Алгоритм написания сочинения-рассуждения
(части С). 11-й класс
1. Анализ текста начинаем с выявления темы (о чем текст). Для этого
выделяем ключевые слова (слова, относящиеся к одной теме, синонимичные слова и
выражения).
… – вот тема, к которой обращается
автор текста.
Этот текст (статья) о …
Автор обращается к актуальной теме –
теме…
Этот текст о …
Автор посвящает статью…
2. Определив тему, можно попытаться
сформулировать проблему.
Проблема – (от греч.) – задача – вопрос, требующий изучения,
разрешения.
Проблема чего, точка зрения на какую-либо
проблему, поставить, выдвинуть, рассмотреть, обсудить, изложить, разрешить
какую-либо проблему, коснуться какой-либо проблемы, уделить внимание какой-либо
проблеме, какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес,
заслуживает внимания.
Проблема формулируется как вопрос, либо
сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.
Проблем может быть несколько. Важно увидеть
две и прокомментировать. Важно комментировать не весь текст, а ту (те)
проблемы, которые вы заявили вначале.
Какой вопрос выбрать? Важно выбрать тот
вопрос, над которым автор размышляет больше всего и по поводу которого
отчетливо заявлена авторская позиция.
Перечитайте, как вы обозначили проблему. Если
в форме вопроса, то позиция должна звучать как ответ на вопрос. Если по формуле
«проблема + существительное в родительном падеже», то это существительное
должно прозвучать в обозначении авторской позиции.
Шаблоны: автором проблема может быть:
- поставлена
- изложена
- рассмотрена
- выдвинута
- затронута
- поднята
- сформулирована
- исследована
- проанализирована
Возможные проблемы:
- Проблема памяти о своих
истоках, о своём детстве (почему, повзрослев, человек ощущает связь с
домом своего детства, с миром своего детства?);
- Проблеме роли детства в
жизни человека (почему детство – важнейший этап жизни человека?);
- Проблема исторической
памяти (зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою
семью и свою Родину7);
- Проблеме отчего дома
(почему нельзя забывать отчий дом7);
- Проблема оценки такого
периода жизни человека, как детство (действительно ли детство – «золотой»
период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
- Проблема нравственной
прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях
зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
- Проблема развития и
сохранения русского языка (обогащается или портится русский язык благодаря
заимствованиям?);
- Проблеме влияния человека
на природу (какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются
возможные последствия этого влияния);
- Проблеме восприятия
человеком природы как живой материи (должен ли человек воспринимать
природу как нечто живое, заботиться о ней?);
- Проблеме несправедливости
социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и
нищих, правильно ли устроено общество?);
- Проблеме отчуждённости мира
богатых и сытых от мира бедных и голодных (думают ли сытые и богатые о
тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
- Проблема внутреннего
противостояния искушению изобилием (могут ли дети из бедной семьи
противостоять искушению изобилию и не озлобиться?);
- Проблеме выбора профессии с
учётом личных и общественных интересов (могут ли при выборе профессии
совпадать личные и общественные интересы?)
- Проблема ответственности
человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от
общества, от других людей?);
- Проблеме коммерциализации
культуры.
3. Комментируем проблему.
Комментарий от простого пересказа отличается
тем, в пересказе вы говорите, что делают герои, а в комментарии, что делает
автор. Это – самое важное и сложное.
Важно поразмышлять над некоторыми вопросами,
связанными с прочитанным текстом; кому адресован текст? Какова степень
актуальности текста? Как автор подходит к решению этой проблемы? К какой
категории относится проблема: нравственная, этическая, социальная,
экологическая, общественно-политическая, философская, психологическая?
Насколько освещена эта проблема в литературе? Кто из авторов касался ее? Как
автор подошел к своей задаче? Как автор рассказывает о ситуации, на чем
заостряет внимание?
Здесь возможно обратиться к средствам
выразительности, если они помогают определить авторскую позицию. Какова точка
видения писателя? Может автор показывает это глазами рассказчика, говорит
от имени героя? С каким настроением пишет автор? Что подчеркивает? Что из этого
следует? К каким выводам подводит нас?
