Школьный конкурс
творческих исследовательских работ учащихся
Выполнила:
ученица 8 б класса МОУ СОШ №47
Яценко Виктория Александровна
Руководитель:
Кияшко Оксана Викторовна
учитель технологии 2 категории
г. Барабинск 2009 год
Содержание.
I. Введение……………………………………………………………………………………3
II Основная часть……………………………………………………………………………...3
1. История появления туники……………………………………………………………3
2. Туника в наши дни…………………………………………………………………….4
3. Выбор лучшей модели плечевого изделия…………………………………………..4
4. Снятие мерок…………………………………………………………………………..5
5. Расчет расхода ткани, себестоимости туники……………………………………….5
6. План изготовления туники……………………………………………………………6
7. Изготовление и проверка качества изделия………………………………………….6
III Заключение…………………………………………………………………………………7
IV Список используемой литературы………………………………………………..............8
V Приложения………………………………………………………………………….……..9
1. Одежда римлян – туника
2. Главный элемент военной - одежды Рима – туника
3. Модель 1
4. Модель 2
5. Модель 3
6. Модель 4
7. Основные детали кроя туники
I Введение.
(Слайд №1) Каждая девушка уже зимой начинает думать о летних нарядах, тем более если летом ее день рождение. У меня давно была мечта – изготовить какую – нибудь вещь своими руками. После долгих раздумий, я остановилась на тунике. Купить – можно, но это дорого и чаще неоригинально, перешить из старого – хоть и дешево, но вещь может выглядеть ношеной. Лучше сшить новую, тем более что на уроках технологии мы научились шить плечевые изделия. Необычно увидеть результат своего труда, порадовать родителей и удивить подруг.
Я поставила цель (слайд № 2) – разработать модель и сшить летний наряд своими руками, для этого необходимо было решить ряд задач:
· провести исследование и разработать эскиз проектного изделия;
· подобрать инструменты и приспособления для различных операций;
· подобрать ткань в соответствии с выбранной моделью;
· изготовить выкройку швейного изделия, обработать детали;
· оценить качество готовой вещи.
II. Основная часть.
1. История появления туники.
(Слайд № 3) Туника – главный элемент военной одежды Древнего Рима (Приложение №№ 1-2). Идеалом римлян являлись суровые воины (первоначально) и величественные женщины (несколько позже). Туника появилась из кусков шерстяных и льняных тканей, драпирующих тело, сшивалась на плечах, имела рубашечный покрой и рукава до локтей (длинные рукава появились не сразу ). Шейный вырез у туники обычно отсутствовал, но кроили его так, чтобы на груди она слегка отставала от тела, образуя нечто вроде клапана. Длина рукава первоначально – до локтя, длина туники могла колебаться в значительных пределах, особых ограничений не было, военная была выше колен, а гражданская – ниже (поэтому ее подпоясывали). Значительно различалась и ширина туники. Женская была всегда длиннее и свободнее, чем мужская. В Римской империи у мужчин она доходила до ступней и отличалась от женской тем, что была менее роскошной. «Клави» на тунике – пурпурные полосы различной ширины и длины – были сословным отличием. В Византии вместо полос использовали круги и кайму. Тунику с широкой полосой носили сенаторы, с узкой – римские полководцы, всадники. Это плечевое изделие с декоративной каймой и растительным узором предназначалось для военных начальников и консулов в торжественных случаях. Цветовая гамма колебалась от серо – черных тонов (у трудовых и служивых граждан) до красного и зеленого (у богатых людей). С I века н. э. императорские легионеры изображаются в туниках алого, красного цвета. Стоимость качественного красителя для ткани была довольно высока (слайд № 4), поэтому применялись заменители - марена, лишайники, хна, сок хермесовых щитовок (насекомое). Император Август носил сразу 4 туники разного цвета, показывая свое благосостояние. Женщины могли носить яркие цветные одежды без ограничений. Постепенно взгляды менялись. В 180-190 гг. в моду вошел обычай выпускать из- под верхней туники рукава нижней и оторачивать их мехом или другими материалами.
2. Туника в наши дни.
Я изучила много информации о современных туниках в интернете, прочитала литературу о моде в разные века (№1, стр. 18), особенно мне запомнилась книга по истории костюма, из которой я узнала, что французский модельер Габриэль Шанель в 1924 году ввела в моду «маленькое четное платье» (похожее на современную тунику) с длинной нитью искусственного жемчуга. Я полистала журналы мод разных лет (№4, стр. 27; стр.17-18, 22) и поняла, что классические вещи всегда современны. Выбор туник в наши дни очень разнообразен (№ 4, стр. 67). Ее могут носить молодые и пожилые люди, для проведения досуга и в качестве рабочей одежды, она удобна в носке и довольно практична.
3. Выбор лучшей модели плечевого изделия.
В результате исследования я выбирала из нескольких моделей плечевого изделия (слайд № 5).
МОДЕЛЬ 1 (Приложение №3). Туника без рукавов с пояском по линии талии, завязывающимся на бантик. Спинка и перед цельные, по боковым срезам сильно расширенная книзу. Линия низа ассиметричная.
МОДЕЛЬ 2 (Приложение №4). Туника без рукавов, отрезная талия. Спинка с талевыми и плечевыми вытачками, без среднего среза. Полочки с запахом. Низ в сборку.
МОДЕЛЬ 3 (Приложение №5). Туника, расширенная к линии бедер, короткий цельнокроеный рукав. Вырез горловины – лодочка.
