Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся
Оценка 5

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Оценка 5
Занимательные материалы +4
docx
физика +1
7 кл—11 кл +1
24.04.2017
Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся
Материал о различных видах творческих экспериментальных заданий, которые могут быть использованы учителем физики для ведения кружка, элективного курса или внеурочной работы с примерами конкретных заданий для обучающихся разных классов. Используются для развития познавательного интереса учащихся к систематическому и углубленному изучению школьного курса физики.документ Word
курсовой проект.docx
Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся Автор разработки: учитель физики МБОУ «Средняя  общеобразовательная школа №6» г.Канаш Николаева Татьяна Ивановна Содержание 1. Введение                                                             3 ­ 4 стр. Актуальность проекта Цель проекта Гипотеза Задачи проекта 2. Основная часть                                                 5 ­ 18 стр. Творческие экспериментальные задания как метод активизации  мыслительной деятельности учащихся Что следует понимать под творческой задачей? Основные достоинства творческих экспериментальных заданий Виды творческих экспериментальных заданий Экспериментальная проверка правильности выполнения творческого  задания Примеры творческих экспериментальных заданий, используемых на  уроке и во внеурочное время 3. Заключение                                                       19 ­ 20 стр. 4. Список использованной литературы          21 стр. Введение Знания по физике и другим естественным наукам необходимы людям не только для объяснения окружающего мира (свойств материальных объектов, закономерностей   их   изменения),   но   и   для   использования   в   практической деятельности. Именно поэтому в курсе физики рассматриваются не только сами   явления   природы,   но   и   многочисленные   примеры   применения физических знаний в науке, производстве, быту. Никто не может считать, что знает физику, если его знания сводятся лишь к умению излагать сущность физических явлений и закономерностей. Знать   физику   –   значит   уметь   применять   усвоенные   на   уроках   сведения   о физических явлениях и закономерностях для решения практических проблем. Сегодня   перед   школой   поставлены   задачи   формирования   нового человека,   повышения   его   творческой   активности.   Вооружая   знаниями, воспитать   интеллектуально   развитую   личность,   стремящуюся   к   познанию. Курс основной  школы должен приобрести  общекультурное  звучание, стать более значимым в формировании личности. Такой   взгляд   на   школьный   курс   выдвигают   на   первый   план   задачу интеллектуального   развития   и   прежде   всего   таких   его   компонентов,   как интеллектуальная   восприимчивость,   способность   к   усвоению   новой информации,   интеллектуальная   мобильность,   т.е   подвижность,   гибкость мышления. Именно эти качества являются существенной адаптацией человека к   быстро   меняющимся   условиям   реальной   жизни.   Преподавание   должно максимально   приблизиться   к   опыту   учащихся,  опираться   на  доступные   их пониманию ситуации, т.е. сформировать познавательный интерес у учащихся к предмету. Работая над формированием основных законов, физических понятий я  встала перед проблемой: как научить детей мыслить самостоятельно, а не просто запоминать услышанную информацию, как развить интерес учащихся к предмету. Объектом исследования является изучение роли эксперимента в  учебно­воспитательном процессе. Предмет исследования – это ученик школы, его способности и возможности. Цель исследования заключается в повышении эффективности учебно­ воспитательного процесса посредством разработки и использования на  уроках, а особенно во внеурочной деятельности, экспериментальных  творческих заданий для учащихся.  Гипотеза исследования состоит в предположении, что эффективность  процесса изучения предмета повысится, если: ­ отобран содержательный компонент экспериментального творческого  задания для учащихся; ­ определены функции, формы организации, методические приёмы, средства  экспериментально­исследовательской деятельности учащихся. Для реализации поставленной цели и в соответствии с выдвинутой  гипотезой были определены следующие задачи: 1. Подобрать литературу по данному вопросу; 2. Изучить методику поэтапной организации экспериментальной работы; 3. Разработать типы уроков (их элементы) или задания с применением данной  методики; 4. Проанализировать эффективность работы методики.  