Шаблоны: Проблема может быть:
- социальная
- общественно-политическая
- идеологическая
- морально-этическая
|
- философская
- психологическая
- нравственная
- эстетическая
|
Значимость проблемы можно подчеркнуть с
помощью слов:
- общественно-значимая
- животрепещущая
- жизненная
- насущная
- первоочередная
- острая
- важная
- серьёзная
- спорная
- глубокая
|
- злободневная
- актуальная
- главная
- сложная
- принципиальная
- жгучая
- наболевшая
- основная
- неразрешимая
- назревшая
|
Проблема может заставить читателя:
- глубоко задуматься
- рассуждать вместе с
автором
- лучше понять себя и
окружающих
- лучше понять трагизм
происходящего
|
- серьёзно размышлять
- критичнее относиться к…
- по-иному посмотреть на…
- поделиться мыслями о…
|
Почему важно уметь комментировать
основную проблему текста?
- Это позволяет увидеть, что
интересует автора.
- Комментируя проблему, вы
показываете и своё восприятие того, что волнует автора.
- Комментарий позволит вам
глубже посмотреть на поставленную проблему.
В комментарии не должно быть:
- Пересказа исходного текста
или его части.
- Рассуждений по поводу всех
проблем текста.
- Комментариев о действиях
героев текста.
- Избегать повторов слова
«проблема»
- Не допускать выражений
«проблема о том, что…», «проблема того, что..», «проблема о
мужестве и стойкости..».
4. Определяем авторскую позицию (идея
текста).
При этом необходимо сказать о
том, как автор решает заявленную проблему, как аргументирует свою позицию
(«за»), какова, в итоге, цель написания текста, Если проблема текста – это
вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, как автор на него отвечает.
Формулируя проблему в виде вопроса, вы должны знать, как автор на него
отвечает. От вас не требуется сформулировать позицию автора вообще, а показать
его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.
Авторская позиция в публицистическом стиле,
скорее всего, будет обозначена прямо, и ее легко можно обнаружить. Лучше не
цитировать целиком предложение, в котором отражена авторская позиция, а процитировать
частично или пересказать (чтобы не снизили балл).
Если текст художественный, то авторская
позиция может быть прямо не заявлена. Здесь важно обратить внимание, как
она заявлена: прямо или косвенно; использование средств выразительности;
призывность; оценочность; доступность; простота и т.д.
Автор может
|
- Посвящать свою статью
- Решать заявленную
проблему
- Эмоционально
воздействовать на читателя
- Делать читателя своим
союзником
- Образно воссоздавать
картину происходящего
- Выделять ключевые
проблемы(мысли, слова, мотивы)
- Образно представлять суть
проблемы, которая его волнует
- Усиливать положительное
или отрицательное отношение к чему-либо
- Передать глубину проблем
(чувств, идеи, раздумий, обобщений, размышлений)
- Раскрывать сущность
поставленных проблеем
- Точно формулировать
(выражать)мысль
- Заставить читателя
задуматься над проблемой (темой, идеей)
- Показать злободневность
рассматриваемой им проблемы (темы)
- Формировать положительное
или отрицательное отношение к поднятой проблеме
- Пытаться найти причины
негативных (позитивных) явлений
- Подчёркивать остроту
поставленной проблемы
- Видеть глубину и
актуальность проблемы
- Обращаться к традициям
русской жизни, литературы….
- Выражать мнение
большинства
- Пытаться понять, почему
- Использовать ряд
убедительных аргументов
- Побуждать искать истину
- Стараться объяснить,
почему
- Поднять в статье
проблему, которая кажется наиболее актуальной
- Заставить сделать
переоценку отношений..
|
- Ставить ряд нравственных
вопросов, требующих незамедлительного ответа
- Помочь нам увидеть традиционную
тему по– новому
- Утверждать, что…
- Уточнять некоторые
моменты
- Писать интересно и ново о
старых проблемах
- Ставить перед нами цель –
найти решение сложных жизненных вопросов
- Привести в качестве
примера цитату
- Быть строгим судьёй
негативным явлениям жизни
- Намереваться найти ответы
на сложные жизненные вопросы
- Заставить нас самим
решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор)
- Приглашать к разговору о
непростых проблемах нашей жизни
- Убедительно доказывать,
используя конкретные примеры
- Дать новую жизнь старой
теме
- Формировать положительное
или отрицательное читательское отношение к поднятым проблемам
- Подчеркнуть истинное
положение вещей
- Иронически
(саркастически, возмущённо, восхищённо и т.д) повествовать о событиях и
героях
- Показывать образец
поведения, отношения к жизни
- Говорить с тревогой о
наболевших проблемах
- Открыто заявить о своёй
гражданской позиции по отношению к…
- Призывать нас к …
- Представлять истинную
картину происходящего
|
Автор стремится реализовать цели:
- Поделиться с вами своими
размышлениями, передать вам свою заинтересованность данной темой,
проблемой
- Эмоционально воздействовать
на вас
- Найти в вас единомышленника
Клише:
- Автор считает, что… Автор
утверждает, что…
- Автор убеждён, что…, и
подобная уверенность имеет свои основания.