МОДЕЛЬ 4 (Приложение №6).Туника с длинным расширенным рукавом. Горловина- v образной формы. Линии низа рукава, спинки и переда – ассиметричные с декоративной отделкой.
Родители и учитель мне посоветовали сшить блузку – тунику темного цвета, которую я потом смогу надевать с брюками, юбками или как самостоятельное изделие (№ 2 , стр. 116-117, 152, 160, 164, 179, 299). Я проанализировала все модели на соответствие критериям выбора (№ 2, стр. 474). В результате из нескольких идей я выделила лучшую, победила модель 4 (Слайд № 6).
4. Снятие мерок.
(Слайд № 7) Для построения чертежа выкройки я использовала мерки, которые мы снимали на уроке технологии, перед изготовлением плечевого изделия.
Мои мерки.
№ |
Название мерки |
Условное обозначение |
Мои мерки |
1 |
Полу обхват груди |
Сг |
45 |
2 |
Полу обхват талии |
Ст |
37 |
3 |
Полу обхват бедер |
Сб |
48 |
4 |
Длина изделия |
Ди |
53 |
5 |
Длина плеча |
Дпл |
14 |
6 |
Длина рукава |
Др |
66 |
7 |
Обхват рукава |
Ор |
28 |
8 |
Обхват шеи |
Ош |
40 |
Выбор выкройки.
Выкройка у меня готова, я сохранила её после изучения раздела «Конструирование и моделирование плечевого изделия». Для пошива туники необходимы следующие детали кроя (Приложение № 7):
5. Расчет расхода ткани, себестоимости туники.
Расчет расхода ткани.
Расход ткани можно точно рассчитать, разложив детали кроя, например, на простыне, сложив ее на нужную ширину (№ 1, стр. 28). Можно использовать формулу с учетом своих мерок: 2 Ди +Др + 20 см (при ширине ткани не менее 1м 10 см.)
Выбор нужной ткани.
Трикотаж вискоза хлопок креп- сатин крепдешин
Решение: выбираю трикотажную ткань, потому что она самая практичная в носке, хорошо драпируется и не мнется. Расцветка подойдет к брюкам, юбке и в качестве самостоятельного изделия.
Расчет себестоимости туники (денежных затрат).
(слайд №8)
№ |
Наименование материала. |
Цена за единицу, руб. |
Расход материала на изделие. |
Затраты на материал, руб. |
1. 2. 3. |
Ткань трикотажная. Нитки хлопчатобумажные. Ажурная лента. |
130 за 1 м 8 за 1 катушку 15 за 1 м |
1,5 м 1 катушка 2,50 м |
195 8 37,5 |
|
Итого: |
|
|
240 руб 50 коп |
6. План изготовления туники.
Составляю план своей работы (слайд № 9):
1) Подготовить выкройку.
2) Выкроить детали изделия с припусками на швы, по срезам и на подгибку низа – 1,5 см.
3) Выкроить подкройные обтачки шириной: 4 см. для спинки, 6 см. для переда.
4) Сметать изделие в следующей последовательности:
5) Выполнить примерку изделия.
6) Устранить дефекты после примерки.
7) Приметать подкройную обтачку (отвернуть на изнаночную сторону, выметать и проложить машинную строчку на расстоянии 7 мм от сгиба (способом «чисто вытачать» ).
8) Выполнить повторную примерку изделия.
9) Выполнить плечевые швы стачным швом вразутюжку.
10) Пришить у горловины концы припусков швов.
11) Выполнить боковые швы стачным швом вразутюшку.
12) Пришить у пройм концы припусков швов.
13) Срезать до 5 мм припуск на подгибку низа, обметать, заутюжить на изнаночную сторону и застрочить шириной шва 4 мм.
14) Выполнить декоративную отделку ажурной лентой.
7. Изготовление и проверка качества.
Я сошью изделие в соответствии с составленным планом изготовления, выполню каждую операцию, проверю качество работы после окончательной примерки.
III Заключение
Я достигла поставленной цели: разработала модель и сшила ее своими руками (слайд № 10). Я впервые почувствовала важность законченности порученного дела. На защите я представлю свое красивое изделие – модное, удобное в носке и простое в уходе. А летом я поспешу удивить своих подруг туникой, сшитой своими руками.
Работая над созданием плечевого изделия, я стала больше разбираться в современной моде; полагаясь на знания, полученные на уроках технологии, у меня закрепился навык шитья плечевого изделия. Хотя пошив одежды – кропотливое и трудоемкое занятие я всерьез задумалась: не открыть ли собственное ателье по пошиву одежды после окончания школы?
IV Список используемой литературы.
1. Евлампиева Е.В. «Шьем сами: От выкройки к готовому изделию», М., 2005год.
2. Жак Л. «Техника кроя», М., 2007 год.
3. Журнал «Бурда моден», 1989, №4, стр. 27; 1994, №6, стр.17-18, 22.
4. Полозова К. Д. «Одежда для молодежи», Алма- Ата «Казахстан», 1985год.
5. Симоненко В.Д. «Технология – 7», М, 2007 год.
Приложение 1
«Одежда римлян - туника»
Приложение 2
«Главный элемент военной одежды Рима- туника»
Приложение 3
«Модель 1»
Приложение 4
«Модель 2»
Приложение 5
«Модель 3»
Приложение 6
«Модель 4»
Приложение 7
«Основные детали кроя туники»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.