Символика
цвета.
Основной цвет романа –желтый.
Желтая каморка Раскольник-ова
сарай с желтоватыми обоями у
Сони
Желтый цвет в романе создает
ощущение
болезненности,
расстройства,
безысходности
Мебель из желтого
Отполиро-ванного
дерева у
Порфирия
Петровича
Старуха-
Процентщица
Одета в
Пожелтел-ую
кацавейку
Петербург ДостоевскогоПейзажи«отвратительный и грустный колорит» городского дня.Сцены уличной жизни( пьяный в телеге, сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние)Облики людей( «крошечная сухая старушонка», «ужасно похудевшая женщина»)
Текст№1
Ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу.
И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться. Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив, но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой...
Раскольников вышел в решительном смущении… Смущение это все более и более увеличивалось. И, наконец, уже на улице, он воскликнул: «О Боже! Как это все отвратительно! И неужели, неужели я ...нет, это вздор, это нелепость!» - прибавил он решительно. Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!... Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего отвращения. Чувство бесконечного волнения , начинавшее давить и мутить его сердце…
Текст №2
И тогда-то, милостивый государь, тогда я, тоже вдовец,
и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея,руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание.
Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили,
что она образованная и воспитанная и, фамилии известной, за меня согласилась пойти. Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая пошла! Ибо некуда было идти…
Жалеть! Зачем меня жалеть !- вдруг возопил Мармеладов вставая с протянутой рукой…Да! Меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть.
Она, кажется, унимала его, что-то шептала ему, всячески сдерживала, чтоб он как-нибудь опять не захныкал, и в то же время со страхом следил за матерью своими большими темными глазами…
- И это в наслаждение! И это мне не боль, а в нас-лаж-дение, ми-ло-сти-вый го-су-дарь,- выкрикнул он. Спавший в углу ребенок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном испуге.
Текст №3
«Любви тут не может быть», - пишет мамаша. А что , если, кроме любви-то, и уважения не может быть, а, напротив, уже есть отвращение, презрение, омерзение, что же тогда? Ведь она уже и теперь неспокойна, мучается; а тогда, когда все ясно увидит?...Не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать!...
Почти все время, как читал Раскольников, с самого начала письма, лицо его было мокро от слез, но когда он кончил, оно было бледно, искривлено судорогой, и тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку и долго думал. Сильно билось его сердце, и сильно волновались его мысли. Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или сундук…
|
Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, сценами уличной жизни, говорит о том, что человек задыхается в этом городе .Он одинок! А одинокий человек несчастен. Атмосфера Петербурга - атмосфера тупика и безысходности. Это город, в котором невозможно быть, жить!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.