- Автору важно убедить
читателя в том, что…
- Бесспорно мнение автора о
том, что…
- Автор подводит читателя к
мысли о том, что…
- Автор стремиться донести до
читателя мысль о том, что…
- Решая проблему, автор
приходит к выводу: …
- … – в этих словах, по –
моему, отражена основная проблема текста.
- … – это высказывание точно
отражает мысль автора.
- Позиция автора очевидна:…
5. Выражение собственного отношения к
данной проблеме.
Доказывая, приводим 2 аргумента, обращаясь к
примерам из читательского или жизненного опыта. Собственное мнение должно
быть высказано корректно. Ваши аргументы не должны повторять то, что прозвучало
в исходном тексте.
Покопайтесь в памяти, вспомните, что читали
об этом, какие литературные ассоциации у вас вызывает. Очень важно, чтобы
ваши аргументы подтверждали, доказывали вашу точку зрения, а не были просто
иллюстрацией на ту же тему. Поэтому при каждом аргументе формулируйте, что вы
доказываете приведенным примером.
Важно доказать, почему вы так думаете. Я (не)
согласен с автором, потому что …, и считаю…
Здесь идет строгое сочинение-рассуждение:
- тезис
- аргументация
- вывод
- аргументация
Каждый аргумент начинать с нового абзаца.
Приводить примеры, ссылаясь на примеры
из художественной литературы, авторитетных людей или из своей жизни и жизни
окружающих.
Нельзя не согласить с автором в том, что…
С автором можно поспорить …
Автор прав в том, что…
Однако его мысль о … вызывает сомнение
С автором трудно (не) согласиться
Позиция автора близка (понятна ) мне
Я (не) разделяю точку зрения автора
Я разделяю негодование (неприятие,
восторг) автора и думаю…
Мне приходит на ум история, услышанная
(прочитанная, которая произошла со мной)
Мое мнение подтверждает и такой
факт…
Шаблоны:
- С удовольствием прочитал…
- Нельзя остаться
равнодушным…
- К сожалению…
- Следует отметить, что
бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений…
- Автор убедительно
доказывает, что…
- Автор, по – моему, не
совсем прав, утверждая, что…
- Точка зрения автора,
конечно, интересна, но я считаю, что…
- На мой взгляд, автор
несколько категоричен в своих суждениях.
- Я считаю, что не совсем
справедливо автор говорит о том, что…
- Автор справедливо отмечает,
что…
- Авторские оценки
справедливы и точны. Действительно, …
- Авторская позиция по
данному вопросу совпадает с моей точкой зрения.
- Во-первых,…
- Во-вторых,…
- Таким образом,
Аргументы должны быть точными.
Аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными.
Аргументы должны доказывать вашу точку зрения.
Как можно ввести аргументы в изложение
собственной позиции?
С помощью словосочетаний:
- Обратимся к (факту,
воспоминаниям кого – либо, научным данным…)
- Достаточно привести такой
пример…
- Это можно доказать
следующим образом..
- Подтверждением сказанному
может служит следующий факт…
- Приведу ещё один пример,
доказывающий мою точку зрения.
- В этом легко убедиться,
обратившись к…
С помощью вводных слов и
словосочетаний:
- Например,… Допустим…
- По свидетельству
кого-либо,… Предположим…
- Во-первых, …, во-вторых, …
и т.д.
С помощью союзов и придаточной части:
- Так как…
- Потому что…
- Оттого что…
- Благодаря тому что…
- В связи с тем что…
6. Как заканчивать сочинение?
- 2-3 предложениями,
дублирующими вступление.
7. Как начать сочинение?
- Если знаете что-либо об
авторе, можно написать 2-3 предложения.
- Можно написать о позитивном
впечатлении, которое произвел на вас текст.
- Можно обрисовать типичную
картину (Часто бывает так, что…)
- На вечные темы можно начать
так: Любовь…Сколько о ней сказано!
Алгоритм
написания сочинения-рассуждения
1.
Вступление.
2.
Проблемы, над которыми размышляет
автор.
3.
Комментарий.
4.
Выявление позиции автора.
5.
Собственное мнение (согласие или
несогласие с позицией автора).
6.
Первый аргумент.
7.
Второй аргумент.
8.
Вывод (заключение).
Советы:
- Не забывайте каждую часть
начинать с новой строки.
·
Продумывайте логику перехода от
одного абзаца к другому.
·