Для достижения поставленной цели использовались следующие методы:  ­ проводились внеурочные занятия в кружке «Творческий эксперимент» ­ в параллелях проводились уроки разного типа: в одном классе материал изучался   традиционными   методами,   в   другом   проводились   учениками творческие   эксперименты   или   на   уроке   присутствовали   элементы исследований.   Затем   анализировались   знания   учащихся,   полученные   на данных уроках. Сравнивалась эффективность уроков, проводилась рефлексия среди   учеников.   Если   учитель   владеет   методикой   проведения   уроков,   на которых экспериментальное задание играет главную роль и может применять её   на   практике   при   обучении   детей,   то   из   таких   учеников,   несомненно, формируется умелая и мыслящая личность. Основная часть О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещения дух, И опыт – сын ошибок трудных И гений – парадоксов друг. А.С.Пушкин Как­то на курсах повышения квалификации в 2007 году в г. Чебоксары  мною была приобретена книга «Творческие экспериментальные задания по  физике» для 7­8 классов издательства «Клио», которая стала одним из  главных подспорьев для меня. Она содержит экспериментальные задания с  описанием возможных вариантов решения. В ней подробно описаны  оборудование и материалы, необходимые для выполнения заданий. Эти  материалы могут быть использованы и для проведения физического  практикума.  С тех пор эта книга стала для меня настольной и использовалась мною при работе кружка «Творческий эксперимент», иногда и на уроках,  иногда для индивидуальных занятий с учащимися. Работа кружка была  оценена и в декабре 2009г. я была удостоена звания лауреата 3­го городского  фестиваля «Инновации в образовании ­ 2009» (диплом лауреата, приказ от  11.12.2009 г. № 406). Одна из важнейших задач учителя физики – развитие познавательного интереса учащихся к систематическому и углубленному изучению школьного курса   физики.   Для   школьников,   у   которых   интерес   к   физике   устойчив   и глубок, основной задачей учебной работы может быть развитие их творческих способностей.   Для   развития   творческих   способностей   учащиеся   должны встречаться   с   проблемами,   требующими   применения   полученных   знаний   в новых   условиях,   самостоятельного   открытия   неизвестных   им   законов   и закономерностей, изобретения оригинальных приборов и конструкций машин. При   поисках   путей   развития   творческих   способностей   школьников следует опираться на положение психологии, согласно которому способности не   только   проявляются,   но   и   создаются,   формируются   в   деятельности. Поэтому необходимо уделять внимание организации самостоятельной работы учащихся, имеющей творческий характер.  При преподавании физики я ставлю перед собой следующие цели: развитие у ребят   интереса   к   физике,   формирование   навыков   думать   (анализировать, сопоставлять, сравнивать и пр.), развитие творческих способностей каждого ученика. Выдающийся физик А. Эйнштейн высказал свою точку зрения на эту проблему словами: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Именно   интерес   ­   наиболее   действенный   мотив   учения.   Интерес является одним из важнейших стимулов к учению, познанию нового. Под его влиянием   развивается   интеллектуальная   активность,   совершенствуется память, обостряется работа воображения, восприятия, повышается внимание сосредоточенность.   Познавательный   интерес   определяет   положительное отношение ученика к учению в целом. Известно,   что   важным   средством   пробуждения   интереса   к   физике является   использование   приемов   занимательного   изложения   учебного   Занимательность   усиливает   эмоциональность   восприятия материала. информации,   служит   средством   сосредоточивания   внимания,   способствует запоминаю. С   целью   «внушить   охоту   и   воспитать   вкус»   к   изучению   физики замечательный   популяризатор   науки   Я.И.   