Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников.
Оценка 5

Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников.

Оценка 5
doc
26.10.2021
Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников.
Катаева творческая игра.doc

Катаева Наталья Вячеславовна,
учитель начальных классов, воспитатель ГПД
ГБОУ СОШ № 187 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Творческая игра в обучении и воспитании младших школьников.

Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребёнка, отмечал, что игра пропитывает собой всю деятельность ученика. В игре вырабатываются ловкость, находчивость, быстрота реакции, выдержка, активность. Игра только внешне кажется беззаботной и лёгкой. А на самом деле она требует от игрока максимум усилий. Опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности.

Д. Б. Эльконин, подчеркивая важнейшее значение игры для интеллектуального развития ребенка, отмечал: «Дело не только в том, что в игре развиваются или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, а в том, «что коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется самый механизм возможной смены позиции и координации своей точки зрения с другими возможными точками зрения. Именно это изменение и открывает возможность и путь дл перехода мышления на новый уровень и формирования новых интеллектуальных операций»

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми,- их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания.

Игра - отражение жизни. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для её реализации. В игре дети одновременно выступают как драматурги, бутафоры, декораторы, актеры. Однако они не вынашивают свой замысел, не готовятся длительное время к выполнению роли, как актеры.

В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Задача педагога состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанные на дружбе, справедливости, взаимной ответственности. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств младших школьников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство учителя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывала бы лучшие чувства. Игра - важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные в школе и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлениях, их значение становится для него более понятным.

Творческую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий.

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра тесно связана с художественным творчеством школьников.

Таким образом, творческая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми  их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе.

Руководство творческими играми - один из самых сложных разделов методики школьного воспитания. Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому педагогу ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос; может ли и должен ли педагог вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку.

Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Задача педагога - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой - создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей.

Среди многообразия игр (сюжетно-ролевых, игр-драматизаций, подвижных, праздников и др.) особое место занимают развивающие игры, которые способствуют выявлению имеющихся у ребёнка пробелов в развитии творческих способностей, таких как память, внимание, мышление, воображение, речь, конструкторские способности, ориентация в пространстве и устранению их.

 

МЫ - ХУДОЖНИКИ!

Цель: развитие мышления, внимания, ориентации в пространстве.

Описание. Детям предлагается отгадать загадки, затем перерисовать предмет-отгадку по клеточкам hello_html_m4898b5de.pngтетрадного листа.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

А к нам придет под Новый год

Ребята будут рады.

Хлопот весёлых полон рот:

Готовят ей наряды. (Елка)

hello_html_mbb2eb3.png

Явился в жёлтой шубке –

Прощайте, две скорлупки!

(Цыпленок)

 

На цепи сидит, дом сторожит.hello_html_2fe7a744.png

(Собака)

 

 

 

Из железа тучка, а у тучки ручка.hello_html_11b1e0b0.png

Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку.

(Лейка.)

hello_html_3aa0d65e.png

Чем больше колец,

Тем старше жилец.

(Дерево)

 

В заключение дети дорисовывают необходимые на их взгляд детали, раскрашивают рисунок.

ИСЧЕЗНУВШИЕ СЛОВА

Цель: развитие внимания, мышления, чувства рифмы.

Описание. Педагог предупреждает детей, что он будет читать стихотворения, в которых «таинственно исчезли» некоторые слова - вместо них он будет говорить «Ой!». Задача детей- слушать очень внимательно, чтобы правильно подобрать пропущенное слово, подходящее по смыслу и по рифме.

 

Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денёчка через два облысела (ОЙ!).

Спрячу-ка в карманчик бывший (ОЙ!!).

Ответ: голова, одуванчик.

 

Хоть у нас четыре ножки, мы не мышки и не (ОЙ!).

Хоть мы все имеем спинки, мы не овцы и не (ОЙ!).

Мы не кони, хоть на нас вы садились сотни (ОЙ!).

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (ОЙ!).

Ответ: кошки, свинки, раз, стуле.

 

Твои помощники - взгляни - десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они работы не (ОЙ!),

И, как хороший мальчик, послушен каждый (ОЙ!).

