Творческий отчет «Русские народные игры как основной источник нравственного воспитания детей»
Оценка 4.9

Творческий отчет «Русские народные игры как основной источник нравственного воспитания детей»

Оценка 4.9
docx
02.11.2021
Творческий отчет «Русские народные игры как основной источник нравственного воспитания детей»
творческий отчет (1).docx

                                                                          Творческий отчет

«Русские народные игры как основной источник нравственного воспитания детей»

Актуальность темы:

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребѐнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всѐм и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть...

 

Знакомя детей с народными играми, мы возрождаем добрую традицию, передаѐм опыт старшего поколения. В народной игре есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.

 

В процессе наблюдения за игровой деятельностью детей выяснилось, что у дошкольников имеются затруднения в формировании гендерной, семейной принадлежности, а так же формированию патриотических чувств.

 

Гипотеза

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, с русскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

Исходя из гипотезы поставлена цель педагогической деятельности: - Формирование патриотического воспитания у детей дошкольного возраста посредством русских народных игр.

В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи:

-   Разработать перспективный план по формированию патриотического воспитания у детей дошкольного возраста посредством русских народных игр.

-    Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями

-     Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

Работа по достижению поставленной цели предполагает три этапа:


1. Этап. Подготовительный 2014-2015 уч.год

-Изучение литературы по тематике

-           Разработка               диагностического                    инструментария                    в        соответствии                 с диагностикой Н.Е.Вераксы.

-Разработка анкет для родителей

-Разработка перспективного плана

 

Задачи развития детей:

Средняя группа

Старшая группа

·        Формирование личностного отношения к соблюдению моральных норм:

взаимопомощи, сочувствия.

·        Продолжать работу по формированию доброжелательных

взаимоотношений между детьми, учить коллективным играм, правилам

взаимопомощи.

·        Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным,

смелым, учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

·        Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми; привычку сообща

играть, трудиться, заниматься; стремления радовать старших хорошими поступками; умения самостоятельно находить общие интересные занятия.

·        Воспитание уважительного отношения к окружающим. Формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость,

умение оценивать сои поступки и поступки сверстников.

·        Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

·        Побуждать к использования в речи фольклора (пословиц, поговорок, потешек и т.д.)

На основе этих задач я составила перспективный план работы по развитию нравственного воспитания детей дошкольного возраста, благодаря которому смогла распределить материал таким образом, чтобы учесть возрастные и индивидуальные особенности детей, а также охватить разделы образовательных областей.


Ежегодно изучала уровень развития детей с использованием следующих показателей и критериев

 

 

Показатели:

Критерии

Высокий -3 балла

Средний-2 балла

Низкий-1балл

1. Проявляет стойкий интерес к

двигательной

деятельности; активно действует в игровой ситуации

Самостоятельно выполняет

Выполняет с помощью взрослого

Не выполняет

2.С интересом участвует в мероприятиях группы, проявляет инициативу.

Самостоятельно выполняет

Выполняет с помощью взрослого

Не выполняет

3.Замечает эмоциональное состояние других детей, проявляет

сострадание, желание содействовать, интересуется причиной

переживаний.

Замечает самостоятельно

Замечает с помощью взрослого

Не замечает

4.Проявляет эмоциональное отношение к героям сказок, называет положительных и отрицательных героев.

Называет самостоятельно

Называет с помощью взрослого

Не называет

5.Соблюдает основные правила поведения в

бытовых ситуациях, в свободной

деятельности, замечает нарушения правил и норм

другими детьми.

Соблюдает самостоятельно

Соблюдает с помощью взрослого

Не соблюдает

6.Знает некоторые игры, игрушки, произведения фольклора народов разных

национальностей.

Называет самостоятельно

Называет с помощью взрослого

Не называет


 

Показатели:

Критерии

Высокий-3 балла

Средний-2 балла

Низкий-1 балл

1. Проявляет сочувствие

(отзывчивость) ко всем близким, родственникам и

работникам детского сада

Самостоятельно проявляет

Проявляет с помощью взрослого

Не проявляет

2.Знает название страны, города, в котором живет, государственную символику

Самостоятельно называет

Называет с помощью взрослого

Не называет

3.Знаком с некоторыми народными праздниками, национальными костюмами

Называет самостоятельно

Называет с помощью взрослого

Не называет

4.Знаком с русскими народными играми и играми народом мира.

Называет самостоятельно

Называет с помощью взрослого

Не называет

5.Знаком с понятием

«Народное искусство», «Виды и

жанры народного искусства»

Называет самостоятельно

Называет с помощью взрослого

Не называет

6.Огранизовывает самостоятельно некоторые подвижные игры, использует

атрибуты

Организовывает самостоятельно

Организовывает с помощью взрослого

Не организовывает

7.Знает правила поведения в

общественных местах, умеет использовать в речи фольклора (пословицы,

поговорки, потешки)

Называет самостоятельно

Называет с помощью взрослого

Не называет


2 Этап. Основной 2015-2017 уч.год

 

Апробация системы работы по теме самообразования

2.1   Решение первой задачи

-   повышение профессиональной компетенции.