Перельман   рекомендовал следующие приемы: 1. Положения науки иллюстрируются событиями современности. 2. Привлекаются примеры из техники. 3. Используются художественная литература, легенды, сказания. 4. Предполагаются различные фантастические ситуации: описание мира, в котором устранена сила тяжести или трения; рассмотрение последствий внезапного прекращения вращения Земли, изменение наклона ее оси. 5. Используются парадоксы. 6. Разбираются бытующие предрассудки. 7. Делаются неожиданные сопоставления. 8. Рассматриваются примеры, взятые из повседневной жизни. 9. Анализируются математические фокусы, подвижные и настольные игры и т.д. 10. Делаются экскурсы в область истории науки. Все эти приемы не потеряли актуальности и в наши дни; во многом они теперь   расширены   и   дополнены.   Ведь   разнообразие   применяемых   приемов занимательного изложения позволяет полнее учесть особенности мышления, опираясь на которые можно достичь лучших результатов в обучении физике. Развитие познания предполагает непрерывное взаимодействие эксперимента и теоретического   мышления.   Теоретическое   мышление   ­   это   научный   метод изучения природы. Ознакомление учащихся с методами научного познания ­ одна из важнейших целей школьного образования. Метод научного познания состоит из трех частей: 1. Теоретическое предсказание 2. Экспериментальная проверка гипотезы 3. Сравнение   теоретических   и   экспериментальных   данных, формулирование вывода. Одним   из   важных   концептуальных   положений   современной   методики является   эксперимент   –   не   только   как   средство   обучения,   но   и   объект изучения,   способ   освоения   экспериментального   метода   познания   природы. Ведь   после   того   как   выполнена   цепочка   логических   рассуждений,   опорой которых   служат   те   или   иные   положения   теории,  и   сформулирован   вывод, нужно   удостовериться   в   его   правильности,   т.   е.   проверить:   верен   он   или ошибочен   в   реальной   действительности.   Тут­то   на   сцену   и   выходит эксперимент. Он выступает в качестве критерии истины. Физический эксперимент – это наблюдение и анализ исследуемых явлений в   определённых   условиях,   позволяющих   следить   за   ходом   явления   и воссоздать его всякий раз при фиксированных условиях. Для развития школьников необходима система проблемно­познавательных задач творческого характера. Что следует понимать под творческой задачей? Это задача, в которой сформулировано   определенное   требование,   выполнимое   на   основе   знания физических   законов,   но   в   которой   отсутствуют   какие­либо   прямые   или косвенные   указания   на   те   физические   явления,   законами   которых   следует воспользоваться для решения этой задачи. В творческой задаче, прежде всего, необходимо найти принцип решения, в задаче же тренировочного характера принцип решения по существу уже содержится в ее условиях. В   большинстве   случаев   творческие   задачи   связаны   с   выполнением эксперимента   или   конструированием,   поэтому   их   естественно   называть заданиями. Большинство   творческих   экспериментальных   заданий   строится   так, чтобы в ходе решения ученик сначала высказал предположения, обосновал умозрительные   выводы,   а   потом   проверил   их   опытом.   Такое   построение вызывает у учеников большой интерес к заданиям и при правильном решении большое удовлетворение своими знаниями.  Из   числа   основных   достоинств   творческих   экспериментальных   заданий можно отметить следующее: 1. Как и всякий эксперимент, творческие экспериментальные задания в значительной мере способствуют повышению активности учащихся на уроках, развитию логического мышления, учат анализировать явления, заставляют   ученика   напряженно   думать,   привлекать   все   свои теоретические знания и практические навыки, полученные на уроках. Выполнение   творческих   экспериментальных   заданий   воспитывает   у учащихся   стремление   активно,   собственными   силами   добывать   знания, стремление к активному познанию мира. 2. Творческие   экспериментальные   задания   помогают   в   борьбе   с   Разбирая   творческие формализмом   в   знаниях   учащихся. экспериментальные   задания,   ученики   убеждаются   на   конкретных примерах,   что   их   школьные   знания   вполне   применимы   к   решению практических вопросов, что с помощью этих знаний можно предвидеть физическое   явление,   его   закономерности   и   даже   управлять   этим явлением.   