). 2. Большая сумка для книг и тетрадей – (Портфель). 3. Дом, в котором учатся школьники – (Школа). Для 2 команды 1. Человек, который учит детей – (Учитель). 2. Какой дом ты носишь каждый день в школу? (Рюкзак). 3. Комната, в которой проводятся уроки – (Класс). 10 состязание  «Слово в слове» ГРАММАТИКА  (У каждой команды на столе карточка) ­ за 1 минуту составить  из слова грамматика как можно больше слов (имена  существительные в именительном падеже) (При наличии времени) 10 состязание  «Фразеологический зверинец» ­ Приглашаются капитаны команд.  ­ Задание: добавить недостающее слово – название животного. ­ 1 бал за правильный ответ. Можно обратиться за помощью к команде. 1 команда Голоден как   …(волк) Труслив как    …(заяц) Упрям как   ….(осёл) 2 команда Надут как    ….(индюк) Болтлив как  …(сорока) Хитёр как  …(лиса) 3 команда Здоров как   …(бык) Изворотлив как  ….(уж) Нем как  ….(рыба) III. Подведение итога турнира. Награждение команд. Язык ты русский изучи, друг юный мой, Тебе и мне он близкий и родной. В нём столько музыки и столько красоты Всем сердцем, всей душой его полюбишь ты!

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков

Турнир знатоков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017