Ответ: боятся, пальчик.

 

ВОПРОСЫ-ШУТКИ

Цель: развитие нестандартного мышления.

o        Любил ли А. Пушкин слушать радио? (Во времена А. Пушкина радио не было.)

o        Наступил декабрь, распустились три василька, а потом ещё один. Сколько васильков распустилось? (Нисколько: в декабре васильков нет.)

o        Кто хватается за соломинку? (Тот, кто пьёт коктейль.)

o        Ребёнок моего отца, но мне не брат. Кто это? (Сестра.)

o        Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (Две.)

o        Сколько горошин может войти в один стакан? (Ни одной - все надо положить).

o        Саша тратит на дорогу в школу 10 минут. Сколько времени он потратит, если пойдет вместе с другом? (10 минут.)

o        Что легче: пуд железа или пуд сена? (Они весят одинаково.)

o        Какая река самая страшная? (Тигр.)

o        Может ли кит назвать себя рыбой? (Нет, так как он не умеет говорить.)

o        Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный.)

o        Кто с головой окунается в работу? (Водолаз.)

o        Чего нет в реке, но есть в озере, море, океане? (Буквы О.)

o        Какой ключ не бьёт и не отмыкает? (Нотный.)

o        Сколько месяцев в году имеют 28 дней? (Все месяцы.)

o        Кто на все руки мастер?(Перчаточник.)

o        Как написать слово «мышеловка» пятью буквами? («Кошка».)

o        Как из трёх палочек сделать четыре, не ломая их? (Сложить римскую цифру IV.)

o        Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? («Сено»)

o        Что стоит между горой и долиной? (Буква И.)

 

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЗАГАДКИ

Цель: развитие внимания, мышления, слуховой памяти.

Описание. Сначала детям предлагается отгадать загадки, в которых описываются предметы разного цвета. После этого педагог произносит название какого-либо цвета, а дети вспоминают слово-отгадку.


Оранжевый, как солнышко,

В каждой дольке зёрнышко.

И не кислый, как лимон,

Кругленький, как мячик, он. (Апельсин)

 

Высока и зелена
Будет скошена она.

Овцы, козы и коровы
Есть её всегда готовы. (Трава)

 

Чёрный он, чернее ночи,

Под землёй жить любит очень,

В огороде роет норы,

Длинные, как коридоры. (Крот)

Этот плод едва обнимешь,

Если слаб, то не поднимешь.

На куски его порежь,

Мякоть красную поешь. (Арбуз)

 

Белое, да не снег, сладкое, да не мёд;

От рогатого берут и детишкам дают. (Молоко)

 

Цветёт белым, а ягоды чёрные(Черёмуха)

 

Я - чёрный, жёлтый, красный, синий,

С начинкой твёрдой в древесине.

Я с острым ножиком дружу

И что хочу изображу. (Карандаш)

Щёки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она. (Редис)


 

ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

Цель: развитие творческого мышления, чувства рифмы и ритма.

Описание. Педагог читает строчку с недосказанным словом. Задача детей - подобрать подходящее слово, используя заданный ритм и рифму.

Ок-ок-ок, посмотри, какой ... (снежок).

Ан-ан-ан, возьму в дорогу ... (чемодан).

Да-да-да, вы не ссорьтесь ... (никогда).

Та-та-та, мех пушистый у ... (кота)

Ар-ар-ар, ловил пиявок ... (Дуремар).

Ки-ки-ки, по льду скользят... (коньки).

Ос-ос-ос, у Мороза красный ... (нос).

Ня-ня-ня, есть расчёска у ... (меня).

От-от-от, самолёт ведёт ... (пилот).

Ух-ух-ух, на забор взлетел ... (петух).

 

Игра - ценное средство для стимулирования умственной активности детей, активизации психических процессов, проявления живого интереса в процессе познания нового. Благодаря игре, дети начинают охотно преодолевать существенные трудности, тренировать свои силы, развивать способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.


Катаева Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов, воспитатель

Катаева Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов, воспитатель

Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т

Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (ОЙ!)

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (ОЙ!)

А рубашка зелена, Вся на солнышке она

А рубашка зелена, Вся на солнышке она
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2021