Таким   образом,   книжные,   теоретические   положения приобретают реальный смысл. Выполнение   творческих   экспериментальных   заданий   способствует получению учениками прочных, осмысленных знаний, умению  пользоваться этими знаниями на практике, в жизни. 3. Самостоятельное творческих экспериментальных   заданий   способствует   активному   приобретению выполнение     учениками   умений и навыков исследовательского характера, развитию творческих способностей.   Здесь   им   приходится   не   только   составлять   план выполнения   задания,  но   и   определять   способы   получения   некоторых данных,   самостоятельно   собирать   установки,   отбирать   и   даже «конструировать» нужные приборы для воспроизведения того или иного явления. 4. Разбор творческих экспериментальных заданий воспитывает у учеников критический   подход   к   результатам   измерений,   привычку   обращать внимание   на   условия,   при   которых   производится   эксперимент.   На практике   они   убеждаются,   что   результаты   измерений   всегда приближенны, что на их точность влияют различные причины. Поэтому, производя эксперимент, необходимо устранять все вредные побочные явления. 5. Творческие   экспериментальные   задания   помогают   ученикам   лучше решать   расчетные   задачи.   Экспериментальные   творческие   задания   не имеют   всех   данных,   необходимых   для   решения.   Поэтому   ученику приходится   сначала   осмыслить   физическое   явление   или закономерность, о которой говорится в задаче, выявит, какие данные ему нужны, продумать способы и возможности их определения, найти и только   на   заключительном   этапе   подставить   в   формулу,   что   ученик делает уже вполне осмысленно. По   содержанию   творческие   экспериментальные   задания   могут   быть подразделены на следующие виды: 1. Задания,   в   которых   экспериментально   устанавливаются   или проверяются важнейшие соотношения физики. 2. Задания,   в   которых   учащиеся   знакомятся   с   методами   измерения физических величин. 3. Задания,   задачами   которых   является   исследование   физических характеристик различных природных объектов окружающего нас мира. 4. Задания,   в   которых   исследуются   физические   характеристики   и параметры материалов, приборов и технических устройств. 5. Задания по физико­техническому моделированию. 6. Задания по изучению «черных ящиков». Успех   выполнения   творческого   задания,   его   обучающее   и   развивающее значение   во   многом   зависит   от   того,   насколько   широким   будет   поиск, насколько   разнообразными   и   содержательными   окажутся   решения.  Но   для того,   чтобы   идеи   учащихся   отличались   разнообразием,   чтобы   ими   был затронут   большой   объем   физического   материала,   во   многих   случаях необходима   вводная   беседа,   в   ходе   которой   намечают   некоторые принципиально   возможные   пути   поиска,   обращают   внимание   учащихся   на принципиальную   возможность   использования   различных   физических   идей, законов, явлений. Подготовка учащихся к выполнению творческих заданий, осуществляемая   в   ходе   вводной   беседы,   особенно   необходима   на   первых порах применения таких заданий, пока учащиеся еще не освоились с методами и   особенностями   творческой   работы.   Размеры   и   характер   этой   помощи зависят от сложности задания и развития учащихся. Но помощь не должна носить характер подсказки, полностью устраняющей творческую работу. Экспериментальная   проверка   правильности   выполнения   творческого задания может быть осуществлена разными способами в зависимости от типа и содержания задания. 1. Решение   большинства   творческих   заданий   проверяется   путем непосредственного   измерения   искомой   величины   с   помощью соответствующих   приборов.   Для   уменьшения   погрешности   при измерениях необходимо использовать приборы нужной точности. 2. Решение   некоторых   творческих   заданий   проверяется   с   помощью другого   контрольного   опыта,   т.е.   измерение   искомой   величины проводится другим способом и другими приборами. 3. Решение   части   творческих   заданий   проверяется   по   таблицам   или паспортным данным, указанным на приборах. 