 

-внедрение системы работа (разработка и реализация перспективных планов по работе с детьми и род, оформление уголков)

-распространение опыта выступление на педсовете по теме самообразования

-информирование общественности (работа на сайте), оформление стенда

«Для вас родители»

2.2   Дети:

-НОД- занятия по образовательным областям «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

-Совместная деятельность (режимные момент: в беседах, подвижных играх.) Тематические досуги, развлечения, д/игры, театрализованная деятельность.

-         Самостоятельная                  деятельность                детей-           рассматривание                 тематических альбомов, иллюстраций, настольно печатные игры, сюжетно ролевые.

2.3   Работа с родителями

-Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах нравственного воспитания (выступ на род собрании, консультации для родителей, индивидуальные беседы, памятки, буклеты)

-Вовлечение родителей в воспитательно- образовательный процесс (досуги конкурсы, экскурсии,)

 

При решении поставленных задач применяла следующие методы (словесный, наглядный, практический) и приѐмы: беседы, рассматривание иллюстраций, слушание музыки, чтение художественной литературы.

 

 

Дидактические игры, упражнения на развитие эмоций                                                     Взаимодействие

со специалистами                            Анкетирование                        «Адаптация               ребѐнка            к       ДОУ»

«Методы воспитания в семье» «Семейные традиции»

Выступления на методических объединениях ДОУ                                             Родительские собрания «Семейные традиции» «Нравственное воспитание в семье» потешки, песенки, заклички, прибаутки

Чтение и обсуждение сказок, иллюстраций Проект «Пасхальная неделя»

Индивидуальная работа                                                Папки передвижки «Пасху встречаем», выставка работ по теме «Как научить ребенка играть», «русские народные игры», «Картотека игр»

Самостоятельная деятельность                                                  Консультации (очные, заочные, индивидуальные) «Как воспитать маленького патриота», «Уроки вежливости», «Как научить ребенка играть» и т.д..


Следующим этапом работы было создание предметно - развивающей среды: Уголок художественно эстетического творчества.

В процессе художественной деятельности дети получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и самосовершенствования своих творческих способностей. Развивается эмоциональная сфера ребѐнка, умение изображать разное настроение, умение общаться со сверстниками, распределять роли между собой, соблюдать правила.

Спортивный уголок

Еѐ психологическая направленность заключается в снятии мышечного напряжения, выходе агрессии, развитии крупной моторики, ориентировке пространстве, умение соблюдать правила и работать в команде, в эмоциональном подъѐме.

Уголок патриотического воспитания.

Размещены материалы: «Семья», «Народные промыслы», «Москва – столица нашей Родины», «Ханты - Манси» и др. Благодаря этому материалу у детей развиваются все познавательные процессы, умения рассуждать и испытывать гордость за свою Родину.

Уголок сюжетно-ролевых игр.


3 этап. Заключительный 2016 - 2017 уч. год

3.1   Мониторинг развития игровой деятельности детей.

3.2   Опрос родителей

 

 

Результаты диагностирования показаны в диаграмме.

 

100%

 

80%

 

низкий уровень

средний уровень высокий уровень

 
60%

 

40%


20%

 


0%

II младшая группа


средняя группа      старшая группа


 

 

 

Таким образом, наблюдается положительная динамика формирование патриотических качеств по средствам игровой деятельности.

 

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов

-        В группе создана специальная среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;

-      Разработаны перспективные планы по приобщению к истокам русской народной культуры;

-            Составлена   картотека:   русских   народных,   хороводных,   малоподвижных, подвижных игр;

-          В   уголках  для   родителей  постоянно  помещается   материал  по   народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам;

-     У детей появился интерес к изучению русской народной культуры;

-     Сформировался необходимый минимум исторических знаний;

-         Познакомили детей с народными  играми,  народным календарѐм,  основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа:

-     Возросло желание детей изучать фольклор, играть в русские народные игры;

-     Развивали координацию движений, мышечный тонус, артистические умения;

-     Развивали инициативу, организаторские и творческие способности;

-     Воспитывали любовь к Отечеству, уважение к предкам;

-       «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...» становится ближе, понятнее детям.


 

Литература

 

1.                 М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного младшего школьного возраста: Практическое пособие.- М.: Айриспресс, 2003 г.

2.              О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПБ.: Детство-Пресс, 2004 г.

3.            Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Авт. Сост. Л. С. Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. СПБ.:

«Детство-Пресс», 2004 г.

4.             Народный календарь-основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План—программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учереждений/ Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н. и др. СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

5.               Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусство, ремеслами, бытом в музее детского сада. СПБ.: «Детство-Пресс», 2004 г.

6.              Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005 г.


 

7.             

Творческий отчет «Русские народные игры как основной источник нравственного воспитания детей»

Творческий отчет «Русские народные игры как основной источник нравственного воспитания детей»

Этап. Подготовительный 2014-2015 уч

Этап. Подготовительный 2014-2015 уч

Ежегодно изучала уровень развития детей с использованием следующих показателей и критериев

Ежегодно изучала уровень развития детей с использованием следующих показателей и критериев

Показатели: Критерии

Показатели: Критерии

Этап. Основной 2015-2017 уч

Этап. Основной 2015-2017 уч

Следующим этапом работы было создание предметно - развивающей среды:

Следующим этапом работы было создание предметно - развивающей среды:

Заключительный 2016 - 2017 уч

Заключительный 2016 - 2017 уч

Литература 1.

Литература 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021