4. Имеются   такие   творческие   задания,   решение   которых   контрольным опытом измерить в школьных условиях невозможно (например, задачи на определение коэффициента полезного действия, потерь тепла и др.). При выполнении таких заданий полезно обсудить с учениками влияние различных условий на результат опыта. Завершающая   часть   работы   над   творческим   заданием   –   коллективное обсуждение   итогов   его   выполнения   или   анализ   результатов.   Для   этого отбирают самые оригинальные, интересные работы, в которых использованы принципиально различные идеи решения или различная методика выполнения. Обсуждают также работы, содержащие поучительные ошибки. В результате обсуждения выявляют лучшее из решений. Различные   виды   творческих   заданий   в   своей   совокупности   позволяют широко варьировать содержание творческих заданий и степень их сложности. Это дает возможность учитывать разнообразные интересы учащихся и уровень их подготовки. Экспериментальный   метод   дает   возможность   установить   причинно­ следственные   связи   между   явлениями,   а   также   между   величинами, характеризующими свойства тел и явлений. Он дает возможность выяснить кинематику,   динамику   процессов   и   их   энергетическую   сущность. Основоположник   отечественной   науки   М.В.   Ломоносов   отмечал:   «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением». На   экспериментальном   уровне   идет   процесс   накопления   фактов, информатизации   об   исследуемых   явлениях,   проводятся   наблюдение, измерения,   сравнения,   ставятся   эксперименты,  формируются   и   вводятся   в научный   обиход   понятия,   производится   систематизация   знаний   и формулируются экспериментальные законы. Под экспериментом понимают научно поставленный опыт, т.е. наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, позволяющих следить за его ходом и воссоздавать каждый раз при повторении тех же условий. Эксперимент составляет важную сторону практики. С его помощью наука в   состоянии   не   только   объяснить   явления   материального   мира,   но   и непосредственно   овладеть   ими.   Поэтому   эксперимент   является   одним   из главных   средств   связи   науки   с   производством.   Эксперимент   является средством исследования и изобретения новых приборов, машин, материалов и процессов   в   промышленной   технике.   Он   является   важнейшим   средством проверки   годности   технических   проектов   и   усовершенствования технологических процессов. Эксперимент   является   одновременно   источником   знаний,   методом обучения и средством активизации познавательной деятельности учащегося. Отражение экспериментального характера физической науки я осуществляю посредством   широкого   использования   различных   видов   эксперимента ­ демонстрационных   опытов,   иллюстративных   заданий   (опыты), внеклассных   и   домашних   опытов, экспериментальных   исследовательских   заданий   (изобретение   устройства),   лабораторных   работ, задач, физического практикума. Учебная   деятельность,   направленная   на   усвоение   знаний,   имеет   важное значение   для   формирования   личности   ученика,   его   интеллектуального   Необходимым   условием   успешности   обучения   является развития. сосредоточенность   ученика.   Нередко   недопонимание,   плохое   запоминание объясняются   не   плохой   сообразительностью,   не   плохой   памятью,   а недостатком внимания. Творческое экспериментальное задание в преподавании физики вызывает включение всех факторов привлечения внимания. Оно может ставится как для   всего   класса,   так   и   для   отдельных   учащихся.   Значительная   часть учащихся, особенно мальчиков, имеет рано пробудившийся интерес к технике вообще. Поэтому появление на демонстрационном столе любых технических устройств в виде приборов демонстрационного эксперимента привлекает их внимание. Психологи   отмечают,   что   сложный   зрительный   материал   запоминается лучше,   чем   его   описание.   Поэтому   демонстрация   опытов   запечатлевается лучше,   чем   его   рассказ   учителя   о   физическом   опыте.   Демонстрационный эксперимент   я   использую   в   основном   при   объяснении   нового   материала. Например: Пример   1.   Так   при   изучении   темы   «Давление   жидкостей   и   газов» демонстрируются   явления   наличия   давления   жидкостями   и   газами, существование атмосферного давления и его изменения с высотой, плавание тел;   изучаются   устройство   и   действие   приборов   для   измерения   давления (барометров ­   ртутного   и   анероида,   манометра),   применения   в   технике (насосы, гидравлический пресс, сообщающие сосуды). Также   при   изучении   новой   темы   я   предлагаю   выполнить экспериментальные задания и на их основе самим сделать выводы. В этом случае учащиеся выполняют эксперимент по плану. Пример такого плана: 1. Уяснение цели эксперимента. 2. Формулировка   и   обоснование   гипотезы,   которую   можно   положить   в основу эксперимента. 3. Выяснение условий, необходимых для достижения поставленной цели эксперимента. 4. Планирование эксперимента, включающего ответ на вопросы:  какие наблюдения провести  какие величины измерить  приборы и материалы, необходимые для проведения опытов  ход опытов и последовательность их выполнения  выбор формы записи результатов эксперимента 5. Отбор необходимых приборов и материалов 6. Сбор установки. 7. Проведение   опыта,   сопровождаемое   наблюдениями,   измерениями   и записью их результатов 8. Математическая обработка результатов измерений 9. Анализ результатов эксперимента, формулировка выводов. Пример   2.   В   7­ом   классе   перед   изучением   понятия   скорости   учащимся предлагают   пронаблюдать   за   движением   стеаринового,   пластилинового   и свинцового шариков в стеклянных трубках с водой (внутренний диаметр 7­8 мм,   длина   свыше   200   мм).   При   выполнении   задания   учащиеся руководствуются указаниями, которые им даются либо в письменном виде, либо   устно  (в  этом   случае   каждое   следующее   задание   учитель   предлагает после выполнения предыдущего). План проведения эксперимента: 1.   Одновременно   расположите   трубки   с   пластилиновым   и   свинцовым шариками   вертикально   так,   чтобы   в   начальный   момент   времени   шарики оказались   вверху.   Наблюдайте   за   движением   шариков.   Опыт   проделайте несколько раз. 2. Ответьте на вопросы: 1) Чем отличаются движения шариков? 2) Какой из шариков движется быстрее? Какой медленнее? 3.   Одновременно   расположите   трубки   с   пластилиновым   и   стеариновым шариками вертикально так, чтобы пластилиновый шарик оказался вверху, а стеариновый внизу. Сравните движения шариков. 4. Ответьте на вопросы:  1) Чем отличаются движения шариков?  2) Какой из шариков движется быстрее? Какой медленнее?  3) Чем отличаются движения шариков в первом и во втором опытах?  4) Какой из шариков движется быстрее — стеариновый или свинцовый?  5) Какой из трех шариков самый быстрый? Самый медленный?  6) Ответы на четвертый и пятый вопросы еще раз (проверьте опытом). В результате выполнения опытов, их анализа на основе сравнения учащихся подводят к понятию скорости. У   учащихся   7­8   классов,   повышенно   деятельных   и   эмоциональных, стремящихся к конкретным практическим делам, большой интерес вызывает использование   хорошо   подготовленных   демонстрационных   опытов   и самостоятельный эксперимент, выполнение домашних опытов и наблюдений, а также   решение   заданий   иллюстрирующих   применение   на   практике приобретаемых на уроках знаний. В   8   классе   при   изучении   темы   «Способы   теплопередачи   учащиеся   с интересом решают задачи типа:  Как в жаркий летний день в полевых условиях сохранить холодной воду в сосуде?  Как поступить, чтобы быстрее охладить молоко: поставить кастрюлю с молоком на лед или положить лед на крышку кастрюли? Особенно большую активность и самостоятельность проявляют учащиеся старших классов при решении экспериментальных задач. Данные для решения экспериментальных   задач   получаются   из   опыта   непосредственно   на демонстрационном   столе   учителя   или   путем   физических   измерений, произведенных самими учащимися. Преимущество экспериментальных заданий перед текстовыми заключается прежде всего в том, что экспериментальные задания не могут быть решены формально, без достаточного осмысления физического процесса. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс   и   результат   деятельности,   но   и   на   протекание   психических процессов ­   мышления,   воображения,   памяти,   внимания,   которые   под влиянием   познавательного   интереса   приобретают   особую   активность   и направленность. Среди экспериментальных заданий можно выделить такие, которые носят в известной   мере   исследовательский   характер   и   требуют   от   учащихся максимальной самостоятельности. Один из таких заданий ­ это изобретение или создание самим учеником какого­либо устройства. При этом поисковая деятельность   школьника   совершается   с   увлечением,   он   испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Пример 3. После прохождения тем «Архимедова сила» и « Условия плавания тел» в 7 классе можно предложить такое задание. Из куска доски изготовить  модель плота определенной грузоподъемности. Рассчитать размеры плота,  чтобы он не затонул. Оборудование: небольшая дощечка, ножовка, набор гирь, линейка измерительная.  Ребята предлагают возможное решение: 1. Нужно определить грузоподъемность, или подъемную силу плота Fпод  равную разности между выталкивающей силой, действующей на  погруженный в воду плот, и его весом Рпл: Fпод = Fвыт ­ Рпл. 2. Выталкивающая сила равна равна весу воды, вытесненной плотом при  его полном погружении. 3. Масса этой воды m = ρвVпл 4. Вес ее (в Н) Рпл = Fвыт = ġ ρвVпл.  5. Вес этого плота Рпл= ġ ρдVпл.  6. Таким образом,  Fпод= ġ ρвVпл ­ ġ ρдVпл = ġVпл(ρв ­ ρд). Fпод 7. Следовательно, объем плота V = ġ(ρв−ρд) .  8. Изготовив плот по вычисленному объему, проверяется  грузоподъемность полученного плота. Ребята на опыте убеждаются в  том, что после того, как на плот кладется дополнительный груз, плот  тонет. Они очень радуются тому, что у них  все получилось. В 7 классе при изучении темы «Давление» можно предложить собрать модель фонтана. А в 9 классе при изучении темы «Колебания и волны» мастерят игрушки маятники с использованием дисков. Пример 4. В 7 классе на обобщающем уроке по теме «Основы МКТ» могут быть предложены следующие задания: 1. Определите   экспериментально   размеры   малых   тел.   Оборудование: линейка, монеты. 2. Определите   экспериментально   объем   тел   правильной   формы. Оборудование: линейка, кубики и параллелепипеды. 3. Определите экспериментально плотность тела неправильной формы. Из чего сделано это тело? Оборудование: весы, тело неправильной формы, мензурка с водой, таблица плотностей. Выполнение   учащимися   опытов   и   наблюдение   в   домашних   условиях является   важным   дополнением   ко   всем   видам   экспериментальных   и практических работ. Особое значение домашние опыты и наблюдение имеют для   развития   познавательного   интереса   и   творческих   способностей школьников, для формирования у них экспериментальных умений и навыков. Роль домашнего эксперимента особенно велика при формировании понятий, где необходима опора на конкретный материал, на чувственное восприятие предметов и явлений. Домашние опыты и наблюдения, проводимые учащимися: 1. Дают возможность расширить область связи теории с практикой; 2. Развивают интерес к физике и технике; 3. Рождают   творческую   мысль   и   развивают   способность   к изобретательству; 4. Приучают учащихся к самостоятельной исследовательской работе; 5. Вырабатывают   у   них   наблюдательность,   внимание,   настойчивость   и аккуратность; 6. Дополняют   демонстрационный   эксперимент   учителя   и   классные лабораторные работы тем материалом, который не может быть получен в классе 7. Приучают учащихся к сознательному труду. Например,   в   7   классе   я   предлагаю   выполнить   дома,   следующие экспериментальные задания: 1. Воспользовавшись   клетчатой   бумагой,   определите   площадь   своей ступни. 2. Измерьте толщину листа бумаги в учебнике при помощи линейки 3. Определите массу воды, молока, подсолнечного масла в заполненном доверху стакане. Объем мерного стакана 200 см3. Экспериментальные   задания   иллюстрирующие,   применение   на   практике приобретаемых на уроках  знаний, я в основном использую для обобщения изученного материала по ряду тем или разделу. Стараюсь выбрать задания, которые требуют от учащихся умения выполнять ряд мыслительных операций и   практических   действий:   сравнение,   нахождение   сходства   и   различия, преимуществ и недостатков в приемах работы с приборами, аппаратами и т.д. При   выполнении   таких   заданий   дети   работают   в   группах  ­   это   создает возможность для диалога между участниками, а это в свою очередь развивает умение  не  только  говорить, но  и  быть  понятным,  доказательно  отстаивать свою позицию. Заключение Таким   образом,   изучив   методику   творческих   экспериментальных заданий и ее применение на уроках физики и во внеурочное время, я пришла к выводу,   что   творческий   эксперимент   является   чуть   ли   не   самой   важной частью   любого   урока,   тем   более   внеурочной   деятельности.   Все вышеперечисленные формы эксперимента оправдывают себя. Так, например, изложенная   методика   решения   экспериментальных   задач   с   помощью логических схем даёт такие результаты: за один урок ученик решает обычно от 3 до 7 задач. Примерно от 40 до 60 % учащихся в классе получают хорошие и   отличные   оценки,   а   учитель   только   управляет   учебно­воспитательной работой, её дифференциацией на основе учёта особенностей ребят.  Как   правило,   далеко   не   все   ученики   любят   выполнять   домашние задания.   Если   же   домашний   эксперимент   можно   выполнить   с   помощью подручных средств, то % выполнения такой работы достигает в среднем у 95% учащихся. Кроме этого, у ребят возникает множество вопросов после выполнения   домашнего   творческого   экспериментального   задания,   а   это значит, что возрастает их интерес к предмету. Творческое экспериментальное задание позволяет ещё раз повторить изученный материал, обратить внимание на вопросы вызывающие затруднения и разобраться в них. При использовании лаборатории L – микро ученик на лабораторной работе получает не набор приборов,   а   тематический   комплект,   который   позволяет   выбирать эксперимент   по   объявленной   теме   самостоятельно.   Это   даёт   свободу творчества обучающемуся, учитель же, в свою очередь, получает возможность реализовать любые методы и приёмы, любой уровень дифференцированного подхода к учащимся. В результате всего этого материал усваивается лучше, качество. повышается успеваемость,     растёт   Я   считаю,   что   если   учитель   в   преподавании   физики   пользуется экспериментальным   методом,   при   котором   учащиеся   систематически включаются в поиски путей решения вопросов и задач, то можно ожидать, что результатом   обучения   будет   развитие   разностороннего,   оригинального,   не скованного   узкими   рамками   мышления.   А это   путь   к   развитию   высокой интеллектуальной активности обучаемых. У   каждого   времени   свой   путь   к   познанию.   У   нашего   ­   личностный, творческий.   Школьники   хотят   учиться   на   демократической   основе.   И   на помощь приходит общение. Общение ­ это урок Сотворчества, совместного мышления, партнерства, урок Свободы. Уверена, что путь от сердца к сердцу, от души к душе можно проложить на основе искренности, взаимодоверия. Убеждена,   что   любая   педагогическая   концепция   может   быть   воплощена   в жизнь   при  одном   главном  условии:   любить  детей   и  принимать   их  такими, какие они есть! Идут   дни,   месяцы,   годы,   но   дети   всегда   остаются   детьми,   и   задача учителя (значит, и моя задача) ­ стать им другом, раскрыть богатство их душ. Школа ­   самая   удивительная   лаборатория,   потому   что   в   ней   создается будущее! Список использованной литературы: 1. Ю.Я.Иванов. Творческие экспериментальные задания по физике для 7­8 классов. – Чебоксары: «Клио», 2003. – 97с. 2. А.В. Усова. Избранное. — Челябинск: ЧГПУ, 2000. 3. Л.А. Иванова. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. — Москва: Просвещение, 1983. 4. Н.М. Зверева. Активизация мышления учащихся на уроках физики. — Москва: Просвещение, 1980. 5. Методика преподавания физики в 7­8 классах средней школы. // Под ред. А. В. Усовой. — Москва: Просвещение, 1990. 6. М.С. Павлова. Физический эксперимент – способ развития творческого мышления //Физика в школе, 2006, №1 – с 14 – 20. 7. Э.М.   Браверман.   Самостоятельное   проведение   учениками экспериментов //Физика в школе, 2000, №3 – с 43 – 46. 8. Ресурсы Интернет.

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной деятельности учащихся

Творческие экспериментальные задания как метод активизации мыслительной  деятельности учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017